Для развития обучаемых

Благовещенский государственный педагогический университет

Г.В. Быкова

Обучение

Звучащей РУССКОЙ речи

Учебно-методическое пособие

 

 

Благовещенск

Издательство БГПУ

2009

ББК 81.411.2 - 96 Б 95 Печатается по решению редакционно-издательского совета Благовещенского государственного педагогического университета

 

Быкова, Г.В. Обучение звучащей русской речи: учебно-методическое пособие для студентов, изучающих русский язык как иностранный / Г. В. Быкова. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009. – 65 с.

 

 

В пособии представлена система упражнений по формированию речевой компетенции обучаемых: развитие коммуникабельности, слухового внимания, речевого и фонематического слуха, артикуляционной моторики, совершенствование грамматического строя речи и усвоение норм произношения.

 

 

Рецензенты:

Е. И. Немчина, доцент кафедры русского языка ДВВКУ;

Н. Л. Глазачева, к.ф.н., доцент кафедры китаеведения БГПУ.

 

Издано на средства фонда «Русский мир»

Грант № 2008/03 - 440

 

  © Г.В. Быкова, 2009 © Издательство БГПУ, 2009

 

 

Гульчера Вахобовна Быкова,

доктор филол. наук, проф. кафедры

русского языка и методики его

преподавания БГПУ

 

Обучение звучащей русской речи: учебно-методическое пособие для студентов, изучающих русский язык как иностранный

 

 

ЛР № 040326 от 19. XII. 1997

________________________________________________________________

Подписано к печати 13. 03. 09 Бумага тип. № 1 Тираж 300 экз. Формат 60х84 1/16 Уч.-изд. л. Заказ №  

__________________________________________________________Издательство Благовещенского государственного педагогического университета. 675000 Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 104

 

Типография БГПУ

Значение произносительной культуры

для развития обучаемых

 

Язык как система реализуется в речи, что предполагает развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности – чтения, письма, говорения, аудирования (слышания и слушания). Согласно определению И.П. Павлова, одно и то же слово может являться в трех видах – как видимое, слышимое и произносимое. В современной кибернетической терминологии в этом случае говорят о трех кодах. Под кодом разумеется перечень сигналов определенной материальной природы и правила их комбинации.

Н.И. Жинкин указывает на три таких сигнала в процессе формирования лексикона в мозгу человека: речедвижения, звуки и буквы. Существуют определенные правила перехода от сигналов одной материальной природы к сигналам другой природы. Так, переход от букв к звукам – это процесс чтения, переход от речедвижений к звукам – устная речь, переход от представляемых звуков к буквам – письменная речь.

 Первичным кодом является речедвигательный, или артикуляционный код. Производный от него – звуковой код, а производный от звукового – буквенный. Так как слово и все языковые правила сохраняются при этих переходах, сущность овладения речью предполагает усвоение языка во всех трех кодах. Во всяком случае, уточняет Н.И. Жинкин, два кода – речедвигательный и звуковой – образуют единую нерасторжимую естественную систему. Человек, лишенный слуха, делается немым. Буквенный код присоединяется позже, хотя и выполняет исключительно важную роль.

Таким образом, основная долговременная память на слова формируется в речедвигательном анализаторе. В этой памяти сохраняется активный словарь, а в слуховом и зрительном анализаторах формируется пассивный словарь, т.е. память на узнавание слов в звуковом и буквенном кодах. Известно, что пассивный словарь больше активного, но именно активный словарь является основой, фундаментом речевого развития. Исследование этой проблемы заставляет думать, что любое слово вводится в память при помощи проговаривания (сперва вслух, потом про себя), т.е. на уровне звучания.

Именно поэтому язык является универсальным средством общения между людьми в силу его звукового характера. Э. Сепир в своей книге «Язык» сформулировал это так: «Звуковой язык предшествует всем другим символическим системам коммуникации, которые являются либо его заместителями, как письменность, либо дополнениями к нему, как сопровождающие речь жесты».

Речь – это действие, потому что в отличие от всех способов передачи и получения информации, которыми пользуется человек, звуковой язык обладает важным свойством: звуковые единицы не есть что-то внешнее, постороннее по отношению к человеку. Каждый, кто владеет звуковым языком, обладает навыками производства этих единиц, а не только умением опознавать их. Автор книги «Звуковой строй современного русского языка» Л.В. Бондарко замечает, что ребенок завершает овладение звуковым языком в очень раннем возрасте: к 5-6 годам дети не только понимают обращенную к ним речь, но практически и сами свободно говорят без ошибок.

Следовательно, звуковая реализация всех без исключения языковых элементов является первичной, исходной для любого языка. По наблюдениям отечественных психологов, в среднем за день мы отводим на чтение 16% времени, на восприятие звучащей речи – 45%, на говорение – 30%. Тем не менее, столь много общаясь с помощью речи, мы делаем это плохо: достоверно установлено, что школьник, слушая речь учителя или диктора на родном языке, зачастую не воспринимает до 75% содержащейся в ней информации, а взрослый – до 50%. Почему это происходит? На каком уровне общения мы несем столь значительные информационные потери?

 Изучая устную речь, языковеды сделали убедительный вывод, что она фонетически и структурно отличается от письменной. Структурные отличия книжно-письменной и устно-разговорной форм речи неслучайны и свидетельствуют об их принципиальном различии в плане передачи информации. Если в письменной речи существует один канал информации (сам текст), то в устной таких каналов три: 1) информация, передаваемая с помощью жестов, мимики (вербальный канал передачи): на его долю приходится 55% информации; 2) информация, которая непосредственно содержится в произнесенных словах (вербальный канал, на его долю приходится 7%); 3) информация, получаемая слушателями помимо слов, которая сопутствует речи и в той или иной мере связана со словами. Эта дополнительная информация передается несловесным путем, но связана со звучанием речи, сопутствует ей, обогащает ее и без речи существовать не может (38% информации).

В наших школах процесс усвоения национальной фонетической системы формален и далек от насущных потребностей устного общения. Сведения о звуках заучиваются механически, а богатейшие интонационные возможности звучащей речи в плане передачи дополнительной информации не рассматриваются вовсе.

Культ письменной речи в современной школе не способствует формированию коммуникативной компетенции обучаемых, они не научены улавливать дополнительную информацию в звучании речи, жестах и мимике.

 «В наших школах почти всегда забывают, что на обязанности наставника отечественного языка лежит не только письменная, но и устная речь учеников». Давно сказано это К.Д. Ушинским, а звучит более чем злободневно: в подавляющем большинстве школ России (в том числе и в Амурской области) по-прежнему существует приоритет письменной речи, которая в повседневном общении не играет большой роли.

Между тем проведенные исследования показывают, что языковые способности школьников позволяют с успехом ориентировать их внимание на формальной (звуковой) стороне речи (звучащего текста), ее свойствах и особенностях, что в перспективе обеспечивает значительные приращения к общему смысловому полю текста в виде дополнительной информации, заключенной в его фонетической организации. Это предположение подтверждается исследованиями Н.И. Жинкина, который рассматривает речь как живой, постоянно перестраивающийся механизм, способный к обогащению.

 Ощущается настоятельная необходимость дополнить школьную методику изучения родного языка некоторыми свойствами языковых единиц, заложенных в их природе и выявляемых только в процессе коммуникации (имеется в виду не только говорение, но и общение с текстом). Эти свойства не вписываются в рамки традиционных аспектов изучения языковых единиц, не лежат на поверхности. Необходимо знакомить обучаемых со звуком в ткани звучащей речи, повышать их интерес и внимание к произносительной стороне устной речи.

Мы считаем, что языковое развитие при обучении устной речи можно обеспечить, если:

· знакомить с артикуляционным и акустическим механизмом;

· показывать единицу начального уровня языка как элементарный знак, а фонетическую систему – как знаковую, способную к взаимодействию и влиянию на сознание и подсознание человека;

· совершенствовать технику речи обучаемых с помощью фонетико-артикуляционной гимнастики, раскрывая при этом взаимосвязь артикуляционных и акустических свойств звуков на восприятие и правописание;

· предусматривать в системе заданий и упражнений не только выработку навыков стилистического анализа звуковых особенностей текста, но и активное использование их в собственной речи в процессе игрового межличностного общения.

В основу обучения говорению на родном языке положены следующие принципы:

· обучение видам речевой деятельности в контексте межличностного общения посредством четырех дидактических парадигм – обучение образами, обучение понятиями, обучение действиями, обучение контекстом деятельности, воспроизводящей реальность в лабораторных условиях;

· опережающее развитие звуковой стороны речи, произносительно-слуховой культуры как необходимое условие успешного декодирования языковых знаков.

Под произносительно-слуховой культурой мы понимаем умение:

· четко артикулировать каждый звук, различные звукосочетания;

· свободно, физиологически грамотно владеть всеми органами речевого аппарата;

· вслушиваться в звуковой (слуховой) образ слова в чужом или собственном произношении;

· расчленять слова на отдельные звуки в отвлечении от их графического изображения;

· чувствовать вершину слова – ударение, а также изменения в тех местах звуковой цепи, где происходят живые фонетические процессы, при необходимости уметь перевести их из слухового в зрительный код и наоборот, что позволит предчувствовать орфограммы и нормы современного литературного произношения.

 Эти навыки помогут школьнику в процессе общения декодировать информацию, заложенную в звуках и распознавать другие свойства звучащей речи – темп, ритм, паузировку, силу и т.д.

 Показателями языкового развития обучающихся на фонетическом уровне следует считать:

 уровень осмысления изучаемой речеведческой теории;

 уровень произносительно-слуховой культуры.

 

 

Методы и техника регуляции самочувствия

 

Человек – существо не только разумное и говорящее, но и генетически сохраняющее связь со своими предками. Поэтому жизненно важные, критические ситуации, в частности опасность, вызывают у него, как и у животного, целый комплекс психических и физиологических реакций, в совокупности называемых состоянием стресса1.

Стресс – один из важнейших адаптивных механизмов, суть которого – быстрая активизация всего организма, мобилизующая все его силы для выхода из опасного положения.

 

Схема механизмов стресса:

Органы чувств

(зрение, слух)

 

 

центральная нервная система

 

 

надпочечники

(вырабатывают гормон адреналин)

 

 

Мышечное возбуждение Общее усиление обмена веществ
Напряжение групп мышц (шеи, плеч, рук, челюстной мускулатуры), попеременное сокращение противоположных групп мышц (дрожь) ног, рук Учащение дыхания и сердцебиения, потение, расширение зрачков, прилив крови к голове, конечностям.

 

Система психофизических реакций, приводящих к стрессовому состоянию, направлена на активизацию всего организма. Современный человек, в отличие от своего древнего предка, не может в состоянии стресса убегать или размахивать каменным топором, избавляясь от опасности, а заодно от добавочной энергии - он вынужден стоять перед аудиторией (или сидеть перед экзаменатором), не проявляя внешних признаков волнения. Для говорящего ситуация крайне неблагоприятная:

· дрожат руки и ноги, появляется желание ухватиться за что-либо;

·  из-за сокращения челюстной и шейно-плечевой мускулатуры затрудняется речь: артикуляция становится неотчетливой, голос звучит непривычно высоко;

·  во рту пересыхает, на лбу выступает пот;

·  учащение дыхания нарушает ритм речи - она становится сбивчивой, смысл плохо воспринимается;

· внимание рассредоточивается, легко наступает забывание, трудно следить за своей речью и за собой;

·  возникают непроизвольные, бессознательные движения.

Все это отвлекает внимание говорящего от смысла речи и не украшает ее. Так как эмоциональное напряжение сопровождается напряжением мышц, то регулировать самочувствие можно, снимая мышечное напряжение. Качество речи может страдать от зажимов мышц в момент напряжения. Так, при эмоции страха в наибольшей мере напрягаются артикуляторные и затылочные мышцы. На их расслабление следует обратить особое внимание. Волнение, страх - одна из самых частотных эмоций в процессе обучения в речевых условиях.

Чтобы лучше ощутить состояние расслабления, следует предварительно потренироваться в напряжении отдельных групп мышц и последующем их расслаблении. Поскольку стресс - это во многом физиология, можно употребить и ряд чисто технических приемов, помогающих снять напряжение.

Основным следствием стрессовых процессов является нарушение ритма работы человеческого организма – изменяется ритм сердечных сокращений, ритм дыхания. Человеческий организм гармоничен. Поэтому все средства, восстанавливающие гармонию, ритмичность, могут быть полезны. Перед выступлением помогают размеренная ходьба, правильное чередование достаточно глубоких вдохов и выдохов, специальное успокаивающее дыхание и некоторые другие средства.

 

Упражнение 1. Расслабление и напряжение отдельных мышц рук

Встаньте прямо, поднимите руки вперед, пальцы сожмите в кулак, одновременно напрягая мышцы кисти, предплечья, плеч. Мысленно подайте команду: я хочу быть сильным, я сильный, я крепкий, мои мышцы сильно напряжены. А теперь расслабьтесь: руки свободно падают вниз, совершая маятникообразные движения.

Упражнение 2. Использование слова для релаксации

Концентрируем      внимание и даем самоприказы: «Внимание на руки. Мои пальцы расслаблены... Мои пальцы и кисти расслаблены... Мое лицо спокойно и неподвижно...».

Полезно знать, напряжение каких мышц вызывает та или иная эмоциональная реакция. Так, при эмоции страха в наибольшей мере напрягаются артикуляторные и затылочные мышцы, на расслабление их и нужно обратить внимание, испытывая это состояние.

Упражнение 3.. Использование представлений для расслабления

Яркое представление о каком-либо объекте способно вызвать соответствующие объекту ощущения и реакцию организма.

Например, сильное волнение можно снять, если представить себя в спокойной, расслабленной обстановке на цветном фоне: луг, речка, гладь воды, лес, море и т.д.

Упражнение 4. Контроль тонуса мимических мышц

Это упражнение помогает не только придать лицу спокойный вид, но и добиться внутренней гармонии, успокоения. Текст может быть следующим: «Мое внимание направлено на мое лицо. Мое лицо спокойно. Мышцы лба расслаблены. Губы и зубы разжаты. Рот растянут в улыбке. Мое лицо, как маска». Вместе с улыбкой мы ощущаем, как уходит напряжение в лице и во всем теле.

Упражнение 5. Контроль и регуляция темпа движения и речи

Наряду с мышечной скованностью эмоциональное возбуждение может проявиться в возрастании темпа движений и речи, суетливости. Избежать этого помогут следующие задания:

а) плавно и медленно сжимать и разжимать пальцы рук, плавно и медленно переводить взгляд с одного предмета на другой, так же писать, идти, говорить;

б) использовать в тренировке чередование быстрого и медленного, плавного и резкого темпа. Например, 2-3 минуты делать (собирать книги, писать на доске и т. д.) замедленно и плавно, затем - быстро и резко, имитируя суетливость и нервозность. Далее опять медленно т.д. Так же читать отрывки хорошо знакомых произведений.

Эти упражнения, построенные на темповом контрасте, помогают регулировать эмоциональное состояние, поскольку оно оптимизируется под влиянием размеренного и частого ритма.

Упражнение 6. Контроль и регуляция дыхания

Так как наше дыхание и эмоциональное состояние взаимосвязаны, то контроль и регуляция первого могут способствовать саморегуляции второго. Наблюдения показывают, как меняется дыхание в эмоциональных состояниях: ровное дыхание спящего, глубокое у задумавшегося, учащенное у волнующегося, «раздутые ноздри» у гневающегося.

Вдох при диафрагмальном дыхании производится через нос. Вначале при расслаблении и слегка опущенных плечах воздухом наполняются нижние отделы легких, живот при этом все более и более выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи и ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности, опускается грудная клетка, плечи, ключицы. Это стабилизирует эмоциональное состояние.

Упражнение 7. Использование библиотерапии

Прочитать стихотворение, прозу. Обсудить, какие чувства вызывает данное произведение.

Упражнение 8. Использование музыки в сочетании со зрительными образами

Посмотреть слайдовую программу на музыкальном фоне. После просмотра описать свое состояние.

Упражнение 9. Имитационная игра

Подражать образу учителя, завуча, врача, продавца, пассажира и т.д. Проследите, как меняется внутренний настрой.

Упражнение 10. Полный физический покой

Цель – максимально расслабить мышцы тела, снять все мышечные зажимы. Вообразите картину отдыха: на пляже, в саду, в лесу и т.д. (Я отдыхаю, мне приятно, состояние полного физического покоя).

Упражнение 11. Полный психический покой

Цель - максимально успокоиться, снять нервное напряжение.

Основные формулы: «Полный психический покой», «Покой, как одеялом, укутывает меня». Подаются команды (самоприказы): «Отдых, все мысли ушли, только покой, как мягкое одеяло, укутывает меня. Я совершенно спокоен, полный психический покой».

Упражнение 12. Выход из состояния релаксации

Идет счет до 10, на каждый второй счет подаются команды (самоприказы): «Раз, два - вы хорошо отдохнули, три, четыре - тяжесть правой руки прошла, тяжесть в теле прошла, пять, шесть - бодрость во всем теле, семь, восемь - настроение бодрое, девять, десять - открыть глаза и улыбаться».

Энергично дается команда: «Потянитесь, сядьте прямо! Сплетите пальцы рук перед собой! Выверните кисти ладонями наружу. С полным вдохом поднимите руки со сплетенными пальцами над головой. С резким выдохом опустите руки». Упражнение повторить 2-3 раза.

 

 

Медитация

 

Еще недавно считалось, что любая медитация непременно связана с тем или иным мистическим учением или религией. Но сегодня уже хорошо известно, что занятия медитацией для преодоления внутренних разладов и расширения знаний о себе возможны вне всякой связи с какими-либо религиозными или философскими убеждениями. Тысячелетиями представители почти всех человеческих культур использовали ту или иную форму медитации для приобретения душевного спокойствия и гармонии.

Опыт свидетельствует о медитации как об эффективном способе воздействия человека на свою психику и управления ею в целях:

предотвращения душевных надломов;

приобретения работоспособности в себе;

повышения работоспособности;

развития и совершенствования личности.

Во многих странах мира медитация успешно применяется для профилактики и лечения гипертонии, головной боли, сердечно-сосудистых заболеваний. Она помогает избавиться от навязчивых состояний, тревожности, депрессии, повышенной агрессивности, которой страдают многие. Медитация заметно улучшает концентрацию внимания, повышает работоспособность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: