Воздушно-тепловой режим

 

Это один из важнейших факторов среды, оказывающий влияние на работоспособность и состояние здоровья детей и подростков. В результате длительного пребывания детей в закрытых помещениях воздух загрязняется. Помимо углекислого газа, который вдыхает человек, организм выделяет в воздух более 200 химических соединений: метан, этан, аммиак, ацетон, метиловый и этиловый спирт, сероводород, хлорсодержащие соединения, бензол и многие другие. Всё это антропогенные выделения. Часто эти соединения воздушных отходов учёные именуют антропотоксинами – человеческими ядами. А поскольку в настоящее время наблюдается рост числа детей с аллергиями, то внимание к воздушно-тепловому режиму должно быть также пристальным [10].

Состояние воздушной среды характеризуют показатели температуры, влажности, подвижности и т.д. Любой показатель изменяется в различных пределах. В зависимости от диапазона изменений выделяют:

· оптимальные параметры – это изменение показателя в узких пределах. Они определяют зону комфорта, в которой возможна максимальная работоспособность учащихся;

· допустимые пределы – это изменение показателя в широких пределах, за верхней и нижней границами которых говорят о нарушении санитарно-гигиенических норм по данному показателю (табл. 1).

Температура воздуха в помещениях должна быть дифференцирована в зависимости от его назначения и климатических условий и должна составлять:

· в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях – 18 – 20 °C при их обычном остеклении и 19 – 21 °C – при ленточном остеклении;

· в учебных мастерских – 15 – 17 °C;

· в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и музыки, клубной комнате – 18 – 20 °C;

· в кабинетах информатики – оптимальная 19 – 21 °C, допустимая 18 – 22 °C;

· в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий – 15 – 17 °C;

· в раздевалке спортивного зала – 19 – 23 °C;

· в кабинетах врачей – 21 – 23 °C;

· в рекреациях – 16 – 18 °C;

· в библиотеке – 17 – 21 °C,

· в вестибюле и гардеробе – 16 – 19 °C.

 


Таблица 1. Оптимальные пределы и допустимые пределы температуры для классных комнат

Время года Оптимальные параметры t, ºС Допустимые пределы t, ºС
Зима 18 – 20 17 – 22
Весна 18 – 22 17 – 23
Осень 16 – 22 15 – 22

Постоянные отклонения от комфортных показателей неблагоприятно отражаются на состоянии учащихся и повышают риск нарушения их здоровья [1, 5, 10].

Неблагоприятна как для детей, так и для учителей сухость воздуха (влияние на голос). В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40 – 60%. Данный показатель определяется психрометрами в зоне дыхания. Допустимые пределы составляют 25 – 60%. Простой способ повышения влажности: положить на батарею мокрые полотенца, нижний край которых нужно опустить в сосуды с водой. Можно просто попрыскать в классе из бутылочки с простой насадкой.

В любом помещении существуют две системы вентиляции, приток воздуха через форточки и канальная система вытяжки с естественным и механическим побуждением (мастерская, кулинария, столовая). Отсутствие неорганизованного местного притока воздуха создаёт в кабинете недостаточное качество состояния воздуха, тем более что принудительная вентиляция в школах очень старая.

До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями согласно таблице 2.

 


Таблица 2. Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха

Температура наружного воздуха, ºС

Время проветривания (мин.)

в малые перемены в большие перемены
от +10 до +6 4 – 10 25 – 35
от +5 до 0 3 – 7 20 – 30
от 0 до -5 2 – 5 15 – 25
от -5 до -10 1 – 3 10 – 15
ниже -10 1 – 1,5 5 – 10

 

Однако при проветривании мы можем внести в помещение грязный воздух с улицы, поэтому лучше ставить кондиционеры [1, 5].

Для поддержания оптимальных условий воздушной среды необходимо, чтобы:

· численность школьников соответствовала гигиенической норме вместимости;

· выполнялся гигиенический режим проветривания;

· проводилась ежедневная влажная уборка классов после занятий и во время большой перемены;

· занятия с физической нагрузкой проходили в специальных помещениях [1].

Освещенность

 

Недостаточная и неправильная освещённость приводит к прогрессирующему ухудшению здоровья, снижению работоспособности, повышению нервно-психологического напряжения, утомляемости [10].

Особенно стимулирует работу мозга дневной свет. И если его достаточно, то нужно включение дополнительного освещения исключить.

Солнечный свет оказывает тонизирующее и укрепляющее воздействие на организм, повышает общую сопротивляемость заболеваниям, создает условия, необходимые для нормального роста и развития детей и подростков. Световой режим нельзя рассматривать в отрыве от охраны зрения. В школах должно быть обеспечено естественное и искусственное освещение, отвечающее современным нормам и правилам. Это необходимое условие сохранения общей и зрительной работоспособности, предупреждения быстрого утомления глаз и расстройств зрения [1].

Расположение дневного освещения идёт слева на расположенные внутри классной комнаты парты. Естественное освещение определяется основными нормами и косвенными показателями.

К основным нормативам относятся:

· расположение здания и ориентация окон;

· достаточный коэффициент естественной освещенности (Ке.о);

· достаточный световой коэффициент (Ксв);

· достаточный коэффициент заглубления (Кз).

Ориентация окон помещения относительно сторон света оказывает существенное влияние на уровень освещенности. Наибольшая освещенность в первой половине дня во всех широтах наблюдается при восточной и южной ориентации окон.

Косвенные показатели, влияющие на уровень естественной освещенности:

· размер, конфигурация и оборудование окон, их санитарное состояние (чистота);

· размер простенков, высота подоконников, расстояние от потолка до верхнего края окна;

· окраска интерьера помещения;

· расстановка и окраска мебели;

· расстояние от школы до высотного здания, расположенного вблизи, до деревьев и кустарников [1, 5].

Искусственная освещенность может осуществляться люминесцентными лампами и лампами накаливания. Искусственное освещение идет сверху. Учитель должен следить за тем, чтобы горели все лампы.

Для определения достаточности освещения необходимо знать удельную энергомощность (УЭМ) для этих типов ламп.

Удельная энергомощность – это такое количество ватт, которое должно приходиться на 1 м2 площади помещения. Для люминесцентных ламп удельная энергомощность составляет 25 Вт на 1 м2, для ламп накаливания – 45 Вт на 1 м2. Обычная мощность ламп определяется типом ламп. Специально для школ выпускаются люминесцентные светильники мощностью 40 и 80 Вт, они дают возможность обогащения светового потока биологически активным ультрафиолетовым излучением. Мощность ламп накаливания, применяемых в школе, должна быть не менее 300 Вт.

Полученный расчетный показатель сравнивают с фактической искусственной освещенностью (Ф.И.О.). Для расчета Ф.И.О. необходимо подсчитать число световых точек (ламп) в классе и умножить на мощность лампы.

Профилактическое ультрафиолетовое облучение детей следует проводить в районах севернее 57,5 градуса с.ш. и в районах с загрязненной атмосферой. Для этого рекомендуется использовать облучательные установки длительного действия или кратковременного (фотарии) в соответствии с рекомендациями по проведению профилактического ультрафиолетового облучения людей с применением источников ультрафиолетового излучения [1, 5, 6].

При несоблюдении требований к освещению развивается утомление зрения, понижается общая работоспособность и производительность труда.

Школьная мебель

 

Предметы оборудования для детей и подростков должны соответствовать их анатомо-физиологическим особенностям и антропометрическим данным. Мебель и другое оборудование должны способствовать правильной, удобной позе ребенка, соответствовать пропорциям их тела. Занятия в школе связаны со статическим напряжением мышц спины, живота, конечностей [1, 5, 6].

У младших школьников отмечается меньшая устойчивость позы по сравнению со средним и старшим возрастом. В задачу удержания позы входит сведение к минимуму величины отклонения центра тяжести от положения равновесия. При увеличении наклона корпуса происходит смещение центра тяжести и увеличение амплитуды его колебаний, одновременно увеличивается напряжение мышц шеи и спины, при этом наблюдается учащение пульса, уменьшение амплитуды дыхательных движений, отмечается нарушение зрения, регистрируется венозный застой в конечностях, сдавливание межпозвоночных дисков [1].

Положение тела считается правильным, если:

· устойчивое равновесие и центр тяжести не выходят за площадь опоры;

· наблюдается нормальная деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, слухового и зрительного анализаторов;

· отсутствует дополнительное статическое напряжение.

Посадка ученика за партой считается правильной, если:

· имеется достаточное количество площадей опоры (сиденье, спинка, пол);

· бедра лежат на сиденье не менее 2/3 и не более 3/4 своей длины;

· расстояние глаз от рабочей точки (тетрадь, книга) равно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами;

· грудная клетка отстоет от края стола на 5–6 см (ширина ладони);

· ноги согнуты в коленном и тазобедренном суставах под прямым или слегка тупым углом (90–100°).

Грамотный подбор мебели для школы необходим для:

· обеспечения правильного положения тела и длительной работоспособности;

· нормального физического развития;

· профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата [3].

Школьная мебель стандартизирована, и ведущим критерием в определении группы мебели является рост учащегося. Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. При подборе мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются (табл. 3)

Материалами для изготовления школьной мебели могут служить различные виды древесины: пиломатериалы, фанера, древесностружечные и древесноволокнистые плиты (ясень, береза, бук, сосна, ель, пихта) – и различные пластические материалы. Поверхность должна быть гладкая, матовая. Цвет – все оттенки зеленого и натурального дерева.

Учителю также необходимо постоянно напоминать о правильной позе учащемуся во время занятий. По данным Научного Центра здоровья детей РАМН правильная поза для учащихся должна соответствовать различным параметрам тела ребёнка и должна меняться при выполнении им различных учебных действий: при письме, при чтении, стоя у доски или за партой.

Если с подбором мебели возникают затруднения, лучше посадить учащегося за парту большего размера, чем требуется [1].

 

Таблица 3. Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам «Столы ученические» и «Стулья ученические»

Номера мебели по ГОСТам 11015–93 и 11016–93 Группа роста (в мм) Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015–93 (в мм) Цвет маркировки Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016–93 (в мм)
1 1000–1150 460 Оранжевый 260
2 1150–1300 520 Фиолетовый 300
3 1300–1450 580 Желтый 340
4 1450–1600 640 Красный 380
5 1600–1750 700 Зеленый 420
6 Свыше 1750 760 Голубой 460

 

Расстановка мебели имеет важное значение для создания оптимальных условий обучения. От наружной стены до первого ряда столов должно быть не менее 0,5 м (0,6–0,7 м); от внутренней стены до третьего ряда и от задней стены до последних парт – от 0,5 до 0,65 м; от классной доски до первых столов – не менее 2 м и не более 3 м; между рядами -0,6–0,8 м. При рассаживании учащихся в классе необходимо учитывать их антропометрические данные (рост) и состояние здоровья [3].

Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены [1, 3].

Режим дня

 

В понятие «суточный режим» входят длительность, организация и распределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи. Рациональный режим предполагает соответствие его содержания, организации и построения определенным гигиеническим нормам. Эти нормативы основываются на законах высшей нервной деятельности человека и учитывают анатомо-физиологические особенности растущего организма [1, 2].

Суточный режим является важным фактором, обеспечивающим нормальное физическое и умственное развитие детей и подростков, создает предпосылки для оптимальной работоспособности, предупреждает развитие переутомления, повышает общую сопротивляемость организма.

С физиологических позиций режим рассматривают как систему условно-рефлекторных реакций, действующую как динамический стереотип. Привыкание к новому режиму происходит постепенно, в течение определенного периода времени. Поэтому один из принципов гигиенического режима – строгое его выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания.

Другой гигиенический принцип можно сформулировать следующим образом: различная по характеру и длительности деятельность учащихся должна быть посильной и не превышать предел работоспособности клеток коры головного мозга; отдых должен обеспечивать полное функциональное восстановление организма. Поэтому все виды деятельности и отдыха детей должны включаться в режим дня с учетом их возраста.

Выделяют шесть основных компонентов режима:

· сон;

· прогулки на воздухе;

· учебная деятельность;

· игровая деятельность и отдых по выбору;

· приемы пищи;

· личная гигиена.

В зависимости от возраста изменяется содержание режима и суточный бюджет времени. Под суточным бюджетом времени понимают продолжительность всех режимных моментов. Важным является рациональное распределение компонентов режима в течение суток, их смена и чередование. Следуя этому принципу, следует исходить из:

· учета суточных биоритмов, свойственных организму ребенка и подростка;

· рационального чередования деятельности;

· использования механизмов повышения работоспособности клеток коры головного мозга.

Суточный биологический ритм – это колебания функционального состояния организма. Низкий уровень функционирования всех физиологических систем отмечается в ночное время, а в дневное время (с 9 до 11–12 ч. и с 16 до 18 ч.) наблюдается повышение уровня функционирования систем организма. При составлении режима необходимо учитывать данные особенности. Обязательные занятия в школе следует проводить в утренние часы, а домашние учебные занятия – с 16 до 18 ч; если учащиеся занимаются во вторую смену, то для приготовления уроков рекомендуются только в утренние часы, а занятия в школе должны заканчиваться не позднее 18 ч. 30 мин [1, 5].

Рациональная организация деятельности предполагает смену одного ее вида другим. При этом каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых, снимающий утомление, вызванное предыдущей деятельностью.

При составлении режима дня целесообразно учитывать приемы, позволяющие стимулировать восстановление работоспособности организма учащихся (например, умывание, обтирание отдельных участков тела холодной водой, дыхательные упражнения, физкультминутка).

Таким образом, при организации режима дня должны быть учтены все гигиенические принципы, он должен соответствовать анатомо-физиологическим особенностям и возможностям детей и подростков.

Для оптимальной организации режима дня, способствующей успешному обучению, воспитанию детей и подростков, их правильному физическому и умственному развитию, необходимо проведение устных бесед с учащимися относительно составления режима дня, чередования режимных моментов, их длительности, а также распределения периода отдыха и активности с учетом биологических ритмов [1].




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: