Тема: Наука и этика: диалектика взаимодействия

1. Наука как ценностная форма освоения мира.

2. Поиск истины как базовая характеристика науки.

3. Морально-этические доминанты деятельности ученого.

4. «Писанные» и «неписанные» нормы научного творчества.

5. Социальная ответственность ученого.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Логика развертывания научного знания.

2. Социальная детерминация научного творчества.

3. Проблемы гносеологической продуктивности научного творчества в контексте их влияния на будущее человечества.

4. Квазинаучность как следствие отклонения ученого от норм профессиональной этики.

5. Лженаука – девиация или оппозиция науки.

 

Тема: Особенности организации научного исследования

1. Проблемы соотнесения личной заинтересованности, гносеологической перспективности и научной продуктивности исследовательской деятельности.

2. Планирование и алгоритмизация научного исследования

3. Особенности определения проблемной области, объекта, предмета, целей и задач научного исследования.

4. Прояснение степень разработанности той или иной научной проблемы как фактор успешности становления методологии исследования.

5. Формулировка рабочих гипотез исследования.

6. Эмпирическая проверка гипотез исследования.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Логика и методология научного исследования.

2. Структура диссертационного исследования.

3. Стили научного текста.

4. Культура цитирования других источников.

5. Способы и формы организации результатов научного исследования.

6. Аргументированность полученных данных.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»

 

1. Специфика философского знания. Философия как наука.

2. Специфические особенности бытия науки, ее цели и задачи.

3. Наука как социальный институт. Становление и развитие социологии науки.

4. Рационализм и рациональность. Основные типы научной рациональности.

5. Основные концепции современной философии науки (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).

6. Современная научная картина мира. Системно-структурная организация материального мира.

7. Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.

8. Основные стратегии научного исследования природы.

9. Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.

10. Диалектика и синергетика. Синергетическая парадигма в современной науке.

11. Техника как объект философской рефлексии: основные исследовательские программы.

12. Понятие техногенной цивилизации, ее достижения и проблемы.

13. Концепция постиндустриализма в современной социальной философии.

14. Специфика познавательного отношения человека к миру. Понятие познания и знания.

15. Многообразие форм познания. Специфика философского, научного, образно-художественного и религиозного познания.

16. Наука как специфическая форма познания. Сущность, структура и функции науки в современном обществе.

17. Научная проблема как исходный путь исследования.

18. Основные стратегии исследования науки. Проблемное поле философии науки.

19. Феномен научной рациональности. Научное и паранаучное знание.

20. Философские основания науки и критерии научности. Нормы и идеалы научного исследования, их социокультурная размерность.

21. Генезис науки и ее историческое развитие. Особенности классической, неклассической и постнеклассической науки.

22. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. Наука и постиндустриальный мир.

23. Структура научного исследования и уровни организации научного знания.

24. Системный подход и его роль в научном познании.

25. Эмпирический уровень научного исследования и эмпирический базис науки.

26. Специфика теоретического знания. Структура и функции научной теории.

27. Метатеоретические основания науки.

28. Научное знание как система. Многообразие типов научного знания. Научное и ненаучное знание.

29. Динамика науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке будущего науки.

30. Феномен научной революции. Проблема типологии научных революций.

31. Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологического знания.

32. Методы эмпирического и теоретического исследования.

33. Эволюционная, конвенциональная, фундаменталистская и нефундаменталистская эпистемология.

34. Аналитическая эпистемология: логический атомизм и неопозитивизм.

35. Общелогические методы как универсальные приемы и процедуры научного исследования.

36. Основные этапы становления научной теории.

37. Математизация и компьютеризация современного естествознания.

38. Методологические новации в современном научном познании.

39. Методы предвидения и прогнозирования.

40. Объяснение и понимание в социальных и гуманитарных науках.

41. Интерпретация как общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания.

42. Вера, понимание, истина в структуре личностного знания.

43. Проблема истинности научного знания.

44. Связь социальных и внутринаучных ценностей и их роль в достижении истинного знания. Крити­ка и конвенция как основы истинности знания.

45. Этика науки. Социальные ценности и нормы научного этоса.

46. Философско-методологические проблемы информатизации и медиатизации современного общества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: