Содержание дисциплины «Основы математической обработки информации»

Раздел №1. Первичная обработка и представление данных

1. Генеральная и выборочная совокупность.

2. Требования к выборке

3. Способы формирования выборочной совокупности

4. Задачи первичной обработки данных.

5. Группировка - виды группировок.

6. Алгоритм процедуры группировки.

7. Преимущества группировки данных

8. Представление результатов группировки.

9. Интерпретация результатов группировки

10. Числовые характеристики выборочной совокупности

11. Оценка параметров генеральной совокупности на основе выборочного исследования

12. Точечная и интервальная оценка

Раздел №2. Проверка статистических гипотез

1. Понятие статистической гипотезы

2. Виды статистических гипотез

3. Алгоритм проверки статистической гипотезы

4. Проверка гипотезы о виде распределения

5. Параметрическая и непараметрическая статистика

6. Ранговая корреляция

7. Особенности проверки гипотез в случае параметрической статистики

8. Гипотеза о равенстве средних

9. Гипотеза о равенстве дисперсий

10. Примеры проверки гипотез непараметрической статистики

Раздел №3. Корреляционно-регрессионный анализ

1. Виды зависимостей.

2. Регрессия.

3. Поле корреляции

4. Линейная парная регрессия.

5. Метод наименьших квадратов

6. Оценка значимости параметров регрессии и уравнения регрессии.

7. Оценка тесноты связи

8. Проверка адекватности модели

9. Нелинейная регрессия

10. Множественная регрессия.

11. Линейная множественная регрессия

12. Мультиколлинеарность

13. Использование регрессионных уравнений

Раздел №4.Прогнозирование

1. Основные понятия прогнозирования

2. Основные методы прогнозирования

3. Теория временных рядов

4. Компоненты уровня временного ряда

5. Проверка гипотезы о наличие тренда

6. Прогнозирование на основе выделенного тренда

7. Выбор лучшей линии тренда

8. Прогнозирование в случае сезонных колебаний

9. Тест Чоу.

10. Современные методы прогнозирования

Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются современные образовательные технологии, реализации различных видов учебной работы, в частности используется проектная деятельность по подготовке компьютерных симуляций по материалу дисциплины.

Использование в учебном процессе следующих активных и интерактивных форм проведения занятий

· компьютерные симуляции - по разделу №4;

· деловые и ролевые игры - по разделу №1 и №2;

· разбор конкретных ситуаций по всем разделам;

· коллективная проектная деятельность по созданию вики-ресурса по дисциплине по разделу №3.

Занятия лекционного типа составляют 45% всех аудиторных занятий.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Для закрепления материала и повышения эффективности его усвоения, а также для возможности проведения текущего и рубежного контроля планируется проведение следующих видов самостоятельной работы студентов по разделам дисциплины.

Содержание самостоятельной работы студентов по разделам:

Раздел №1.

1. индивидуальное домашнее задание (см. файл Задание на СРС);

2. ответы  на контрольные вопросы  и задания по разделу(письменно);

3. подготовка к тестированию;

4. подготовка рефератов;

5. создание электронного ресурса (для получения дополнительных баллов).

Контрольные вопросы и задания по разделу №1

Контрольные вопросы по разделу №1

1. В чем состоит назначение первичной обработки данных?

2. Что такое выборочная совокупность?

3. Приведите примеры генеральной и выборочной совокупности.

4. Приведите требования к формированию выборки.

5. Опишите алгоритм группировки.

6. Приведите примеры практического применения группировок и их интерпретации.

7. Что такое интервал группировки?

8. Как осуществляется точечная и интервальная оценка параметров распределения генеральной совокупности?

Темы рефератов по разделу№1

1. История развития математической статистики

2. Фишер и его вклад в развитие математической статистики

3. Кендалл и его вклад в развитие математической статистики

4. Роль российских ученых в развитии математической статистики

5. Современные направления в математической статистике

Создание электронного ресурса по дисциплине(допзадание):

Создать электронный учебный ресурс (презентацию) по конкретной теме. Выбор темы согласовать с преподавателем.

Раздел №2.

1. домашняя работа (см. файл Задания на СРС);

2. ответы на контрольные вопросы по разделу(письменно);

3. подготовка к тестированию;

4. подготовка реферата;

5. подготовка к контрольной работе;

6. создание электронного ресурса.

Контрольные вопросы разделу

1. Дайте определение статистической гипотезы

2. Приведите примеры основной и альтернативной статистической гипотезы

3. Перечислите известные Вам критерии для проверки гипотезы о нормальном виде распределения

4. Приведите примеры практического применения гипотезы о равенстве средних

5. Чем отличаются параметрическая и непараметрическая статистики?

6. Приведите примеры критериев, используемых в непараметрической статистике

7. Опишите алгоритм проверки гипотезы о виде распределения на основе критерия Пирсона

Темы рефератов

1. Непараметрическая статистика

2. Примеры применения непараметрической статистики в различных областях знаний

3. Обработка данных в образовании

4. Обработка данных в экономике

Создание электронного ресурса по дисциплине (допзадание):

Создать электронный учебный ресурс (презентацию), кратко раскрывающий содержание темы раздела. Выбор темы согласовать с преподавателем.

Раздел №3

1. домашняя работа (см. Задание на СРС);

2. ответы на контрольные вопросы по разделу (письменно);

3. подготовка к тестированию;

4. подготовка к контрольной работе;

5. подготовка реферата;

6. подготовка электронного ресурса.

Контрольные вопросы по разделу

1. Дайте определение регрессии

2. Приведите примеры линейной и нелинейной регрессии

3. Приведите примеры парной и множественной регрессии

4. Приведите примеры применения корреляционно-регрессионного анализа.

5. В чем  причины возникновения корреляционно-регрессионного анализа

6. Приведите примеры использования фиктивных переменных при построении уравнения регрессии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: