Сбор и организация учебного материала

Мы уже говорили об источниках информации.

Необходимо учитывать, что:

– учебный материал должен соответствовать современному педагогическому и техническому уровню;

– информация должна раскрывать суть, закономерности и принципы изучаемых явлений, случайную и малозначимую информацию необходимо исключить;

– учебный материал должен излагаться четко и доходчиво, стимулируя интерес к познанию;

– следует применять разнообразные формы заданий, ставить вопросы возбуждающие мыслительную активность учащихся;

– в качестве подсказок целесообразно использовать аналоги, ассоциации, сопоставления.

Правила последовательного распределения материала:

– от известного к неизвестному;

– от простого к сложному;

– от конкретного к абстрактному;

– от наблюдения к рассуждению;

– от общего рассмотрения к детальному анализу.

Выше мы рассматривали информацию с позиций внешнего воздействия на нее (сбор, обработка, поиск...), теперь рассмотрим с позиции восприятия ее человеком.

Восприятие информации – процесс преобразования сведений, поступающих в техническую систему или живой организм из внешнего мира, в форму, пригодную для дальнейшего использования.

Система восприятия информации в контексте технической системы, создаваемой на базе ЭВМ – сложный комплекс программных и технических средств.

Человек получает информацию из различных источников и от анализаторов различного типа (зрение, слух, осязание, обоняние), в связи с чем важной становится задача интеграции полученной информации, восприятие целого из составляющих компонентов.

Поскольку при работе с ЭВМ не задействованы обоняние и осязание и подавляющий объем информации усваивается визуально, то и сосредоточимся на рассмотрении особенностей организации информации для ее эффективного визуального восприятия.

Вспомним формы представления информации (текст, рисунок, схема, таблица, диаграмма, график...).

 

3. Общие требования к представлению учебной информации на экране:

 

Оптимально, если объем текста в кадре не превышает 8-10 строк по 20-30 символов. При определении количества информации в кадре следует исходить из соотношения между требованиями, которые данный кадр предъявляет к мышлению учащихся, объемом новой информации, содержащейся в кадре и степенью сформированности навыков умственных действий у учащихся.

При мелком дроблении у учащихся не создается целостного представления об изучаемых явлениях. Маленькие дозы информации не стимулируют мыслительной активности учащихся, кроме того если дозы информации малы – возрастает время прохождения программы.

Если дозы информации в кадре слишком большие, то процесс обучения становится менее управляемым и учебный материал трудно усваивается.

– Использование средств концентрации внимания.

– Не рекомендуется одновременная подача текста более чем трех цветов.

– Постоянный формат экрана (использование постоянных зон, информация в которых одинакова во всех кадрах).

– Строго выдержанный стиль текста и графики.

– Важная роль в обучении принадлежит тексту. С помощью текста учащимся предъявляется новый материал, задания, помощь, справка и т.д.

4. Требования к тексту:

 

– научность – все положения, определения и выводы должны быть построены на строго научной основе;

– логичность – текстовый материал должен строится так, что бы легко прослеживались логические связи между излагаемыми понятиями;

– доступность – значение новых терминов должно быть разъяснено;

– однозначность – единое толкование текста различными учащимися;

– лаконичность – текстовое изложение должно быть максимально кратким и не содержать ничего лишнего;

– завершенность – содержание каждой части текстовой информации логически завершено.

Вопрос – это дидактическое средство, направленное на проверку знаний обучаемым учебного материала, распознавание и объяснение типичных ошибок.

 

5. Требования к постановке вопроса:

– вопрос должен быть сформулирован четко, в строгом соответствии с терминологией учебного материала;

– вопрос должен быть поставлен конкретно – он должен определять как содержание ответа, так и его форму;

– вопрос должен быть однозначным, т.е. исключать возможность существования нескольких разных по смыслу верных ответов;

– формулировка вопроса должна быть максимально лаконичной;

– постановка вопроса должна быть информационно достаточной;

– вопросы, задаваемые обучающимся должны находиться в строгом соответствии с логикой изложения учебного материала.

Для демонстрации и коллективного анализа программных средств используются:

http://www.mathematics.ru

http://www.physics.ru

http://www.biology.ru

http://www.geography.ru

 

Вопросы для обсуждения:

1. Назовите основные технологические этапы работы с информацией. Дайте краткую характеристику и изложите суть каждого этапа.

2. Что подразумевается под постановкой цели при работе с информацией? Приведите пример информационного проекта и сформулируйте цель этого проекта.

3. Попробуйте описать представленное программное средство с позиций его дидактических возможностей, эргономических характеристик, требований к представлению информации.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: