Организация учебно-воспитательного процесса

 

Приказом Министерства образования РФ (№237, 1993 г.) утвержден Базисный учебный план для всех общеобразовательные учреждений страны.

Базисный учебный план определяет минимальное количество часов на изучение образовательных предметов, устанавливает нагрузку учащихся в зависимости от возраста.

Организму ребенка свойственна незавершенность развития важных для обучения органов и функциональных систем: центральной нервной системы, зрительного и слухового анализаторов, опорно-двигательного аппарата. Поэтому правильно организованный учебно-воспитательный процесс способствует не только приобретению прочных знаний по основным школьным дисциплинам, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья [1, 7].

В зависимости от профиля образовательного учреждения в каждом из них учебный план разрабатывается самостоятельно. При этом часы по отдельным дисциплинам могут изменяться, однако нагрузка не должна превышать установленные гигиенические нормы.

К числу основных требований, предъявляемых к учебно-воспитательному процессу, относятся:

· строгое регламентирование учебной нагрузки в зависимости от возраста учащихся (количество уроков в течение дня, недели, года);

· учет динамики умственной работоспособности учащихся в течение дня, недели, учебного года.

Школьные занятия сочетают в себе достаточно высокие психические и физические, статические и динамические нагрузки, поэтому учебно-воспитательный режим предусматривает выполнение следующих правил:

· учебные занятия в школах должны начинаться не ранее 8 ч утра (при этом проведение нулевых уроков запрещается) и заканчиваться не позже 18 часов во вторую смену;

· учащиеся начальной школы, пятых, выпускных и классов компенсирующего обучения должны обучаться в первую смену;

· в общеобразовательных учреждениях с углубленным содержанием обучения запрещается вводить 5-дневную учебную неделю для учащихся 5–11-х классов. Для остальных школ организация учебных занятий по 5-дневной учебной неделе допустима;

· в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в первых классах должен применяться «ступенчатый» режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в сентябре – 3 урока 35-минутной продолжительности; начиная со второй четверти – 4 урока по 3 5 мин каждый; во втором полугодии количество уроков определяется недельной учебной нагрузкой, продолжительность каждого урока не должна превышать 40–45 мин;

· для обучающихся в первых классах в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы;

· проведение сдвоенных уроков в начальной школе запрещается. Для учащихся 5–9-х классов сдвоенные уроки допускаются при проведении лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки следует проводить следом за большой переменой или динамической паузой продолжительностью не менее 20–30 мин;

· продолжительность перемен между уроками должна быть не менее 10 мин., а большой перемены (после двух или трех уроков) – 30 мин. Вместо одной большой перемены допускается устраивать две перемены и по 20 мин каждая после второго и третьего уроков. Перемены необходимо проводить при максимальном проветривании, в подвижных играх. На большой перемене рекомендовано посещение столовой или чаепитие в классной комнате;

· в оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения естественной потребности школьников в движении, которая может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности учащихся в объеме не менее 2 ч: проведение гимнастики до учебных занятий (5–6 мин в младшей и средней школе, 6–8 мин – в старшей; физкультминутки на уроках (5 мин.) в младшей и средней школе; подвижные игры на всех переменах (1–4 классы – 15–20 мин; 5–9-классы – 35–45 мин; 10–11-й классы – 15–20 мин.); уроки физкультуры (не менее 3 ч в неделю для всех классов; внеклассные формы спортивных занятий (работа спортсекций, групп коррекции опорно-двигательного аппарата, общешкольные соревнования, дни здоровья и т.п.); самостоятельные занятия физкультурой (1-й класс – 10–15 мин, 2–4 классы – 15–20 мин, 5–8 классы – 20–25 мин, 9–10 классы – 25–30 мин, 11-й класс – 30–35 мин.).

С этой же целью в школьный компонент учебных планов (особенно для младших школьников) необходимо включать предметы, связанные с подвижной двигательной активностью (хореография, ритмика, современные, бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и т.д.) [1, 5, 7, 12].

Расписание уроков

 

Расписание уроков является одним из основных элементов учебного процесса. В объеме максимально допустимой недельной нагрузки учащихся наряду с обязательными должны быть учтены все часы дополнительных занятий (факультативные, групповые, индивидуальные). Для индивидуальных занятий составляется отдельное расписание. Все остальные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между последним уроком обязательных занятий и началом факультативных устраивается перерыв продолжительностью 30 – 45 мин.

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10–12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма [9].

Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на 2 – 3 уроках, а для обучающихся II и III ступени – на 2, 3, 4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Исходя из этого следует распределять учебную нагрузку в течение недели нужно таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. В эти дни в школьное расписание должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. В понедельник и субботу расписание должно быть облегчено за счет уменьшения количества часов или включения в расписание более легких предметов.

Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 – 4 уроках в середине учебной недели. При составлении расписания уроков необходимо в течение дня и недели для младших школьников чередовать основные предметы с уроками музыки, ИЗО, труда, физкультуры, а для учащихся среднего и старшего звена чередовать предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день [9, 14].

При составлении расписания уроков рекомендуем пользоваться таблицей И.Г. Сивкова (1975 г.), в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах (табл. 6).

Дополнением к данной таблице могут служить новые школьные предметы и профильные дисциплины (табл. 7).

 

Таблица 6. Ранжирование школьных предметов в зависимости от их сложности

Предмет Количество баллов
Математика, русский язык (для национальных общеобразовательных учреждений) 11
Иностранный язык 10
Физика, химия 9
История 8
Родной язык, литература 7
Естествознание, география 6
Физкультура 5
Труд 4
Черчение 3
Рисование 2
Пение 1

 

Таблица 7

Предметы Количество баллов
Информатика 11
Астрономия 9
Обществоведение 8
Биология 6
Хореография 5
ОБЖ 5

 

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду. К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для 9–11 классов [1].

Для обучающихся в 5–8-х классах распределять учебную нагрузку в недельном цикле следует таким образом, чтобы ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была бы несколько облегченным днем.

Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

Правильно составленное расписание предупреждает появление переутомления [1, 5].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: