Дополнительное профессиональное образование взрослых

 

Под дополнительным профессиональным образованием (ДПО) понимается образование на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в целях совершенствования профессиональных качеств специалистов или их профессиональной переподготовки в связи с развитием науки, техники и технологии, совершенствованием образовательных стандартов, и завершающееся итоговой аттестацией и выдачей слушателю соответствующего документа.

Основные задачи дополнительного профессионального образования:

– повышение квалификации - обновление теоретических знаний и практических навыков специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач;

– профессиональная переподготовка - получение специалистами дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности;

– стажировка - формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков.

 

В сложившейся к настоящему времени социальной и экономической ситуации в стране все большее значение приобретает дополнительное профессиональное образование (ДПО), позволяющее специалистам повысить квалификацию или пройти профессиональную переподготовку и получить квалификацию, дающую право работать в новой сфере деятельности. Потенциальные масштабы деятельности ДПО в Российской Федерации огромны. В стране насчитывается 350 городов с населением около 20 тыс. чел., 350 городов с населением 20 - 50 тыс. чел., 160 городов с населением 50 - 100 тыс. чел., около 170 городов с населением более 100 тыс. чел., не говоря уже о городах с многомиллионным населением.

Если учитывать принятые в мире нормы периодичности повышения квалификации и профессиональной переподготовки (2-3 года), то пропускная способность существующей в России системы ДПО должна быть увеличена в 3-4 раза. Ежегодный контингент системы ДПО в 7-8 млн. человек для России мог бы явиться определенным достижением. Для сравнения можно отметить, что в США системой Lifelong Education с аналогичными целями и задачами охватывается в год около 20 млн. специалистов.

Столь резкие изменения масштабов ДПО требуют новых организационных решений, дополнительных исследований в направлении повышения эффективности ее функционирования, серьезных инвестиций в информатизацию системы ДПО, оснащение их современной техникой, доступом в сеть Интернет, развитие учебно-методического обеспечения, в том числе и на электронных носителях, подготовку и переподготовку соответствующих преподавательских кадров. Инвестиции в сферу ДПО дают отдачу уже через один-два года (для высшего профессионального образования этот период оценивается в 8-10 лет).

За прошедший год в системе ДПО прошли повышение квалификации и профессиональную переподготовку более 1.12 млн. человек (данные 2000 г.). Среди них специалисты и руководители предприятий различных форм собственности, государственные служащие, уволенные военнослужащие и члены их семей, незанятое население, выпускники вузов и другие категории граждан. Многие учреждения системы ДПО, а их более 1500, испытывают острый информационный дефицит в области законодательной и нормативно-правовой базы, учебно-методического и программного обеспечения. Этот информационный дефицит может быть восполнен с помощью ресурсов сети Интернет, что еще раз подчеркивает необходимость выхода учреждений ДПО в информационное пространство.

Задачами информатизации сферы ДПО являются:

1. Правовое воспитание, образование и просвещение:

 Здесь основным аспектом является развитие системы ДПО через совершенствование нормативно-правовой базы, интеграцию и кооперацию различных учебных заведений, индивидуализацию и повышение гибкости учебных программ. Информатизация сферы ДПО должна способствовать правовому просвещению населения, обеспечить гражданам лучшую ориентировку в социально-экономических процессах и более активное воздействие на них. Особое внимание должно быть уделено распространению правовых знаний и информации о текущем законодательстве.

Адреса:

Юридический навигатор – http://www.uic.ssu.samara.ru/~cclub/navigator/lawnavigator.htm, находящийся на сервере Самарского университета. Из «Навигатора» есть доступ к толковому юридическом словарю http://www2.kodeks.net/urslovar/

http://raduga.smr.ru – правовое образование.

 

2.Повышение активности населения в экономической сфере:

Информационные ресурсы сети Интернет, система дистанционного обученияразработанные учебные программы и учебная литература, а также аудио- и видеопродукция, компьютерные обучающие программы, базы данных на CD-ROM окажут реальную практическую помощь российскому бизнесу, прежде всего, индивидуальному, малому и среднему.

Адреса:

http://www.cinfo.ru/OB/OB_basic.htm бизнес образование

3. Обновление гуманитарного образования:

Решение этой задачи, а также использование учебно-методической литературы, аудио- и видеопродукции, CD-ROM с использованием системы ДО обеспечит решение проблемы повышения качества преподавания гуманитарных и социальных дисциплин.

Адреса:

- http://www.hist.msu.ru/ER/sources.htm - история исторический факультет МГУ

 (http://www.tellur.ru/~historia/, - журнал по истории: «Мир истории»

 (http://www.ihst.ru/jour-r.htm) - Журнал «Вопросы истории естествознания и техники»

 

4. Охрана и укрепление здоровья населения:

 Информационно-просветительская деятельность в рамках информатизации системы ДПО позволит обеспечить консультирование населения по проблемам экологии и медицины.

www.doktor.ru

http://homeart.timus.ru - лекарственные травы.

http://www.rmj.ru - русский медицинский журнал

 

Для развития дополнительного профессионального образования целесообразно и необходимо решать следующие задачи:

- создание и постоянное наполнение открытого информационно-образовательного пространства путем развития системы эффективных методов создания информационных ресурсов и базовых курсов,

-  распространение и использование информационных ресурсов и базовых курсов в практике работы учебных заведений,

- формирование потребности общества в современных образовательных услугах,

- создание системы профессиональных сообществ специалистов в области дистанционного образования.

-

По своему организационно-содержательному характеру процесс информатизации ДПО целесообразно разделить на два относительно самостоятельных блока: образовательный и информационно-просветительский.

Образовательный блок - это система базовых курсов, разрабатываемых в рамках образовательной области, - это комплект учебных и методических материалов (учебники, хрестоматии, альбомы, учебные видео-, аудио- и компьютерные материалы, учебные планы, методические пособия и т.д.), представленных в различных формах и на различных носителях информации, включая сеть Интернет.

Система базовых курсов обеспечивает постоянно развивающееся образование, включающее:

– авторов курсов и преподавателей, осваивающих, использующих, модифицирующих и развивающих материалы курсов,

– поддерживающую среду, включая общедоступные архивы с материалами курсов,

– очные и виртуальные (теле) семинары и конференции по освоению и развитию содержания и методик использования этих материалов.

Кроме этого, целесообразно организовать проведение специализированных семинаров по отдельным модулям курсов, изучать передовой опыт по дистанционному обучению и дополнительному профессиональному образованию;

Необходимо далее развивать и разрабатывать модели и технологий дистанционного обучения в системе ДПО.

 

Информационно-просветительский блок включает в себя решение и дальнейшее развитие таких задач, как:

– разработка и поддержка элементов открытого информационно-образовательного пространства, включающая базы данных по политике, праву, образованию, экологии, предпринимательству, организация открытого доступа к ним,

– оперативный мониторинг ресурсов системы ДПО;

– организация открытого доступа к соответствующей информации в сетях телекоммуникаций, а также издание специализированной учебной литературы;

– создание дистанционной системы оперативного мониторинга и изучения общественного мнения по проблемам качества и доступности образования.

 

Сегодня, большое внимание уделяется развитию дистанционного образования - комплексу образовательных услуг, которые предоставляются пользователю с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений образования. В данном случае, телекоммуникации обеспечивают доставку участникам процесса изучаемого материала или их работу с учебным материалом, интерактивное взаимодействие преподавателя и обучаемого в процессе обучения, предоставляют слушателям возможность самостоятельной работы с информационными источниками сети, возможность работать в группе, а также оценку знаний и умений, полученных в ходе обучения.

Обширную коллекцию ссылок на сайты многочисленных организаций, которые предоставляют услуги ДО, и литературу по ДО можно найти по адресу http://db.informika.ru/do/org_do/

Еще одним из средств повышения квалификации являются методические объединения учителей. Достоинство виртуальных объединений в том, что общение и сотрудничество осуществляется вне зависимости от расстояния и времени. В виртуальных методобъединениях может участвовать учитель любой квалификации и возраста, поделиться опытом, получить ответы на свои вопросы, обсудить проблемы, высказать свое мнение по актуальным вопросам образования и познакомиться с мнением своих коллег.

Адреса:

http://center.fio.ru/method/ - сетевое методическое объединение учителей-предметников на сайте московского Интернет-центра;

http://center.edu.nsu.ru/noos/vmrus/html//opit.html – виртуальное методическое объединение учителей русского языка и литературы.

В последние годы Министерство образования Российской Федерации традиционно проводит виртуальный Всероссийский августовский педсовет в сети Интернет при поддержке "Учительской газеты", Российской академии образования, Российской академии Интернета, Федерации Интернет Образования и Ассоциации РЕЛАРН. Дистанционная форма проведения педсовета позволяет повысить эффективность традиционных педагогических советов; объединить усилия педагогов, учёных, управленцев и родителей для активного развития образовательного сообщества, которое способно влиять на принятие многих государственных решений в области образования.

Центр дистанционного образования «Эйдос» постоянно проводит дистанционные конференции в частности по проблемам: «Обновление школы: эксперимент 12-летняя школа», «Дистанционное образование». В этих конференциях принимали участие тысячи человек, причем на участие в августовском педсовете 2001 года были поданы заявки из 133 различных населенных пунктов, география которых от Красноярска до Москвы

 

Литература

 

Андреев В.И., Педагогика, г. Казань, Центр инновационных технологий, 2000

Арапов М.В. Интернет-ресурсы для системы социально-гуманитарного образования в России, Интернет

Котов А.А. Информационные технологии в дополнительном профессиональном образовании,Интернет

Астафьева Н.Е. Дидактическая система информатизации педагогической деятельности преподавателей профессиональных учебных заведений и научно-методические подходы к ее реализации. / Под общ. ред. А.П. Беляевой. СПб.-Тамбов, 1997

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: