История развития статистики как науки

Слово «статистика» имеет латинское происхождение (от status —состояние). В средние века оно означало политическое состояние государства. В науку этот термин введен в XVIII в. немецким ученым Готфридом Ахенвалем. Собственно как наука статистика возникла только
в XVII в., однако статистический учет существовал уже в глубокой древности. Так, известно, что еще за 5 тыс. лет до н. э. проводились переписи населения в Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала разных стран, велся учет имущества граждан в Древнем Риме, затем — населения, домашнего имущества, земель в Средние века.

У истоков статистической науки стояли две школы — немецкая описательная и английская школа политических арифметиков.

Представители описательной школы стремились: а) систематизировать существующие способы описаний государств; б) создать теорию такого рода описаний, разработать их подробную схему; в) вести описание только в словесной форме, без цифр и вне динамики, т. е. без отражения особенностей развития государств в те или иные периоды, а лишь на момент наблюдения. Видными представителями описательной школы были Г. Конринг (1606—1661), Г. Ахенваль (1719—1772), А. Бюшинг (1724—1793) и др.

Со своей стороны, политические арифметики ставили целью изучать общественные явления с помощью числовых характеристик (меры веса
и числа). Тем самым они увеличили арсенал статистических методов, способствовали возникновению статистики как теории статистического учета. Политические арифметики видели основное назначение статистики в изучении массовых общественных явлений, осознавали необходимость учета в статистическом исследовании требований закона больших чисел, поскольку закономерность может проявиться лишь при достаточно большом объеме анализируемой совокупности. Школа политических арифметиков имела два направления: демографическое — Д. Граунт (1620—1674), Э. Галлей (1656—1742), статистико-экономическое — глава школы В. Петти (1623—1687). История показала, что последнее слово
в статистической науке осталось именно за школой политических арифметиков.

В XIX в. получило развитие учение бельгийского статистика А. Кетле, основоположника учения о средних величинах.

Прогрессу статистической методологии в этом столетии способствовали работы представителей английской математической школы, в России — труды земских статистиков.

Развитие статистической науки, расширение сферы практической статистической работы привели к изменению содержания самого понятия «статистика». В настоящее время данный термин употребляется в трех значениях:

1) под статистикой понимают отрасль практической деятельности, которая имеет своей целью сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных о самых различных явлениях общественной жизни (в этом смысле «статистика» выступает как синоним словосочетания «статистический учет»);

2) статистикой называют цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-то показателя;

3) статистикой называется отрасль знания, особая научная дисциплина и соответственно учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях.




Предмет и метод социальной статистики

Каждая наука обладает рядом существенных специфических особенностей, отличающих ее от других наук и дающих ей право на самостоятельное существование как особой отрасли знаний. Главная особенность любой науки заключается, прежде всего, в предмете познания, представляющим собой совокупность определенных явлений, предметов, вещей или определенных существенных их свойств, характерных черт. Явлениям общественной жизни присущи количественные характеристики, между ними существуют определенные количественные соотношения. Эти соотношения и характеристики непрерывно изменяются, изменяются размеры явлений, количественные соотношения как между явлениями, так и между признаками одного и того же явления.

Эта количественная сторона общественных явлений и составляет предмет познания статистической науки, изучающей не количество как таковое, а количество в связи с его качественным содержанием. Специфику предмета статистики определяет то, что основные понятия (категории) статистической науки связаны с качественной стороной общественных явлений.

Таким образом, предметом социальной статистики является количественная сторона общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной или содержанием, а также количественное отражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места
и времени. Свой предмет статистика изучает при помощи своего специфического метода. Метод статистики — целая совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет. Она включает
в себя три группы собственно методов: метод массовых наблюдений, метод группировок, метод обобщающих показателей.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: