Для студентов заочного факультета

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Уральский государственный экономический университет

 

СТАТИСТИКА РЫНКА

 ТОВАРОВ И УСЛУГ

Методические указания (глоссарий) с контрольными заданиями 

для студентов заочного факультета

 

 

                      Утверждаю

                                                           Первый проректор университета

                                                           ____________________________

                                                        А.Т.Тертышный

 

 

Екатеринбург

2001

Уральский государственный экономический университет

 

Составители: Л.Н. Федорова, Белобородова С.С., Л.И.Юзвович

 

Рецензент Зырянов А.В.

 

П Р Е Д И С Л О В И Е

 

В системе прикладных экономических наук статистика является одной из фундаментальных дисциплин. Статистические показатели используются как на государственных, так и частных предприятиях, во вновь формируемых экономических структурах.

Для квалификационной характеристики тех или иных явлений, необходимо овладеть основами статистической методологии - группировкой поставок товаров народного потребления, расчетом показателей товарооборота, индексным анализом, дисперсионным и корреляционно-регрессионным анализом, измерением сезонных колебаний розничного товарооборота, прогнозированием объема и структуры товарооборота, грамотным составлением статистических таблиц и соответствующих по форме графиков.

Статистическая информация и методы исследования при широком использовании электронно-вычислительной техники являются основой обеспечения рационального, оперативного решения сложных задач экономического управления. Поэтому глубокие знания статистических методов по сбору, обработке и анализу экономической информации являются одним из непременных условий деловой квалификации экономистов, менеджеров, коммерсантов, бухгалтеров-аудиторов и юристов.

В результате  изучения данного курса студенты должны овладеть навыками проведения статистического исследования.

Изучение данной дисциплины предполагает, что студенты имеют необходимые знания по экономической теории, высшей математике, теории вероятности, теории статистики и средствами вычислительной техники. По учебному плану предусмотрено проведение практических занятий, основная цель которых состоит в том, чтобы закрепить прослушанный лекционный материал, выработать определенные навыки в экономико-статистических расчетах и самостоятельность в интерпретации полученных результатов.

Вместе с тем нужно иметь в виду, что необходимо самостоятельное изучение рекомендованной литературы, список которой приводится в конце пособия.

 

Указания по выполнению контрольной работы

для студентов заочного факультета

Задания к контрольной работе составлены в шести вариантах. Выбор варианта зависит от начальной буквы фамилии студента:

Начальная буква фамилии  студента Номер выполняемого варианта
А Ж Н У Щ первый
Б З О Ф Э второй
В И П Х Ю третий
Г К Р Ц четвертый
Д Л С Ч Я пятый
Е М Т Ш шестой

Каждый вариант контрольной работы включает 7 задач по наиболее важным разделам курса. Самовольная замена одного варианта задания другим не разрешается.

Приступая к выполнению контрольной работы, необходимо ознакомиться с соответствующими разделами программы курса и методическими указаниями, изучить литературу. Особое внимание нужно обратить на методы построения, технику расчета и экономический смысл статистических показателей.

Далее следует предварительно наметить схему решения каждой задачи, составить макет статистической таблицы, куда будут занесены исчисленные показатели. При составлении аналитической таблицы необходимо дать ей общий заголовок, отражающий краткое содержание  таблицы, а также заголовки по строкам и графам, указав при этом единицы измерения, итоговые показатели.

При выполнении контрольной работы необходимо руководствоваться следующими требованиями:

1. Контрольная работа должна быть выполнена и представлена в срок, установленный деканатом заочного факультета.

2. В начале работы должен быть указан номер варианта работы.

3. Задачи нужно решать в том порядке, в каком они даны в задании.

4. Перед решением задачи должно быть полностью приведено ее условие. Решение задачи от ее условия отделяется некоторым интервалом.

5. Решение задач следует сопровождать необходимыми формулами, развернутыми расчетами и краткими пояснениями. Если имеется несколько методов расчета того или иного показателя, надо применять наиболее простой из них, указав при этом и другие возможные способы решения.

В процессе решения задач нужно проверять производимые расчеты, пользуясь взаимосвязью между исчисляемыми показателями и обращая внимание на экономическое содержание последних. Задачи, к которым даны ответы без развернутых расчетов, пояснений и кратких выводов, будут считаться нерешенными.

    Решение задач следует по возможности оформлять в виде таблиц. В конце решения каждой задачи необходимо сделать выводы, раскрывающие экономическое содержание исчисленных показателей.

    Все расчеты относительных показателей нужно производить с принятой в статистике точностью до 0,001, а проценты – до 0,1.

    6. Выполненная контрольная работа должна быть оформлена аккуратно, написана разборчиво, чисто, без помарок и зачеркиваний.

    Запрещается произвольно сокращать слова (допускаются лишь общепринятые сокращения). Все произвольные таблицы надо оформлять в соответствии с правилами, принятыми в статистике.

    Страницы работы должны быть пронумерованы и иметь достаточно широкие поля для замечаний рецензента и исправлений (дополнений), вносимых студентом после рецензирования.

    7. В конце работы следует привести список использованной литературы (автор, название учебника, параграфа, страницы). Работа должна быть написана студентом с указанием даты ее выполнения.

    8. При удовлетворительном выполнении работа оценивается: «Допущена к защите». К защите студент обязан учесть все замечания рецензента и, не переписывая работу, внести в нее необходимые исправления и дополнения. После успешного прохождения собеседования студент получает зачет по работе и допускается к экзамену.

ВАРИАНТ № 1

 

Задача 1. По информации о доходах на одного члена семьи, состоящей из 4 человек, и затратах семьи на литературу:

Доход на 1 члена семьи в месяц, тыс. р. Среднемесячные затраты семьи на литературу, р.
0,5 60
0,7 75
0,9 80
1,1 90
1,3 100

Определить:

1) коэффициент регрессии;

2) силу связи между изучаемыми признаками;

3) спрогнозировать затраты семьи на литературу при доходе на одного члена в 1,5 тыс. руб.

 

 

Задача 2.  Имеются условные данные о ВВП и денежной массе, млн. р.:

Показатель Базисный год Отчетный год
Валовой внутренний продукт (ВВП) в текущих ценах   343   1224
ВВП в постоянных ценах 343 300
Денежная масса в обращении в среднем за год   68,6   204

Определить:

1) показатели оборачиваемости денежной массы (количество оборотов, продолжительность одного оборота);

2) индекс-дефлятор ВВП;

3) индексы ВВП (в текущих и постоянных ценах), объема денежной массы и ее оборачиваемости.

Задача 3. Имеется информация о движении товара «А» по одному из районов:

Товарные запасы на начало квартала __________________ 1290 тыс. р.

За квартал поставлено этого товара на 847,5 тыс. р.

Реализовано товара на 1500 тыс. р.

Для характеристики интенсивности спроса данного товара 

определить:

1) емкость рынка;

2) остаток товара на конец квартала;

3) коэффициент обновления товара;

4) коэффициент реализации;

5) коэффициент оседания товара.

Задача 4. Имеется информация об объеме товарооборота и уровнях валовых доходов по отдельным группам:

Товарные группы Товарооборот, тыс. р. Уровень валовых доходов в % к товарообороту
А 301 18
Б 904 16
В 517 12

Определить:

1) сумму валового дохода по товарным группам и в целом.

2) средний уровень валовых доходов.

Задача 5. Имеются следующие данные по группе фирм, тыс. р.:

Показатель

Квартал

  I II III IV
Реализовано продукции 1000 1200 1100 1300
Остатки оборотных средств:        На начало квартала        На конец квартала   190 210   210 230   230 190   190 220

Определить за каждый квартал и в целом за год:

1) средний размер оборотных средств;

2) скорость обращения оборотных средств;

3) время обращения оборотных средств;

4) среднедневной оборот оборотных средств.

Сделать выводы.

Задача 6. Имеется информация о работе предприятия:

Показатель

 

Квартал

I II
Товарооборот, тыс. р. 900 1009,8
Среднесписочная численность работников, чел. 20 22
Фонд заработной платы, тыс. р. 90 102,3

Определить:

1) среднеквартальную заработную плату;

2) уровень заработной платы в процентах к товарообороту;

3) оборот на одного работника (производительность труда);

4) абсолютное изменение товарооборота в целом и по факторам:

а) за счет изменения производительности труда;

б) за счет изменения численности работников.

Сделать выводы.

Задача 7. Имеется информация о товарообороте и издержках обращения за два периода:

Показатель Январь Февраль
Товарооборот, тыс. руб. 222 240
Издержки обращения, тыс. р. 35 40

Определить:

1) уровни издержек обращения по периодам;

2) размер изменения уровней издержек обращения;

3) темп изменения уровней издержек обращения;

4) абсолютную сумму экономии (перерасхода) издержек обращения за счет изменения уровня издержек обращения.

ВАРИАНТ № 2

 

Задача 1. Движение товара за квартал по одной из областей характеризуется следующими данными: товарные запасы на начало периода составили 430 тыс. р. За квартал поставлено этого товара на 282,5 тыс. р. Реализовано товара на 500 тыс. р.

Для характеристики интенсивности спроса данного товара 

определить:

1) емкость рынка данного товара;

2) остаток товара на конец квартала;

3) коэффициент обновления товара;

4) коэффициент реализации;

5) коэффициент оседания товара

Задача 2.  Имеются данные о реализации товаров по району за квартал (тыс. р.):

      Продавцы

              Покупатели

  государственная торговля предприятия частной собственности население итого
Государственная промышленность 770 55 11 836
Частные предприятия-производители   115   253   --   368
Колхозы и фермеры 30 78 13 121
Государственная торговля -- 22 958 980
Предприятия частной торговли   17   5   370   392
ИТОГО 932 413 1352 2697

Определить:

1) товарную массу;

2) торгово-посреднический оборот;

3) валовой, оптовый и розничный товарооборот для всего района;

4) валовой и чистый товарооборот, а также коэффициент звенности для предприятий частной торговли.

Задача 3. Имеются данные о реализации товара по регионам сгруппированным по  климатическим зонам:

Регион Средняя цена единицы товара, тыс. р. Среднее квадратическое отклонение
А 26,88 28
Б 35,50 24
В 23,80 26

Определить:

1) остаточную дисперсию;

2) факторную дисперсию;

3) общую дисперсию, используя правило сложения дисперсий;

4) коэффициент детерминации;

5) эмпирическое корреляционное отношение.

Задача 4. Приведены данные о реализации товаров и услуг населению и изменениях цен:

Товары

Стоимость реализованных товаров и услуг в фактических ценах, тыс. р.

Изменения цен

 

 Период

 

базисный

отчетный

Продтовары

1500

5000 Рост в 2,5 раза
Промтовары

800

700 Не изменились
Услуги

300

400 Рост на 40 %
         

Определить:

1) общий индекс цен;

2) индекс покупательской способности рубля;

3) дополнительные расходы населения, обусловленные изменением цен на товары и услуги.

Задача 5. Имеется информация по трем предприятиям за квартал:

Предприятие Время обращения товара, дн. Однодневный товарооборот, тыс. р.
1 20 23
2 33 16
3 60 32

Определить:

1) средние товарные запасы для каждого предприятия и в целом;

2) среднее время обращения;

3) скорость обращения товаров для предприятий и в целом.

Задача 6. Имеется информация об объеме товарооборота и реализованных торговых наценках (в % к товарообороту):

Товарные группы

Товарооборот, млн. руб.

Реализованные торговые наценки, %

 

 Квартал

Квартал

I II I II
А 90 94 17 17,2
Б 40 42 18,4 18,1
В 50 45 15 15

Определить:

1) сумму валового дохода по периодам;

2) средние уровни валовых доходов по периодам;

3) абсолютное изменение валовых доходов во II квартале по сравнению с первым в целом и по факторам:

а) за счет изменения уровня реализованных наценок;

б) за счет изменения товарооборота.

Задача 7. Имеются данные об использовании рабочего времени на фирме за сентябрь месяц:

Показатели Число чел.-дн.
Фактически отработано 6024
Целодневные простои 12
Очередные отпуска 225
Прогулы 6
Неявки с разрешения администрации 42
Выходные дни 1050
Выполнение государственных обязанностей 51
Болезни и отпуска по болезни 240

Определить:

1) календарный фонд рабочего времени;

6) максимально возможный фонд рабочего времени;

7) среднесписочное число работников;

8) коэффициент использования календарного фонда рабочего времени и максимально возможного фонда.

 

ВАРИАНТ № 3

 

Задача 1. Данные о платежеспособном спросе и розничном товарообороте города:

Показатель Базисный год Отчетный год
Численность населения, тыс. р. 252 255,6
Платежеспособный спрос, тыс. р. 3600 4050
Розничный товарооборот, тыс. р. 2760 2860,8

Определить:

1) коэффициент удовлетворенного спроса;

2) товарооборот на душу населения;

3) изменение товарооборота в целом и по факторам:

а) за счет потребления;

б) за счет изменения населения.

Задача 2. На рынке торговлю товарами осуществляли 20 торговых точек. Из них две торговали по цене 10 р. за кг, а остальные – по 8 р. за 1 кг. При этом суммарный товарооборот дешевых и дорогих торговых точек был одинаков.

Определить среднюю цену товара на рынке.

Задача 3. Имеются данные о реализации продукции в первом и втором полугодиях:

Виды продукции Выручка от реализации во II полугодии, тыс. р. Изменение цены во II полу- годии по сравнению с I, %
А 225 + 12
Б 120 Без изменения

Определить:

1) индивидуальные и общий индексы цен;

2) прирост выручки от реализации за счет среднего изменения цен на продукцию.

Задача 4. Движение товаров в розничной сети за квартал, тыс. р.:

Товарные группы Товарные запасы на начало периода Поступило товаров за квартал Продано опту и прочий докум. расход Товарные запасы на конец периода
А 24 280 6 22
Б 76 520 4 82
В 28 376 6 34

Справка: розничный товарооборот за квартал составил 1040 тыс. р.

Определить:

1) сумму выбытия товаров по товарным группам и в целом;

2) розничный товарооборот по товарным группам;

3) структуру розничного товарооборота в %.

Задача 5. Имеется информация по предприятию:

Товарная группа

Розничный товарооборот, тыс. р.

Скорость обращения

 

Квартал

Квартал

I II I II
А 120 144 16 16
Б 272 260 12 10

Определить:

1) по каждому кварталу, по группам и в целом средние товарные запасы;

2) средние скорости;

3) индексы скорости (постоянного состава, переменного состава, структурных сдвигов);

4) изменение товарооборота в целом и по факторам:

а) за счет изменения скорости;

б) за счет изменения структуры запасов.

Задача 6. Имеется информация о работе малого предприятия:

Показатель Базисный период Отчетный период
Объем продаж, тыс. р. 3575 3754
Стоимость основных фондов, тыс. р. 2085 2120
Торговая площадь, м2 350 360
Валовые доходы от реализации, тыс. р. 78,5 83,3

Определить:

1) для каждого года:

а) фондоотдачу;

б) фондоемкость;

2) размер валовых доходов, приходящихся на рубль фондов;

3) уровень валовых доходов (в % к товарообороту);

4) динамику вычисленных показателей;

5) изменение товарооборота в целом  и по факторам:

а) за счет лучшего использования фондов;

б) за счет изменения фондов.

Сделать выводы.

Задача 7. Имеется информация по предприятию:

Показатель Базисный год Отчетный год Индексы цен и ставок
Товарооборот, тыс. р. 820 900 1,2
Издержки обращения, тыс. р.   450   600   1,3

Определить:

1) для каждого периода уровни издержек обращения;

2) абсолютное изменение уровней издержек обращения;

3) темп изменения уровня издержек обращения;

4) экономию (или перерасход) издержек обращения за счет изменения уровня издержек обращения. Сделать выводы.

 

 

ВАРИАНТ № 4

Задача 1. В будние дни на протяжении торговой недели цена изделия оставалась на уровне 30 р. за единицу. «Распродажная» цена в субботу и в  воскресенье была выше на 5%.

Определить среднюю цену изделия за неделю.

Задача 2. Имеются данные о продаже одноименного продукта на рынках города:

Рынки города

Квартал

I

II

  Продано, тыс. ед. Цена за ед-цу, р. Продано, тыс. ед. Цена за ед-цу, р.
1 18 2,8 10 3,6
2 12 2,8 15 3,2

Определить:

1) средние цены для двух рынков вместе по каждому кварталу;

2) индекс цен переменного состава;

3) индекс цен постоянного состава;

4) индекс структурных сдвигов. Сделать выводы.

Задача 3. Имеется информация о выполнении договорных обязательств по поставке продукции, тыс. р.:

Товарная группа Договорные обязательства Фактически поставлено
А 120 120
Б 40 36
В 60 70

Определить:

1) выполнение договорных обязательств по объему поставок и ассортименту поставок;

2) сумму недопоставок.

Задача 4.  Имеется информация о запасах и продаже товаров, тыс. р.:

Товарные группы

Товарооборот

Средние товарные запасы

 

Квартал

Квартал

I II I II
А 495 585 22 25
Б 545 525 70 72

Определить:

1) для каждой товарной группы и в целом:

а) однодневный товарооборот;

б) время обращения;

2) индекс среднего времени обращения;

3) общий индекс времени обращения в постоянной структуре однодневного товарооборота;

4) индекс структурных сдвигов;

5) абсолютное изменение запасов в целом и по факторам:

а) за счет изменения времени обращения;

б) за счет изменения однодневного товарооборота.

Задача 5. Информация по предприятию внесена в следующую таблицу:

Товарная группа

Товарооборот по периодам тыс. р.

Издержки обращения

тыс. р.

 

Квартал

Квартал

I II I II
А 110 130 1,7 2,1
Б 60 56 13,8 13,8

Определить:

1) уровни издержек обращения в I и II кварталах по каждому товару;

2) индивидуальные индексы уровней издержек обращения;

3) средние уровни издержек обращения по периода;

4) индексы уровней издержек обращения переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов.

Задача 6.   Имеется информация о предприятии:

Показатель

Квартал

I II
Стоимость основных фондов, тыс. р. 1250 1300
Торговая площадь, м2 200 250
Прибыль от торговой деятельности, тыс. р. 420 480
Розничный товарооборот, тыс. р. 18000 19000

Определить:

1) за каждый квартал:

а) фондоотдачу;

б)товарооборот на 1м площади;

2) рентабельность;

3) индексы вычисленных показателей.

Сделать выводы.

Задача 7. Имеется информация о располагаемых ресурсах и результатах финансово-хозяйственной деятельности:

Показатель Сентябрь Октябрь
Товарооборот, тыс. р. 120000 132000
Уровень валового дохода, в % к товарообороту 40 38
Сумма издержек обращения, тыс. р. 35000 38000

 Определить по периодам:

1) сумму валовых доходов;

2) уровни издержек обращения;

3) прибыль от реализации;

4) уровни рентабельности;

5) общее изменение суммы издержек, в том числе за счет:

а) изменения уровня издержек обращения;

б) за счет изменения товарооборота.

ВАРИАНТ № 5

 

Задача 1. Информация о продажах представлена в таблице:

Организации, продающие товары Продано в I квартале, тыс. р.
1. Производители товара а) торговым организациям б) населению 2. Торговые организации а) торговым организациям своей области б) торговым организациям других областей в) населению   327 80     90   16 350

Определить:

1) сумму валового, оптового, розничного и чистого товарооборота;

2) коэффициент звенности;

3) товарную массу;

4) посреднический товарооборот.

Задача 2. При изучении покупательского спроса на бытовую технику необходимо было установить, каков возраст покупателей (до 40 лет или более 40 лет). Известно, что магазины города обслуживают около 18 тыс. покупателей ежедневно. С вероятностью 0,997 и условием, чтобы предельная ошибка не превышала 5 %, определить, каков должен быть объем случайной бесповторной выборки.

Задача 3. Стоимость условной потребительской корзины по месяцам составила руб.:

Месяцы Стоимость
Январь 464
Февраль 496
Март 528
Апрель 560
Май 604

   Определить:

1) цепные и базисные абсолютные приросты, темпы роста и прироста;

2) абсолютное содержание 1% прироста;

3) среднюю стоимость потребительской корзины за полгода;

4) средний абсолютный прирост;

5) среднегодовые темпы роста и прироста.

Сделать выводы.

Задача 4. Имеется информация о поставке товара за месяц:

Пятидневки месяца Поставлено нарастающим итогом, тыс. р.
1-я 48
2-я 92
3-я 164
4-я 220
5-я 260
6-я 352

Определить:

1) поставку за каждую пятидневку;

2) коэффициент равномерности поставок, используя показатели вариации.

Задача 5. Имеется информации по предприятию:

Товарная группа Норматив товарных запасов в днях

Продано, тыс. р.

Средний товарный запас, тыс. р.

    I кв. II кв. I кв. II кв.
А 31 162 170,5 56 66,2
Б 20 245 254 61 67,7

Определить:

1) однодневный товарооборот;

2) плановые запасы в сумме;

3) фактические запасы в днях;

4) обеспеченность товарооборота в сумме и днях продажи.

Задача 6. Основные фонды на начало 1999 г. составили 160 тыс. р. В течение года введено основных фондов на сумму 12 тыс. р.; выбыло – на сумму 4 тыс. р.

В течение 2000 г. введено основных фондов на сумму 8 тыс. р., выбыло – на 5 тыс. р. Объем продаж в 1999 г. составил 400 тыс. р.; в 2000 г. – 460 тыс. р.

Определить:

1) объем основных фондов на конец 1999 и 2000 гг.;

2) среднегодовые основные фонды по периодам;

3) фондоотдачу для каждого года;

4) прирост товарооборота в целом и по факторам:

а) за счет улучшения использования фондов;

б) за счет изменения объема основных фондов.

Задача 7. Имеется информация о деятельности предприятия:

Показатель Базисный год Отчетный год
Объем продаж, тыс. р. 6200 6600
Уровень валовых доходов в % к товарообороту 6,6 7,0
Сумма издержек обращения, тыс. р. 380 430
Доходы по таре, тыс. р. 2,0 1,6
Непланируемые доходы, тыс. р. 0,4 1,2
Непланируемые потери, тыс. р. -- 0,8

  Определить за каждый период:

1) сумму валовых доходов;

2) уровень издержек обращения;

3) балансовую прибыль;

4) рентабельность;

5) динамику исчисленных показателей.

Сделать выводы.

 

ВАРИАНТ № 6

 

Задача 1.   По следующей информации оценить эластичность спроса и определить коммерческую политику предприятия по снижению цен:

Период Цена изделия, р. Реализовано единиц
Январь 60 30
Февраль 50 40
Март 40 50
Апрель 35 55

Задача 2. Размеры реализованного и неудовлетворенного спроса по данным выборочного наблюдения, произведенного за два периода по одной из фирм:

Товарная группа

I период

II период

  Количество реализованных единиц Число неудовлетворенных заказов Количество реализованных единиц Число неудовлетворенных заказов
А 700 150 800 200
Б 350 250 420 300
В 30 90 150 60

Определить:

1) общий объем покупательского спроса;

2) степень удовлетворенного и неудовлетворенного спроса;

Сделать выводы, наметив коммерческую политику предприятия.

Задача 3. С помощью показателей вариации определить коэффициент устойчивости акций по следующим данным:

Дата продажи Цена за штуку, р. Продано акций, шт.
1 22 88
2 24 104
3 25 94
4 23 124
5 24 134

Задача 4. Имеется информация о розничном товарообороте, платных услугах и ценах по району:

Показатель Отчетный месяц Индексы цен по отношению к предыдущему месяцу
Промышленные товары 960 1,0
Продовольственные товары 1200 1,1
Платные услуги 600 1,2

Определить:

1) общий индекс цен;

2) индекс покупательной способности рубля;

3) сумму перерасхода населения за счет повышения цен.

Задача 5. Информация за квартал о товарообороте и запасах внесена в следующую таблицу:

Товарные группы Розничный товарооборот, тыс. р. Норматив товарных запасов  в днях

Запасы товаров в тыс. р. на

 

         
   


01.01. 01.02. 01.03. 01.04.

А 428 40 120 112 121 105
Б 185 30 81 83 74 58

Определить:

1) средние товарные запасы за квартал;

2) однодневный товарооборот;

3) плановые запасы в сумме;

4) фактические запасы в днях;

5) обеспеченность товарооборота товарными запасами в сумме и в днях продажи. Сделать выводы.

Задача 6. Имеется информация о располагаемых ресурсах и результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия:

Показатель I квартал II квартал
1. Объем товарооборота, тыс. р. 14000 19000
2. Индекс цен 1,0 1,1
3. Численность работников, чел. 30 36
4. Фонд заработной платы, тыс. р. 85 105
5. Издержки обращения без фонда заработной платы, тыс. р.   760   880
6. Прибыль предприятия, тыс. р. 680 1000
7. Средние товарные запасы, тыс. р. 520 470
8. Основные фонды, тыс. р. 12000 14000

Определить:

1) объем товарооборота в сопоставимых ценах;

2) общую сумму издержек обращения;

3) уровень издержек обращения;

4) фондоотдачу;

5) фондоемкость;

6) запасоемкость;

7) скорость обращения товаров;

8) время обращения товаров;

9) уровень рентабельности;

10) среднемесячную заработную плату;

11) производительность труда;

12) по всем вычисленным показателям динамику (индексы).

Результаты решения представить в таблице:

 Показатели

Формулы расчета

Результаты расчета

Динамика (индексы)

I квартал II квартал
         

Сделать выводы.


Глоссарий

  Новые понятия

Содержание

  1 Внутрифирменная отчетность (в статистике рынка товаров и услуг, в статистике коммерческой деятельности)

Отчетность по тем или иным параметрам рыночной (коммерческой) деятельности, которую фирма, занимающаяся сбытом, торговлей или оказанием услуг, устанавливает своим предприятиям для собственных нужд (государством не регламентируется и не контролируется), используется в маркетинге

  2 Выборочное наблюдение (в статистике рынка)

1. Не сплошное обследование отдельных предприятий и фирм, которое проводится органами государственной статистики с целью получения достоверной (репрезентативной) информации об их рыночной деятельности; может постепенно вытеснять сплошную отчетность

2. Не сплошное обследование потребителей, которое проводится или органами государственной статистики, или маркетинговыми службами с целью изучения покупательского спроса и получения информации о покупательских мнениях и предпочтениях

3. Выборочная сеть «торговых корреспондентов», которая организуется фирмами для получения конъюнктурной информации

4. Постоянное выборочное наблюдение (панель) ее местных бюджетов   

  3 Массовые потребители

Государственные учреждения, учреждения социально-бытовой сферы, учреждения науки и культуры, учебные заведения, компании, кооперативы, ассоциации и т.п., приобретающие товары для собственных нужд, удовлетворения потребностей обслуживающих контингентов, выполнения профессиональных обязанностей и т.п. Но не для производственного потребления и не для перепродажи        

  4 Покупатель

1. Юридическое лицо или индивидуум, участник рыночного процесса, приобретающий товар у продавца в обмен на деньги

2. Физическое лицо, покупающее товар для личного потребления

  5 Потребитель

Индивидуум, использующий продукты и услуги для удовлетворения личных потребностей. В качестве коллективного потребления может выступать семья, совместно использующая некоторые товары; потребителем может быть производственное предприятие, учреждение, кооперативы, ассоциация и т.п.  

  6 Продавец

1. Юридическое лицо или индивидуум, участник рыночного процесса, уступающий права собственности на товар покупателю в обмен на деньги

2. Физическое лицо, занимающееся непосредственно продажей товара и обслуживанием покупателя 

  7 Рынок товаров (продуктов и услуг)

Система отношений купли – продажи между экономически свободными продавцами и покупателями, подразделяется на рынок средств производства, рынок товаров потребительского назначения и рынок услуг 

  8 Ёмкость рынка

Количество товаров и услуг, которые при определенных условиях может поглотить рынок

  9 Конъюнктура рынка

Ситуация на рынке, сложившаяся на данный момент или за какой-то промежуток времени под воздействием совокупности условий

  10 Насыщенность рынка

1. Наличие товаров у потребителей. Определяется на основе специальных обследований (семей), а по товарам длительного пользования балансовым путем с учетом нормативов длительности пользования

2. Наличие товаров в торговой сети в свободной продаже

  11 Покупательский спрос

Потребность, обеспеченная деньгами и предъявленная на рынке; существуют различные виды спроса, выделяемые по ряду признаков

  12 Потенциал рынка

Прогнозная совокупность производственных и потребительских сил, обусловливающих предложение и спрос; различается производственный и потребительский потенциал

  13 Предложение товаров

Объём товаров, предназначенных на продажу и предлагаемых покупателем на рынке в течение какого-то времени по определенной рыночной цене

  14 Пропорциональность рынка

Оптимальное соотношение между различными элементами и процессами рынка; изучается с помощью балансов относительных показателей структуры и координации

  15 Коэффициент звенности товародвижения (коммерческий)

Показатель, характеризующий число перепродаж товара на пути от производителя до потребителя; определяется отношением валового товарооборота к чистому

  16 Товарооборот

1. Процесс обмена товаров на деньги, совокупность единичных актов купли– продажи

2. Стоимость проданных товаров, эквивалентная денежной выручке продавца и расходам покупателя на приобретение товаров

3. Косвенная характеристика удовлетворенного покупательского спроса

  17 Товарооборот оптовый

Продажа товара крупными партиями производителями и торговыми посредниками другим торговым посредникам для последующей перепродажи, а также производственным или массовым потребителям

  18 Товарооборот производителей

Товарная масса, вовлеченная в сферу товарного обращения; продажа товаров производителями

  19 Товарооборот розничный

Продажа товаров населению

  20 Чистый товарооборот

Сумма конечных продаж, т.е. таких, после которых товар выбывает из сферы обращения торговой (или территориальной) системы

 

  21 Коэффициент удовлетворённого спроса

 

1. К уд.спроса=

 

2. К уд.спроса = Число дней товара в продаже

                 Число дней товара в продаже                   

            + число дней отсутствия товара

                в продаже

 

3. Куд.спроса= Розничный товарооброт

               Платёжеспособный спрос

 

Показывает удельный вес удовлетворенного спроса к общему спросу.

 

  22 Коэффициент неудовлетворённого спроса

          Кнеуд.спроса= 1- Куд.спроса

 

Показывает удельный вес неудовлетворен-

ного спроса в общем спросе.

  23 Балансовая формула

            З1 + П = Р + З2,

где З1 и З2 – товарные запасы соответственно на начало и конец периода;

П – поступление товаров за период;

Р – реализация товара и другие формы его использования.

  24 Коэффициент обновления товаров

Показывает удельный вес вновь поступившего товара в общей сумме товара, предназначенного к реализации.

К обн.товара=

  25 Коэффициент реализации

Показывает удельный вес реализованных товаров в общей сумме товаров, предназначенных к реализации.

К реал.=

  26 Коэффициент оседания товаров

Показывает удельный вес товаров, оставшихся на конец периода из суммы товаров, предназначенных к реализации.

К ос.тов.=

 

27

Коэффициент регрессии            (b)

Показывает количественные изменения спроса при изменении фактора на единицу. Определяется способом наименьших квадратов из уравнения прямой (или какой-либо кривой). Знак при коэффициенте регрессии (b) указывает на тип связи: «+» - связь прямая, «–» - связь обратная. Числовая характеристика и есть количественное изменение спроса. Коэффициент регрессии величина именованная и измеряется в единицах измерения спроса.

ух ,

где ух– теоретический спрос 

b – коэффициент регрессии

х - факторный признак

Коэффициент b определяется с помощью решения системы уравнения

, где

n – число зависимых пар признаков

y – фактический спрос

удобно решать с помощью построения таблицы

 

  ŷ
  х1 . . . хn y1 . . . yn x1y1 . . . xnyn . . . . . .  
    ∑x   ∑yn   ∑xnyn   ∑   ∑  
  28 Абсолютная эластичность

              

Показывает абсолютное изменение спроса при изменении фактора на единицу. Знак при коэффициенте эластичности указывает тип связи. Выражается в единицах измерения спроса

  29 Относительная эластичность

Показывает процент изменения спроса при изменении фактора на 1%.

        :

  30 Внешняя информация (в маркетинге)

Информация, собираемая за пределами фирмы, но используемая ею для собственных целей

  31 Внутренняя информация (в маркетинге)

Данные, собираемые и обрабатываемые самой фирмой для маркетинговых целей 

  32 Вторичная информация (в маркетинге)

Информация, которая собирается не специально для маркетинговых целей, но используется в маркетинге

  33 Диверсификация

Процесс одновременного производства (сбыта) товаров с различными качественными характеристиками, отказ от ориентации на один, доминирующий продукт

  34 Доля рынка

Место фирмы в общем объёме продажи (сбыта) товаров на рынке; исчисляется в процентах

  35 Коэффициент доли рынка

Показатель оценки величины доли рынка исчисляется как отношение доли фирмы к доле наиболее крупного конкурента; если , то доля рынка считается высокой; если  - низкой. Используется при построении стратегических матриц

  36 Конкурентоспособность товара.

Комплексная характеристика его возможности и вероятности быть проданным на конкурентном рынке при наличии аналогичных товаров-конкурентов; характеризуется параметрическим индексом

  37 Маркетинг

Деятельность, направленная на удовлетворение покупательского спроса; функции маркетинга сводятся к управлению рыночной деятельностью, регулированию рыночных процессов к изучению рынка 

  38 Матрица стратегическая (в маркетинге)

Пространственная модель, характеризующая позицию фирмы на рынке в результате комбинации двух факторов (или комплексных факторов), варьирующие признаки которых выполняют роль координат; их пересечение образует поля 

  39 Параметрический индекс

1. Индивидуальный – отношение фактической характеристики товара к эталонной величине: жесткие, технологические параметры сопоставляются со стандартами, а мягкие (эстетические и психологические) параметры – по экспертным оценкам

2. Сводный – средняя арифметическая величина из индивидуальных индексов, взвешенных по коэффициентам значимости каждого параметра определенным экспертным путем

  40 Стратегический индекс

Обобщенная (интегральная) характеристика факторов, характеризующих рыночную ситуацию и собственные возможности фирмы, используется при построении стратегической матрицы.

Ситуация на рынке

 

А

 

1 А1В1—С1 А1В2 – С2

    РН          РС

 

2 А2В1 – С2 А2В2 – С3 

    РС           РВ

 

      1              2         В

Собственные возможности (конкурентоспособность) фирмы

Стратегический индекс рыночной ситуации (А) определяет координаты, располагающиеся по оси ординат, а стратегический индекс собственных возможностей (конкурентоспособности) фирмы (В) – координаты, располагающиеся по оси абсцисс. Решение о поведении фирмы на рынке (С) принимается на основе того, какое поле (квадрат) матрицы, образованное комбинацией действия факторов, по своим  параметрам показывает данная фирма. Минимальным числом квадратов должно быть четыре, хорошим числом квадратов считается 9-16

  41 Стратегия атаки

Квадрат матрицы (С1) – фирма занимает сильную позицию

  42 Стратегия обороны

Квадрат матрицы (С2) – позиция оценивается как средняя

  43 Стратегия отступления

Квадрат матрицы (С3) – позиция невыгодная, слабая

  44 Рейтинг позиции фирмы

Средняя геометрическая двух стратегических индексов:

  45 Коэффициент концентрации рынка

Отношение всех продаж товаров крупными фирмами к общему объему продаж    ,

где Qi – объем продаж i - той крупной фирмы;

Qm – объем продаж фирм, не входящих в число крупных

  46 Индекс концентрации Герфинделя

Сумма квадратов доли рынка крупных фирм:        , 

где Д – доля крупных фирм на рынке товаров  

  47 Коэффициент привлекательности товара

              ,

где В – выручка от продажи товаров;

З – затраты на создание этого товара.

  48 Инфляция

Повышение общего уровня цен и обесценивание денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием

  49 Перекрестная эластичность

Процентное изменение цены одного из взаимозависимых товаров вследствие изменения цены другого товара на 1%

  50 Потребительская корзина

Набор товаров-представителей, по которым исчисляется общий индекс потребительских цен

  51 Структура цен

Удельный вес отдельных ценообразующих элементов в продажной (оптовой или розничной) цене

  52 Уровень цен

Обобщающий или средний показатель, характеризующий состояние цен за какой-то период времени, по определенной территории, по совокупности предприятий, по набору товаров с близкими потребительскими качествами, по социальным группам потребителей и т.д.

  53 Индивидуальный уровень цен (р)

Цена конкретной единицы товара на определенный момент

  54 Средние цены: средняя арифметическая     средняя взвешенная цена конкретного товара.     средняя гармоническая взвешенная  

 

1) средний уровень цены товара-представителя (федеральный и местный);

2) средний уровень цены по товарной группе (федеральный и региональный);

3) средние цены предприятий-производи-

телей.

                 ,

 где - средняя цена;

-стоимость реализованной продукции;

р – цена товара; q – количество товаров.

 

 Применяется при исчислении среднемесячной цены товара на региональном уровне.

                 ,

где - цена товара в городах региона;

- доля численности населения города в общей численности района (или доля потребительских расходов).

Средние цены приобретения (федеральный и региональный уровень).

Средние цены на отдельные виды платных услуг (федеральный и региональный уровень) и т.п.

                          

 

Определяется при исчислении средней цены по данным о днях продажи по конкретной цене,

где Т – число дней продажи по конкретной цене

  55 Обобщающие показатели уровня цен стоимости набора из 25 основных продуктов питания

Исчисляются по федерации, отдельным регионам и городам России ежемесячно:

              ,

где - стоимость набора из 25 основных продуктов питания

  56 Покупательная способность денежных доходов населения

Характеризует потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг с конкретными потребительскими свойствами (товарный эквивалент среднемесячного дохода).

                   ,

где Сi- покупательная способность среднедушевого дохода населения по i-му товарному эквиваленту; Д – величина среднедушевого денежного дохода населения;

- средняя цена товара-представителя в среднем по России

  57 Коэффициент устойчивости

Характеризует колеблемость цен, где за 100% принимается средняя цена.

          

  58 Размах вариации R

Разность между максимальной и минимальной ценой.

R = R max


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow