Основные принципы кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий

При определении стоимости большого числа объектов наилучшие результаты дает применение принципа и технологии массовой оценки1. Технология оценки при этом базируется на использовании стандартных методик и статистического анализа2.

Важной задачей было определить вид оценочной стоимости земель сельскохо­зяйственных угодий для целей налогообложения. Виды оценочной стоимости и их взаимосвязи приведены в таблице 1.

Из таблицы видно, что кадастровую стоимость как налогооблагаемую стои­мость земельных участков целесообразно определять как потребительскую стои­мость, характеризующую ценность объекта для конкретного владельца при опреде­ленном варианте его использования.

Налогооблагаемая стоимость земельного участка призвана отражать общие признаки оцениваемых объектов, объективную шкалу их относительной ценности (ренты). При этом на налогооблагаемую стоимость земли не должны влиять ни сезон­ные колебания спроса, ни оперативные корректировки экономической политики и финансовых курсов, ни другие факторы временного и конъюнктурного характера. Устойчивость налогооблагаемой стоимости во времени дает весомые основания для планирования хозяйственной деятельности, формирования стабильного бюджета, экономит средства общества на проведение переоценки кадастровой стоимости зе­мельных участков.

В связи с этим, основным методическим принципом кадастровой оценки стои­мости земли явился принцип анализа факторов ценообразования (факторного анали­за). Методы факторного анализа наилучшим образом зарекомендовали себя в работах, связанных с зонированием территории, в том числе и оценочном зонировании, по­скольку позволяют получить показатели относительной стоимости земли в тех случа­ях, когда статистическими выборками покрыта не вся оцениваемая территория.

Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначе­нию, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оце­ночных зон их границы совмещаются с границами земельных участков, а также гра­ницами кадастровых районов или кадастровых кварталов. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы этих зон.

Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров и основывающихся на классификации земель по целевому назначению и виду функционального исполь­зования.

Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода исходя из затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представ­лению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель, а сами результаты государственной кадастровой оценки земель после утвер­ждения вносятся в государственный земельный кадастр. Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судеб­ном порядке.

В целях конкретизации положений, изложенных в указанных Правилах, для отдельных категорий земель, Госкомзем России разработал и утвердил Правила госу­дарственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий в субъекте Россий­ской Федерации. В комитете была также разработана Методика государственной ка­дастровой оценки сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов Российской Фе­дерации.

Для обеспечения сопоставимости результатов государственной кадастровой оценки земель, работу было намечено выполнять на основе единых методических подходов в два этапа1. Первый этап предполагал оценку на уровне субъектов Федера­ции (межрегиональная оценка земель - оценка сельскохозяйственных угодий на уров­не субъектов Российской Федерации и разработка базовых нормативов для проведе­ния оценки в субъектах РФ) и второй - оценку в субъектах Российской Федерации (оценка сельскохозяйственных угодий по административным районам и землевладе­ниям, землепользованиям).

Документы ГЗК.

Документы государственного земельного кадастра подразделяются на основные, вспомогательные и производные (см. рис.1).

Основные документы государственного земельного кадастра под­разделяются на:

- Государственный реестр земель кадастрового района (ГРЗ КР);

- Дежурные кадастровые карты (планы);

- Журналы учета кадастровых номеров;

- Кадастровые дела.

Вспомогательные документы государственного земельного ка­дастра подразделяются на:

- книги учета документов;

- книга учета выданных сведений;

- каталоги координат опорной межевой сети.

Производные документы государственного земельного кадастра подразделяются на:

- кадастровые планы земельных участков (выписки из ГЗК) в объе­ме, соответствующем характеру запрашиваемых сведений;

- справки в налоговую инспекцию, выдаваемые по согласованному регламенту;

- перечни земель, находящихся в собственности Российской Феде­рации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образо­ваний;

- статистические отчеты;

- производные кадастровые карты (планы);

- другие справочные и аналитические документы.

 

ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ГЗК

Государственный реестр земель кадастрового района

Государственный реестр земель кадастрового района является состав­ной частью Единого государственного реестра земель Российской Федера­ции и представляет собой сложный документ, состоящий из форм ГРЗ КР.

Формы ГРЗ КР являются простыми документами и создаются на бланках установленного образца, заполняемых в процессе государственно­го кадастрового учета.



Р А З Д Е Л – X


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: