Внешний долг Российской Федерации

 

 

Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам.

Внешний государственный долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные финансовые организации (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.).

Бремя внешнего долга является более тяжелым, нежели бремя внутреннего долга. Для покрытия внешнего долга стране требуется иностранная валюта, для получения которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при этом выручка идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы экономического роста и снижает уровень жизни.

Проблема внешней задолженности требует постоянного контроля, поскольку может оказывать очень серьезное негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе. Нельзя забывать, что глубокий более чем десятилетний кризис в Латинской Америке, сопровождавшийся длительным спадом производства и исключительно высокой инфляцией, был спровоцирован именно крупными внешними долгами. [8]

Обслуживание внешнего долга также стало весьма серьезной проблемой для российского бюджета. В бюджете 1996 года на выплату долгов было предусмотрено 8,5 млрд. долларов, из которых примерно половина пошла на обслуживание долгов России, взятых после 1991 года и не подлежащих реструктуризации. Эти расходы превышали размеры иностранных частных капиталов и внешнеэкономической помощи, которую Россия получает от иностранных банков и международных финансовых организаций.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

· объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

· объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

Таблица 1

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 апреля 2010 года

 

 

 

Категория долга

млн. долларов США

млн. евро**

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

36 484,1

26 983,2

Задолженность перед официальными кредиторами – членами Парижского клуба,
не являвшаяся предметом реструктуризации

902,0

667,1

Задолженность перед официальными кредиторами – не членами Парижского клуба

1 811,2

1 339,5

Задолженность перед официальными кредиторами – бывшими странами СЭВ

1 265,5

936,0

Коммерческая задолженность бывшего СССР***

813,2

601,4

Задолженность перед международными финансовыми организациями

3 588,9

2 654,3

Задолженность по еврооблигационным займам

25 487,0

18 849,9

внешний облигационный заем 2030 года

19 520,7

14 437,3

внешний облигационный заем 2018 года

3 466,4

2 563,7

внешний облигационный заем 2028 года

2 499,9

1 848,9

Задолженность по ОВГВЗ

1 775,3

1 313,0

в том числе:

 

 

ОВГВЗ VII серии

1 750,0

1 294,3

Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте

841,0

622,0

 

 

 

* в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте

 

 

 

** объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой

 

 

 

*** обязательства, не урегулированные по завершении переоформления коммерческой задолженности бывшего СССР

         

 

«Объем государственного внешнего долга РФ за март 2010 года снизился на 967 миллионов долларов и на 1 апреля составил 36,484 миллиарда долларов против 37,452 миллиарда на 1 марта, сообщает в пятницу сайт Минфина.

В пересчете на европейскую валюту российский госдолг составил на 1 апреля 26,983 миллиарда евро, снизившись за месяц на 504 миллиона евро.

Основная долговая статья – еврооблигации, задолженность по которым составила на 1 апреля почти 25,487 миллиарда долларов. Международным финансовым организациям РФ должна 3,589 миллиарда долларов, кредиторам–членам Парижского клуба – 902 миллиона долларов, остальным официальным кредиторам – 1,811 миллиарда долларов.

Задолженность перед кредиторами – бывшими странами СЭВ составляет 1,266 миллиарда долларов, неурегулированная задолженность бывшего СССР – 813,2 миллиона долларов.

Задолженность РФ по облигациям внутреннего валютного займа (ОВГВЗ) составила на 1 апреля 1,775 миллиарда долларов, по гарантиям РФ в иностранной валюте – 841 миллион долларов»[21].

Приняв на себя все внешние долги, Россия по условиям “нулевого варианта” стала одновременно правопреемником и по всем зарубежным финансовым активам СССР. Вроде бы общие размеры этих активов превышают сумму контрактных обязательств по полученным иностранным кредитам, однако реальная ситуация сейчас складывается таким образом, что с позиций текущего платежного баланса России весьма незначительные поступления от указанных финансовых активов далеко не равнозначны крупным платежам по обслуживанию внешней задолженности. И дело здесь отнюдь не в расхождении графиков соответствующих поступлений и платежей.

Круг западных кредиторов России достаточно велик — в него входят около 600 коммерческих банков из 24 стран, а также Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития. Основной массив долгов приходится на банки 6 стран — Германии (крупнейший кредитор), Италии, США, Франции, Австрии, Японии.[11]

Нынешние российские долги Западу включают четыре категории. Первая и самая большая задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т.е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности подобного рода входит в компетенцию Парижского клуба — особого координирующего органа, в который входят официальные представители основных стран — международных кредиторов.

Вторая группа — это кредиты, предоставленные коммерческими банками западных стран уже самостоятельно, без государственных гарантий. Задолженность по таким кредитам регулируется так называемым Лондонским клубом, объединяющим банкиров-кредиторов на неофициальной основе. Третью группу образует задолженность различным западным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оказанием услуг, четвертую группу — долги международным валютно-финансовым организациям (МВФ, МБРР, ЕБРР).

Нынешний внешний долг России не ограничивается задолженностью перед кредиторами из западных стран. Как правопреемница Советского Союза она взяла на себя долги перед некоторыми странами из числа бывших членов СЭВ — Венгрией, Чехией, Словакией. Сюда же примыкает валютный долг собственным российским предприятиям и банкам, образовавшийся в результате блокирования средств на валютных счетах в бывшем Внешэкономбанке СССР. Формально эта задолженность именуется внутренним долгом, однако она оплачивается конвертируемой валютой (долларами) и с этой точки зрения практически ничем не отличается от внешнего долга. Первоначально названный долг составлял около 8 млрд. дол., после проведенных погашении он несколько уменьшился.

Кредиторы государства объединены в Парижский клуб, в котором все вопросы решаются исходя из политической точки зрения, в отличие от чисто коммерческого подхода участников Лондонского клуба, куда входят в основном зарубежные банки-кредиторы.

До 1991г. Внешэкономбанк считался первоклассным заемщиком, ему давали кредиты крупные банки Японии, США, Швейцарии и, особенно, Германии. В итоге они оказались обладателями крупных просроченных задолженностей на миллионы долларов. Естественно, что многие из них захотели продать эти долги. Другие же, рассчитывая на погашение в ближайшем будущем этих задолженностей, приобретали их. Возникновению рынка способствовало обезличивание долгов, т.е. вне зависимости от срока погашения и процентной ставки они стали представлять собой единый инструмент.

Некоторые банки стремились избавиться от этих кредитных соглашений, другие их покупали с большим дисконтом от номинальной стоимости, по которой выдавался этот кредит. Солидный объем внешнего долга и достаточно большое количество банков, желающих купить и продать долговые обязательства, обусловили высокую ликвидность инструмента внешних долгов.

За четыре года функционирования рынка внешнего долга России выработан механизм торговли.[9]

Заключенная дилерами сделка оформляется соглашением между покупателем и продавцом. Затем происходит переоформление долга Внешэкономбанка с одного кредитора на другого. ВЭБ ведет реестр кредиторов и дает согласие на подобную перезапись. И хотя случаев отказа в таком переоформлении зафиксировано не было, сам процесс занимает длительное время. Формально стороны оставляют 21 рабочий день, для того чтобы переписать права собственности с продавца на покупателя. При этом в соглашение включено положение о том, что стороны приложат максимум усилий для соблюдения этого срока. Однако на практике это не всегда удается — сделка требует длительного обмена письмами: сначала происходит подтверждение сделки между контрагентами, затем продавец посылает запрос на reassignment (перерегистрацию) во Внешэкономбанк, получает от него положительный ответ, после чего вместе с покупателем переписывает сам кредит.

Для упрощения сделок время от времени создаются синдикаты, куда входят основные западные инвестиционные банки, торгующие данным инструментом. Эти синдикаты при посредничестве крупных аудиторских фирм, таких как Arthur Anderson, Price Waterhouse и др., клирингуют сделки между собой. В результате вместо тысяч перерегистраций возникает необходимость лишь в нескольких с участием начальных и конечных владельцев.

Существует и более простой способ торговли, который предпочитают отечественные банки, — нейтинг (netting): банк продает купленный кредит прежнему владельцу до истечения стандартного срока в 21 день, производя таким образом подобие арбитражной сделки, которая не требует никакого оформления. Привлекательность таких сделок с точки зрения российских банков в том, что можно получить прибыль, не привлекая дополнительные средства.[13]



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: