Структура дипломной работы

Минобрнауки россии

 

 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

 «Российский государственный гуманитарный университет»

(РГГУ)

Институт филологии и истории

 

ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ

И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

Методические указания

Москва – 2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Тематика дипломного сочинения и основные

требования к работе............................................................................. 4

Дополнения: дипломные работы по кафедрам......................... 5

Структура дипломной работы............................................................ 8

Оформление дипломной работы....................................................... 10

 

 

ТЕМАТИКА ДИПЛОМНОГО СОЧИНЕНИЯ

И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ

 

Дипломное сочинение – это научная квалификационная работа, итог трехлетней подготовки студента по специализации, т. е. прежде всего его работы в спецсеминаре. Его цель – решение определенной научной проблемы, доступной по степени своей сложности студенту старших курсов

В Институте филологии и истории РГГУ студенты-филологи работают над дипломными сочинениями при кафедрах: истории русской литературы, сравнительной истории литератур, теоретической и исторической поэтики, германской филологии, иностранных языков, истории театра и кино, теории и практики перевода, а также в учебно-научном центре глобалистики и компаративистики. При всем многообразии возможных тем, между ними есть известное родство, которое определяется современным уровнем филологии, в частности, литературоведения.

Речь идет об установке на изучение фактов, в первую очередь – текстов: прежде всего – художественных (включая сюда театральную постановку пьесы или кинофильм), а затем – литературно-критических, публицистических. Иначе говоря, являющихся результатами творчества. Далее фактами могут явиться мемуары, архивные документы и т. п., на основании которых могут быть изучены обстоятельства создания автором и восприятия читателем тех или иных текстов; в частности – так называемый литературный быт (общества, кружки, салоны), журналистика и литературные дискуссии эпохи.

Исходя из сказанного, можно выделить следующие основные типы дипломных сочинений по их тематике:

ü Изучение художественных текстов с историко-литературной или теоретико-литературной точек зрения;

ü Изучение документальных (в частности, архивных) источников, решение проблем истории литературной (театральной) жизни и биографий ее участников или истории науки о литературе и биографий ее деятелей;

ü Решение текстологической или историографической проблемы;

ü Решение источниковедческой проблемы (включая перевод и комментирование источника).

(Уточнения и дополнения с учетом специфики кафедр см. далее в этом разделе).

Общие требования к дипломным работам:

ü Дипломное сочинение должно быть оригинальным (самостоятельным, не переписанным, не компилятивным) научным исследованием; недопустимо использование источников без ссылок на них;

ü Дипломное сочинение должно обладать научной новизной в контексте современной науки (это касается как введения в научный обиход нового литературного материала, так и новых способов подхода к анализу известных текстов в традициях отечественного литературоведения);

ü Дипломная работа должна учесть важнейшую научную литературу по избранной теме, причем не только общие положения исследований, но и конкретные наблюдения. Свою трактовку проблемы студент обязан соотнести с уже существующими.

 

Кафедра теории и практики перевода (специализация «Переводоведение и практика перевода»)

ü Дипломное сочинение может включать самостоятельный перевод текста (художественного, научного или информативного), выделенный в отдельную главу с комментированием трудностей перевода, при условии постановки теоретической проблемы филологического, переводоведческого или междисциплинарного характера, а также способа ее решения.

ü Дипломное сочинение может представлять собой сравнительно-сти­лис­тический анализ текста источника и текста(ов) перевода, при условии постановки теоретической проблемы филологического, переводоведческого или междисциплинарного характера.

ü Дипломное сочинение по филологической проблематике, вынесенное на защиту по кафедре ТиПП, должно содержать переводоведческий аспект, т.е. анализ текста перевода в связи с текстом источника.

ü Дипломное сочинение может быть посвящено проблемам стилистики.

ü Дипломное сочинение может быть выполнено на иностранном языке при условии представления автором тезисов на русском языке, в которых изложены концепция работы, ее основное содержание и выводы.



СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

Дипломная работа любого типа состоит, как правило, из следующих основных частей: введения, основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.

Во введении, во-первых, разъясняется формулировка темы (благодаря чему выделяется ее проблемное ядро); во-вторых, на этом основании определяется степень актуальности исследования; в-третьих, дается краткая характеристика состояния вопроса в научной традиции (подробный историографический обзор может быть либо самостоятельным предметом изучения, либо темой одного из разделов); в-четвертых, исходя из этой характеристики, формулируется главная задача (цель) исследования и ее важнейшие аспекты (частные задачи); в-пятых, в соответствии с постановкой задач обосновывается структура работы.

Основная часть сочинения состоит из разделов (обычно – глав), количество и тематика которых зависит от вычленения аспектов основной задачи исследования. В каждой главе наряду с анализом того или иного материала (текстов или документов) могут быть рассмотрены суждения различных ученых по отдельным конкретным вопросам, связанным с изучаемыми фактами (учет дипломником научной традиции не может ограничиться теми суждениями его предшественников, которые представляют собой общие выводы или решения). В итоге глава должна быть завершена краткой формулировкой результатов предпринятого исследования.

Заключение должно свести воедино и обобщить выводы всех глав, чтобы решение частных задач оказалось тем самым предпосылкой итогового решения главной задачи или достижения цели исследования. Кроме того здесь могут быть указаны перспективы дальнейшей работы над темой.

Список использованных источников и литературы состоит из следующих разделов:

1. Источники  (художественные тексты, дневники, письма, мемуары, документы, критические статьи, т.е. все то, что является материалом исследования).

Опубликованные (сначала на русском языке, потом на иностранных).

Неопубликованные (т.е. архивные материалы; опять же сначала на русском языке, потом на иностранных).

2. Справочная литература (энциклопедии, словари, путеводители, справочники и т.п.).

3. Научная литература (научная литература сначала на русском, а затем на иностранных языках, расположенная в алфавитном порядке). Монографии, статьи из периодических и продолжающихся изданий идут общим перечнем.

Внутри каждого блока должен соблюдаться алфавитный порядок и нумерация (т.е. сначала нумеруются источники, затем – справочные издания, затем – научная литература и т.п.).

В конце  работы могут быть   приложения: таблицы, схемы, иллюстрации, отдельные анализируемые (или переведенные дипломником) тексты и т.п., фотодокументы,  текстовые документы и т.п. Они служат для иллюстрации отдельных положений исследуемой проблемы. Приложения помещаются после библиографического списка, в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с нового листа, в правом верхнем углу которого пишут слово «Приложение» и номер, обозначенный арабской цифрой без знака №, например: «Приложение 1».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: