Экспортно-производственные зоны (ЭПЗ)

ЭПЗ можно отнести к СЭЗ второго поколения. В отличие от зон свободной торговли, которые прежде всего стимулируют развитие импорта товаров и внутренней торговли, ЭПЗ предназначены для расширения экспортного потенциала, развития внешней торговли и, соответственно, для увеличения валютных поступлений.

ЭПЗ создавались, с одной стороны, путем перепрофилирования, эволюции и трансформации зон свободной торговли, когда на отведенную под них территорию стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не одной торговлей, но и производством. Это относится в основном к промышленно развитым странам. С другой стороны, ЭПЗ создавались путем целенаправленного образования СЭЗ, ориентированных на производство товаров для экспорта. Это характерно для новых индустриальных и развивающихся стран.

Создание ЭПЗ в развивающихся странах отражало общую тенденцию к смене импортозамещающей модели на экспорте-ориентированную путем развития отраслей, специализирующихся на производстве товаров для внешнего рынка. Новая стратегия органично вписалась в структурную перестройку промышленно развитых стран, когда происходило формирование крупнейших ТНК и активный перенос отдельных-отраслей обрабатывающей промышленности в развивающиеся страны, что идеально в условиях ЭПЗ. Именно ТНК сыграли важнейшую роль в создании ЭПЗ и формировании экспортного потенциала развивающихся стран.

Первые ЭПЗ в развивающихся странах появились в начале 70-х гг., а в 80-х гг. их насчитывалось около 70 в 40 развивающихся странах.

Научно-промышленные парки (НПП)

В промышленно развитых и новых индустриальных странах приоритетным направлением экономического развития становятся наукоемкие отрасли. Данная тенденция нашла отражение в процессе трансформации функционального предназначения СЭЗ и появления зон, специализирующихся на разработке и выпуске наукоемкой продукции. Эти зоны получили название научно-промышленные парки (НПП), технопарки, технополисы, которые относятся к зональным структурам третьего поколения.

Принципы организации НПП схожи с порядком образования ЭПЗ: те же территория и экономическая обособленность, государственная поддержка в виде валютных ассигнований, финансовых и налоговых льгот, экспортная ориентация. Основным, но важным отличием НПП от ЭПЗ является то, что ЭПЗ создаются для организации крупносерийного, трудоемкого производства, а НПП — для осуществления разработки принципиально новых изделий и технологий, материалов и товаров, здесь осуществляется экспериментальное, мелкосерийное производство наукоемкой продукции.

При получении положительных результатов маркетинговых исследований о перспективах сбыта новых товаров может быть налажено промышленное производство конкурентоспособной продукции, предназначенной для экспорта. Кроме того, если ЭПЗ создаются вблизи крупных морских портов, аэропортов, то НПП организуются рядом с университетами, колледжами или научными центрами.

С середины XX в. по настоящее время в мире создано более 400 технопарков. Наиболее известны: в США — «Кремниевая Долина», технопарки Северной Каролины и университета Юты; в Великобритании — технопарк Кембриджского университета; в Японии — городок науки Цукуба; в Китае — технопарк «Наньху»; в России — Международный центр развития науки и технологии (МЦРНТ) «Дубна», технополис «Зеленоград».[6]

Оффшорные центры

Одной из разновидностей СЭЗ являются оффшорные центры, специализацией которых стало оказание иностранным инвесторам определенных видов услуг, связанных с предоставлением им национальной юрисдикции, отличающейся льготным режимом осуществления финансовых, банковских и иных сервисных операций, а также льготным налогообложением, — так называемые, «налоговые гавани».

Появление этих СЭЗ обусловлено бурным развитием мирового рынка финансовых услуг, стремлением иностранного капитала снизить политические и экономические риски, найти в «бурном» мире «укромные» уголки, обеспечивающие наиболее полную конфиденциальность и безопасность владельцам капитала. Поэтому исторически сложилось так, что государства, привлекающие иностранных инвесторов режимом оффшорных юрисдикции, не обладают значительными трудовыми и сырьевыми ресурсами, а также территориями. Вместе с тем эти государства располагают выгодным местоположением — на перекрестке морских путей с благоприятным природным климатом, имеют относительно развитую инфраструктуру и, что немаловажно, отличаются стабильной политической властью и законодательством.

В качестве оффшорной юрисдикции наиболее часто выступают небольшие независимые государства (в прошлом многие из них были колониями) или обособленные территории, обладающие особым государственным статусом. Это могут быть самоуправляющееся владение метрополии, арендованная территория или государственное образование, до сих пор имеющее статус колонии. Власти этих юрисдикции стимулируют развитие сектора оффшорных услуг с целью привлечения иностранного капитала, увеличения занятости населения и повышения деловой активности.

Режим, близкий к оффшорному, могут использовать специальные экономические зоны, районы портов и аэропортов. В то же время регистрацию предприятий оффшорного типа производят не только «карликовые» юрисдикции, но и некоторые вполне респектабельные государства (например, Ирландия, Швейцария и многие другие страны) или отдельные территории в их составе.[6]

Типичная оффшорная юрисдикция предоставляет для инвесторов определенный стандартный комплекс возможностей. В него входят регистрация нерезидентных и освобожденных кампаний, а также создание оффшорных структур других типов — предпринимательских партнерств, оффшорных трастов, специализированных оффшорных компаний (банков, страховых фирм и инвестиционных учреждений). В оффшорных юрисдикциях, как правило, широко доступны услуги номинальных владельцев, секретарей (агентов) компаний, номинальных директоров.

Простейшая схема оффшорных операций основывается на наиболее универсальном принципе налогового законодательства, в соответствии с которым обязательному налогообложению подлежат те доходы, источник которых находится на территории данного государства. В тех случаях, когда источник дохода находится за рубежом или локализован недостаточно определенно, он может исключаться из сферы налоговой ответственности в данной юрисдикции. Такая ситуация возникает, например, при оказании посреднических услуг, услуг во внешней торговле, в консультационном бизнесе и других отраслях этого сектора. Полученные подобным путем доходы могут поступать на счета оффшорных фирм.

Смысл оффшорного бизнеса заключается в том, что за рубежом появляется новый, «самостоятельный» субъект хозяйственных отношений, который полностью находится под контролем иностранного инвестора. Оффшорная компания внешне может выглядеть как независимый зарубежный партнер иностранного инвестора. На этом построены наиболее распространенные способы минимизации национального налогового бремени иностранного инвестора с использованием оффшорных фирм. Оффшорная компания является не только инструментом налогового планирования, но и средством управления риском и повышения надежности вложения капиталов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: