К практической части занятия

Все занятия по формированию речи надо обязательно начинать со снятия полного мышечного напряжения – это необходимое условие для работы над голосом и речью.

Соблюдать при работе принцип последовательности: начинать надо с простейшего и переходить к более сложному, медленно, без усилий и утомительного напряжения, без ставки на достижение быстрого результата.

Тренировкой речевого аппарата и предречевой подготовкой заниматься по 8-10 минут, не более. Из состояния расслабления выводить строго по формуле (см. упр. 12). Не торопить обучаемых, не говорить громко, исключить яркий свет.

Каждое упражнение повторять 4-5 раз, только после полного усвоения одного упражнения переходить к другому.

При выполнении упражнения обязательно поставить к нему задачу, спокойно объяснить словами, затем показать. При выполнении упражнения обязательно морально поддерживать обучаемых: похвалить, поблагодарить и т.д.

Постоянство и систематичность – необходимое условие в работе над техникой речи. Разумная, упорная последовательность поможет достигнуть хороших результатов. Снова и снова повторяйте упражнения, но делать это надо осмысленно, а не механически. Наша цель – достичь сознательного регулирования речевой деятельности и речевого поведения.

Соблюдайте правила гигиены и профилактики голоса во время занятий: не переутомляйте обучаемых, занятия проводите в чистом помещении. «Сдваивать» занятия нельзя.

Сохраняйте с начала до конца занятия комфортный фон обучения, отметки не выставлять! Работаем по игровой системе отслеживания.

Упражнения вводить не все сразу сначала и до конца, а рассредоточенно, малыми порциями, следить при этом за самочувствием.

 

Подготовительный этап

 

Упражнения на расслабление мышц шеи (все движения головой выполнять спокойно, медленно, при максимальном расслаблении мышц):

Упражнение 1. Медленные наклоны головы вперед и назад 5-10 раз.

Упражнение 2. Медленные повороты головы вправо-влево 5-10 раз.

Упражнение 3. Медленные круговые движения головой вправо, потом влево 5-10 раз в каждую сторону.

 

Упражнения для лица: изобразить на лице проявление различных эмоций: страха, удивления, обиды и т.д. (учителю кратко объяснить ситуацию). Например, представьте себе, что вы получили неожиданно письмо от друга, которое удивило вас, огорчило вас и т.д. Или: представьте, что вы вышли из темного помещения на яркое солнце. Зажмурьтесь! Крепче! (3-4 секунды). А теперь расслабьте веки, оставляя их приоткрытыми.

 

Вибрационный массаж

Техника массажа: энергично постукивать пальцами обеих рук:

По лбу с произнесением звука /м /, мычание;

По крыльям носа с произнесением звука /м /;

По верхней губе с произнесением звука /в /;

По нижней губе с произнесением звука /з /;

По верхней части груди с произнесением звука /ж /;

По нижним частям грудной клетки справа и слева на звуке /м /;

По спине справа и слева на звуке /м /.

Массаж проводить стоя. После массажа сделать 5-10 медленных спокойных вдохов и выдохов.

Дыхание

Постановка речевого дыхания сводится к развитию диафрагмально-реберного типа дыхания. Для овладения им тренируют все мышцы, участвующие в дыхательном процессе: диафрагму, брюшные мышцы, дыхательные мышцы грудной клетки.

Дикция – это четкое, правильное произношение гласных и согласных звуков, сочетаний их в словах и фразах. С этой целью тренируется речевой аппарат: губы, язык, челюсти, зубы, небо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зев), голосовые связки на основе:

пластических гимнастик;

артикуляции звуков, их сочетаний;

скороговорок;

стихотворных текстов.

Постановка голоса зависит от речевого дыхания и дикции. Умение пользоваться резонаторами: верхним (черепная коробка, полости рта и носа), нижним (грудная клетка). На укрепление голоса направлено и лечение гласными звуками (по методике доктора медицинских наук И. П. Сапненко):

ангины: И-И-И-И-И… начинать с низкого звука (на одном уровне), заканчивать все выше и выше, насколько хватит дыхания;

желудка: О-У-И-О-У-И… 6-8 секунд, 5-6 раз;

головной боли: А-У-А-У-А-У… 4-5 секунд, 11-12 раз;

кишечника: МУ-МУ-МУ… 9-10 секунд, 11-12 раз;

почек: О-У-Э-О-У-Э…больше 10 секунд произносить с напряжением мышц шеи.

 

Упражнения для челюстей

1. Нижнюю челюсть энергично и плавно опустить вниз, затем вернуть в исходное положение.

2. Нижнюю челюсть выдвинуть вперед, затем вернуть в исходное положение.

3. Нижнюю челюсть опустить вниз, сдвинуть влево, затем вправо, опустить вниз. Сделать круговой поворот.

 

 

Упражнения для губ

Губы вытянуть трубочкой вперед, затем растянуть в стороны, челюсти сжать.

Губы выдвинуть трубочкой вперед, проделать круговое движение сначала в одну сторону, затем в другую.

Губы вытянуть трубочкой и произвести движение вправо, вверх, влево, вниз, челюсти сжать.

 

 

Упражнения для языка

Открыть рот, кончик языка поднять к верхним губам и опустить вниз.

Упражнение проделывать 5-6 раз. На первых порах использовать зеркало.

 

 

Тренируем дыхание

 

Умеем ли мы правильно дышать? «Естественно, - скажет каждый, - ведь мы дышим всегда, непрерывно, дышим даже когда спим!» В данном случае имеется в виду, конечно, физиологическое дыхание, свойственное каждому живому организму.

Но для всех говорящих представляет интерес дыхание иного типа – речевое, или фонационное. Мы произносим звуки речи в момент выдыхания, здесь они соединяются в звуковые цепи, или речевой поток. В этом можно убедиться на следующем опыте: поставьте перед собой зажженную свечу, а теперь, приблизившись к ней, произнесите звуки /б/ или /п/. Вы увидите, как «забеспокоится», затрепещет пламя. Это воздушная струя коснулась его. А звук появился на выдохе, несколько звуков вместе слились в звучащее (фонетическое) слово. Продолжите эксперименты со звуками речи и понаблюдайте, каким продолжительным станет выдох в момент произнесения нескольких слов (фразы).

И все это люди произносят отчетливо или неясно, тихо или громко, эмоционально или нейтрально («бесцветно») и т. д. Понятно, что от речевого дыхания зависят и громкость, и чистота, и выразительность звучащей речи. Следовательно, необходимо научиться управлять речевым дыханием. В этом очень хорошо помогают упражнения по дыхательной гимнастике.

Сначала потренируемся над формированием правильной осанки. Речевое дыхание не «терпит» на своем пути мышечные преграды, зажимы. Доказано и проверено, что мы свободно дышим и говорим, если правильно стоим или сидим, не напрягаем мышцы плеч и шеи, прямо держим голову и свободно, естественно управляем своими руками.

Упражнение 1

Усвоение его обеспечит правильную осанку, поможет регулировать и управлять своим поведением, «настроит» ваше тело на активную речевую работу.

Правильное положение тела. Чтобы легче ощутить работу дыхательных мышц, надо уметь принять и запомнить правильное положение тела.

Встаньте, ссутультесь, расслабьте мышцы спины, плеч.

Потом попробуйте как бы приподнять свое тело (плечи, грудь) и откинуть его назад и вниз. Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи – свободными, легкими. Такое положение должно стать привычным, естественным не только в моменты специальной работы на уроке, но и вообще в жизни. Напоминайте себе об этом, и путем тренировок можно сделать такое положение тела привычным.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: