Мы уже говорили об источниках информации.
Необходимо учитывать, что:
– учебный материал должен соответствовать современному педагогическому и техническому уровню;
– информация должна раскрывать суть, закономерности и принципы изучаемых явлений, случайную и малозначимую информацию необходимо исключить;
– учебный материал должен излагаться четко и доходчиво, стимулируя интерес к познанию;
– следует применять разнообразные формы заданий, ставить вопросы возбуждающие мыслительную активность учащихся;
– в качестве подсказок целесообразно использовать аналоги, ассоциации, сопоставления.
Правила последовательного распределения материала:
– от известного к неизвестному;
– от простого к сложному;
– от конкретного к абстрактному;
– от наблюдения к рассуждению;
– от общего рассмотрения к детальному анализу.
Выше мы рассматривали информацию с позиций внешнего воздействия на нее (сбор, обработка, поиск...), теперь рассмотрим с позиции восприятия ее человеком.
|
|
Восприятие информации – процесс преобразования сведений, поступающих в техническую систему или живой организм из внешнего мира, в форму, пригодную для дальнейшего использования.
Система восприятия информации в контексте технической системы, создаваемой на базе ЭВМ – сложный комплекс программных и технических средств.
Человек получает информацию из различных источников и от анализаторов различного типа (зрение, слух, осязание, обоняние), в связи с чем важной становится задача интеграции полученной информации, восприятие целого из составляющих компонентов.
Поскольку при работе с ЭВМ не задействованы обоняние и осязание и подавляющий объем информации усваивается визуально, то и сосредоточимся на рассмотрении особенностей организации информации для ее эффективного визуального восприятия.
Вспомним формы представления информации (текст, рисунок, схема, таблица, диаграмма, график...).
3. Общие требования к представлению учебной информации на экране:
Оптимально, если объем текста в кадре не превышает 8-10 строк по 20-30 символов. При определении количества информации в кадре следует исходить из соотношения между требованиями, которые данный кадр предъявляет к мышлению учащихся, объемом новой информации, содержащейся в кадре и степенью сформированности навыков умственных действий у учащихся.
При мелком дроблении у учащихся не создается целостного представления об изучаемых явлениях. Маленькие дозы информации не стимулируют мыслительной активности учащихся, кроме того если дозы информации малы – возрастает время прохождения программы.
|
|
Если дозы информации в кадре слишком большие, то процесс обучения становится менее управляемым и учебный материал трудно усваивается.
– Использование средств концентрации внимания.
– Не рекомендуется одновременная подача текста более чем трех цветов.
– Постоянный формат экрана (использование постоянных зон, информация в которых одинакова во всех кадрах).
– Строго выдержанный стиль текста и графики.
– Важная роль в обучении принадлежит тексту. С помощью текста учащимся предъявляется новый материал, задания, помощь, справка и т.д.
4. Требования к тексту:
– научность – все положения, определения и выводы должны быть построены на строго научной основе;
– логичность – текстовый материал должен строится так, что бы легко прослеживались логические связи между излагаемыми понятиями;
– доступность – значение новых терминов должно быть разъяснено;
– однозначность – единое толкование текста различными учащимися;
– лаконичность – текстовое изложение должно быть максимально кратким и не содержать ничего лишнего;
– завершенность – содержание каждой части текстовой информации логически завершено.
Вопрос – это дидактическое средство, направленное на проверку знаний обучаемым учебного материала, распознавание и объяснение типичных ошибок.
5. Требования к постановке вопроса:
– вопрос должен быть сформулирован четко, в строгом соответствии с терминологией учебного материала;
– вопрос должен быть поставлен конкретно – он должен определять как содержание ответа, так и его форму;
– вопрос должен быть однозначным, т.е. исключать возможность существования нескольких разных по смыслу верных ответов;
– формулировка вопроса должна быть максимально лаконичной;
– постановка вопроса должна быть информационно достаточной;
– вопросы, задаваемые обучающимся должны находиться в строгом соответствии с логикой изложения учебного материала.
Для демонстрации и коллективного анализа программных средств используются:
http://www.mathematics.ru
http://www.physics.ru
http://www.biology.ru
http://www.geography.ru
Вопросы для обсуждения:
1. Назовите основные технологические этапы работы с информацией. Дайте краткую характеристику и изложите суть каждого этапа.
2. Что подразумевается под постановкой цели при работе с информацией? Приведите пример информационного проекта и сформулируйте цель этого проекта.
3. Попробуйте описать представленное программное средство с позиций его дидактических возможностей, эргономических характеристик, требований к представлению информации.