Дополнительное образование детей

Новая социокультурная ситуация, развитие рынка образовательных услуг в последние года дали мощный импульс совершенствованию работы учреждений дополнительного образования. Их статус и типы в период 1990-1995 гг. не были четко определены. В марте 1995 г. Правительством Российской Федерации было утверждено постановление № 233 «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей», в котором дано следующее определение:

«Образовательное учреждение дополнительного образования детей – тип образовательного учреждения, основное предназначение которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг в интересах личности, общества и государства». Основные задачи учреждений дополнительного образования: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга.

Попытка с педагогической позиции осмыслить суть понятия «учреждение дополнительного образования» с учетом специфики его деятельности, творчества и содержательной направленности его работы дает нам возможность определить это понятие следующим образом.

Учреждение дополнительного образования – это коллективный субъект образовательно-воспитательной деятельности и творчества, которые осуществляются на основе форм и методов гибкого взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в соответствии с целями, учебными планами и программами, дополняющими и углубляющими содержание общего среднего образования. В этом определении особо акцентируется внимание на специфике форм и методов работы учреждений дополнительного образования, которые внешне и не так существенно отличаются от форм и методов работы, например, средней школы. Однако они более гибки и вариативны, в большей степени ориентированы на развитие творчества учащихся, их склонностей и способностей, чем в массовой средней школе.

Главное отличие учреждения дополнительного образования заключается в том, что ребенок, подросток имеет право сам, на свое усмотрение выбирать тот вид творческой деятельности, занятия, которое в большей степени соответствует его интересам, склонностям и способностям. Учреждение дополнительного образования в большей степени, чем школа, дает учащимся право самостоятельно извлекать полезные знания, умения, овладевать тем конкретным видом деятельности, которая в перспективе может стать их профессиональной. В связи с этим учреждения дополнительного образования – это не придаток школы, они имеют самостоятельное и самоценное образовательно-воспитательное значение, которое может дать широкий спектр образовательных услуг и в большей степени, чем школа, удовлетворить интересы личности.

Учреждения дополнительного образования детей составляют дворцы, дома и центры детского и юношеского творчества, реализующие разнонаправленные дополнительные образовательные программы, спортивные школы и клубы общей физической подготовки, учреждения технической ориентации, эколого-биологической и туристско-краеведческой направленности. Свыше 400 учреждений реализуют программы спортивно-технической, военно-патриотической и военно-технической ориентации.

Контингент обучающихся системы дополнительного образования детей ежегодно увеличивается. Если в 1990 году было 6,3 млн. обучающихся, то в 1999-2000 гг. – 7,6 млн. Это означает, что сегодня 40% обучающихся постоянно заняты в свободное от учебы время любимым делом - художественным и техническим творчеством, экологией, физической культурой и спортом, туризмом, краеведением и т.д.

По содержанию образовательно-воспитательной деятельности учреждения дополнительного образования можно подразделить на однопрофильные, и многопрофильные.

Чтобы определить себе содержание образовательно-воспитательной деятельности многопрофильного учреждения, перечислим названия отделов центра многопрофильного учреждения «Заречье» Казани: художественно-прикладной отдел, музыкальный отдел, художественно-массовый отдел, национальный отдел, спортивный отдел, учебный отдел, отдел детских организаций, отдел социальной реабилитации, отдел дошкольного образования.

Наиболее характерной тенденцией практически всех многопрофильных учреждений дополнительного образования является включение в их деятельность отделов дошкольного воспитания. Формы работы с 5-7-летними детьми различны, например, школа раннего эстетического развития и др. В большинстве многопрофильных учреждений дополнительного образования имеются отделы технического творчества, работа которых строится в зависимости от кадров и материальной базы. Около 85% занимающихся в этих отделах – мальчики, девочки в основном занимаются начальным техническим моделированием.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: