№ п/п Педагогическая задача Возраст (лет ) Параметры скоростных нагрузок
Продолжительность (сек) Число повторений (раз) Интервал отдыха (сек)
1 Развивать скорость двигательных реакций 9–10 мгновенное действие 8–10 20–30
11–15 мгновенное действие 8–12 10–30
16–17 мгновенное действие 12–14 10–30
2 Развивать скорость ациклических движений 9–10 1–2 8–10 20–30
11–15 1–2 10–12 10–30
16–17 1–2 12–14 10–30
3 Развивать темп движения 9–10 2–10 4–6 10–30
|
|
11–15 6–12 4–6 10–30
16–17 8–16 4–6 10–30
4 Комплексно развивать скоростные способности (в эстафетах, подвижных и спортивных играх) 9–10 до 10 1–10 до восстановления
11–15 до 15 1–10 до восстановления
16–17 до 20 1–10 до восстановления
В процессе организации скоростной подготовки дзюдоистов следует избегать следующих методических ошибок:
· выполнение скоростных упражнений в холодную погоду, на скользкой или неровной поверхности, а также при неплотной укладке татами;
· недостаточная разносторонность тренировочных средств, которая часто приводит к стабилизации скорости и скоростному «барьеру»;
· резкое увеличение объема скоростных упражнений;
· недостаточное усвоение техники скоростных упражнений;
· перенапряжение отдельных звеньев опорно-двигательного аппарата;
· недостаточная предварительная подготовка мышц к выполнению скоростных упражнений;
· выполнение скоростных упражнений на фоне физического или координационного утомления.
Развитие выносливости дзюдоистов
Выносливость — это способность противостоять утомлению и выполнять продолжительную работу без снижения ее эффективности.
Различают 2 вида выносливости. Общая выносливость — это способность дзюдоистов к продолжительной работе умеренной интенсивности с функционированием большей части мышечного аппарата (кроссовый бег, плавание, ходьба на лыжах). Специальная выносливость дзюдоистов является способностью противостоять утомлению в условиях специфической тренировочной и соревновательной деятельности при максимальной мобилизации функциональных возможностей.
|
|
При занятиях дзюдо необходимо проявление различных компонентов выносливости:
а) силовой компонент связан с высоким уровнем развития мышечной силы, направлен на усиление эффективности двигательных умений и навыков дзюдоистов;
б) скоростной компонент важен для поддержания необходимой скорости движений дзюдоистов;
в) личностно-психический компонент выносливости связан с ориентацией дзюдоистов на достижение результатов, психической установкой на предстоящую деятельность, а также с такими качествами личности как выдержка, целеустремленность, настойчивость, воля к победе.
Задачи по воспитанию общей выносливости дзюдоистов:
1. Содействовать повышению аэробной производительности путем увеличения максимального уровня потребления кислорода.
2. Повышать работоспособность в условиях максимального потребления кислорода.
3. Совершенствовать согласованность работы систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной).
Средства развития общей выносливости — это разнообразные общеподготовительные упражнения и их комплексы, отвечающие ряду требований: относительно простая техника выполнения; активное функционирование большинства скелетных мышц; повышение активности функциональных систем, лимитирующих проявление выносливости; возможность продолжительного выполнения упражнений от нескольких минут до нескольких часов. К ним относятся: упражнения циклического характера (бег, плавание, ходьба на лыжах), ациклические упражнения (выполняемые по принципу круговой тренировки), дыхательные упражнения (регулирующие частоту, глубину, ритм дыхания), а также благоприятные условия развития систем организма (пребывание в среднегорье).
Методы повышения общей выносливости: равномерный, переменный, интервальный.
Задачи по воспитанию специальной выносливости дзюдоистов:
1. Совершенствование аэробных возможностей организма.
2. Повышение анаэробных возможностей организма путем совершенствования алактатного и лактатного механизмов энергообеспечения работы.
3. Повышение устойчивости организма к неблагоприятным сдвигам в организме, вызванным напряженной работой.
В подготовке дзюдоистов учебно-тренировочная и соревновательная деятельность протекает в различных условиях, которые требуют совершенствования определенных режимов энергообеспечения организма. В энергообеспечении скоростно-силовой кратковременной работы принимают участие анаэробные алактатные механизмы. Более длительная работа (3–4 мин.) зависит от анаэробных лактатных источников, связанных с использованием гликогена из печени и мышц. Аэробные источники энергообеспечения включаются постепенно и достигают максимума через 3–5 мин. после начала интенсивной работы.
Средства развития специальной выносливости: основные (целевые) упражнения — технические действия в стойке, партере и их комбинации; специально-подготовительные упражнения, включающие фрагменты технических действий или их упрощенные варианты.
Методы увеличения специальной выносливости: переменный, интервальный.