Правовые основы инновационной деятельности

  17.1. Инновации (нововведения, новшества) – конечный результат творческой деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного товара (работы, услуги).

  Инновационная деятельность – деятельность по разработке и внедрению инноваций, процесс создания нового товара от формирования идеи до освоения производства, выпуска, реализации и получения коммерческого эффекта (прибыли). Инновационная деятельность включает создание и выявление новшеств (знаний, технологий, информации) и их реализацию для получения нового или улучшенного продукта (работы, услуги), способа его изготовления.

Виды инновационной деятельности

В зависимости от инновационной сферы, т.е. сферы деятельности производителей и потребителей инноваций, выделяют инновации в промышленности и в отраслях сферы услуг.

В промышленности различают два вида инноваций:

1) продуктовые инновации, т.е. реализованные в виде технологически нового или усовершенствованного продукта;

2) процессные инновации, т.е. реализованные в виде технологически нового или усовершенствованного производственного метода.

В сфере услуг инновацией будет считаться услуга, если ее характеристики или способы оказания новые или качественно усовершенствованные в технологическом отношении.

 Цель инновационной деятельности – повышение эффективности производства, получение преимуществ в конкурентной борьбе и как результат – получение дополнительной прибыли.

 

Источники финансирования инновационной деятельности:

- собственные средства организаций, в т.ч. прибыль, включение затрат в себестоимость выпускаемой продукции, работ, услуг;

- заемные средства;

- привлеченные средства;

- средства соответствующего бюджета;

- средства внебюджетных фондов;

- средства международных организаций.

17.2. Субъектами инновационной деятельности могут быть любые субъекты предпринимательской деятельности.

Предметом инновационной деятельности являются все виды новшеств, которые могут быть воплощены в товарах, работах, услугах для того, чтобы эти продукты стали новыми или усовершенствованными, то есть приобрели статус инноваций.

Правовая база инновационной деятельности еще не оснащена должным образом. Единого законодательного акта не существует. Правовой основой инновационного процесса в настоящее время является законодательство в области интеллектуальной деятельности. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении РФ.

17.3. Законодателем по-разному решен вопрос о моменте возникновения и основаниях охраны объектов интеллектуальной собственности и приравненных к ним по правовому режиму средств индивидуализации. Существует три системы правовой охраны предметов инновационной деятельности:

1) регистрационная – действует в отношении тех объектов, у которых на первое место выдвигается содержательный элемент творчества: изобретений, полезных моделей и др.;

2) созидательная – заключается в том, что право на данные объекты возникает в силу самого факта из создания, придания объективной формы, а правовая охрана – с момента создания. Применяется в отношении объектов авторского права;

3) система конфиденциальности – основанием охраны  является факт сохранения объекта в тайне и защиты от неправомерного вмешательства третьих лиц. Применяется, например, для охраны «ноу-хау».

17.4. Правовые формы создания и реализации инноваций – это различные договоры, которые призваны урегулировать отношения субъектов инновационной деятельности. Например, договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (§4 гл.37 ГК РФ); договор коммерческой концессии               (гл. 54 ГК РФ) и т.д.

Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется с применением различных правовых форм и методов. Основной правовой формой государственного регулирования являются правовые акты. Государственной регулирование инновационной деятельности может быть прямым (директивным) и косвенным, с применением экономических рычагов и стимулов. Перечислим основные направления государственного регулирования инновационной деятельности.

1. Создание специальных структур, проводящих политику в данной сфере (например, Российское агентство по патентам и товарным знакам).

2. Создание специальных фондов, образуемых за счет налоговых отчислений и бюджетных ассигнований (например, Российский гуманитарный научный фонд).

3. Разработка, реализация, финансирование целевых инновационных программ.

4. Финансирование на возвратной основе, инвестирование бюджетных средств в инновационные проекты, прошедшие конкурсный отбор через Федеральный фонд производственных инноваций.

5. Установление правил учета, оценки инноваций.

6. Определение порядка ускоренной амортизации определенных видов имущества.

7. Проведение налоговой политики, направленной на создание выгодных условий для ведения инновационной деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: