Тема 1 Понятие информатики и информации

К.М. Байгушева, Т.В. Вихлянова, Е.В. Крюкова

 

ИНФОРМАТИКА

Учебно-методическое пособие для подготовки

Студентов к ПГК

 

Павлодар

УДК 004(075.8)

ББК 32.18я7

Б18

Рекомендовано Ученым Советом ПГУ им.С.Торайгырова

 

Рецензенты:

Ж.К Нурбекова - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой информатики и информационных систем ПГУ им.С.Торайгырова

А.Е. Сагимбаева - кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и прикладной математики КазНПУ им.Абая

 

Б18 Байгушева К.М., Вихлянова Т.В., Крюкова Е.В.

Информатика: учебно-методическое пособие для подготовки студентов к ПГК. – Павлодар, 2006. – 287 с.

ISBN 9965-25-833-3

 

Пособие составлено в соответствии с «Программой Промежуточного Государственного контроля» по общеобразовательной дисциплине «Информатика», одобренной НЦГСОТ РК, содержит основные теоретические сведения по темам контроля и тестовые задания для самоконтроля. Раскрывает важные понятия и термины.

Учебно-методическое пособие максимально облегчит самостоятельную подготовку студентов к промежуточному государственному контролю и позволит получить высокий балл при тестировании.

Предназначено для преподавателей информатики и студентов высших учебных заведений.

 

ISBN 9965-25-833-3                                              УДК 004(075.8)

ББК 32.18я7

 

ÓБайгушева К.М., Вихлянова Т.В., Крюкова Е.В., 2006

ÓПавлодарский Государственный

университет имени С.Торайгырова, 2006

Содержание

Введение 5
Тема 1 Понятие информатики и информации 6
Тест 1 Вариант 1 18
Тест 1 Вариант 2 21
Тест 1 Вариант 3 24
Тест 1 Вариант 4 27
Тема 2 Программное и аппаратное обеспечение персонального компьютера 31
Тест 2 Вариант 1 47
Тест 2 Вариант 2 50
Тест 2 Вариант 3 53
Тест 2 Вариант 4 56
Тест 2 Вариант 5 59
Тест 2 Вариант 6 63
Тест 2 Вариант 7 66
Тест 2 Вариант 8 68
Тема 3 Операционные системы. Операционная система WINDOWS 71
Тест 3 Вариант 1 91
Тест 3 Вариант 2 94
Тест 3 Вариант 3 98
Тест 3 Вариант 4 100
Тест 3 Вариант 5 103
Тест 3 Вариант 6 106
Тест 3 Вариант 7 109
Тест 3 Вариант 8 113
Тест 3 Вариант 9 116
Тест 3 Вариант 10 119
Тест 3 Вариант 11 122
Тема 4 Технология обработки текстовой информации. Текстовый процессор МS WORD 125
Тест 4 Вариант 1 131
Тест 4 Вариант 2 134
Тест 4 Вариант 3 137
Тест 4 Вариант 4 140
Тест 4 Вариант 5 143
Тест 4 Вариант 6 146
Тема 5 Технология обработки числовой информации. Табличный процессор MS EXCEL 149
Тест 5 Вариант 1 153
Тест 5 Вариант 2 156
Тест 5 Вариант 3 160
Тест 5 Вариант 4 162
Тест 5 Вариант 5 165
Тест 5 Вариант 6 169
Тест 5 Вариант 7 172
Тест 5 Вариант 8 175
Тема 6 Системы управления базами данных 180
Тест 6 Вариант 1 188
Тест 6 Вариант 2 191
Тест 6 Вариант 3 193
Тест 6 Вариант 4 196
Тема 7 Компьютерные коммуникации 200
Тест 7 Вариант 1 213
Тест 7 Вариант 2 217
Тест 7 Вариант 3 220
Литература 224
Приложение А Ключ к тестовым заданиям 225
Приложение Б Глоссарий 228
Приложение В Краткая справка по Norton Commander 265
Приложение Г  Использование сочетаний клавиш в программах пакета Ms Office 267


Введение

Пособие предназначено для студентов ВУЗов всех специальностей и форм обучения и имеет практическую ценность для организации самостоятельной работы при подготовке студентов к ПГК.

Учебно-методическое пособие написано в соответствии с «Программой Промежуточного Государственного контроля» по общеобразовательной дисциплине «Информатика», одобренной НЦГСОТ РК, содержит основные теоретические сведения по темам контроля и тестовые задания для самоконтроля.

Характеристика ответов в каждом задании, количество форм заданий и вопросов вариантов тестов, определенные характеристики качества знаний и ожидаемая интерпретация тестовых заданий соответствует требованиям «Программы Промежуточного Государственного контроля».

Учебно-методическое пособие раскрывает важные понятия и термины, дает ответы на все актуальные вопросы и максимально облегчит самостоятельную подготовку студента к промежуточному государственному контролю и позволит получить высокий балл при тестировании.

В учебно-методичеком для подготовки студентов к ПГК «Информатика» приводится теоретические сведения по основному материалу курса «Информатика», тестовые задания, а также справочный материал. Деятельность студента (по каждой теме) организована в соответствии со следующей схемой:

· Теоретический материал

· Тесты

· Справочный материал

Практическую значимость имеют тестовые задания (1100 вопросов), сгруппированные в семь основных тем «Программы ПГК по дисциплине Информатика» НЦГСОТ. Задания имеют три уровня сложности и включают в себя вопросы на знание определений, и практических навыков, полученных при изучении дисциплины. Приведены ответы ко всем тестовым заданиям.

Учебно-методическое пособие будет полезно как для преподавателей информатики, так и для студентов при изучении курса дисциплины и при подготовки к Промежуточному Государственному Контролю.



Тема 1 Понятие информатики и информации

В развитии вычислительной техники обычно выделяют несколько поколений ЭВМ: первое поколение - на электронных лампах (40-е - начало 50-х гг.), второе поколение – на дискретных полупроводниковых приборах, транзисторах (середина 50-60-х гг.), третье – на интегральных микросхемах (в середине 60-х гг.), четвертое поколение – на микропроцессорах.

История компьютера связана с попытками человека автоматизировать большие объемы вычислений. Простые арифметические операции с большими числами затруднительны для человеческого мозга. Поэтому уже в древности появилось простейшее счетное устройство - абак. В ХVII в. была изобретена логарифмическая линейка, облегчающая сложные математические расчеты. В 1642 г. Блез Паскаль сконструировал восьмизарядный суммирующий механизм. Два столетия спустя, в 1820 г. француз Шарль де Кольмар создал арифмометр, способный производить умножение и деление.

Все основные идеи, которые лежат в основе работы компьютеров, были изложены еще в 1833 г. английским математиком Чарльзом Бэббиджом. Он разработал проект машины для выполнения научных и технических расчетов, где предугадал устройство современного компьютера. Для ввода и вывода данных Бэббидж предлагал использовать перфокарты - листы из плотной бумаги с информацией, наносимой с помощью отверстий. В то время перфокарты использовались в текстильной промышленности. Управление такой машиной должно было осуществляться программным путем.

Идеи Бэббиджа стали воплощаться в конце XIX в. В 1888 г. американский инженер Герман Холлерит сконструировал первую электромеханическую счетную машину. Эта машина, названная табулятором, могла считывать и сортировать статистические записи, закодированные на перфокартах. В 1890 г. изобретение Холлерита было использовано в 11-й американской переписи населения. Работа, которую 500 сотрудников выполняли в течение семи лет, Холлерит с 43 помощниками на 43 табуляторах выполнил за один месяц.

Дальнейшее развитие науки и техники позволило в 1940-х гг. построить первые вычислительные машины. В феврале 1944 г. на одном из предприятий Ай-Би-Эм в сотрудничестве с учеными Гарвардского университета по заказу ВМС США была создана машина «Марк-1» весом в 35 т.

«Mapк-1» был основан на использовании электромеханических реле и оперировал десятичными числами, закодированными на перфоленте. Машина могла манипулировать числами длиной до 23 разрядов. Для перемножения двух 23-разрядных чисел ей было необходимо 4 секунды, что было недостаточно быстро.

В 1943 г. американцы начали разработку альтернативного варианта вычислительной машины на основе электронных ламп. В 1946 г. в США была построена первая электронная вычислительная машина ENIAC. Ее вес составлял 30 т, она требовала для размещения 170 м2 площади. Вместо тысяч электромеханических деталей ENIAC содержала 18 тыс. электронных ламп. Считала машина в двоичной системе и производила 5 тыс. операций сложения или 300 операций умножения в секунду.

Машины на электронных лампах работали быстрее, но сами электронные лампы часто выходили из строя. Для их замены в 1947 г. американцы Джон Бардин, Уолтер Браттейн и Уильям Брэдфорд Шокли предложили использовать изобретенные ими стабильные переключающие полупроводниковые элементы - транзисторы.

Совершенствование первых образцов вычислительных машин привело в 1951 г. к созданию компьютера UNIVAC, который стал первым серийно выпускавшимся компьютером, а его первый экземпляр был передан в Бюро переписи населения США.

В 1959 г. были изобретены интегральные микросхемы (чипы), в которых все электронные компоненты вместе с проводниками помещались внутри кремниевой пластинки. Применение чипов в компьютерах позволяет сократить пути прохождения тока при переключениях, и скорость вычислений повышается в десятки раз. Уменьшаются габариты машин. Появление чипа знаменовало собой рождение третьего поколения компьютеров.

В 1970 г. сотрудник компании Intel Эдвард Хофф создал первый микропроцессор, разместив несколько интегральных микросхем на одном кремниевом кристалле. Это революционное изобретение кардинально перевернуло представление о компьютерах как о громоздких, тяжеловесных монстрах. С микропроцессором появляются микрокомпьютеры – компьютеры четвертого поколения, способные разместиться на письменном столе пользователя.

В середине 1970-х гг. начинают предприниматься попытки создания персонального компьютера - вычислительной машины, предназначенной для частного пользователя. Во второй половине 1970-х гг. появляются наиболее удачные образцы микрокомпьютеров американской фирмы Apple, но широкое распространение персональные компьютеры получили с созданием в августе 1981 г. фирмой IBM модели компьютера IBM РС. Применение принципа открытой архитектуры, стандартизация основных компьютерных устройств и способов их соединения привели к массовому производству клонов IBM РС, распространению микрокомпьютеров во всем мире.

За последние десятилетия ХХ в. микрокомпьютеры проделали значительный эволюционный путь, многократно увеличили быстродействие и объемы перерабатываемой информации, но окончательно вытеснить большие вычислительные системы – мейнфреймы они не смогли. Более того, развитие больших вычислительных систем привело к созданию суперкомпьютера - суперпроизводительной и супердорогой машины, способной просчитывать модель ядерного взрыва или крупного землетрясения. В начале ХХI в. человечество вступило в стадию формирования глобальной информационной сети, которая способна объединить возможности компьютерных систем.

Информация — это отражение реального мира с помощью знаков и сигналов.

Информация — это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов.

Информация – это продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия.

Информация – это любые сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования.

Качество информации – это обобщенная положительная характеристика информации, отражающая степень ее полезности для пользователя.

Информация является динамическим объектом, образующимся в ходе информационного процесса. Информация обладает следующими свойствами: объективность, полнота, достоверность, адекватность, доступность, актуальность. Формы информации: визуальная, текстовая.

Свойства информации:

1) объективность и субъективность информации. Это понятие является относительным. Более объективной принято считать ту информацию, в которой методы вносят меньший субъективный элемент;

2) полнота информации. Характеризует качество и определяет достаточность данных для принятия решений;

3) достоверность - д анные возникают в момент регистрации сигналов, но не все сигналы являются полезными — всегда присутствует какой-то уровень посторонних сигналов. Если полезный сигнал зарегистрирован более четко, чем посторонние сигналы, достоверность информации достаточно высока;

4) адекватность — это степень соответствию реальному объективному состоянию дела;

5) доступность — мера возможности получить информацию;

6) актуальность — это степень соответствия информации текущему моменту времени;

7) релевантность – способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя;

8) своевременность – способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя в нужный момент времени;

9) защищенность – свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования и изменения;

10) эргономичность – свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя;

11) живучесть – способность информации сохранять свое качество в течении времени;

12) уникальность – возможность хранения информации в единственном виде.

Все многообразие окружающей нас информации можно сгруппировать по различным признакам.

По признаку «область возникновения» информация делится на:

- элементарную - отражает процессы и явления неодушевленной природы;

- биологическую - отражает процессы растительного и животного мира;

- социальную - отражает процессы человеческого общества.

По способу передачи и восприятия различают информацию:

- визуальную – передается видимыми образами и символами;

- аудиальную – передается звуками;

- тактильную – передается ощущениями;

- органо – лептическую – передается запахами и вкусом;

- машинную – выдаваемую и воспринимаемую средствами вычислительной техники.

По уровню сложности информация делится на:

- сигнал;

- сообщение, документ;

- информационный массив;

- информационный ресурс.

По уровням доступа и организации информации:

- данные в регистровой памяти;

- данные в оперативной памяти;

- файлы данных на внешних носителях;

- базы данных.

По способам кодирования и представления:

- цифровая;

- символьная;

- графическая.

По организации данных:

- табличная;

- текстовая;

- графическая.

Информацию, создаваемую и используемую человеком, по общественному назначению делят на виды (рисунок 1)

 

 

 

 


Рисунок 1

 

В информатике рассматривают две формы представления информации:

- аналоговую (непрерывную) - температура тела; мелодия, извлекаемая на скрипке, когда смычок не отрывается от струн и не останавливается; движение автомобиля;

- дискретную (прерывистую, цифровую) - времена года, точка и тире в азбуке Морзе.

Данные — это зарегистрированные сигналы. Данные преобразуются, транспортируются и потребляются с помощью методов.

В ходе информационного процесса данные преобразуются из одного вида в другой с помощью методов.

Основные операции с данными:

- cбор данных — накопление информации с целью обеспечения достаточной полноты для принятия решений;

- формализация данных — приведение данных, поступающих из разных источников, к одинаковой форме, чтобы сделать их сопоставимыми между собой, то есть повысить их уровень доступности;

- фильтрация данных — отсеивание «лишних» данных, в которых нет необходимости для принятия решений

- сортировка данных — упорядочение данных по заданному признаку с целью удобства использования;

- архивация данных — организация хранения данных в удобной и легкодоступной форме;

- защита данных — комплекс мер, направленных на предотвращение утраты, воспроизведения и модификации данных;

- транспортировка данных — прием и передача данных между удаленными участниками информационного процесса; при этом источник данных — сервер, потребитель — клиент;

- преобразование данных — перевод данных из одной формы в другую или из одной структуры в другую.

Данные различаются типами, что связано с различиями в физической природе сигналов, при регистрации которых образовались данные. В качестве средства хранения и транспортировки данных используют носители данных.

Для автоматизации работы с данными, относящимися к различным типам, требуется унифицировать их форму представления — для этого обычно используется прием кодирования, то есть выражение данных одного типа через данные другого типа. В ВТ существует система двоичного кодирования, которая основана на представлении данных последовательностью двух знаков: 0 и 1, которые называются битами. То есть наименьшая единица системы представления данных двоичного кодирования. Кодирование текстовой, числовой и графической информации.

Существует три основных типа структур данных: линейная, иерархическая, табличная.

Линейные структуры данных (списки) — это упорядоченные структуры, в которых адрес элемента однозначно определяется его номером.

Табличные структуры (матрицы) — это упорядоченные структуры, в которых адрес элемента определяется номером строки и номером столбца, на пересечении которых находится ячейка, содержащая искомый элемент.

В иерархической структуре адрес каждого элемента определяется путем доступа, ведущим от вершины структуры к данному элементу.

Наименьшей единицей измерения данных является байт.

Используются также более крупные производные единицы информации:

Килобайт (Кбайт) = 1024 байт

Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт

Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт

Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт

Петабайт (Пбайт) = 1024 Тбайт

Экзобайт = 1018 байт

Информатика — это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.

Информатика – это наука, которая изучает информационные процессы в живой и неживой природе, обществе и технике.

Информатика – это наука о преобразовании информации.

Информатика – это область научно – технической деятельности.

Информатика – это наука об информационной деятельности, информационных процессах и их организации в человеко – машинных системах.

Предмет информатики составляют следующие понятия:

- Аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;

- Программное обеспечение;

- Средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения (интерфейс);

- Средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами (пользовательский интерфейс).

Суть информатики выражается как наука об автоматической обработке информации.

Код – совокупность знаков, символов и правил представления информации.

В частности, можно различать двоичный и троичный код. Алфавит первого ограничен двумя символами (0, 1), а второго - тремя символами (-1, 0, +1). Сигналы, реализующие коды, обладают одной из следующих характеристик:

- униполярный код (значения сигнала равны 0, +1, либо 0, -1);

- полярный код (значения сигнала равны -1, +1);

- биполярный код (значения равны -1, 0, +1).

Биполярные коды часто используются в каналах передачи данных. Здесь единицы представляются чередующимися положительными и отрицательными импульсами. Отсутствие импульсов определяет состояние «нуль». Биполярное кодирование обеспечивает обнаружение одиночной ошибки. Так, если вместо нуля появится единица, либо единица ошибочно сменится на нуль, то это легко обнаруживается. В обоих случаях нарушается чередование полярности импульсов.

Кодируемые (обозначаемые) элементы входного алфавита обычно называют символами.

Символом (служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления) как правило, является цифра, буква, знак пунктуации или иероглиф естественного языка, знак препинания, знак пробела, специальный знак, символ операции. Кроме этого, учитываются управляющие символы.

Кодирующие (обозначающие) элементы выходного алфавита называются знаками; количество различных знаков в выходном алфавите назовем значностью (-арностью, -ичностью); количество знаков в кодирующей последовательности для одного символа - разрядностью кода; последовательным кодом является такой, в котором знаки следуют один за другим во времени (например, радио- или оптические сигналы либо передача по двум проводам, 2-жильному кабелю), параллельным - тот, в котором знаки передаются одновременно (например, по четырем проводам, 4-жильному кабелю), образуя символ (т. е. символ передается в один прием, в один момент времени).

Рассмотрим перечень наиболее известных кодов, некоторые из них использовались первоначально для связи, кодирования данных, а затем для представления информации в ЭВМ:

- код Бодо - 5-разрядный код, бывший в прошлом европейским стандартом для телеграфной связи;

- ASCII - стандартный 7-битовый код для передачи данных, поддерживает 128 символов, включающих заглавные и строчные символы латиницы, цифры, специальные значки и управляющие символы. Этот код, к которому были добавлены некоторые национальные символы (10 бинарных комбинаций), был принят Международной организацией по стандартизации (ISO) как стандарт ISO- 7;

- EBCDIC - 8-разрядный код, предложенный фирмой IBM для машин серий IВM/360-375 (внутреннее представление данных в памяти), а затем распространившийся и на системы других производителей;

- ASCII-8 - 8-разрядный код, принятый для внутреннего и внешнего представления данных в вычислительных системах. Включает стандартную часть (128 символов) и национальную (128 символов). Соответственно в зависимости от национальной части, кодовые таблицы различаются;

- код Холлерита, предложенный для ПК (1913 г.), затем использовавшийся для кодирования информации перед вводом в ЭВМ с перфокарт.

Одним из «последних слов» в процессе развития систем символьного кодирования является универсальный код UNICODE - стандарт 16-разрядноrо кодирования символов.

Стандарт UNICODE разработан техническим комитетом, в который вошли представители ряда ведущих фирм. Он определяет коды, обеспечивающие идентификацию различных символов букв, иероглифов, цифр и т. д. Код может использоваться вместо 7-8-битовых, в том числе и ASCII. В 16-разрядном UNICODE можно закодировать 65536 символов вместо 128 в ASCII.

Если рассмотреть с помощью увеличительного стекла черно-белое графическое изображение, напечатанное в газете или книге, то можно увидеть, что оно состоит из мельчайших точек, образующих характерный узор, называемый растром. Поскольку линейные координаты и индивидуальные свойства каждой точки (яркость) можно выразить с помощью целых чисел, то можно сказать, что растровое кодирование позволяет использовать двоичный код для представления графических данных. Общепринятым на сегодняшний день считается представление черно-белых иллюстраций в виде комбинации точек с 256 градациями серого цвета, и, таким образом, для кодирования яркости любой точки обычно достаточно восьмиразрядного двоичного числа.

Для кодирования цветных графических изображений применяется принцип декомпозиции произвольного цвета на основные составляющие. В качестве таких составляющих используют три основных цвета: красный (Red, R), зеленый (Green, С) и синий (Вlue, В). На практике считается (хотя теоретически это не совсем так), что любой цвет, видимый человеческим глазом, можно получить путем механического смешения этих трех основных цветов. Такая система кодирования называется системой RGB по первым буквам названий основных цветов.

Если для кодирования яркости каждой из основных составляющих использовать по 256 значений (восемь двоичных разрядов), как это принято для полутоновых черно-белых изображений, то на кодирование цвета одной точки надо затратить 24 разряда. При этом система кодирования обеспечивает однозначное определение 16,5 млн различных цветов, что на самом деле близко к чувствительности человеческого глаза. Режим представления цветной графики с использованием 24 двоичных разрядов называется полноцветным.

Каждому из основных цветов можно поставить в соответствие дополнительный цвет, то есть цвет, дополняющий основной цвет до белого. Нетрудно заметить, что для любого из основных цветов дополнительным будет цвет, образованный суммой пары остальных основных цветов. Соответственно, дополнительными цветами являются: голубой (Сyan, С), пурпурный (Magenta, м) и желтый (Yellow, У). Принцип декомпозиции произвольного цвета на составляющие компоненты можно применять не только для основных цветов, но и для дополнительных, то есть любой цвет можно представить в виде суммы голубой, пурпурной и желтой составляющей. Такой метод кодирования цвета принят в полиграфии, но в полиграфии используется еще и четвертая краска - черная (Black, К). Поэтому данная система кодирования обозначается четырьмя буквами СМУК (черный цвет обозначается буквой К, потому что буква В уже занята синим цветом), и для представления цветной графики в этой системе надо иметь 32 двоичных разряда. Такой режим тоже называется полноцветным.

Если уменьшить количество двоичных разрядов, используемых для кодирования цвета каждой точки, то можно сократить объем данных, но при этом диапазон кодируемых цветов заметно сокращается. Кодирование цветной графики 16-разрядными двоичными числами называется режимом High Color.

При кодировании информации о цвете с помощью восьми бит данных можно передать только 256 цветовых оттенков. Такой метод кодирования цвета называется индексным. Смысл названия в том, что, поскольку 256 значений совершенно недостаточно, чтобы передать весь диапазон цветов, доступный человеческому глазу, код каждой точки растра выражает не цвет сам по себе, а только его номер (индекс) в некоей справочной таблице, называемой палитрой. Разумеется, эта палитра должна прикладываться к графическим данным - без нее нельзя воспользоваться методами воспроизведения информации на экране или бумаге (то есть, воспользоваться, конечно, можно, но из-за неполноты данных полученная информация не будет адекватной: листва на деревьях может оказаться красной, а небо - зеленым).

Приемы и методы работы со звуковой информацией пришли в вычислительную технику наиболее поздно. К тому же, в отличие от числовых, текстовых и графических данных, у звукозаписей не было столь же длительной истории. В итоге методы кодирования звуковой информации двоичным кодом далеки от стандартизации. Множество отдельных компаний разработали свои корпоративные стандарты.

Наиболее естественный способ представления числа в компьютерной системе заключается в использовании строки битов, называемой двоичным числом – числом в двоичной системе счисления.

Система счисления – это способ именования и изображения чисел с помощью символов, имеющих определенные количественные значения. В зависимости от способа изображения чисел системы счисления делятся на позиционные и непозиционные.

В непозиционной системе цифры не меняют своего количественного значения при изменении их расположения в числе. В позиционной системе счисления количественное значение каждой цифры зависит от ее места (позиции) в числе.

Основание системы счисления – это количество различных цифр, используемых для изображения числа в позиционной системе счисления.

Двоичная система счисления имеет основание 2 и использует для представления информации две цифры: 0 и 1.

Для перевода целого числа из десятичной в двоичную систему счисления необходимо это число делить на двойку. Если поделилось без остатка, то пишем 0; если с остатком 1, то пишем 1. Это будет последняя цифра в записи числа. Например:

25 - 24 = 1 (остаток 1)

25/2 = 12

12 - 12 = 0 (остаток 0)

12/2 = 6

6 - 6 = 0 (остаток 0)

6/2 = 3

3 - 2 = 1 (остаток 1)

3/2 = 1 (остаток от деления числа 25 на 2) - это и будет первая цифра в записи числа 25 в двоичной системе.

То есть 2510 = 110012

Для перевода целого числа из двоичной системы в десятичную необходимо цифры умножать на двойку в степени номера позиции (номер позиции начинается с нуля и нумеруется справа налево). Например:

43210 - номера позиции цифр в числе - они являются степенями двойки.

Информационное общество имеет следующие основные признаки:

¾ большинство работающих в информационном обществе (около 80%) занято в информационной сфере, Т.е. сфере производства информации и информационных услуг;

¾ обеспечены техническая, технологическая и правовая возможности доступа любому члену общества практически в любой точке территории и в приемлемое время к нужной ему информации (за исключением военных и государственных секретов, точно оговоренных в соответствующих законодательных актах);

¾ информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре.

Информатизация - необходимое условие научно-технического, социального, экономического и политического прогресса в обществе. Неизбежность информатизации обусловлена следующими причинами:

¾ беспрецедентным усложнением социально-экономических процессов в результате увеличения масштабов и темпов общественного производства, углубления разделения труда и его специализации в научно-технической революции;

¾ необходимостью адекватно реагировать на возникающие проблемы в динамично меняющейся обстановке, присущей постоянно развивающемуся обществу;

¾ повышением степени самоуправления предприятий, территорий, регионов.

Для информационного общества характерно обеспечение требуемой степени информированности всех его членов, возрастание объема и уровня информационных услуг, предоставляемых пользователю. Информационное общество в теоретическом аспекте характеризуется высокоразвитой информационной сферой, которая включает деятельность человека по созданию, переработке, хранению, передачи и накоплению информации.

 


Тест 1 Вариант 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: