МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
—––––––
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ
—––––––
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра управления
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ
Для студентов очного и заочного отделений
Специальности 1-25 01 07 –экономика и управление
На предприятии
Горки 2007
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
—––––––
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ
—––––––
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра управления
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ
Для студентов очного и заочного отделений
специальности 1-25 01 07 –экономика и управление
на предприятии
Горки 2007
ВВЕДЕНИЕ
Современными организациями АПК невозможно эффективно управлять без глубоких знаний теории и практики менеджмента. Поэтому изучение курса «Менеджмент» предусматривает не только лекции, практические занятия, но и выполнение курсового проекта.
Курсовой проект представляет собой самостоятельную разработку конкретной темы по курсу «Менеджмент», характеризующую степень усвоения студентом теоретических положений и практических знаний изучаемой дисциплины. В процессе работы над ним студент овладевает навыками изучения и анализа проблем управления, обобщения и логически последовательного изложения систематизированного материала, учиться делать выводы и предложения на основе проведенных исследований.
Выполнение курсового проекта по дисциплине «Менеджмент» предполагает достижение следующих основных целей и задач:
-выработка, закрепление и углубление навыков самостоятельного решения конкретных практических задач, вытекающих из исследования по соответствующей дисциплине, а также формирование менеджерского мышления;
- развитие у студентов способностей самостоятельно работать с источниками управленческой информации;
- овладение умением связывать теорию с практикой менеджмента;
- освоение методики научных исследований в области менеджмента;
- формирование у студентов навыков критически оценивать управленческую ситуацию и умение находить и принимать адекватные управленческие решения.
СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ КУРСОВОГО ПРОЕКТА. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ.
Курсовой проект по менеджменту разрабатывается индивидуально и самостоятельно каждым студентом. Проект посвящается разработке конкретных задач (ситуаций) по совершенствованию управления агропромышленным производством и может включать в себя как комплексную разработку систем управления в агропромышленных организациях, так и разработку отдельных разделов по программе курса.
При подготовке курсового проекта по менеджменту необходимо использовать знания, полученные при изучении других дисциплин.
В процессе подготовки курсового проекта при постановке и решении конкретных задач по менеджменту студент должен учитывать реальные задачи, стоящие перед сельским хозяйством и перспективы его развития.
Тему курсового проекта определяет ведущий преподаватель, который читает лекции и принимает экзамены на соответствующем потоке по возможности исходя из предпочтений студентов. Студенты, обучающиеся по заочной системе, курсовой проект выполняют по фактическим материалам конкретных агропромышленным предприятий, в которых они работают или на примере другой организации, находящиеся на территории место проживания студента (город, район), если студенты работают не в сфере агропромышленного производства, по согласованию с преподавателем – руководителем курсового проектирования. Студенты стационарного обучения выполняют проекты по материалам, выданным на кафедре управления.
Руководителей курсового проектирования утверждает заведующий кафедрой в соответствии с учебной нагрузкой.
Выполнение курсового проекта по менеджменту может бать в дальнейшем основанием для подготовки дипломного проекта по кафедре управления.
В курсовом проекте освещение теоретических вопросов должно быть увязано с использованием материалов хозяйства по основным показателям его производственно-финансовой деятельности в соответствии с темой курсового проекта не менее чем за три года.
После определения темы студент вместе с руководителем составляет задание на выполнение курсового проекта по установленной форме и план разработки проекта.
Студент, перед тем как приступать к написанию курсового проекта должен ознакомиться с содержанием настоящих методических указаний, обязательно пройти консультацию с руководителем. В данныx методических указаниях рекомендована основная литература, однако студент должен сам искать нужную литературу в библиотеке, консультируясь с преподавателем- руководителем по курсовому проектированию. В работе с литературой следует пользоваться библиографическими справочниками, реферативными журналами, указателями, алфавитными и предметными каталогами, Интернетом.
Рекомендуется делать выписки нужной информации, группировать их по отдельным вопросам плана. Необходимо подбирать и использовать новейшую литературу в научных и производственных журналах, сборниках научных статей, изучать нормативные материалы, законодательные акты.
Кроме монографий, учебно-методической литературы, периодических изданий, нормативно-правовой документации, студенту необходимо собрать практический материал в соответствии с темой курсового проекта. Это данные статистических сборников, годовых отчётов, обзорных материалов публичных изданий, личные наблюдения, фактический материал по теме, данные кафедры. Практический материал подлежит систематизации в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем, рисунков.
Курсовой проект по своей структуре включает: титульный лист (приложение 1), задание на выполнение курсового проекта (приложение 2), оглавление (содержание) с указанием наименований разделов, подразделов и страниц, введение, обзор литературы, организационно-экономическую характеристику объекта исследования, аналитическую часть, проектную часть, заключение (выводы и предложения), список использованной литературы, приложения.
Во введении (2-3 страницы) следует обосновать выбор темы, ее актуальность, сформулировать цели курсового проекта, задачи ее достижения. Указывается объект и предмет исследования, использованные методы и приемы исследования. Излагаются методологическая основа написания проекта, литературные и другие источники, личные наблюдения.
Обзор литературы (10-12 страниц) представляет собой первый раздел, в котором излагаются теоретические основы темы выполняемого проекта; изученность проблемы в научной и учебно-методической литературе, свою осведомленность (информированность) и знания, личную позицию по решению рассматриваемых вопросов в курсовом проекте.
Второй раздел «Характеристика исследуемого объекта» (10─12─ стр.) посвящен анализу основных организационно-экономических показателей предприятия. В нем излагаются следующие вопросы: природно-экономические условия хозяйства, его размеры; организационное устройство и структура управления предприятия (описать и показать на схемах); специализация производства; характеристика растениеводства и животноводства; обеспеченность трудовыми ресурсами; финансовое состояние; деловые партнеры; эффективность производства, рентабельность и другие показатели.
Анализ производственных показателей сопровождается табличными данными в динамике не менее чем за три последних года. Этот раздел является общим для всех рассматриваемых тем курсовых проектов.
Названия третьего и четвертого разделов определяются в соответствии с темой курсового проекта.
В третьем разделе «Аналитическая часть» (12─15стр.) даны результаты подробного анализа состояния рассматриваемого вопроса по избранной теме. При этом используются данные годовых отчетов, первичная документация по теме, материалы органов управления, ревизионных проверок, фотографии рабочего времени руководителей и специалистов предприятия, данные анкетного и устного опросов, литературные источники, специальные задания, выдаваемые кафедрой.
Анализ должен делаться на конкретных материалах с экономическим обоснованием. По завершению анализа необходимо указать основные недостатки и выявить резервы.
В результате проведенного анализа необходимо сформулировать задачи проектирования в соответствии с темой курсового проекта, которые должны быть решены в следующем разделе.
Четвертый раздел, проектная часть, основной (12─15стр.) ─ обоснование собственных разработок, предлагаемых студентом по улучшению функционирования рассматриваемой системы (части системы) менеджмента в соответствии с выбранной темой с учетом полученных знаний, самостоятельно проработанной литературы, на основе достижений науки и передовой практики. Излагается план мероприятий с необходимой документацией и расчетами для внедрения в производство с всесторонним обоснованием целесообразности и экономической эффективности их осуществления в условиях конкретного производства.
Заключение(2─3 с.). В нем кратко излагаются выводы на основе проведенных исследований с конкретными цифровыми данными и предложения для внедрения с расчетом эффективности.
После заключения дается список использованной литературы, затем ─ приложения.
Курсовой проект должен быть подписан его автором.
Подготовленный курсовой проект представляется в лаборантскую кафедры управления, регистрируется, затем передается руководителю для проверки и решения о допуске к защите.
Выполненный курсовой проект свидетельствует об уровне подготовки автора, глубине изучения материала и умения пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных профессиональных задач. Исходя из этого, в курсовом проекте студент должен отразить:
- знания теоретических основ экономических дисциплин и умение проанализировать с позиций управления, производственно-финансовую деятельность агропромышленных организаций;
- знания по организационному устройству, структуре управления и организации труда работников аппарата управления;
- умение выявить резервы и возможности улучшения организации производства и управления;
- выполнить соответствующие проектные разработки по выбранной теме;
- умение делать обобщающие выводы и предложения по совершенствованию управления и повышению его эффективности;
- рассчитать показатели экономической эффективности совершенствования управления.