Вопросы для самостоятельного изучения
1. Взаимоотношения научного познания с другими формами освоения действительности.
2. Историко-культурные основания взаимосвязи науки и философии.
3. Трансценденталистская концепция взаимосвязи философии и науки.
4. Антиинтеракционистская концепция взаимосвязи философии и науки.
5. Диалектическая концепция взаимоотношения философии и науки.
Тема: Возникновение науки и основные стадии ее исторического развития
1. Раннегреческая натурфилософия, теоретические знания, изобретения античной культуры как основание рационально-теоретического осмысления мира.
2.Тео-логоцентризм, схоластический эмпиризм и концепция «двух истин» в развитии рационального и практического освоения мира.
3.Изобрететения Ренессанса и становления классического естествознания.
4. Новоеропейская проблема суперметода и механика И.Ньютона
5. Институализация и дифференциация наук.
6. Становление квантовой физики, «антропологический поворот» и их влияние на развитие науки.
|
|
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Протонаука Древнего Египта, Древней Индии и Древнего Китая.
2. Роль институализации христианской культуры в становлении умозрительного постижения мира.
3. Экспериментальная практика средневековой культуры как основоположение новоевропейской науки.
4. Исследования в эпоху Возрождения как начало новоевропейской науки.
5. Роль реформации в становлении рациональной культуры мышления.
6. Классическая научная картина мира.
Тема: Структура и динамика научного познания
1. Ключевые черты процесса научного познания в их отношении к обыденному, художественному и религиозному.
2. Эмпирический и теоретический уровни научного освоения мира.
3. Метод научного наблюдения, эксперимент, операции научного измерения, сравнения и описания исследуемых объектов как базовые общенаучные методы получения эмпирического знания.
4. Анализ и синтез, дедукция и индукция, систематизация и классификация как общенаучные методы обработки и систематизации знания эмпирического уровня.
5. Идеализированный объект: понятие и способы построения.
6. Гипотетико-дедуктивный метод построения научного знания.
7. Конструктивно-генетический метод научного познания.
8. Исторический и логический методы научно-теоретического анализа.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Рациональная организация как основополагающий признак научности знания.
2. Основные формы существования научного знания.
3. Абстрагирование, идеализация, выделение, различение, аналогия, экстраполяция, идентификация, структурный и логический, редукционизм как аналитические методы теоретического научного исследования
|
|
4. Индукция, дедукция, методы систематизации классификации и типологии; системно-синтезирующий, комплексный, аксиологический, диалектический методы выстраивания теории.
5. Ассоциация, казуальный (причинный), функциональный, исторический, генеалогический, герменевтический, диахронический, синхронический, телеологический, реконструктивный, прогностический, предсказание, синергетический методы истолкования полученных результатов.
4 Тема: Проблема истинности научного знания
1. Обыденное, философское, религиозное и научное понимания истинности знания.
2. Объективная, абсолютная, относительная, конкретная и частичная истины.
3. Априоризм, адекватность, соответствие здравому смыслу, ясность и очевидность, конвенционализм, сенсуализм, полезность и выгода, инструментальное применение результатов познания, опытно-экспериментальное подтверждение и опровержение, практика как критерии истины.
4. Вероятностная истинность знания.
5. Основания достоверности истинности знания.
Вопросы для самостоятельного изучения
1.Истина, ложь, правда и заблуждение.
2. Корреспондентская концепция истины и ее «доработка» марксизмом.
3. Когерентная и семантическая концепция истины.
4. Догматизм и релятивизм в познании.
5.Критерии истинности научного знания.
Тема: Философия и методология технического знания
1. «Техническая теория» о «технических объектах».
2. Дифференциация и профилизация научно-технического знания.
3. Аксиоматичность, детерминизм, однозначность, материальность, функциональность, эргономичность целесообразность как основные принципы методологии технических наук.
4. История техники и технические революции.
5. Философские проблемы техники как глобальные.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Феномен техники в философии техники.
2. Технические науки как особая область организации научного знания.
3. Методы проведения анализа технического объекта, декомпозиции, моделирования, теория графов в техническом познании.
4. Ценностная нагруженность феномена «техника».
5. Проблемы амбивалентности и автономии техники.
6. Отличительные особенности инженерной деятельности.
Тема: Философские и методологические проблемы естественнонаучного знания
1. Философия естествознания и его методология: вехи развития.
2. Объект и предметы естественнонаучного знания.
3. Эволюция базовых принципов естествознания и их влияние на научное мировоззрение.
4. Ведущие концепции современного естествознания и их вклад в развитие научных представлений о мире.
5. Проблемы и перспективы развития постнеклассической картины мира.
Вопросы для самостоятельного изучения
1.Диалог мировоззрения и методологии в современном естествознании.
2. Развитие во Вселенной как самоорганизующийся процесс.
3. Мировоззренческое и методологическое значение антропного принципа.
4. Упорядоченность и неупорядоченность в понимании природы.
5. Механицизм и релятивизм в осмыслении природы.
Тема: Философские проблемы социально-гуманитарного знания
1. Социальное и гуманитарное как два полюса человекознания.
2. Типология социального и гуманитарного знания.
3. Гуманитарное знание как вероятностно истинное.
4. Натуралистическая и культурцентристская «программы» организации знания о человеке и обществе.
5. Социально-культурная история человека и особенности ее интерпретации.
6. Методологический плюрализм как характерная черта организации социального и гуманитарного знания.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Науки о природе и науки о духе.
|
|
2. Игровые понимание культуры.
3. Дискуссии о модерне в контексте понимания особенностей человекознания.
4. Коммуникативные особенности социально-гуманитарного познания.
5. Ценности субъекта социально-гуманитарной сферы.
6. Проблема текста и его интерпретации в социальном и гуманитарном познании.