Благовещенский государственный педагогический университет
Г.В. Быкова
Обучение
Звучащей РУССКОЙ речи
Учебно-методическое пособие
Благовещенск
Издательство БГПУ
2009
ББК 81.411.2 - 96 Б 95 | Печатается по решению редакционно-издательского совета Благовещенского государственного педагогического университета |
Быкова, Г.В. Обучение звучащей русской речи: учебно-методическое пособие для студентов, изучающих русский язык как иностранный / Г. В. Быкова. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009. – 65 с.
В пособии представлена система упражнений по формированию речевой компетенции обучаемых: развитие коммуникабельности, слухового внимания, речевого и фонематического слуха, артикуляционной моторики, совершенствование грамматического строя речи и усвоение норм произношения.
Рецензенты:
Е. И. Немчина, доцент кафедры русского языка ДВВКУ;
Н. Л. Глазачева, к.ф.н., доцент кафедры китаеведения БГПУ.
Издано на средства фонда «Русский мир»
|
|
Грант № 2008/03 - 440
© Г.В. Быкова, 2009 © Издательство БГПУ, 2009 |
Гульчера Вахобовна Быкова,
доктор филол. наук, проф. кафедры
русского языка и методики его
преподавания БГПУ
Обучение звучащей русской речи: учебно-методическое пособие для студентов, изучающих русский язык как иностранный
ЛР № 040326 от 19. XII. 1997
________________________________________________________________
Подписано к печати 13. 03. 09 Бумага тип. № 1 Тираж 300 экз. | Формат 60х84 1/16 Уч.-изд. л. Заказ № |
__________________________________________________________Издательство Благовещенского государственного педагогического университета. 675000 Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 104
Типография БГПУ
Значение произносительной культуры
для развития обучаемых
Язык как система реализуется в речи, что предполагает развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности – чтения, письма, говорения, аудирования (слышания и слушания). Согласно определению И.П. Павлова, одно и то же слово может являться в трех видах – как видимое, слышимое и произносимое. В современной кибернетической терминологии в этом случае говорят о трех кодах. Под кодом разумеется перечень сигналов определенной материальной природы и правила их комбинации.
Н.И. Жинкин указывает на три таких сигнала в процессе формирования лексикона в мозгу человека: речедвижения, звуки и буквы. Существуют определенные правила перехода от сигналов одной материальной природы к сигналам другой природы. Так, переход от букв к звукам – это процесс чтения, переход от речедвижений к звукам – устная речь, переход от представляемых звуков к буквам – письменная речь.
|
|
Первичным кодом является речедвигательный, или артикуляционный код. Производный от него – звуковой код, а производный от звукового – буквенный. Так как слово и все языковые правила сохраняются при этих переходах, сущность овладения речью предполагает усвоение языка во всех трех кодах. Во всяком случае, уточняет Н.И. Жинкин, два кода – речедвигательный и звуковой – образуют единую нерасторжимую естественную систему. Человек, лишенный слуха, делается немым. Буквенный код присоединяется позже, хотя и выполняет исключительно важную роль.
Таким образом, основная долговременная память на слова формируется в речедвигательном анализаторе. В этой памяти сохраняется активный словарь, а в слуховом и зрительном анализаторах формируется пассивный словарь, т.е. память на узнавание слов в звуковом и буквенном кодах. Известно, что пассивный словарь больше активного, но именно активный словарь является основой, фундаментом речевого развития. Исследование этой проблемы заставляет думать, что любое слово вводится в память при помощи проговаривания (сперва вслух, потом про себя), т.е. на уровне звучания.
Именно поэтому язык является универсальным средством общения между людьми в силу его звукового характера. Э. Сепир в своей книге «Язык» сформулировал это так: «Звуковой язык предшествует всем другим символическим системам коммуникации, которые являются либо его заместителями, как письменность, либо дополнениями к нему, как сопровождающие речь жесты».
Речь – это действие, потому что в отличие от всех способов передачи и получения информации, которыми пользуется человек, звуковой язык обладает важным свойством: звуковые единицы не есть что-то внешнее, постороннее по отношению к человеку. Каждый, кто владеет звуковым языком, обладает навыками производства этих единиц, а не только умением опознавать их. Автор книги «Звуковой строй современного русского языка» Л.В. Бондарко замечает, что ребенок завершает овладение звуковым языком в очень раннем возрасте: к 5-6 годам дети не только понимают обращенную к ним речь, но практически и сами свободно говорят без ошибок.
Следовательно, звуковая реализация всех без исключения языковых элементов является первичной, исходной для любого языка. По наблюдениям отечественных психологов, в среднем за день мы отводим на чтение 16% времени, на восприятие звучащей речи – 45%, на говорение – 30%. Тем не менее, столь много общаясь с помощью речи, мы делаем это плохо: достоверно установлено, что школьник, слушая речь учителя или диктора на родном языке, зачастую не воспринимает до 75% содержащейся в ней информации, а взрослый – до 50%. Почему это происходит? На каком уровне общения мы несем столь значительные информационные потери?
Изучая устную речь, языковеды сделали убедительный вывод, что она фонетически и структурно отличается от письменной. Структурные отличия книжно-письменной и устно-разговорной форм речи неслучайны и свидетельствуют об их принципиальном различии в плане передачи информации. Если в письменной речи существует один канал информации (сам текст), то в устной таких каналов три: 1) информация, передаваемая с помощью жестов, мимики (вербальный канал передачи): на его долю приходится 55% информации; 2) информация, которая непосредственно содержится в произнесенных словах (вербальный канал, на его долю приходится 7%); 3) информация, получаемая слушателями помимо слов, которая сопутствует речи и в той или иной мере связана со словами. Эта дополнительная информация передается несловесным путем, но связана со звучанием речи, сопутствует ей, обогащает ее и без речи существовать не может (38% информации).
|
|
В наших школах процесс усвоения национальной фонетической системы формален и далек от насущных потребностей устного общения. Сведения о звуках заучиваются механически, а богатейшие интонационные возможности звучащей речи в плане передачи дополнительной информации не рассматриваются вовсе.
Культ письменной речи в современной школе не способствует формированию коммуникативной компетенции обучаемых, они не научены улавливать дополнительную информацию в звучании речи, жестах и мимике.
«В наших школах почти всегда забывают, что на обязанности наставника отечественного языка лежит не только письменная, но и устная речь учеников». Давно сказано это К.Д. Ушинским, а звучит более чем злободневно: в подавляющем большинстве школ России (в том числе и в Амурской области) по-прежнему существует приоритет письменной речи, которая в повседневном общении не играет большой роли.
Между тем проведенные исследования показывают, что языковые способности школьников позволяют с успехом ориентировать их внимание на формальной (звуковой) стороне речи (звучащего текста), ее свойствах и особенностях, что в перспективе обеспечивает значительные приращения к общему смысловому полю текста в виде дополнительной информации, заключенной в его фонетической организации. Это предположение подтверждается исследованиями Н.И. Жинкина, который рассматривает речь как живой, постоянно перестраивающийся механизм, способный к обогащению.
Ощущается настоятельная необходимость дополнить школьную методику изучения родного языка некоторыми свойствами языковых единиц, заложенных в их природе и выявляемых только в процессе коммуникации (имеется в виду не только говорение, но и общение с текстом). Эти свойства не вписываются в рамки традиционных аспектов изучения языковых единиц, не лежат на поверхности. Необходимо знакомить обучаемых со звуком в ткани звучащей речи, повышать их интерес и внимание к произносительной стороне устной речи.
Мы считаем, что языковое развитие при обучении устной речи можно обеспечить, если:
|
|
· знакомить с артикуляционным и акустическим механизмом;
· показывать единицу начального уровня языка как элементарный знак, а фонетическую систему – как знаковую, способную к взаимодействию и влиянию на сознание и подсознание человека;
· совершенствовать технику речи обучаемых с помощью фонетико-артикуляционной гимнастики, раскрывая при этом взаимосвязь артикуляционных и акустических свойств звуков на восприятие и правописание;
· предусматривать в системе заданий и упражнений не только выработку навыков стилистического анализа звуковых особенностей текста, но и активное использование их в собственной речи в процессе игрового межличностного общения.
В основу обучения говорению на родном языке положены следующие принципы:
· обучение видам речевой деятельности в контексте межличностного общения посредством четырех дидактических парадигм – обучение образами, обучение понятиями, обучение действиями, обучение контекстом деятельности, воспроизводящей реальность в лабораторных условиях;
· опережающее развитие звуковой стороны речи, произносительно-слуховой культуры как необходимое условие успешного декодирования языковых знаков.
Под произносительно-слуховой культурой мы понимаем умение:
· четко артикулировать каждый звук, различные звукосочетания;
· свободно, физиологически грамотно владеть всеми органами речевого аппарата;
· вслушиваться в звуковой (слуховой) образ слова в чужом или собственном произношении;
· расчленять слова на отдельные звуки в отвлечении от их графического изображения;
· чувствовать вершину слова – ударение, а также изменения в тех местах звуковой цепи, где происходят живые фонетические процессы, при необходимости уметь перевести их из слухового в зрительный код и наоборот, что позволит предчувствовать орфограммы и нормы современного литературного произношения.
Эти навыки помогут школьнику в процессе общения декодировать информацию, заложенную в звуках и распознавать другие свойства звучащей речи – темп, ритм, паузировку, силу и т.д.
Показателями языкового развития обучающихся на фонетическом уровне следует считать:
уровень осмысления изучаемой речеведческой теории;
уровень произносительно-слуховой культуры.
Методы и техника регуляции самочувствия
Человек – существо не только разумное и говорящее, но и генетически сохраняющее связь со своими предками. Поэтому жизненно важные, критические ситуации, в частности опасность, вызывают у него, как и у животного, целый комплекс психических и физиологических реакций, в совокупности называемых состоянием стресса1.
Стресс – один из важнейших адаптивных механизмов, суть которого – быстрая активизация всего организма, мобилизующая все его силы для выхода из опасного положения.
Схема механизмов стресса:
Органы чувств
(зрение, слух)
центральная нервная система
надпочечники
(вырабатывают гормон адреналин)
Мышечное возбуждение | Общее усиление обмена веществ |
Напряжение групп мышц (шеи, плеч, рук, челюстной мускулатуры), попеременное сокращение противоположных групп мышц (дрожь) ног, рук | Учащение дыхания и сердцебиения, потение, расширение зрачков, прилив крови к голове, конечностям. |
Система психофизических реакций, приводящих к стрессовому состоянию, направлена на активизацию всего организма. Современный человек, в отличие от своего древнего предка, не может в состоянии стресса убегать или размахивать каменным топором, избавляясь от опасности, а заодно от добавочной энергии - он вынужден стоять перед аудиторией (или сидеть перед экзаменатором), не проявляя внешних признаков волнения. Для говорящего ситуация крайне неблагоприятная:
· дрожат руки и ноги, появляется желание ухватиться за что-либо;
· из-за сокращения челюстной и шейно-плечевой мускулатуры затрудняется речь: артикуляция становится неотчетливой, голос звучит непривычно высоко;
· во рту пересыхает, на лбу выступает пот;
· учащение дыхания нарушает ритм речи - она становится сбивчивой, смысл плохо воспринимается;
· внимание рассредоточивается, легко наступает забывание, трудно следить за своей речью и за собой;
· возникают непроизвольные, бессознательные движения.
Все это отвлекает внимание говорящего от смысла речи и не украшает ее. Так как эмоциональное напряжение сопровождается напряжением мышц, то регулировать самочувствие можно, снимая мышечное напряжение. Качество речи может страдать от зажимов мышц в момент напряжения. Так, при эмоции страха в наибольшей мере напрягаются артикуляторные и затылочные мышцы. На их расслабление следует обратить особое внимание. Волнение, страх - одна из самых частотных эмоций в процессе обучения в речевых условиях.
Чтобы лучше ощутить состояние расслабления, следует предварительно потренироваться в напряжении отдельных групп мышц и последующем их расслаблении. Поскольку стресс - это во многом физиология, можно употребить и ряд чисто технических приемов, помогающих снять напряжение.
Основным следствием стрессовых процессов является нарушение ритма работы человеческого организма – изменяется ритм сердечных сокращений, ритм дыхания. Человеческий организм гармоничен. Поэтому все средства, восстанавливающие гармонию, ритмичность, могут быть полезны. Перед выступлением помогают размеренная ходьба, правильное чередование достаточно глубоких вдохов и выдохов, специальное успокаивающее дыхание и некоторые другие средства.
Упражнение 1. Расслабление и напряжение отдельных мышц рук
Встаньте прямо, поднимите руки вперед, пальцы сожмите в кулак, одновременно напрягая мышцы кисти, предплечья, плеч. Мысленно подайте команду: я хочу быть сильным, я сильный, я крепкий, мои мышцы сильно напряжены. А теперь расслабьтесь: руки свободно падают вниз, совершая маятникообразные движения.
Упражнение 2. Использование слова для релаксации
Концентрируем внимание и даем самоприказы: «Внимание на руки. Мои пальцы расслаблены... Мои пальцы и кисти расслаблены... Мое лицо спокойно и неподвижно...».
Полезно знать, напряжение каких мышц вызывает та или иная эмоциональная реакция. Так, при эмоции страха в наибольшей мере напрягаются артикуляторные и затылочные мышцы, на расслабление их и нужно обратить внимание, испытывая это состояние.
Упражнение 3.. Использование представлений для расслабления
Яркое представление о каком-либо объекте способно вызвать соответствующие объекту ощущения и реакцию организма.
Например, сильное волнение можно снять, если представить себя в спокойной, расслабленной обстановке на цветном фоне: луг, речка, гладь воды, лес, море и т.д.
Упражнение 4. Контроль тонуса мимических мышц
Это упражнение помогает не только придать лицу спокойный вид, но и добиться внутренней гармонии, успокоения. Текст может быть следующим: «Мое внимание направлено на мое лицо. Мое лицо спокойно. Мышцы лба расслаблены. Губы и зубы разжаты. Рот растянут в улыбке. Мое лицо, как маска». Вместе с улыбкой мы ощущаем, как уходит напряжение в лице и во всем теле.
Упражнение 5. Контроль и регуляция темпа движения и речи
Наряду с мышечной скованностью эмоциональное возбуждение может проявиться в возрастании темпа движений и речи, суетливости. Избежать этого помогут следующие задания:
а) плавно и медленно сжимать и разжимать пальцы рук, плавно и медленно переводить взгляд с одного предмета на другой, так же писать, идти, говорить;
б) использовать в тренировке чередование быстрого и медленного, плавного и резкого темпа. Например, 2-3 минуты делать (собирать книги, писать на доске и т. д.) замедленно и плавно, затем - быстро и резко, имитируя суетливость и нервозность. Далее опять медленно т.д. Так же читать отрывки хорошо знакомых произведений.
Эти упражнения, построенные на темповом контрасте, помогают регулировать эмоциональное состояние, поскольку оно оптимизируется под влиянием размеренного и частого ритма.
Упражнение 6. Контроль и регуляция дыхания
Так как наше дыхание и эмоциональное состояние взаимосвязаны, то контроль и регуляция первого могут способствовать саморегуляции второго. Наблюдения показывают, как меняется дыхание в эмоциональных состояниях: ровное дыхание спящего, глубокое у задумавшегося, учащенное у волнующегося, «раздутые ноздри» у гневающегося.
Вдох при диафрагмальном дыхании производится через нос. Вначале при расслаблении и слегка опущенных плечах воздухом наполняются нижние отделы легких, живот при этом все более и более выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи и ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности, опускается грудная клетка, плечи, ключицы. Это стабилизирует эмоциональное состояние.
Упражнение 7. Использование библиотерапии
Прочитать стихотворение, прозу. Обсудить, какие чувства вызывает данное произведение.
Упражнение 8. Использование музыки в сочетании со зрительными образами
Посмотреть слайдовую программу на музыкальном фоне. После просмотра описать свое состояние.
Упражнение 9. Имитационная игра
Подражать образу учителя, завуча, врача, продавца, пассажира и т.д. Проследите, как меняется внутренний настрой.
Упражнение 10. Полный физический покой
Цель – максимально расслабить мышцы тела, снять все мышечные зажимы. Вообразите картину отдыха: на пляже, в саду, в лесу и т.д. (Я отдыхаю, мне приятно, состояние полного физического покоя).
Упражнение 11. Полный психический покой
Цель - максимально успокоиться, снять нервное напряжение.
Основные формулы: «Полный психический покой», «Покой, как одеялом, укутывает меня». Подаются команды (самоприказы): «Отдых, все мысли ушли, только покой, как мягкое одеяло, укутывает меня. Я совершенно спокоен, полный психический покой».
Упражнение 12. Выход из состояния релаксации
Идет счет до 10, на каждый второй счет подаются команды (самоприказы): «Раз, два - вы хорошо отдохнули, три, четыре - тяжесть правой руки прошла, тяжесть в теле прошла, пять, шесть - бодрость во всем теле, семь, восемь - настроение бодрое, девять, десять - открыть глаза и улыбаться».
Энергично дается команда: «Потянитесь, сядьте прямо! Сплетите пальцы рук перед собой! Выверните кисти ладонями наружу. С полным вдохом поднимите руки со сплетенными пальцами над головой. С резким выдохом опустите руки». Упражнение повторить 2-3 раза.
Медитация
Еще недавно считалось, что любая медитация непременно связана с тем или иным мистическим учением или религией. Но сегодня уже хорошо известно, что занятия медитацией для преодоления внутренних разладов и расширения знаний о себе возможны вне всякой связи с какими-либо религиозными или философскими убеждениями. Тысячелетиями представители почти всех человеческих культур использовали ту или иную форму медитации для приобретения душевного спокойствия и гармонии.
Опыт свидетельствует о медитации как об эффективном способе воздействия человека на свою психику и управления ею в целях:
предотвращения душевных надломов;
приобретения работоспособности в себе;
повышения работоспособности;
развития и совершенствования личности.
Во многих странах мира медитация успешно применяется для профилактики и лечения гипертонии, головной боли, сердечно-сосудистых заболеваний. Она помогает избавиться от навязчивых состояний, тревожности, депрессии, повышенной агрессивности, которой страдают многие. Медитация заметно улучшает концентрацию внимания, повышает работоспособность.