Содержание.
1. Введение.
l Актуальность темы.
l Смысл жизни с точки зрения философа С. Л. Франка.
2. Исследование.
l Часть первая: И Гончаров «Обломов». Обломов и Штольц.
l Часть вторая: А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Онегин - «эгоист поневоле».
l Часть третья: М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин - «душа сильная, но чёрствая».
3. Выводы.
4. Список используемой литературы.
Введение.
Актуальность темы.
Для написания реферата я выбрала тему «Поиск смысла жизни литературными героями». Проводя исследование по данной теме, я поставила перед собой цель: показать, как литературные герои понимают смысл существования на этом свете, смысл жизни.
Исходя из этого, я ставлю перед собой следующие задачи:
1. Проследить за жизнью литературных героев И.И. Обломова, А. И. Штольца, Е. Онегина, Печорина Г.А.
2. Определить жизненные позиции этих героев и, тем самым, выявить смысл и цель их жизни.
|
|
3. Сравнить взгляды, ценности героев, образ жизни и их окружение, интересы и предпочтения.
4. Сделать вывод о понимании героями целей в жизни и их осуществление; сопоставить их судьбы и достижения.
5. Провести параллель между жизнью литературных героев и жизнью людей в реальном мире, сравнить и определить смыслы существования тех и других.
Методы исследовательской деятельности:
1. анализ
2. сопоставление
3. обобщение
Смысл жизни с точки зрения философа С. Л. Франка.
«Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?
В чем нашей жизни смысл? - Он нам непостижим.
Как много разных душ под колесом фатальным
Сгорает в пепел, в прах. А где, скажите, дым?»
Омар Хайам
Смысл жизни. В чём он заключается? Как его найти? Для чего мы живём?Большинство людей хотя бы раз в жизни задаются этими вопросами, но получают ли они ответы на них? Чтобы разобраться в этом необходимы долгие годы. Под смыслом жизни мы понимаем осознание основного содержания своей жизнедеятельности, как прошлой и настоящей, так и будущей, которое определяет наше место и значение в жизни общества. Но ведь для каждого отдельного человека смысл всё же будет заключаться в чём-то своём и невозможно дать один определённый и точный ответ. Можно очень долго рассуждать на эту тему и в конечном счёте даже не найти ответа на поставленные вопросы. Чтобы хотя бы немного разобраться,обратимся к трудам русского философа, религиозного мыслителя и психолога Семёна Людвиговича Франка, статья «Смысл жизни»:
«Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да - то какой именно? В чем смысл
|
|
жизни? Или жизнь есть просто бессмыслица, бессмысленный, никчемный процесс
естественного рождения, расцветания, созревания, увядания и смерти человека,
как всякого другого органического существа? Те мечты о добре и правде, о
духовной значительности и осмысленности жизни, которые уже с отроческих лет
волнуют нашу душу и заставляют нас думать, что мы родились не "даром", что
мы призваны осуществить в мире что-то великое и решающее и тем самым
осуществить и самих себя, дать творческий исход дремлющим в нас, скрытым от
постороннего взора, но настойчиво требующим своего обнаружения духовным
силам, образующим как бы истинное существо нашего "Я", - эти мечты оправданы
ли как-либо объективно, имеют ли какое-либо разумное основание, и если да -
то какое? Или они просто огоньки слепой страсти, вспыхивающие в живом
существе по естественным законам его природы, как стихийные влечения и
томления, с помощью которых равнодушная природа совершает через наше
посредство, обманывая и завлекая нас иллюзиями, свое бессмысленное, в вечном
однообразии повторяющееся дело сохранения животной жизни в смене поколений?
Человеческая жажда любви и счастья, слезы умиления перед красотой, трепетная
мысль о светлой радости, озаряющей и согревающей жизнь или, вернее, впервые
осуществляющей подлинную жизнь, есть ли для этого какая-либо твердая почва в
бытии человека, или это - только отражение в воспаленном человеческом
сознании той слепой и смутной страсти, которая владеет и насекомым, которое
обманывает нас, употребляя как орудия для сохранения все той же
бессмысленной прозы жизни животной и обрекая нас за краткую мечту о высшей
радости и духовной полноте расплачиваться пошлостью, скукой и томительной
нуждой узкого, будничного, обывательского существования? А жажда подвига,
самоотверженного служения добру, жажда гибели во имя великого и светлого
дела - есть ли это нечто большее и более осмысленное, чем таинственная, но
бессмысленная сила, которая гонит бабочку в огонь?
Эти, как обычно говорится, "проклятые" вопросы или, вернее, этот единый
вопрос "о смысле жизни" волнует и мучает в глубине души каждого человека.
Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нем,
погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в
материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных
успехах, или в какие-либо сверхличные страсти и "дела" - в политику, борьбу
партий и т.п., - но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда
отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно
спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и неизбежных ее
предвестников - старения и болезней, факт отмирания, скоропреходящего
исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей нашей земной жизни со
всей иллюзорной значительностью ее интересов -- этот факт есть для всякого
человека грозное и неотвязное напоминание нерешенного, отложенного в сторону
вопроса о смысле жизни. Этот вопрос - не "теоретический вопрос", не предмет
праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же
страшен, и, собственно говоря, еще гораздо более страшен, чем при тяжкой
нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода. Поистине, это есть вопрос о
хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду. Чехов
описывает человека, который, всю жизнь живя будничными интересами в
провинциальном городе, как все другие люди, лгал и притворялся, "играл роль"
в "обществе", был занят "делами", погружен в мелкие интриги и заботы - и
вдруг, неожиданно, однажды ночью, просыпается с тяжелым сердцебиением и в
|
|
холодном поту. Что случилось? Случилось что-то ужасное - жизнь прошла, и
жизни не было, потому что не было и нет в ней смысла!
Постараемся прежде всего вдуматься, что это означает "найти смысл
жизни", точнее, чего мы собственно ищем, какой смысл мы вкладываем в самое
понятие "смысла жизни" и при каких условиях мы почитали бы его
осуществленным?
Под "смыслом" мы подразумеваем примерно то же, что "разумность".
"Разумным" же, в относительном смысле, мы называем все целесообразное, все
правильно ведущее к цели или помогающее ее осуществить. Разумно то
поведение, которое согласовано с поставленной целью и ведет к ее
осуществлению, разумно или осмысленно пользование средством, которое
помогает нам достигнуть цели. Но все это только относительно разумно -
именно при условии, что сама цель бесспорно разумна или осмысленна. Мы можем
назвать в относительном смысле "разумным", напр., поведение человека,
который умеет приспособиться к жизни, зарабатывать деньги, делать себе
карьеру - в предположении, что сам жизненный успех, богатство, высокое
общественное положение мы признаем бесспорными и в этом смысле "разумными"
благами. Если же мы, разочаровавшись в жизни, усмотрев ее "бессмысленность",
хотя бы ввиду краткости, шаткости всех этих ее благ или в виду того, что они
не дают нашей душе истинного удовлетворения, признали спорной саму цель этих
стремлений, то же поведение, будучи относительно, т.е. в отношении к своей
цели, разумным и осмысленным, абсолютно представится нам неразумным и
бессмысленным. Так ведь это и есть в отношении преобладающего содержания
обычной человеческой жизни. Мы видим, что большинство людей посвящает
большую часть своих сил и времени ряду вполне целесообразных действий, что
они постоянно озабочены достижением каких-то целей и правильно действуют для
их достижения, т.е. по большей части поступают вполне "разумно"; и вместе с
|
|
тем, так как либо сами цели эти "бессмысленны", либо, по крайней мере,
остается нерешенным и спорным вопрос об их "осмысленности", - вся
человеческая жизнь принимает характер бессмысленного кружения, наподобие
кружения белки в колесе, набора бессмысленных действий, которые неожиданно,
вне всякого отношения к этим целям, ставимым человеком, и потому тоже
совершенно бессмысленно, обрываются смертью.
Следовательно, условием подлинной, а не только относительной разумности
жизни является не только, чтобы она разумно осуществляла какие-либо цели, но
чтобы и самые цели эти, в свою очередь, были разумны.
Но что значит "разумная цель?" Средство разумно, когда оно ведет к
цели. Но цель - если она есть подлинная, последняя цель, а не только
средство для чего-либо иного -уже ни к чему не ведет, и потому не может
расцениваться с точки зрения своей целесообразности. Она должна быть разумна
в себе, как таковая. Но что это значит и как это возможно? На эту трудность
- превращая ее в абсолютную неразрешимость - опирается тот софизм, с помощью
которого часто доказывают, что жизнь необходимо бессмысленна, или что
незаконен самый вопрос о смысле жизни. Говорят: "Всякое действие осмысленно,
когда служит цели"; но цель или - что, как будто то же самое - жизнь в ее
целом не имеет уже вне себя никакой цели: "жизнь для жизни мне дана".
Поэтому либо надо раз навсегда примириться с роковой, из логики вещей
вытекающей, "бессмысленностью" жизни, либо же - что правильнее - надо
признать, что сама постановка о смысле жизни незаконна, что этот вопрос
принадлежит к числу тех, которые не находят себе разрешения просто в силу
своей собственной внутренней нелепости. Вопрос о "смысле" чего-либо имеет
всегда относительное значение, он предполагает "смысл" для чего-нибудь,
целесообразность при достижении определенной цели. Жизнь же в целом никакой
цели не имеет, и потому о "смысле" ее нельзя ставить вопроса.
Как ни убедительно, на первый взгляд, это рассуждение, против него
прежде всего инстинктивно протестует наше сердце; мы чувствуем, что вопрос о
смысле жизни - сам по себе совсем не бессмысленный вопрос, и, как бы
тягостна ни была для нас его неразрешимость или неразрешенность, рассуждение
о незаконности самого вопроса нас не успокаивает. Мы можем на время
отмахнуться от этого вопроса отогнать его от себя, но в следующее же
мгновение не "мы" и не наш "ум" его ставит, а он сам неотвязно стоит перед
нами, и душа наша, часто со смертельной мукой, вопрошает: "для чего жить?".
Очевидно, что наша жизнь, простой стихийный процесс изживания ее,
пребывания на свете и сознания этого факта, вовсе не есть для нас
"самоцель". Она не может быть самоцелью, во-первых, потому, что в общем
страдания и тягости преобладают в ней над радостями и наслаждениями и,
несмотря на всю силу животного инстинкта самосохранения, мы часто
недоумеваем, для чего же мы должны тянуть эту тяжелую лямку. Но и независимо
от этого она не может быть самоцелью и потому, что жизнь, по самому своему
существу, есть не неподвижное пребывание в себе, самодовлеющий покой, а
делание чего-то или стремление к чему-то; миг, в котором мы свободны от
всякого дела или стремления, мы испытываем, как мучительно-тоскливое
состояние пустоты и неудовлетворенности. Мы не можем жить для жизни; мы
всегда - хотим ли мы того или нет -живем для чего-то. Но только в
большинстве случаев это "что-то", будучи целью, к которой мы стремимся, по
своему содержанию есть в свою очередь средство, и притом средство для
сохранения жизни. Отсюда получается тот мучительный заколдованный круг,
который острее всего дает нам чувствовать бессмысленность жизни и порождает
тоску по ее осмыслению: мы живем, чтобы трудиться над чем-то, стремиться к
чему-то, а трудимся, заботимся и стремимся - для того, чтобы жить. И,
измученные этим кружением в беличьем колесе, мы ищем "смысла жизни" -мы ищем
стремления и дела, которое не было бы направлено на простое сохранение
жизни, и жизни, которая не тратилась бы на тяжкий труд ее же сохранения.
Мы возвращаемся, таким образом, назад к поставленному вопросу. Жизнь
наша осмысленна, когда она служит какой-то разумной цели, содержанием
которой никак не может быть просто сама эта эмпирическая жизнь. Но в чем же
ее содержание, и, прежде всего, при каких условиях мы можем признать
конечную цель "разумной"?
Если разумность ее состоит не в том, что она есть средство для
чего-либо иного, иначе она не была бы подлинной, конечной целью, то она
может заключаться лишь в том, что эта цель есть такая бесспорная,
самодовлеющая ценность, о которой уже бессмысленно ставить вопрос:"для
чего?" Чтобы быть осмысленной, наша жизнь - вопреки уверениям поклонников
"жизни для жизни" и в согласии с явным требованием нашей души - должна быть
служением высшему и абсолютному благу ».
Исходя из статьи смысл жизни и сама жизнь — это и есть тот самый «заколдованный круг: жить - чтобы трудиться, а трудиться — чтобы жить»? Вряд ли многие согласятся с этим утверждением. Тогда, как понять, в чём смысл нашего существования на самом деле? Для решения этой проблемы предлагаю обратиться к литературе, возможно, именно в произведениях можно найти ответы на волнующий нас вопрос, тем самым мы попробуем узнать и понять, в чём же смысл существования определённых литературных героев и сможем сопоставить жизнь, выдуманную писателями, и жизнь реальную. А именно, попытаемся разобраться в судьбах Обломова Ильи Ильича, Штольца Андрея Ивановича, Евгения Онегина и Григория Александровича Печорина, попробуем выяснить, для чего живут они, и какие цели преследуют.
Часть первая: И. Гончаров «Обломов».
И. И. Обломов и А. И. Штольц.
В романе рассказывается о русском помещике Илье Ильиче Обломове, живущем в Петербурге со своим слугой Захаром в съёмной квартире на Гороховой улице.
«В первой части описан один день жизни Обломова: герой лежит на диване; во второй части ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу,а она в него (как ей сначала кажется); в третьей части она видит,что ошиблась в Обломове, они расходятся; в четвёртой Ольга выходит замуж за друга Обломова — Штольца, а Обломов женится на хозяйке дома. Через несколько лет он умирает от сердечного приступа» - так,в одном предложении пересказал сюжет романа критик Н.А. Добролюбов.
Обломов - «человек лет тридцати двух-трёх от роду», «среднего роста,приятной наружности,с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица...Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах…потом совсем пропадала.»[1]. Он живёт лишь на те доходы, которые получает от своего имения. Он только и делает,что целыми днями лежит на диване в халате, который уже «утратил свою первоначальную свежесть». У него нет интересов, стремлений, он постоянно сидит дома,всё время размышляя о необходимых преобразованиях в имении. Единственное,что остаётся — мечты. Это человек с добрым, чистым сердцем и открытой душой, с богатейшим внутренним миром, но «никто и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали,что Обломов так себе, только лежит да кушает на здоровье, и что больше от него нечего ждать;что едва ли у него вяжутся и мысли в голове»[2]. На самом деле, это человек мысли, он полон идей и стремлений, но только пока они в голове;стоит ему хотя бы подумать о воплощении всего придуманного в жизнь, у него сразу опускаются руки и пропадает всякое желание действовать. «О способностях его, об этой внутренней вулканической работе пылкой головы, гуманного сердца знал подробно и мог свидетельствовать Штольц», который, как мы узнаем из текста и пробудит или, по крайней мере, попытается пробудить нашего спящего героя.
Для Обломова нужен стимул, цель, ради которой он оставит свой привычный образ жизни и оживёт. Такой целью на время окажется Ольга Ильинская, возлюбленная героя, которая «поняла Обломова ближе, чем понял его Штольц, ближе, чем все лица ему преданные. Она разглядела в нём и нежность врождённую, и чистоту нрава, и русскую незлобивость, и рыцарскую способность к преданности, и решительную неспособность на какое-нибудь нечистое дело, и наконец — чего забывать не должно — разглядела в нём человека оригинального, забавного, но чистого и нисколько не презренного в своей оригинальности»[3]. Значит можно смело утверждать, что Обломов не полностью сражён ленью и апатией, он может жить, к тому же жить так, как ни у кого не получится, на полную силу и эмоции. Но почему же так не получается? Он живёт чувствами целое лето, к осени появляются сомнения в необходимости такой жизни, и в конечном итоге он снова впадает в спячку, возвращается в привычное состояние: он опять целыми днями сидит дома, лёжа на диване; его всё перестаёт интересовать.
Отчего так произошло? Неужели ему не хочется жить полной, насыщенной жизнью? Нет,он хочет жить именно так, но не может побороть себя и «обломовщину», которая навсегда будет с ним и, даже, в нём. Для того, чтобы окончательно разобраться в причине такого исхода, необходимо узнать и понять, чего же хотел ещё молодой Обломов, к чему стремился. В чём видел свою жизнь и смысл существования в этом мире?
Маленький Обломов совершенно не любил и не хотел учиться, но всё же получил образование вместе со своим другом Андреем Штольцем в селе Верхлёве. Повзрослев, он был полон энергии и идей, «служить,пока станет сил, потому что России нужны руки и головы для разрабатывания неистощимых источников; работать, чтоб слаще отдыхать, а отдыхать — значит жить другой, артистической, изящной стороной жизни, жизни художников, поэтов», он утверждал, что «вся жизнь есть мысль и труд, труд хоть безвестный, тёмный, но непрерывный, и умереть с сознанием, что сделал своё дело»[4]. Исходя из этих его слов мы понимаем, что он был готов творить, создавать и совершенствовать себя и окружающий мир. Значит смысл был, была и цель, но не было союзника, который повёл бы его за собой, не дал утонуть в пучине лени и апатии. Штольц тогда устраивал свою жизнь и не думал, что Обломов так опустится и завянет.
Вот герой повзрослел, ничего того, что задумал в молодости, он не воплотил в жизнь. И к чему он стремится теперь? Чего хочет? На мой взгляд, вся его жизнь потеряла смысл, по-другому я это назвать не могу. Целыми днями он лежит, ругается с Захаром, мечтает и составляет план, который никогда не будет выполнен. Но однажды приезжает Штольц, он становится для спящего Обломова, чем то свежим и новым, он будит его и возвращает к жизни. Именно тогда Илья Ильич и признаётся, в безнадёжности своего положения: «всё знаю, всё понимаю, но силы воли нет»[5]. Он «болезненно чувствовал,что в нём зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно пора бы этому быть ходячей монетой. Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором»[6].Получается, Обломов понимает своё положение, а значит он не так безнадёжен, как кажется. Я думаю, осознать проблему и признать её — это уже сделать шаг навстречу к решению, но, к сожалению, этот шаг был очень маленький и нерешительный, и он не помог Обломову вернуться к жизни. Герой так и остался всего лишь мечтателем и мыслителем, он так и не перевоплотился в деятеля, чего так так ждали читатели.
Н. А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» невероятно точно, на мой взгляд, дал описание всей жизни Обломова, именно на этой цитате я бы и хотела закончить разговор об Илье Ильиче: «Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувства, а человек, тоже чего-о ищущий в своей жизни, о чём-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не о собственных усилий, а от других, - развила в нём апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нетни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности и всей его истории».
Теперь хотелось бы поговорить о человеке, который так усердно и долго пытался пробудить Илью Ильича — Андрее Ивановиче Штольце. Как уже было сказано выше, он получил образование в селе Верхлёве вместе с Обломовым, но дальнейшая его судьба намного отличалась от судьбы друга. Он постоянно куда-то ездил, что-то предпринимал и рассчитывал, что-то искал и в конечном итоге находил. Он всегда добивался поставленной цели, чего бы это ему ни стоило. Штольц — это полная противоположность Обломову, «Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию
агента – посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить
новую идею к делу – выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает:
когда он успевает – бог весть»[7]. Он так живёт и по-другому не умеет, да и не хочет. Смысл его существования — постоянное движение, без которого он не представляет себя. Но Штольц совершенно лишён чувств, эмоций, им движет лишь холодный разум и расчётливость. Он не признаёт любви, пресекает временами нахлынувшую мечтательность или же загадочность, его эмоции всегда под контролем, в отличии от Ильи Ильича Обломова.
Иван Гончаров, автор романа, постоянно противопоставляет этих двух героев, двух друзей. Да, они совершенно разные, но ведь что-то их объединят? Что-то связывает их? А это «что-то» и есть дружба, дружба с самого детства, пока смерть одного из героев их не разлучила.
Если проанализировать жизнь Обломова и Штольца, можно всё-таки отметить, что они похожи. Их объединяет беспробудный сон, да именно сон. Пусть для жизни Обломова он будет применим в прямом значении,то для Штольца в переносном, но всё же применим. Да, это может показаться странным, но если всё же разобраться в судьбе и характере Андрея Ивановича, можно отметить, что он спит в своей бурной и насыщенной жизни. Для него нет ничего, что может задеть за живое, тронуть душу и сердце так, что всё по сравнению с этим померкнет и потеряет смысл. Исходя из этого, можно смело утверждать, что этой Андрей Штольц спит духовно, несмотря на очень активный образ жизни.
И каков же вывод? В чём смысл жизни и одного и другого героя? Многие могут сказать, что у Обломова этого смысла вообще нет, что он исчез ещё в молодости, вместе со всеми идеями и мечтами. Нет, я уверена, что смысл был и оставался до конца, только он тщательно скрыт под апатией и ленью, живя только в мечтах и снах Ильи Ильича. Если же судить о цели существования Андрея Ивановича, то будет достаточно всего лишь одной фразы: «движение — это жизнь», что и являлось главным для Штольца.