Эффективность, результативность и возможность применения любого ЭОР зависит от правильного планирования или дизайна, который на профессиональном языке называется «педагогический дизайн».
Педагогический дизайн - относительно молодая дисциплина. Если разбираться в значении термина Instructional Design, он образован от двух слов, Instruction и Design. В буквальном значении Instruction означает ряд мероприятий, способствующих обучению. Слово Design - это общий термин, обозначающий любой «образец творчества». Сегодня мы читаем о дизайнерских наручных часах, дизайнерской одежде, и т.д. Это означает, что часы или платье специально созданные, то есть уникальные. Чтобы получить уникальный продукт процесса дизайна, мы используем знания, наблюдение и творческие способности. Цель педагогического дизайна заключается в планировании и создании ситуаций, которые расширяют возможности обучения для отдельных учащихся. Это означает, что обучение нужно планировать так, чтобы оно было эффективно и систематически спроектировано. В этом разделе предлагаются базовые понятия о теориях, моделях и применении педагогического дизайна.
Существует несколько слов и словосочетаний со словом «Instruction» (рус. - обучение). Наиболее распространенные - Instructional Science (рус. — педагогическая наука), Instructional Technology (рус. - образовательные технологии), Instructional Design (рус. - педагогический дизайн). Педагогическая наука обеспечивает теоретическое обоснование построения процесса обучения. Образовательные технологии - это прикладной аспект педагогической науки, в основе которого лежит педагогический дизайн.
Значение выражения Instructional Design/Педагогический дизайн определяется самим словом Design. Дизайн сам по себе считается наукой и означает «план действий, осуществляемых с определенной целью. В этом разделе педагогический дизайн рассматривается как объективно существующая данность, отличная от педагогической науки и образовательных технологий. Педагогический дизайн - это учебная дисциплина, которая за последние сорок лет развилась в науку. Это новая профессия, теория и содержание которой основываются на психологии, теории мультимедиа сред и т.д. Многие авторы дают свои, различные определения педагогического дизайна. Некоторые из них приведены ниже:
- Педагогический дизайн обозначает использование систематического процесса для понимания проблем обучения, осознания, что нужно сделать для решения этих проблем, и затем осуществление этого решения (McArdle, 1991).
- Педагогический дизайн - это наука создания подробного описания условий разработки, оценки и реализации ситуаций, способствующих обучению (Richey, 1986).
- Педагогический дизайн — это целостный процесс анализа потребностей и целей обучения и разработка системы способов передачи знаний для удовлетворения этих потребностей (Briggs, 1977).
Проще говоря, педагогический дизайн - это педагогический инструмент, благодаря которому обучение и учебные материалы становятся более привлекательными, эффективными, результативными. Утверждение «в то время, как врачи проектируют здоровье, а архитекторы - пространство, педагогические дизайнеры проектируют образование человека» (van Patten, 1989) подчеркивает важность педагогического дизайна.
Теории и модели
Рассмотрим несколько теорий и моделей педагогического дизайна. Но сначала давайте определим различие между теорией и моделью.
Теория дает общее объяснение наблюдениям и объясняет поведение, тогда как модель - это мысленное представление (мысленная картина) того, что нельзя увидеть или испытать напрямую.
Теория педагогического дизайна предлагает ясное и четкое руководство, как помогать людям учиться и развиваться. Выделяются различные виды обучения: когнитивное/понятийное, эмоциональное, социальное, физическое и духовное.
Существуют различные теории и модели педагогического дизайна, разработанные разными авторами. Reigeluth выявил три основных черты, характерные для всех теорий педагогического дизайна:
- ориентация/направление дизайна,
- определение методов обучения и учебных ситуаций,
- педагогические методы, которые можно разложить на приемы и отдельные методики.
Теории дизайна важны, так как помогают разработать видение педагогического процесса на ранних этапах проектирования. Это видение результатов (каким образом обучаемые изменятся) и средств (как способствовать этим изменениям). Эти теории также важны, поскольку ими можно руководствоваться на трех уровнях, а именно:
- Методы, способствующие осуществлению обучения в различных ситуациях.
- Инструменты обучения, обеспечивающие множество доступных обучаемым методов.
- Системы, обеспечивающие возможность создавать качественные инструменты обучения.
Все модели педагогического дизайна имеют некоторые общие характеристики:
- Определение и анализ целей обучения,
- Планирование и проектирование способов достижения целей обучения,
- Осуществление запланированных действий,
- Оценка и пересмотр целей, стратегий, и т.д.
Модель ADDIE
Хотя существует много моделей, понять их использование можно на «ADDIE». типичной модели педагогического дизайна (рисунок 1.1).
Analysis – среды обучения, обучаемых и задач обучения
Design – составление плана разработки педагогической деятельности
Development - разработка педагогической деятельности
Implementation - внедрение проекта
Evaluation - оценка работы обучаемых и эффективности данного проекта.
Эти фазы, «ADDIE», работают по принципу замкнутой цепи и должны постоянно повторяться, чтобы привести кулучшению процесса. Можно, и часто целесообразно, сокращать фазы педагогического дизайна, но это следует делать только после анализа потребностей обучаемых. Процесс «ADDIE» особенно важен при разработке дистанционного обучения, когда преподаватель и студенты имеют мало личных контактов, или не имеют их совсем.
Рисунок 1.1. Модель ADDIE
Некоторые положения, которые педагогический дизайнер должен учитывать при использовании общего подхода ADDIE, изложены ниже:
Анализ
Кто Ваши обучаемые? Как их можно охарактеризовать? Как их можно мотивировать? Что они уже знают? Что им нужно узнать? Какие есть трудности?
Дизайн (составление плана)
Общие вопросы: Каковы Ваши цели? Измеримы ли Ваши цели? Какие навыки/знания Вы пытаетесь развить? Какое должно быть взаимодействие? Какие стратегии Вы будете использовать? В какой последовательности Вы изложите содержание обучения? Как Вы оцените уровень понимания обучаемых?
Для обучения он-лайн: Какая сетевая среда наиболее уместна? Выберите общий подход и примите решение, как должен выглядеть конечный продукт и какую учебную среду он должен создавать. Разработайте содержание обучения интерактивного характера, учитывая преимущества, даваемые особенностями работы в режиме он-лайн. Включите элементы совместной учебной деятельности и избегайте статичных веб-страниц и имитации перелистывания страниц.
Разработка
Общие вопросы: Какие ресурсы Вы используете? Как Вы будете управлять процессом разработки и координировать его? Содержит ли Ваш проект различные стили обучения?
Для обучения он-лайн: Представьте материал в различных форматах, чтобы обучаемый мог выбирать по своему предпочтению. Интерактивность должна быть творческой и полезной. Подумайте, как материал будет стимулировать интерес и взаимодействие. Среда должна дать возможность обучаемым создать свою «виртуальную индивидуальность» и стимулировать изыскания и взаимодействие друг с другом.
Внедрение
Общие вопросы: Каков самый эффективный способ внедрения проекта? Как преподаватели и обучающиеся смогут получить наибольшую пользу от проекта?
Для обучения он-лайн: Подумайте, как часто передаваемая информация будет обновляться. Всегда имейте запасной вариант на случай возникновения технический проблем. Заранее сообщайте о технических проблемах обучаемым. Учебная деятельность не должна зависеть от работы техники.
Оценка
Общие вопросы: Как проверить проект на соответствие педагогическим стандартам и нормам? Как можно обогатить учебную деятельность? Какие улучшения Вы можете сделать?
Работа с ADDIE
• Анализ. Хотя не всегда можно сделать полный анализ обучаемых, даже поверхностный анализ позволит сделать выводы, помогающие в выборе педагогических стратегий. Выделяются три направления для анализа:
• Общая характеристика (очники, заочники, взрослые, школьники, студенты университета, и т.д.) Для сбора таких данных можно использовать простую анкету.
• Начальный уровень умений и навыков (уровень компьютерной грамотности,
уже приобретенная квалификация и/или опыт работы, и т.д.) Можно протестировать или представить удостоверяющие документы.
• Стили обучения. Существует много диагностических тестов, выявляющих
профиль обучаемых и предлагающих соответствующие методы изучения. Некоторые даже предлагают план действий для лучшего достижения сбалансированного подхода к обучению.
• Дизайн и разработка. Четко сформулированные цели обучения являются
стартовой точкой стадии дизайна. Они должны быть детально описаны и измеримы.
Анализ должен дать достаточно информации о типах учебной деятельности, которая
наиболее полезна обучаемым, о средствах обучения и ресурсах, которые будут использоваться. Порядок, способ подачи и усиление всего этого образуют разрабатываемые стратегии и тактику. Стадия разработки - это подготовка ресурсов и создания механизмов для внедрения.
• Внедрение. Эта стадия подразумевает интеграцию результата предыдущей стадии в учебную аудиторию и может заключаться в обучении способам наилучшего использования учебных ресурсов, координировании взаимодействия и помощи в учебной деятельности.
• Оценка -этот шаг часто пропускается. Однако очень важно проверять и
оценивать: уровень достижений обучающихся, используя методы оценивания, соответствующие целям обучения (письменные или устные тесты, портфолио, проектная работа, эссе, и т.д.), общий педагогический дизайн, а также используемые методы и средства обучения.
И хотя это последняя стадия модели, она должна рассматриваться не как окончание процесса, а как начальная точка цикла ADDIE. Оценка преподавателями, обучаемыми и педагогическими дизайнерами дает основание для пересмотра и улучшения учебной деятельности. Педагогический дизайн - повторяющийся процесс, и оценка должна проводиться постоянно.
Польза моделей педагогического дизайна заключается в том, что они выполняют функции коммуникационных инструментов. Модели педагогического дизайна позволяют индивидуальным разработчикам и мультидисциплинарным командам пользоваться одними и теми же терминами и осуществлять связанные процессы. Педагогическим дизайнерам нужно знать различные модели педагогического дизайна. В зависимости от обстоятельств можно использовать несколько элементов из разных моделей, чтобы выработать сбалансированный подход. Компьютерные дизайнеры должны уметь подбирать модель к ситуации, а не притягивать ситуацию к модели.