Формы учебно-тренировочной деятельности дзюдоистов

 

Для реализации положительного эффекта воздействия учебно-тренировочных занятий на организм дзюдоистов, тренер-преподаватель должен планировать их содержание и форму.

Содержание учебно-тренировочного занятия в дзюдо зависит от поставленных задач, уровня подготовленности занимающихся и их психофизиологического состояния. Содержание включает совокупность устойчивых, типичных для дзюдо видов деятельности, выполняемых занимающимися. Основными видами деятельности на занятиях дзюдо являются: мышечная и мыслительная деятельность, активный или пассивный отдых и вспомогательная деятельность.

Мышечная деятельность — это выполнение физических упражнений, содействующих освоению технико-тактических упражнений, целенаправленному развитию физических качеств, воспитанию личностных качеств дзюдоистов. Основа эффективной мышечной деятельности — выбор средств и методов, адекватных уровню подготовленности дзюдоистов и поставленным задачам занятия.

Мыслительная деятельность занимающихся дзюдо на занятии неразрывно связана с работой мышления и деятельностью анализаторов (особенно зрительного и двигательного). Мыслительная деятельность активизируется при наблюдении и сравнении изучаемых технико-тактических действий.

Тренер-преподаватель должен ориентировать занимающихся на анализ собственных технических и тактических действий, при этом особенно важны мышечные ощущения. У юных дзюдоистов их необходимо формировать при выраженных усилиях партнера — уход с удержания, выведение из равновесия в заданном направлении.

Отдых (активный, пассивный) должен быть рациональным. Тренер-преподаватель планирует интервал отдыха, который не должен быть затянутым, чтобы не наступало расслабление организма и не снижалась активность нервной системы, и в то же время достаточным для восстановления оперативной работоспособности дзюдоистов.

Вспомогательная деятельность дзюдоистов включается в общую плотность учебно-тренировочного занятия и состоит в построении и перестроении, раздаче и уборке инвентаря. Рациональность затрат времени на эту деятельность зависит от наличия плана работы тренера-преподавателя на конкретном занятии и дисциплинированности занимающихся.

Форма занятия — это способ структурирования ее содержания, который предполагает организационное построение и управление процессом занятия. В дзюдо формы занятий делятся на 2 группы: урочные и неурочные.

Спортивно-тренировочный урок (спортивная тренировка) ориентирует свое содержание на совершенствование в избранном виде спорта — дзюдо и включает в себя все виды подготовки дзюдоистов. Спортивно-тренировочные уроки разделяют по характеру решаемых задач на:

а) вводные уроки, которые обычно начинают учебный год или тренировочный цикл и предполагают постановку учебно-тренировочных задач подготовки дзюдоистов на конкретный период;

б) уроки изучения нового материла. Основная задача их — ознакомить дзюдоистов с новыми техническими и тактическими действиями;

в) уроки совершенствования, направленные на углубленное изучение пройденного материала, развитие общих и специальных качеств (в т. ч. и параллельно с совершенствованием технико-тактических действий);

г) контрольные уроки, которые содействуют подведению итогов. На них могут проводиться прикидки или внутригрупповые соревнования;

д) комплексные уроки, включающие элементы уроков разных типов (изучение нового материала, совершенствование ранее изученного, развитие физических качеств, воспитание личностных качеств).

Тренер-преподаватель должен учитывать, что тип спортивно-тренировочного урока влияет на показатели общей и моторной плотности занятия (табл. 11).

 

Таблица 11

Примерные величины общей и моторной плотности

Различных типов спортивно-тренировочных уроков

№ п/п Тип урока                     Общая плотность урока (% ) Моторная плотность урока (%)

1    Вводный                        60–70                                    30–40

2    Изучения нового материала                                           80–100      до 40

3    Комплексный                до 100                                   50–60

4    Совершенствования     100                                        70–80

5    Контрольный                низкая                                   низкая

 

Дидактические требования к проведению спортивно-тренировочного урока в дзюдо заключаются в следующем:

а) в каждом уроке должен решаться комплекс заранее планируемых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач;

б) содержание учебного материала должно соответствовать учебной программе по дзюдо;

в) соблюдение преемственности от урока к уроку, т. е. каждый предыдущий спортивно-тренировочный урок должен быть связан с последующим уроком содержанием учебного материала;

г) на каждом уроке должно обеспечиваться управление деятельностью занимающихся (организация, регулирование).

Неурочные формы занятий дзюдоистов включают в себя 3 блока:

а) малые формы — утренняя гимнастика;

б) крупные формы — занятия по общей физической подготовке, выполняемые дзюдоистами самостоятельно (кроссовый бег, ходьба на лыжах, занятия с отягощением — собственной массой тела и др.), которые решают задачи тренировочного или рекреационного характера;

в) соревновательные формы, образованные системой официальных и неофициальных соревнований.

 

Соревновательная деятельность

 

Дзюдо относится к видам спорта, в которых, несмотря на лимитированное регламентом время поединка, возможно ускоренное достижение победы над соперником. Спортивный результат в дзюдо является количественной мерой итогов соревновательной деятельности спортсменов.

Соревнования в дзюдо — огромный стимул спортивного совершенствования для занимающихся, средство проявления сил и способностей спортсменов, воспитания воли и характера. Соревнования дзюдоистов — часть процесса спортивной подготовки. Они решают ряд задач: приучают к противоборству, воспитывают личность, совершенствуют двигательные умения и навыки, развивают мышление и интеллект.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: