Типы предпринимательства

 

Мелкие предприниматели и самостоятельные ра­ботники — это прежде всего лица, занятые не наемным и самостоятельным трудом. Их доход носит свободный ха­рактер, он не фиксируем и не гарантирован, относительно сильно колеблется, неустойчив, зависим от многих трудно­прогнозируемых факторов — случая, здоровья и настро­ения, погоды, информации и человеческих связей. Дея­тельность самостоятельных работников и предпринимате­лей часто связана с мелкой собственностью — личной, арендуемой. В реальности возможно также использование ими и "чужих" средств (государственных и даже частных предприятий). Эти ситуации различаются не только эко­номически, но и психологически, например степенью чув­ства собственника, удовлетворенности этим чувством.

Своим главным преимуществом самостоятельные ра­ботники и мелкие предприниматели считают свободу и, если их положение благополучно, скептически относятся к наемному труду рабочего и служащего. Главная же проблема самостоятельных работников и мелких предпри­нимателей — высокая личная ответственность; в этом плане наемные рабочие и служащие имеют преимущество, особенно если у них высокая и гарантированная заработная плата. Сочетание свободы и ответственности — это первая социальная особенность положения рассматриваемой груп­пы; вторая заключается в одновременном сочетании нескольких глобальных экономических ролей: самостоятель­ные работники и мелкие предприниматели чаще всего и работают, и управляют, и распоряжаются (владеют), т.е. их труд носит совершенно не разделенный характер.

Внутренняя дифференцированность самостоятельных работников и мелких предпринимателей основывается, прежде всего, на таких критериях, как производство това­ров, оказание услуг, операции в финансово-экономической сфере, арендодательство. Социально-экономические раз­личия между разными категориями внутри рассматривае­мой группы являются су­щественными.

Вхождение в класс самостоятельных работников и мел­ких предпринимателей и профиль их деятельности часто определяются простыми факторами. Наиболее типичные примеры — наличие собственного транспорта, избыточно­го жилья и помещений; участка земли и других ценностей, которые могут быть использованы в производственных, деловых и коммерческих целях; владение определенной профессией, специальностью, способностями, которые по­зволяют иметь достаточный доход; региональные особен­ности — приближенность места жительства к лесу, воде, природным ресурсам и т.д.

Среди самостоятельных работников и мелких предпри­нимателей выделяются те, кто вынужден чем-то зани­маться вследствие потери работы на предприятии или в учреждении, так и тех, кто по собственному желанию покинул такую работу ради индивидуальной трудовой деятельности и предпринимательства. В данную социаль­но-экономическую группу входят и пожилые люди, уже не способные к прежней работе по возрасту, но нуждающиеся в средствах, и молодежь, еще не определившаяся в сфере профессионально-трудовой деятельности. В современных отечественных условиях в данной группе велик удельный вес лиц любого возраста, совмещающих по экономическим соображениям индивидуальную деятельность с наемным трудом рабочего или служащего. Для одних социальных категорий самостоятельная работа и мелкое предпринима­тельство являются постоянным занятием, для других — лишь переходной ступенькой к каким-то другим социаль­но-экономическим ролям и статусам.

Рассматриваемая социально-экономическая группа как явление может оцениваться неодинаково. Например, уве­личение ее удельного веса в обществе может связываться либо с кризисом и безработицей, либо со стабилизацией и подъемом; она либо выступает показателем "ненормаль­ной" диффузии собственности, тормозящей общественное развитие, либо представляется фактом демократизации социально-экономических отношений, создающей значи­тельные стимулы и перспективы в этом развитии. Удель­ный вес этой группы в обществе — самостоятельный фактор, определяющий ее реальную позицию и имидж как "трудящегося" или "праздного" класса. Например, если говорить о нашей отечественной действительности, то мы видим, как развитие занятости наемного характера посте­пенно приводит к превращению предпринимателей и само­стоятельных работников из обособленного и почти элитар­ного круга людей в "широкое народное движение".

Из кого состоит сегодня и будет формироваться в будущем класс предпринимателей и самостоятельных ра­ботников? Изучая данный вопрос, необходимо учитывать, что в традиционных для нас социально-экономических группах (рабочий класс, интеллигенция, служащий, уп­равленцы, крестьяне) есть категории и типы людей, предрасположенные и непредрасположенные к занятости предпринимательским и самостоятельным трудом по объ­ективным и субъективным причинам. Это значит, что формирование новой экономики не может связывать­ся с каким-либо одним из традиционных классов. Во всех таких классах есть специфические слои, обладающие мо­тивацией занятости в негосударственном секторе и способ­ные действительно развивать этот сектор.

 

Менеджмент

В англо-русском словаре есть слова manage (заведовать, руководить), manager (заведующий, правитель), management (управление).

Термин «менеджмент». Он уже несколько лет как вошел в русский язык. Вопреки словарю, он не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент - всегда управление людьми. Причем управляет человек (а не компьютер или светофор). Поэтому широко используется термин «автоматическое управление», но бессмысленно говорить об «автоматическом менеджменте».

 Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей В. Зигерт дает такое определение: «Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем». К этому надо добавить, что целеполагание, т.е. выбор целей и формулировка задач, также относится к управлению. Более того, целеполагание – одна из основных обязанностей менеджеров, особенно первых руководителей.

 

Термин «менеджмент» имеет несколько значений:

 

 1) Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата.

 2) Менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Для реализации той или иной функции применяют различные методы. Например, прогнозировать можно с помощью статистических и/или экспертных методов. При этом могут быть использованы соответствующие технические средства – компьютеры, программные продукты, Интернет, средства связи и др. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое.

 3) Менеджмент – это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной.

 4) Под менеджментом понимают категорию людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления.

 5) Менеджмент – это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из экономических наук. Проводятся научно-исследовательские работы, выпускаются журналы и книги, защищаются диссертации по менеджменту.

 6) Менеджмент как научная дисциплина опирается на практику управления. Соответственно под менеджментом иногда понимают практику реального управления и ее осмысление.

 6) Менеджмент – это не только наука, но и искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления. Реальное управление, особенно оперативное – скорее искусство, чем наука. Менеджеру необходимы не только знания, но и интуитивное понимание людей, которыми он управляет.

 7) Наконец, менеджмент – это учебная дисциплина, посвященная управлению. В России менеджменту учат всех студентов экономических специальностей. О нем рассказывают будущим инженерам, геологам, медикам, социологам и др. Все чаще с менеджментом знакомят и школьников.

 

 Все рассмотренные понимания термина «менеджмент» (а их число можно значительно увеличить) отнюдь не противоречат друг другу. Наоборот, они тесно связаны между собой и раскрывают разные стороны обсуждаемого понятия.

 Менеджер – кто это? В соответствии со словарем, менеджеры – это начальники, которые управляют подчиненными. Среди них - бригадиры, заведующие секторами и другие линейные руководители. Другой тип начальников – руководители предприятий и организаций, органов государственной власти и муниципального самоуправления. Их называют «топ-менеджерами» (от англ. top-managers) – высшими менеджерами. Между линейными менеджерами и топ-менеджерами обычно имеется среднее звено – начальники цехов, отделов, служб. Среднее звено командует линейными менеджерами и подчиняется топ-менеджерам.

 

 Особая роль топ-менеджеров состоит в том, что именно они принимают окончательные решения и определяют цели предприятия или организации. Остальные менеджеры выполняют их решения.

Согласно статье 132 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) «предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности».

 Менеджерами называют не только управляющих, но и управленцев, т.е. лиц, участвующих в управлении. К ним относятся, например, заместители и помощники управляющих. У таких работников может не быть подчиненных. Они работают с людьми, которые подчиняются их общим начальникам. Управленцы выполняют те или иные функции управления, которые им поручены.

 В настоящее время менеджерами иногда называют и еще одну категорию работников, профессиональная деятельность которых состоит в постоянных контактах с людьми. Должности таких работников именуются, например, «офис-менеджер» или «менеджер торгового зала». Подчиненных у таких «менеджеров» нет.

Каждый - сам себе менеджер. Любой человек, за исключением младенцев и лежачих больных, вынужден управлять своими делами, планировать и распределять свое время. Основной ресурс каждого из нас – время. Можно им распорядиться с пользой, можно потратить без какого-либо результата. Рационально управлять своими делами - своей производственной деятельностью и своей жизнью в целом – основа успеха для любого из нас.

Другими словами, каждый человек в определенной степени является менеджером. Он управляет самим собой. Из этого следует, что знание основ менеджмента полезно каждому. Включенные в настоящий учебник сведения и методы можно с успехом применять для повышения эффективности своей личной деятельности.

 Однако термин «менеджер» обычно противопоставляется термину «исполнитель». Другими словами, в обычном словоупотреблении «менеджер» - это руководитель, у которого есть хотя бы один непосредственный подчиненный или которому делегирована часть полномочий вышестоящего руководителя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: