Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты работы ребенка с компьютером

(1 час)

 

План:

1. Негативные факторы воздействия компьютера на здоровье человека.

1.1. Компьютер и проблемы здоровья детей.

2. Подходы к решению проблемы компьютерной безопасности.

2.1 В аспекте санитарно-гигиенических норм.

2.2 В аспекте реализации концепции функционального комфорта.

3. Психолого-педагогические особенности использования компьютера в учебном процессе.

3.1. Позитивные факторы.

3.2. Негативные факторы.

 

1. Негативные факторы воздействия компьютера на здоровье человека.

До сих пор и среди профессиональных пользователей, и среди производителей компьютеров, а также людей, от случая к случаю сталкивающихся с ними, не существует единого мнения о том, вредно ли, и если да, то насколько вредно для организма человека общение с компьютером.

Это подтверждается и таким фактом, что, с одной стороны, в средствах массовой печати (российской и зарубежной) появляются статьи о том, ПК очень опасен (особенно для детей, рождающихся у женщин-операторов). С другой стороны, в специализированных компьютерных журналах и газетах материалов на эту тему практически нет, как и нет отчетов компьютерных фирм-разработчиков новых аппаратуры, программных и сетевых средств, раскрывающих подходы к превращению своей продукции в безопасный для здоровья инструмент.

Попробуем разобраться в сущности этого вопроса: во первых, представить степень опасности компьютера для здоровья человека; во вторых, определить наши действия, чтобы избежать или свести к минимуму эту опасность.

Для этого рассмотрим основные факторы воздействия компьютера на здоровье человека с точки зрения наиболее многочисленных сторонников, утверждающих, что компьютерная болезнь существует. (При этом следует отметить, что существует мнение и об отсутствии отрицательного влияния компьютеров на здоровье.)

К отрицательным факторам, причем их необходимо рассматривать комплексно, относятся следующие:

Во-первых, монитор ПК является источником:

электростатического поля;

– слабых электромагнитных излучений в низкочастотном, сверхнизкочастотном и высокочастотном диапазонах (2 Гц – 400 Гц);

рентгеновского излучения;

ультрафиолетового излучения;

инфракрасного излучения;

– излучения видимого диапазона.

 

Этот вывод основывается на результатах научных работ, экспериментальных данных, полученных отечественными и зарубежными специалистами, которые с помощью новейшей измерительной техники изучают влияние этих излучений на организм человека, особенно на мозг.

Во-вторых, неподвижная, напряженная поза пользователя ПК, особенно оператора, в течение длительного времени прикованного к экрану дисплея, приводит к усталости и возникновению болей в позвоночнике, шее, плечевых суставов.

В-третьих, работа с клавиатурой вызывает болевые ощущения в локтевых суставах, предплечьях, запястьях, в кистях и пальцах рук.

В-четвертых, работа с компьютером предполагает прежде всего визуальное восприятие отображенной на мониторе информации, поэтому значительной нагрузке подвергается зрительный аппарат. Факторами, наиболее сильно влияющими на зрение, являются:

1. Несовершенство способов создания изображения на экране монитора. Эта группа факторов включает в себя:

– неоптимальные параметры схем развертки электронно-лучевой трубки;

несовместимость параметров монитора и графического адаптера;

– недостаточно высокое разрешение монитора, расфокусировка, несведение лучей и низкий уровень других его технических характеристик;

избыточная или недостаточная яркость изображения.

2. Непродуманная организация рабочего места, которая является причиной:

– наличия бликов на лицевой панели экрана;

– отсутствия необходимого уровня освещенности рабочих мест;

несоблюдения расстояния от глаз оператора до экрана.

В-пятых, работа с компьютером сопровождается акустическими шумами, включая ультразвук.

При этом установлено, что степень болезненности ощущений пропорциональна времени работы на ПК.

Медики также обеспокоены тем, что среди пользователей выявлен новый тип заболевания: синдром компьютерного стресса (СКС) пользователя.

Рассмотрим симптомы этого заболевания, сгруппировав их по принципу воздействия на ту или иную часть организма, учитывая, что наличие единственного симптома маловероятно, поскольку все функциональные органы человека взаимосвязаны.

1. Физические недомогания: сонливость, утомляемость, непроходящая усталость (даже после отдыха); головные боли после работы; головные боли в области глаз (глазные боли); головные боли в области надбровий и лба; головные боли в затылочной, боковых и теменной части головы; боли в нижней части спины, в области бедер, в ногах; чувство покалывания, онемения, боли в руках, запястьях и кистях; напряженность мышц верхней части туловища (шея, спина, плечи, руки).

Из-за длительного сидения в неподвижной позе у некоторых операторов ПК развивается мышечная слабость, происходит изменение формы позвоночника (синдром длительной статической нагрузки – СДСН), что в самых крайних случаях может привести к нетрудоспособности. Подобные заболевания являются спутниками любой «сидячей» работы.

2. Заболевания глаз: быстрая утомляемость, чувство острой боли, жжение, зуд, слезливость; частое моргание, ощущение натертости.

3. Нарушение визуального восприятия: неясность зрения на дальнем расстоянии сразу после работы за компьютером  («пелена перед глазами»); неясность зрения на близком расстоянии (изображение на экране плохо фокусируется зрительной системой); неясность зрения усиливается в течение дня; возникновение двойного зрения (изображение на экране двоится); очки становятся «слабыми» (необходимость смены очков); головные боли; медленная рефокусировка; косоглазие.

У работающих с отображенной на экране монитора информацией по 7 и более часов в день вероятность возникновения астенопии* и воспаления глаз значительно выше, чем у людей, работа которых не связана с компьютером. Кроме того, выявлено, что у профессиональных операторов отмечается повышенная частота заболеваний глаукомой и катарактой. по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) такие операторы вынуждены каждые 6-9 месяцев менять очки в сторону их усиления.

4. Ухудшение сосредоточенности и работоспособности (очень часто является следствием визуальных нарушений): сосредоточенность достигается с трудом (невозможно сохранить внимательность в течение длительного времени); раздражительность во время и после работы; потеря рабочей точки на экране, пропуски строк, слов, ввод повторных строк; ошибки при заполнении колонок («непопадание»), переставление слов или цифр местами.

Постоянные пользователи ПК чаще и в большей степени подвергаются психологическим стрессам, функциональным нарушениям центральной нервной системы, болезням сердечно-сосудистой системы и верхних дыхательных путей. Низкочастотные электромагнитные поля при взаимодействии с другими отрицательными факторами могут инициировать раковые заболевания и лейкемию. Пыль, притягиваемая электростатическим полем монитора, как и любая пыль, иногда становится причиной дерматитов лица, обострения астматических симптомов, раздражения слизистых оболочек.

Российский Научно-исследовательский институт охраны труда также провел медико-биологические исследования воздействия ПК на операторов. Таблица 1 иллюстрирует результаты этих исследований.

Справедливости ради, следует отметить, что существует мнение и об отсутствии влияния компьютеров на здоровье. Но все выше сказанное убедительно подтверждает существование СКС.

 

Таблица 1 . Результаты воздействия ПК на пользователей

Симптомы воздействия компьютера

Процент операторов, сообщивших о симптомах

 

Неполная смена. Работа за дисплеями до 12 месяцев   Полная смена. Работа за дисплеями до 12 месяцев   Работа за дисплеями более 12 месяцев   Работа за дисплеями более 2 лет  
Головная боль и боль в глазах   8%   35%   51%   76%    
Утомление, головокружение   5%   32%   41%   69%    
Нарушение ночного сна - 8% 15% 50%  
Сонливость в течение дня   11%   22%   48%   76%    
Изменение настроения 8% 24% 27% 50%  
Повышенная раздражительность   3%   11%   22%   51%    
Депрессия 3% 16% 22% 50%  
Снижение интеллектуальных способностей, ухудшение памяти -   3%   12%   40%    
Натяжение кожи лба и головы   3%   5%   13%   19%    
Выпадение волос ..   3% 5%  
Боль в мышцах   11%   14%   21%   32%    
Боль в области сердца, неровное сердцебиение, одышка       5%   7%   32%    
Снижение половой активности   12%   18%   34%   64%    

Причинами разнообразных симптомов СКС, по мнению медиков, является пять основных факторов:

– неправильная работа глаз и неверное положение тела;

– ношение несоответствующих очков или контактных линз;

– неправильная организация рабочего места;

– суммирование физических, умственных и визуальных нагрузок;

– низкий уровень визуальной подготовленности для работы с компьютером.

 

Существует небезосновательное мнение, что путем исключения отрицательных факторов воздействия можно снизить вероятность возникновения СКС до минимума

1.1 Компьютер и здоровье детей

Особо следует выделить проблему: компьютер и здоровье детей.

Сегодня в мире существует мощная индустрия по производству компьютерных игр. Огромное количество фирм борются между собой за первенство (значит, и за наибольшие прибыли) на рынке, создавая красивые и привлекательные, хитрые и замысловатые, агрессивные и кровожадные игрушки для мальчиков и девочек всех возрастов. Дети с удовольствием отдают им свое свободное время. В этой связи следует помнить о большой опасности. Дети в значительно меньшей степени, чем взрослые, способны контролировать свое поведение и, увлекшись, не могут в нужный момент оторваться от экрана, ил котором разворачиваются захватывающие события. Но психика их очень неустойчива, поэтому чрезмерное увлечение компьютерными играми может стать причиной очень тяжелых последствий — развивается повышенная возбудимость, у школьников снижается успеваемость, ребенок становится капризным, неуправляемым, перестает чем-либо интересоваться кроме компьютера. По своему воздействию на детский организм компьютерная игра подобна наркотику.

В Японии и в Англии у нескольких детей, которые с раннего возраста чрезмерно увлекались компьютерными играми, врачами был выявлен новый вид заболевания — синдром видеоигровой эпилепсии. Это заболевание проявляется головными болями, длительными спазмами мускулатуры лица, нарушением зрения.

 

Синдром, хотя и не приводит к угасанию умственных способностей ребенка, но способствует формированию у него таких типичных для эпилепсии негативных черт характера, как подозрительность, мнительность, враждебность, агрессивное отношение к близким, импульсивность, вспыльчивость.

Из всего сказанного не следует, что нельзя ни в коем случае допускать ребенка к компьютеру, но необходимо очень строго дозировать время компьютерных занятий.

Новым шагом в развитии компьютерной индустрии является виртуальная реальность.

Что такое виртуальная реальность? Это технология, включающая в себя: для разработчика — возможности моделирования физического виртуального (искусственно созданного, но воспринимаемого как реальный) мира по заранее заданным законам с заранее установленными приближениями; для пользователя — взаимодействие с компьютером, при котором человек с помощью программных и аппаратных средств имеет возможность почувствовать себя внутри разработанного трехмерного мира, существующего в реальном масштабе времени, перемещаться в нем с шестью степенями свободы. Шесть степеней свободы обеспечивают движение вперед-назад вверх-вниз, налево-направо, наклон (тангаж) вверх-вниз, крен налево-направо, вращение налево-направо. Средства виртуальной реальности позволяют «потрогать объекты виртуального мира, ощутить их реакцию или видеть изменения (деформацию) в ответ на воздействия.

Свойство интерактивности дает возможность участвовать в смоделированных событиях и направлять их в нужное русло.

Идея создания виртуальной реальности (одним из авторов ее является американский ученый М. Крюгер) – была впервые высказана около 20 лет назад. К сегодняшнему дню уже проведен ряд международных симпозиумов по виртуальной реальности в США и Европе, начали выходить международные журналы, появились монографии. Многие фирмы выпускают специальную аппаратуру, совместимую с персональным компьютером.

Взглянем на интересующее нас явление с точки зрения медицины. Уровень качества массовых игровых виртуальных систем пока еще очень низок. Разрешение встроенных в недорогой виртуальный шлем мониторов невысокое, частота смены кадров такова, что глаза очень сильно устают, болят, «вылезают из орбит», и, по словам очевидцев, «их можно спокойно вынуть и покрутить в руках на манер китайских шариков». Шлем непросто настраивается на особенности зрения каждого участника VR. В дополнение к сложностям со зрением возникают проблемы с координацией движений вплоть до необратимых нарушений вестибулярного аппарата. Кроме того, после длительного погружения в VR человек оказывается полностью дезориентированным и демонстрирует неадекватные реакции на собственные попытки изменить положение в пространстве. Виртуальная реальность – актуальная тема для психиатрии, так как привычка к иллюзорной действительности может отбить желание у человека возвращаться к действительности настоящей. Специалисты предполагают, что при широком распространении устройств VR необходимо будет возрастное ограничение на их использование.

2. Подходы к решению проблемы компьютерной безопасности.

Хотя рассмотренная картина воздействия компьютера на организм человека выглядит довольно мрачной, нам нужно помнить, что:

Во-первых, подобные последствия возможны лишь в случае абсолютного игнорирования проблемы. Каждый пользователь должен знать опасность «в лицо», чтобы иметь возможность ее избежать.

Во-вторых, что причиной отклонений здоровья пользователей являются не столько сами компьютеры, сколько недостаточно строгое соблюдение принципов эргономики.

Поэтому далее мы рассмотрим ряд существующих подходов к решению проблем компьютерной безопасности.

 

2.1. Решение проблемы компьютерной безопасности в аспекте санитарно-гигиенических норм.

Долгое время в России не существовало стандартов, соответствующих общепринятым европейским и мировым, которые бы регламентировали работу с ПК. Но с 1997 г. вступил в силу утвержденный Госкомсанэпиднадзором нормативный документ «Видеодисплейные терминалы и персональные вычислительные машины. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным вычислительным машинам и организация работы», который нормирует излучательные характеристики мониторов и ПК. Уровень этих излучений приведен в соответствие c MPR II.

Здесь следует сказать, что методика MPR – разработка Шведского национального комитета по измерениям и испытаниям.

Швеция является законодателем в области создания стандартов, регламентирующих работу с персональными компьютерами. В первой половине 80-х годов там началось серьезное обсуждение условий работы с дисплеями. Рассматривались не только вопросы монотонности и напряженности работы, но и проблемы визуальной эргономики и электромагнитных излучении.

Методика MPR включает в себя проверку двух типов характеристик дисплеев: визуальных эргономических (цвет, яркость, четкость, нелинейность, неортогональность, коэффициент отражения, дрожание изображения, расчетная частота мерцаний) и эмиссионных (рентгеновское излучение, электростатический потенциал, напряженность переменного магнитного поля в диапазонах 5 Гц-2 кГц и 2-400 кГц, плотность магнитного потока в тех же диапазонах).

Не рассматривая детально требования к рабочим местам пользователей ПК, остановимся только на вопросе эргономики рабочего места, обозначив его как идеальное рабочее место.

Идеальное рабочее место — это рабочее место, которое отвечает определенным эргономическим и техническим требованиям, обеспечивает максимальную комфортность условий работы за компьютером, способствует сохранению работоспособности и хорошего самочувствия в течение дня.

Специалисты в области эргономики считают, что для большинства людей комфортабельным рабочим местом является такое, которое можно приспособить не менее, чем для двух позиций, при этом положение кресла, дисплея, клавиатуры, манипулятора «мышь» и т.д., а также их качество, должны каждый раз соответствовать выполняемой работе.

Идеальное рабочее место оператора ПК должно удовлетворять ряду требований:

Требование 1. Оптимальное расстояние от глаз оператора до экрана монитора и оптимальный наклон линии взора.

Требование 2. Достаточная освещенность рабочих документов и отсутствие бликов на поверхности экрана.

Требование 3. Правильные поза сидения и угол наклона туловища.

Требование 4. Правильное положение рук на клавиатуре.

Требование 5. Возможность переводить взгляд на дальний предмет.

Требование 6. Регулярное дыхание.

 Для идеального рабочего места необходимы:

1. Монитор, по своим визуальным и эмиссионным характеристикам удовлетворяющий международным требованиям, с регулируемой яркостью и контрастностью экрана и со специальной подставкой – для установки экрана монитора под нужным углом наклона.

2. Защитный фильтр – для мониторов без маркировки Low radiation.

3. Регулируемый стол для компьютера, позволяющий изменять высоту положения клавиатуры.

4. Регулируемое кресло.

5. Подставка для ног – если конструкция стола и кресла не позволяет регулировать их по высоте.

6. Достаточно длинный кабель для клавиатуры, чтобы разместить ее в удобном положении.

7. Оригиналодержатель для рабочих материалов.

He рекомендуется работать за ПК больше 3 часов подряд без перерыва. В процессе работы по возможности, чтобы уменьшить отрицательное влияние монотонности, следует менять тип и содержание деятельности. Например, чередовать редактирование и ввод данных или их считывание и осмысление.

Дети очень любят компьютерные игры. Увлекшись, готовы сидеть перед экраном долгие часы. Но следует помнить, что непрерывное занятие ребенка за компьютером должно продолжаться не более

– 10 минут – для учащихся 1 класса;

– 15 минут – для учащихся 2-5 классов;

– 20 минут – для учащихся 6-7 классов;

– 25 минут – для учащихся 8-9 классов;

– 30 минут – для учащихся 10-11 классов.

Общая продолжительность общения с компьютером в течение дня должна быть не более

– 45 минут – для детей 8-10 лет;

– 1 час 30 минут – для детей 11-13 лет

– 2 часа 15 минут – для детей 14-16 лет.

Для детей дошкольного возраста занятие с использованием игровых программ не должно продолжаться более 7-10 мин.

2.2. Решение проблемы компьютерной безопасности в аспекте реализации концепции функционального комфорта.

С психолого-педагогических позиций проблема сохранения здоровья детей в большей степени решается в рамках концепции функционального комфорта.

Первоначально данная концепция была разработана в эргономике применительно к трудовой деятельности взрослого человека и являлась теоретическим основанием для ее оптимизации. Концепция предусматривает использование теории функциональных состояний при оценке степени оптимизации или неоптимальности выполняемой человеком деятельности

Согласно этой теории функциональный комфорт (ФК) определяется как оптимальное функциональное состояние активно действующего (работающего) человека, которое свидетельствует о благоприятных для него условиях, средствах деятельности, ее цели, процессах и содержании. При ФК у человека формируется благоприятное отношение к деятельности, выражающееся в удовлетворении процессом и условиями деятельности, ее результатами, техническими характеристиками и эстетическими свойствами реализуемых средств деятельности. Положительное эмоциональное отношение к деятельности обусловливает адекватную мобилизацию психофизиологических процессов, нервных и психических функций.

Для ФК характерно сочетание высокого уровня успешности деятельности с ее низкими нервно-психическими затратами (психофизиологической ценой деятельности), что отдаляет утомление и способствует длительной высокоэффективной работе без ущерба для здоровья человека. Состояние ФК выявляется с помощью комплекса объективных психофизиологических параметров и статистических показателей, определяемых экспериментально. Оно может рассматриваться в качестве обобщенного критерия оптимизации технических устройств, используемых человеком, приих эргономическом проектировании.

Функциональный комфорт игровой развивающей деятельности может рассматриваться как критерий, в соответствии с которым игра, реализованная в виде соответствующей программы, должна обеспечивать:

– высокий эффект развития ребенка;

– допустимую интеллектуальную нагрузку;

– стимуляцию интереса к игре, и вообще к творческой деятельности;

– удовлетворение ребенка от замысла, образов, игрового сценария, хода игры и достигнутых результатов;

– минимальное (допустимое) негативное влияние игры и гигиенических факторов на здоровье ребенка;

– отсутствие или незначительное влияние негативных последствий на психику ребенка.

Если компьютерная игра удовлетворяет указанным требованиям, то можно считать, что она и реализуемая ею программа оптимизированы в эргономическом отношении. При этом еще раз отметим, что требования критерия функционального комфорта при игровой развивающей деятельности существенно отличаются от требований того же критерия к техническим средствам КИК и к операторским видам деятельности.

Сущность отличия кроется в независимости понятий «эффективность труда» и «эффект развития», о чем уже говорилось. «Эффекту развития» обычно соответствует более высокая интеллектуальная нагрузка и более высокий уровень напряженности. Основные требования критерия ФК к техническим средствам КИК сводятся к необходимости достижения высокой эффективности их использования (минимум ошибок) при минимуме психофизиологических затрат.

3. Психолого-педагогические особенности использования компьютера в учебном процессе.

3.1 Позитивные факторы.

Исследования, проводимые психологами, показали, что, работая с компьютером, учащиеся глубже вникают в суть вопроса. У них появляется интерес к предмету, они более активно пользуются учебной и технической литературой. Средства графики, музыкальные фрагменты или музыкальный фон снимают напряжение, способствуют эстетическому воспитанию. Работа с компьютером развивает у детей умение планировать свою деятельность, принимать ответственные решения. Компьютер все больше начинает играть роль коммуникационного устройства, открывающего новые педагогические возможности использования локальных и глобальных сетей. Компьютер значительно улучшил возрастные возможности детей, без особого труда осваивающих приемы работы, которые раньше были доступны только высококвалифицированным специалистам. Психологи фиксируют у школьников, много общающихся с компьютером, формирование иных представлений об окружающем мире, выработку новых способов организации своего времени и взаимодействия с окружающими.

Индивидуальная работа с компьютером способствует развитию самостоятельности, приучает к точности, аккуратности, последовательности действий, развивает способности к анализу и обобщению. Компьютер облегчает усвоение абстракций, позволяя их конкретизировать в виде наглядных образов: схем, моделей, рисунков, тем более что учебное моделирование органически входит в систему учебных задач и игр. При этом болеё полно реализуются принципы и методы развивающего обучения. Стимулируются мыслительная деятельность обучаемых, творческая активность, максимально удовлетворяются познавательные потребности. Ученик получает возможность применить собственные методы и приемы работы

3.2. Негативные факторы

При использовании компьютера возникает множество негативных моментов: многие обучающие программы далеки от совершенства как раз в силу незнания или недостаточного понимания их разработчиками психологии обучения и ее возрастных особенностей, их слабой педагогической подготовки. При составлении программ трудно учесть многообразие индивидуальных черт каждого ученика и оригинальность человеческого мышления; сложно в короткое время ее действия (вспомните нормы работы учащихся с компьютером) заложить все психолого-педагогические аспекты решения той или иной дидактической задачи. Маленький экран монитора ПК, на котором не размещается формат даже книжной страницы, ставит нелегко разрешимые проблемы компоновки информации на рабочем столе компьютера, его информационной емкости, сочетания с иллюстративным и управляющим блоками. Надо учитывать еще и такой фактор, как состояние здоровья современных школьников, которое многим из них значительно сокращает время работы с компьютером, Очень серьезные опасения возникают и в связи с тем, что снижается личностный фактор влияния учителя на воспитанников, а, как гласит классический педагогический тезис, сформулированный К.Д.Ушинским, только личностью воспитывается личность.

Немецкий ученый Х.Г. Рольф называет следующие негативные факторы компьютерного обучения

а) опасность подавления межличностного общения, так как в связи с общением с компьютером понижается количество и качество личных контактов, что может нанести вред и эмоциональному воспитанию;

б) усиление социального неравенства, так как приобретение дорогостоящей техники доступно не всем;

в) опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладают звук и изображение;

г) ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению; так как для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая дигитализация приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, замена многозначности на формальную однозначность, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод;

д) отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;

е) пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать усвоение материала простым и нетрудоемким;

ж) опасность снижения социализации человека, т.е. его пребывания между людьми и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров (дети мало гуляют, не испытывают потребности в совместных играх с другими детьми, теряют друзей).

Компьютер предоставляет возможность работать независимо от других, самому отбирать то, что представляет интерес, что кажется полезным для реализации личностных целей, но при этом ученик в значительной степени изолирован от окружения и ориентируется лишь на реакции управляющей программы, которые не всегда адекватны его действиям. Компьютеры фиксируют успехи и неудачи ученика, проводят анализ результатов в конкретной учебной ситуации, прослеживают динамику изменений, но оценки машины носят формальный характер, не учитывают степени достижения поставленных целей, внутренних побуждений. Небольшой жизненный опыт детей не позволяет им критически относиться к реакциям машины, что может привести к дезориентации: необоснованному завышению собственных возможностей и способностей, зазнайству, чувству превосходства над другими учениками.

Другая опасность возникает, когда жесткая реакция некоторых программ на малейшие промахи ученика травмирует психику, приводит к нарастанию внутренней неудовлетворенности и синдрома «боязни ошибки», возвращая ребенка к тем же проблемам, что и традиционное авторитарное обучение. У ребенка возникают неврозы и стрессы, ослабляется зрение.

Многие учащиеся оказываются неподготовленными к оценке и переработке лавинообразно нарастающей информации, которую раньше человек получал в течение всей жизни. Ее переизбыток непредсказуемо меняет мировоззрение и способы человеческого мышления.

Детям и подросткам сложно противостоять натиску электронной массовой культуры и коммерческих электронных игр, нередко ориентированных на агрессию, насилие, убийства, жестокость

Есть данные о том, что при использовании вычислительной техники задерживается освоение устного счета, затрудняется перенос знаний в другие сферы деятельности, обнаруживаются признаки снижения подвижности умственной деятельности, сопровождающиеся трудностями в усвоении и оперировании понятиями высокого уровня абстракции. Усиление логического мышления может привести к некоторому подавлению интуитивного начала.

Компьютеру нельзя передавать все функции учебного процесса, особенно такие, как целеполагание, формирование мотивации мировоззрения и ценностных отношений. Малопригодны компьютеры для того, чтобы принять на себя воспитательные функции. В воспитании необходимо живое человеческое общение, непосредственное обсуждение проблем. Компьютерные конференции могут снять пространственные и временные ограничения в процессе функционирования информации, но не могут заменить реальных конференций, дискуссий, симпозиумов.

Неоднозначно компьютеризация обучения влияет и на учителя. У ряда учителей есть страх перед компьютером, психологические барьеры к его использованию. У других возникает ощущение, что учитель превращается в оператора машины, так как он использует на занятиях готовый программный продукт, в котором все - от целей до форм и методов обучения - предопределено, и это снижает их ответственность за результаты обучения. Есть и фанаты компьютеризации учебного процесса, которые не признают других подходов к обучению и абсолютизируют ее сильные стороны, игнорируя негативные и слабые. Использование компьютеров в обучении оправданно только тогда, когда это приводит к повышению его результативности, максимально нейтрализуя отрицательное воздействие. Это в свою очередь требует основательных психолого-педагогических исследований всех проблем, связанных с компьютеризацией учебно-воспитательного процесса.

 


Примерные вопросы к «круглому столу» по теме: «Тенденции и проблемы развития образования в условиях внедрения Интернет-тех­нологий в педагогический процесс»

 

1. Согласны ли вы с утверждением, что российское образова­ние находится в кризисной ситуации? Какие факты свидетельствуют «за» и «против» данного утверждения?

2. Как вы понимаете термин «непрерывное образование»? Како­вы социально-экономические предпосылки непрерывного образования? Какое место в этом процессе может быть отведено средствам совре­менных информационных технологий?

3. Какие дидактические возможности компьютерных телекомму­никаций могут способствовать реализации гуманистического и личностно-ориентированного подходов в образовании?

4. Какие негативные проблемы, в том числе этического харак­тера, могут возникать в результате использования телекоммуника­ционных технологий? Может ли быть оправдан отказ от использова­ния ИТ из-за выявленных негативных факторов воздействия или необ­ходимо искать пути минимизации данных факторов?

5. Какие психологические факторы оказывают воздействие на успешность обучения с применением компьютерных телекоммуникаций?

6. Какие дидактические составляющие учебного процесса, в первую очередь, подвергаются изменениям в условиях использования современных информационных технологий?

7. В каком виде, на ваш взгляд, дистанционное обучение наи­более приемлемо в школе (основные, базовые курсы или дополни­тельное образование)?

8. Если в области будут созданы необходимые условия для применения методов дистанционного обучения, какие предметы будут востребованы обучающимися?

9. Какие перспективы использования компьютерных телекомму­никационных технологий вы видите для себя лично и для своих уче­ников?





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: