Тема: Философские проблемы социально-гуманитарного знания

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Взаимоотношения научного познания с другими формами освоения действительности.

2. Историко-культурные основания взаимосвязи науки и философии.

3. Трансценденталистская концепция взаимосвязи философии и науки.

4. Антиинтеракционистская концепция взаимосвязи философии и науки.

5. Диалектическая концепция взаимоотношения философии и науки.

 

Тема: Возникновение науки и основные стадии ее исторического развития

1. Раннегреческая натурфилософия, теоретические знания, изобретения  античной культуры как основание рационально-теоретического осмысления мира.

2.Тео-логоцентризм, схоластический эмпиризм и концепция «двух истин» в развитии рационального и практического освоения мира.

3.Изобрететения Ренессанса и становления классического естествознания.

4. Новоеропейская проблема суперметода и механика И.Ньютона

5. Институализация и дифференциация наук.

6. Становление квантовой физики, «антропологический поворот» и их влияние на развитие науки.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Протонаука Древнего Египта, Древней Индии и Древнего Китая.

2. Роль институализации христианской культуры в становлении умозрительного постижения мира.

3. Экспериментальная практика средневековой культуры как основоположение новоевропейской науки.

4. Исследования в эпоху Возрождения как начало новоевропейской науки.

5. Роль реформации в становлении рациональной культуры мышления.

6. Классическая научная картина мира.

 

Тема: Структура и динамика научного познания

1. Ключевые черты процесса научного познания в их отношении к обыденному, художественному и религиозному.

2. Эмпирический и теоретический уровни научного освоения мира.

3. Метод научного наблюдения, эксперимент, операции научного измерения, сравнения и описания исследуемых объектов как базовые общенаучные методы получения эмпирического знания.

4. Анализ и синтез, дедукция и индукция, систематизация и классификация как общенаучные методы обработки и систематизации знания эмпирического уровня.

5. Идеализированный объект: понятие и способы построения.

6. Гипотетико-дедуктивный метод построения научного знания.

7. Конструктивно-генетический метод научного познания.

8. Исторический и логический методы научно-теоретического анализа.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Рациональная организация как основополагающий признак научности знания.

2. Основные формы существования научного знания.

3. Абстрагирование, идеализация, выделение, различение, аналогия, экстраполяция, идентификация, структурный и логический, редукционизм как аналитические методы теоретического научного исследования

4. Индукция, дедукция, методы систематизации классификации и типологии; системно-синтезирующий, комплексный, аксиологический, диалектический методы выстраивания теории.

5. Ассоциация, казуальный (причинный), функциональный, исторический, генеалогический, герменевтический, диахронический, синхронический, телеологический, реконструктивный, прогностический, предсказание, синергетический методы истолкования полученных результатов.

 

4 Тема: Проблема истинности научного знания

1. Обыденное, философское, религиозное и научное понимания истинности знания.

2. Объективная, абсолютная, относительная, конкретная и частичная истины.

3. Априоризм, адекватность, соответствие здравому смыслу, ясность и очевидность, конвенционализм, сенсуализм, полезность и выгода, инструментальное применение результатов познания, опытно-экспериментальное подтверждение и опровержение, практика как критерии истины.

4. Вероятностная истинность знания.

5. Основания достоверности истинности знания.

Вопросы для самостоятельного изучения

1.Истина, ложь, правда и заблуждение.

2. Корреспондентская концепция истины и ее «доработка» марксизмом.

3. Когерентная и семантическая концепция истины.

4. Догматизм и релятивизм в познании.

5.Критерии истинности научного знания.

 

Тема: Философия и методология технического знания

1. «Техническая теория» о «технических объектах».

2. Дифференциация и профилизация научно-технического знания.

3. Аксиоматичность, детерминизм, однозначность, материальность, функциональность, эргономичность целесообразность как основные принципы методологии технических наук.

4. История техники и технические революции.

5. Философские проблемы техники как глобальные.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Феномен техники в философии техники.

2. Технические науки как особая область организации научного знания.

3. Методы проведения анализа технического объекта, декомпозиции, моделирования, теория графов в техническом познании.

4. Ценностная нагруженность феномена «техника».

5. Проблемы амбивалентности и автономии техники.

6. Отличительные особенности инженерной деятельности.

 

Тема: Философские и методологические проблемы естественнонаучного знания

1. Философия естествознания и его методология: вехи развития.

2. Объект и предметы естественнонаучного знания.

3. Эволюция базовых принципов естествознания и их влияние на научное мировоззрение.

4. Ведущие концепции современного естествознания и их вклад в развитие научных представлений о мире.

5. Проблемы и перспективы развития постнеклассической картины мира.

Вопросы для самостоятельного изучения

1.Диалог мировоззрения и методологии в современном естествознании.

2. Развитие во Вселенной как самоорганизующийся процесс.

3. Мировоззренческое и методологическое значение антропного принципа.

4. Упорядоченность и неупорядоченность в понимании природы.

5. Механицизм и релятивизм в осмыслении природы.

 

Тема: Философские проблемы социально-гуманитарного знания

1. Социальное и гуманитарное как два полюса человекознания.

2. Типология социального и гуманитарного знания.

3. Гуманитарное знание как вероятностно истинное.

4. Натуралистическая и культурцентристская «программы» организации знания о человеке и обществе.

5. Социально-культурная история человека и особенности ее интерпретации.

6. Методологический плюрализм как характерная черта организации социального и гуманитарного знания.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Науки о природе и науки о духе.

2. Игровые понимание культуры.

3. Дискуссии о модерне в контексте понимания особенностей человекознания.

4. Коммуникативные особенности социально-гуманитарного познания.

5. Ценности субъекта социально-гуманитарной сферы.

6. Проблема текста и его интерпретации в социальном и гуманитарном познании.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: