Принцип систематичности

Предусматривает систематичность занятий дзюдоистов при организации учебно-тренировочного процесса. Рациональная последовательность обучения техническим действиям сокращает сроки изучения учебного материала, планомерная физическая подготовка снижает травматизм и обеспечивает поступательный прирост подготовленности. Систематичность (последовательность и регулярность) наиболее наглядно реализуется в планировании учебно-тренировочного воспитательного процесса дзюдоистов. При планировании тренеры-преподаватели придерживаются следующих дидактических правил.

· Правило «от известного к неизвестному» определяет переход от изученных упражнений к новым.

· Правило «от легкого к трудному, от простого к сложному» применяется при планировании заданий для дзюдоистов различного возраста. В тренировочном задании нужно оценивать координационную структуру по шкале «простое — сложное», а динамическую структуру (соответствие задания уровню физической подготовленности обучаемого) — по шкале «легкое — трудное».

· Правило «от основы к деталям» предусматривает изучение основы техники дзюдо, после ее освоения переходят к уточнению пространственных характеристик.

· Правило «от частного к общему» требует, чтобы физические упражнения сначала выполнялись в относительно стандартных условиях, способствующих быстрому формированию умений дзюдоистов решать двигательную задачу в конкретных условиях, а затем в изменяющихся условиях.

· Правило «от общего к частному» требует изучения элемента техники дзюдо, который является базовым и позволяет в дальнейшем быстро изучить дзюдоистами другой элемент, принадлежащий к этому классу.

 

Принцип прочности усвоения учебного материала

Прочность усвоения — это результат учебно-тренировочного процесса, при котором программный материал основательно изучается и дзюдоисты всегда в состоянии воспроизвести и применить его в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Прочность отражает устойчивость качества решения дзюдоистами двигательной задачи.

В учебно-тренировочном процессе дзюдоистов необходимо создавать условия для запоминания.

а) Нужно сформировать у дзюдоистов установку на запоминание и показать пути использования материала в предстоящей соревновательной деятельности. Осознанная установка на запоминание существенно увеличивает объем памяти и скорость запоминания.

б) Научить занимающихся приемам запоминания: повторение (тренировочное, предсоревновательное), кодирование информации, выработка визуального представления о технике (связь с предметами природы).

в) Постоянно повторять изучаемое действие, используя следующие различные формы повторения.

· Начальное повторение — должно восстановить в памяти дзюдоистов те знания, умения и навыки, которые понадобятся при изучении нового двигательного действия.

· Текущее повторение — когда изучаемое техническое действие включается тренером-преподавателем в различные виды учебно-тренировочного процесса, а также служит элементом вновь изучаемых действий.

· Периодическое (регулярное) повторение дзюдоистами техники изученных приемов — проводится для дальнейшего их закрепления и совершенствования.

· Заключительное повторение — систематизирует ранее изученные технические действия дзюдо.

г) Обеспечить яркую, образную подачу содержания тренировочных заданий и высокий эмоциональный фон их восприятия.

 

Принцип научности

Научность — отличительный признак системы подготовки в дзюдо. Организованная подготовка дзюдоистов отличается от стихийной прежде всего научностью. Реализация принципа научности требует выполнения ряда условий:

а) изучаемые технические и тактические действия должны восприниматься дзюдоистами в классическом варианте, освоив который, можно индивидуализировать технику;

б) дзюдоисты должны быть ознакомлены только с достоверно установленными наукой фактами и знаниями (при обучении технике дзюдо и развитии физических качеств это предполагает глубокое знание тренером-преподавателем техники и тактики дзюдо и его способность обосновывать каждое требование к деятельности занимающихся законами педагогики, психологии, биомеханики);

в) в учебно-тренировочном процессе необходимо применять соответствующие термины, — усвоение терминологии дзюдо является одной из важных задач подготовки. Следует избегать применения тренером-преподавателем различных терминов для обозначения одного объекта, или обозначения одним термином разнородных явлений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: