Вариант 1:
К какому подходу правопонимания относится следующее определение: «Право – это система общеобязательных, формально определенных, исходящих от государства и им охраняемых норм, регулирующих общественные отношения»?
1. К философскому.
2. К нормативному.
3. К социологическому.
Вариант 2:
Правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения, называется:
1. Традиция.
2. Табу.
3. Деловое обыкновение
4. Ритуал.
Вариант 3:
Укажите, какой из перечисленных признаков является признаком права:
1. Общеобязательность.
2. Формальная определенность
3. Связь с государством.
4. Все перечисленные признаки.
Вариант 4:
К какому понятию относится следующее определение: «Основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права и выражающие его сущность»?
1. Ценность права.
2. Принципы права.
3. Функции права.
Вариант 5:
Назовите функцию права:
1. Охранительная.
2. Организационная.
3. Познавательная.
|
|
4. Научная.
Вариант 6:
К какому понятию относится следующее определение: «Способность удовлетворять определенные потребности субъектов»?
1. Принципы права
2. Ценность права.
3. Сущность права.
Вариант 7:
Укажите общую черту права и морали:
1. Они гарантированы государством.
2. Они имеют сходную структуру.
3. Они имеют одинаковую определенность формулировок.
4. Они имеют одинаковое время возникновения.
Вариант 8:
Определите, какая из трех форм реализации функций права относится к непосредственно к юридическому воздействию.
1. Информационное воздействие.
2. Ориентационное воздействие.
3. Правовое регулирование.
Вариант 9:
Какая из форм права определяется как «двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы права»?
1. Правовой прецедент.
2. Договор нормативного содержания.
3. Правовой обычай.
Вариант 10:
Какая из форм права не имеет текстуального воспроизведения в правовом документе?
1. Нормативный правовой акт.
2. Правовой обычай.
3. правовой прецедент.
Вариант 11:
В какой правовой системе характерным источником права является доктрина (правовая школа)?
1. В мусульманском праве.
2. В романо-германской.
3. В англосаксонской.
Вариант 12:
Какая из названных форм права не является источником права в Российской Федерации?
1. Правовой прецедент.
2. Договор нормативного содержания.
3. Правовой обычай.
Вариант 13:
Укажите, кто из перечисленных ниже ученых-юристов принадлежал к нормативной школе права:
1. Г. Кельзен.
2. Л. Петражицкий.
3. Р. Иеринг.
4. Ф. Савиньи.
|
|
Вариант 14:
Назовите тип права, при котором представители определенного класса не признавались субъектами права.
1. Феодальное права.
2. Рабовладельческое право.
3. Буржуазное право.
Вариант 15:
В праве какого типа впервые (исторически) был закреплен принцип формального правового равенства?
1. В современном праве.
2. В буржуазном праве.
3. В феодальном праве.
Вариант 16:
Назовите страну, право которой относится к континентальной (романо-германской) правовой системе?
1. Великобритания.
2. Франция.
3. США.
Вариант 17:
В чем состоит специфика российской правовой системы?
1. Основным источником права является правовой прецедент.
2. Опирается не столько на технико-юридические, сколько на государственные и духовные начала.
3. По основным признакам тяготеет к романо-германской правовой семье.
Вариант 18:
Укажите признаки социальных норм первобытного общества:
1. Общеобязательная нормативность.
2. Формальная определенность.
3. Неразделенность прав и обязанностей.
4. Обеспеченность государственным принуждением.
Вариант 19:
По какому основному признаку социальные нормы отличаются от технических?
1. По времени возникновения.
2. По предмету регулирования.
3. По форме закрепления.
Вариант 20:
Подберите надлежащее понятие к следующему определению: «Правило поведения, регулирующее отношения между людьми».
1. Приказ.
2. Социальная норма.
3. Индивидуальные предписания.
Вариант 21:
Какой из регуляторов поведения является нормативным?
1. Обычный.
2. Ценностный.
3. Информационный.
Вариант 22:
Какие из социальных норм неразрывно связаны с государством?
1. Корпоративные.
2. Экономические.
3. Правовые.
Вариант 23:
Источником права является:
1. Юридический прецедент;
2. Традиция;
3. Нравственность
4. Юридический факт.
Вариант 24:
Как называется вводная часть нормативного правового акта?
1. Гипотеза.
2. Преюдиция.
3. Преамбула.
Вариант 25:
Какой орган обладает правом издания нормативных правовых актов, обладающих высшей юридической силой на территории Российской Федерации?
1. Правительство РФ.
2. Федеральное собрание РФ.
3. Президент РФ.
Вариант 26:
Какой из перечисленных актов является локальным нормативным правовым актом?
1. Указ Президента РФ.
2. Приказ о приеме на работу.
3. Положение о премировании работников конкретного предприятия.
Вариант 27:
Назовите нормативно-правовые акты, имеющие высшую юридическую силу:
1. Законы.
2. Указы.
3. Постановления.
4. Распоряжения.
Вариант 28:
Укажите какой из источников права является результатом правотворчества:
1. Нормативно-правовой акт.
2. Правовой обычай.
3. Правовая доктрина.
4. Судебный прецедент.
Вариант 29:
Что является первичным элементом системы права?
1. Отрасль права.
2. Норма права.
3. Институт права.
Вариант 30:
Укажите, какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному принципу:
1. Компьютерный учет.
2. Инкорпорация.
3. Кодификация.
4. Консолидация.
ПРИМЕРЫ ИТОГОВЫХ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ВАРИАНТЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО КУРСУ
«Теория государства и права»
Для активизации познавательной деятельности студентов предлагается 10 вариантов домашних заданий или заданий для выполнения их в аудитории (на выбор преподавателя), состоящих из двух вопросов, ответ на которые выполняется в виде печатной работы или письменного эссе. Данный вид задания направлен на самостоятельную работу студентов с дополнительной литературой. На их основе можно организовать дискуссии, обсуждение и закрепление вновь полученных знаний.
Вариант 1.
|
|
1. Подберите примеры обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов, которые применяются в современной жизни.
2. Внимательно изучите текст присяги Президента РФ (статья 82 Конституции РФ). Укажите на юридические и нравственные моменты, содержащиеся в данном тексте.
Вариант 2.
1. На примере истории Древней Руси покажите, как государство изживало обычай кровной мести.
2. В документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г. представители государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) подтвердил свое обязательство эффективно обеспечивать свое право отдельного лица знать права человека и основные свободы и поступать в соответствии с ними и самостоятельно или совместно с другими вносить вклад в их развитие и защиту.
В чем состоит обязанность (обязательства) государства по обеспечению права лица знать права человека и поступать в соответствии с ними? Какие государственные меры (организационные, воспитательные, информационные и другие) должны быть предприняты в рамках данной обязанности?
Вариант 3.
1. Подберите конкретные примеры, иллюстрирующие взаимосвязь права и государства.
2. Охарактеризуйте Римское право: основные этапы развития и важнейшие черты.
Вариант 4.
1. Охарактеризуйте рабовладельческий тип права. В чем состоит основное отличие древневосточной модели права от античной? Приведите примеры.
2. Изучите содержание статьи 76 части 4 и 6, а также статьи 85 часть 2 Конституции РФ. Дайте ответ на вопрос: вправе ли Президент РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, если эти акты изданы ими в соответствии со статьей 76 части 4 Конституции РФ, но при этом нарушаются права и свободы человека и гражданина? Попытайтесь обосновать свой ответ.
Вариант 5.
1. Подготовьте письменный ответ на вопрос: «Ряд ученых юристов называют комплексные отрасли права «несамостоятельными», полагая, что они не имеют своего предмета и метода, или считают, что они являются не отраслями права, а отраслями законодательства. Согласны ли вы с их точкой зрения? Ответ обоснуйте».
|
|
2. Как вы думаете, почему конституции многих государств мира закрепляют приоритетное значение норм международного права по отношению к национальному законодательству.
Вариант 6.
1. Поясните, что имел в виду поэт, характеризуя современную ситуацию, когда писал: «Свод законов так огромен, что не хватит всех каменоломен».
2. Заполните таблицу, на тему: «Признаки нормы права», состоящую из двух колонок:
Признаки нормы права, общие для всех социальных норм. | Признаки, отличающие норму права от иных общественных регуляторов. |
Вариант 7.
1. Исходя из текста статьи 66 Конституции РФ и из содержания ее третьей главы «Федеративное устройство», ответьте на вопрос, что такое «Статус субъекта Российской Федерации»? Укажите на элементы этого статуса.
2. Охарактеризуйте сравнительно-правовой метод изучения теории государства и права и приведите конкретные примеры полученных знаний на основе применения данного метода.
Вариант 8.
1. Что такое «лоббизм» и какую роль он играет в правотворческом процессе. Приведите примеры законов в Российской Федерации, отражающие это явление.
2. Используя текст Декларации прав человека ООН и Конституции РФ, заполните таблицу.
Группы прав и свобод человека | Декларация прав человека ООН | Конституция РФ |
Вариант 9.
1. Сторонники формационного подхода к типологии государства и права полагают, что в коммунистическом обществе не будет ни государства, ни права. Что можно возразить сторонникам теории «отмирания права» в коммунистическом обществе? Ответ обоснуйте.
2. Каково соотношение понятий «правовая система» и «правовая семья». Приведите примеры.
Вариант 10.
1. Известный английский политический деятель Б. Дизраэли говорил: «Прецедент увековечивает принцип». Объясните его высказывание. Приведите примеры прецедентов.
2. Подберите, используя Конституцию РФ, а также Кодексы, примеры правовых норм различных видов по каждому из оснований классификации.