1. Наука как ценностная форма освоения мира.
2. Поиск истины как базовая характеристика науки.
3. Морально-этические доминанты деятельности ученого.
4. «Писанные» и «неписанные» нормы научного творчества.
5. Социальная ответственность ученого.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Логика развертывания научного знания.
2. Социальная детерминация научного творчества.
3. Проблемы гносеологической продуктивности научного творчества в контексте их влияния на будущее человечества.
4. Квазинаучность как следствие отклонения ученого от норм профессиональной этики.
5. Лженаука – девиация или оппозиция науки.
Тема: Особенности организации научного исследования
1. Проблемы соотнесения личной заинтересованности, гносеологической перспективности и научной продуктивности исследовательской деятельности.
2. Планирование и алгоритмизация научного исследования
3. Особенности определения проблемной области, объекта, предмета, целей и задач научного исследования.
|
|
4. Прояснение степень разработанности той или иной научной проблемы как фактор успешности становления методологии исследования.
5. Формулировка рабочих гипотез исследования.
6. Эмпирическая проверка гипотез исследования.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Логика и методология научного исследования.
2. Структура диссертационного исследования.
3. Стили научного текста.
4. Культура цитирования других источников.
5. Способы и формы организации результатов научного исследования.
6. Аргументированность полученных данных.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»
1. Специфика философского знания. Философия как наука.
2. Специфические особенности бытия науки, ее цели и задачи.
3. Наука как социальный институт. Становление и развитие социологии науки.
4. Рационализм и рациональность. Основные типы научной рациональности.
5. Основные концепции современной философии науки (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).
6. Современная научная картина мира. Системно-структурная организация материального мира.
7. Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.
8. Основные стратегии научного исследования природы.
9. Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.
10. Диалектика и синергетика. Синергетическая парадигма в современной науке.
11. Техника как объект философской рефлексии: основные исследовательские программы.
12. Понятие техногенной цивилизации, ее достижения и проблемы.
|
|
13. Концепция постиндустриализма в современной социальной философии.
14. Специфика познавательного отношения человека к миру. Понятие познания и знания.
15. Многообразие форм познания. Специфика философского, научного, образно-художественного и религиозного познания.
16. Наука как специфическая форма познания. Сущность, структура и функции науки в современном обществе.
17. Научная проблема как исходный путь исследования.
18. Основные стратегии исследования науки. Проблемное поле философии науки.
19. Феномен научной рациональности. Научное и паранаучное знание.
20. Философские основания науки и критерии научности. Нормы и идеалы научного исследования, их социокультурная размерность.
21. Генезис науки и ее историческое развитие. Особенности классической, неклассической и постнеклассической науки.
22. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. Наука и постиндустриальный мир.
23. Структура научного исследования и уровни организации научного знания.
24. Системный подход и его роль в научном познании.
25. Эмпирический уровень научного исследования и эмпирический базис науки.
26. Специфика теоретического знания. Структура и функции научной теории.
27. Метатеоретические основания науки.
28. Научное знание как система. Многообразие типов научного знания. Научное и ненаучное знание.
29. Динамика науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке будущего науки.
30. Феномен научной революции. Проблема типологии научных революций.
31. Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологического знания.
32. Методы эмпирического и теоретического исследования.
33. Эволюционная, конвенциональная, фундаменталистская и нефундаменталистская эпистемология.
34. Аналитическая эпистемология: логический атомизм и неопозитивизм.
35. Общелогические методы как универсальные приемы и процедуры научного исследования.
36. Основные этапы становления научной теории.
37. Математизация и компьютеризация современного естествознания.
38. Методологические новации в современном научном познании.
39. Методы предвидения и прогнозирования.
40. Объяснение и понимание в социальных и гуманитарных науках.
41. Интерпретация как общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания.
42. Вера, понимание, истина в структуре личностного знания.
43. Проблема истинности научного знания.
44. Связь социальных и внутринаучных ценностей и их роль в достижении истинного знания. Критика и конвенция как основы истинности знания.
45. Этика науки. Социальные ценности и нормы научного этоса.
46. Философско-методологические проблемы информатизации и медиатизации современного общества.