Содержание дисциплины

Информация о сокращениях и используемых аббревиатурах при изложении курса

АМ – амплитудная модуляция

DAB  ( Digital Audio Broadcast) – цифровое радиовещание

DVB  ( Digital Video Broadcast)- цифровое телевидение

СМИ – средства массовой информации

ЧМ –частотная модуляция

ФМ – фазовая модуляция

FM   (Frequency Modulation) – частотная модуляция

HD   (High-Definition) - высокое разрешение

HDV (High-Definition video) - стандарт записи видео высокой чёткости

HDMI   (High-Definition Multimedia Interface) - мультимедийный интерфейс высокой чёткости

DSL (Digital subscriber line) цифровая абонентская линия

DVI  ( Digital Video Interactive) - цифровой видеоинтерфейс

MPEG (Motion Picture Experts Group)  - экспертная группа по вопросам движущегося изображения

    VGA (Video Graphics Array) — стандарт мониторов и видеоадаптеров

  NTSC (National Television Standards Committee)      телевизионные

  PAL (Phase- a lternating line)                                        стандарты

   SECAM (System Essentially Contrary to American)   

    RGB  (Red, Green, Blue - красный, зелёный, синий)     стандарты

   CMYK  (Cyan, Magenta, Yellow, Key color)                 формирования

   YCbCr  (luma, chromaticity blue,  chromaticity red             цветового

     – яркость,  цветность синего, цветность красного)   пространства

 

 

              

Содержание дисциплины

 

Тема 1. Цифровые и аналоговые сигналы, их параметры.

 

В данной теме дается представление аналогового сигнала как сигнала, значения которого непрерывно следуют друг за другом. Частным случаем аналогового сигнала является синусоидальный, который в аналоговом вещании служит несущим для передачи информации. Студентам дается представление о цифровом сигнале как последовательности прямоугольных импульсов равной длительности для данного цифрового потока.  Вводится понятие модуляции как изменение какого-либо параметра несущей пропорционально передаваемому звуковому или видео сигналу. Рассматриваются параметры цифрового сигнала: бит, байт, битрейт  (bitrate) (скорость цифрового потока), приводится сравнительный анализ использования для радиовещания аналогового и цифрового сигнала в качестве несущих информацию. Вводятся понятия и основные параметры спектров сигналов.

Тема 2. Преобразование аналогового сигнала в цифровой. Теорема Котельникова-Найквиста. Уровни квантования, разрядность  и полоса частот цифрового сигнала.

 

Дается представление о параметрах преобразования аналогового сигнала в цифровой, таких как частота дискретизации, разрядность. Излагается теорема Котельникова-Найквиста, определяющая выбор частоты дискретизации. Осознанный  выбор частоты дискретизации и  разрядности цифрового сигнала позволит журналистам  обоснованно выбирать указанные параметры при  работе  с современными программами аудио и видео монтажа. Разъясняется  понятие широкополосных (высокоскоростных) систем информации, Интернета 3G, 4G и т.д.

 

Тема 3. Структура системы звукового и телевизионного вещания. Виды звукового и телевизионного вещания.  

 

Структурная схема   системы звукового и телевизионного вещания  представляется как совокупность трактов формирования (телерадиокомпании), тракта первичного распределения программ, тракта вторичного распределения (радиовещательные и телевизионные передатчики и  центры проводного вещания), приемного тракта (приемная радио и телевизионная техника). Рассматриваются особенности монофонического и стереофонического радиовещания. Даются особенности цифрового радио и телевизионного вещания, обращается внимание на особенности работы журналистов при введении систем радио и телевизионного цифрового вещания (систем DAB и DVB)

            

Тема 4. Назначение и организация аппаратно- студийных комплексов

теле-радио компаний. Аппаратно-студийные блоки и технические аппаратные.

 

Рассматривается аппаратно-студийный комплекс как совокупность оборудования, предназначенного для формирования программ и состоящего из аппаратно-студийного блока (студии) и технических аппаратных. Рассматриваются студии звукового вещания (большие, малые, средние), приводятся основные требования к ним.

 

Тема 5. Типы микрофонов, их устройства.

 

Рассматриваются типы микрофонов (угольные, пьезоэлектрические, электродинамические, электростатические), особенности их конструкции и использования в профессиональной деятельности журналиста.

 

Тема 6. Основные параметры и особенности эксплуатации микрофонов.

 

Дается слушателям представление об основных параметрах микрофонов: чувствительность, диапазон воспроизводимых частот, диаграмма направленности, нелинейные искажения, выходное сопротивление, динамический диапазон. Даются сравнительный анализ различных типов микрофонов и рекомендации по выбору микрофона для различной деятельности журналиста.

                                                                                             

Тема 7. Основное назначение и состав оборудования аппаратно-студийных блоков теле-радио компаний.

 

Рассматривается студия как совокупность рабочих мест журналистов, звуко и видео режиссера. Приводится состав оборудования технических аппаратных и павильонов студий звукового и телевизионного вещания.

 

Тема 8. Организационно-технические мероприятия создания теле-радио компании. 

       

К основным мероприятиям относятся: создание юридического лица, получение лицензии как средства массовой информации, разрешения на частоту и лицензии на радио или телевизионное вещание. Излагаются основные  трудности при создании теле-радио компании, пути их преодоления, особенности системы налогообложения, выбора формы собственности и структуры управления юридического лица.

                                                                                                      

Тема 9. Назначение и методы первичного распределения звуковых и телевизионных программ.

 

Рассматриваются основные способы передачи информации с выхода телерадиокомпании на вход тракта вторичного распределения программ. Излагаются основы DSL-технологии как одного из способов реализации тракта первичного распределения.

 

    

Тема 10. Назначение тракта вторичного распределения программ. Виды модуляции несущих радиовещательных передатчиков. Длина волны. 

 

Рассматриваются особенности построения радиовещательных и телевизионных передатчиков, вводится понятие длины волны (протяженности пути, которое проходит электромагнитное колебание за время, равное одному периоду). Рассматриваются основные виды модуляции (ЧМ, АМ), приводится сравнительный анализ радиовещания с АМ и ЧМ. Обращается внимание на технически неграмотное название диапазонов частот как ЧМ и ФМ.

 

Тема 11. Выбор диапазонов частот для радио и телевизионного вещания.

 

Дается информация о диапазонах частот, используемых для радио и телевизионного вещания: длинные волны, средние волны, короткие волны, ультракороткие волны, метровые и дециметровые волны. 

 

Тема 12. Особенности распространения радиоволн. Зоны обслуживания при телевизионном и радиовещании

 

Излагаются особенности распространения радиоволн, приводятся конкретные значения зон обслуживания при вещании в различных диапазонах частот. Дается возможность журналистам определять круг потребителей информации и оптимально  выбирать  форматы  вещания.

 

Тема 13. Структурная схема системы проводного вещания.

 

Излагаются особенности построения звукового проводного вещания. Приводится структурная схема, поясняется целесообразность использования проводного вещания в условиях экстремальной обстановки в зоне обслуживания.

 

Тема14. Стереофония. Биноуральный эффект. Особенности записи стереофонического сигнала.

 

Приводятся особенности слухового восприятия стереофонии (объемного звука), определения  места расположения источника звука. Обращается внимание на способность человека воспринимать стереофонию в диапазоне частот от 500 до 6000Гц., показываются методы и особенности записи стереофонического сигнала.

 

Тема 15. Виды систем стереовещания в диапазонах УКВ. 

Излагаются особенности отечественной системы стереовещания (системы с полярной модуляцией) и системы, разработанной в США (с пилот-тоном), обращается внимание на идентичность характеристик систем и возможности применения отечественной системы в телевидении.

 

Тема 16. Стандарты сжатия цифровых сигналов   

 

Приводятся основные особенности стандартов MPEG 1, 2, 3, 4, их основные параметры, обращается внимание студентов на использование стандартов в профессиональной деятельности журналистов.

                                                                                           

Тема 17. Принципы и особенности организации системы цифрового звукового радиовещания. Требования к журналистам.

 

Дается структурная схема системы DAB, сравнительный анализ аналогового и цифрового радиовещания, обращается внимание на экономическую эффективность введения системы DAB за счет передачи дополнительной информации. Поясняются требования к журналистам, как к специалистам мультимедийной информационной системы.

 

Тема 18. Cтандарты записи цифровых видеосигналов DV и HDV.

 

Излагаются основные формы записи цифровых видеосигналов: DV, DVСАM, HDV. Приводятся особенности  создания  видеопередач  в формате HD.

 

Тема 19. Виды носителей цифровой информации.

 

Приводятся основные виды носителей цифровой информации, используемые в профессиональной деятельности журналистов, излагаются перспективы развития носителей для HD видеоинформации.

 

Тема 20. Порядок записи (оцифровки) видеосигналов на персональный компьютер.

 

Дается определение понятия оцифровки видеозаписи и порядок ее проведения при использовании современных программ аудио и видео монтажа.

 

Тема 21. Динамический диапазон звукового сигнала. Отличие “радиогазеты” от звукозаписи

 

Дается определение  динамического диапазона звукового сигнала как выраженного в дБ отношения максимального уровня к минимальному (ограниченному слуховым восприятием). Рассматривается необходимость компрессии динамического диапазона звуковых сигналов с целью расширения зоны обслуживания радиовещания.

 

Тема 22. Основы сертификации радиоэлектронной продукции.

 

Раскрывается термин «сертификация» как соответствие параметров радиоэлектронной аппаратуры требованиям технической документации и стандартам. Дается определение обязательной и добровольной сертификации.

 

Тема 23. Структурная схема сети Интернет. Основные понятия и термины.

 

Даются определения и физический смысл таких понятий как url, http, ftp,

Html-кода, с которыми наиболее часто придется  сталкиваться журналистам в своей профессиональной деятельности.

 

Тема 24.  Методы продвижения информации в сети Интернет. Принципы построения сайтов рекламных компаний. Основные принципы многоуровнего маркетинга.

 

Излагаются принципы построения поисковых программ в сети Интернет.

Даются понятия «ключевые слова», индексации (анализ текстовой информации сайтов на предмет наличия «ключевых слов»). Даются рекомендации по построению сайтов с точки зрения их продвижения в сети.

Рассматриваются методы продвижения, основанные на обмене информации, и на получении средств при посещении сайтов.

Излагается принцип многоуровнего маркетинга, широко используемого при экономических методах продвижения информации в Интернете.

 

Тема 25.  Принципы построения платежных систем в сети Интернет. Системы WebMoney, E-gold, Pay Pal.

 

Излагаются основные принципы платежных систем в сети Интернет, позволяющие оперативно получать платную информацию и продвигать сайты в сети. Дается сравнительный анализ систем WebMoney, E-gold и  Pay Pal.

 

Тема 26. Стандарты телевизионного вещания. Способы формирования цветовых полей.

 

Приводятся основные стандарты телевизионного вещания: NTSC, PAL, SECAM и  качественные характеристики их применения. Излагаются основные методы формирования цветовых полей: RGB, CMYK и YCbCr,

используемые в информатике, издательских системах и телевизионном вещании соответственно.

 

ТЕМА27.  Основные порты современной аппаратуры.

 

Дается представление о портах, обеспечивающих взаимодействие современной аппаратуры: DVI, HDMI, VGA и других.

 

Тема 28. Технические характеристики съемочной техники, применяемой в процессе видеосъемки, и выстраивание сюжетной линии и способа реализации с учетом этих характеристик

 

Приводятся типы и технические характеристики современной съемочной техники, их экономические параметры, особенности их эксплуатации. Даются основные приемы операторского искусства.

 

Тема 29. Основы монтажа. Эффект Кулешова.

 

Рассматривается монтаж как одно из выразительных средств экрана, определяющий необходимость наполнения кадров определенным содержанием, представленным в строго определенной форме, в избранной автором крупности и четко ориентированной внешней направленности движений и взглядов. Излагается «Эффект Кулешова»: один и тот же кадр получает разную трактовку в зависимости от содержания следующего за ним другого кадра. Излагаются основные принципы монтажа по крупности, по ориентации в пространстве, по направлению основного движения, по фазе движущихся в кадре объектов, по темпу движущихся объектов, по композиции кадров, по свету, по цвету, по смещению осей съемки, по направлению основной движущейся массы в кадре.

 

  

4.12.  Основная литература

1.Звуковое вещание. Справочник. Под редакцией д.т.н. Ковалгена Ю.А.

2.Павлова В.С.Журналист и магнитофон. Методическое пособие. ЛГУ, 1999г.

3.Бытовая радиоэлектронная техника. Энциклопедический справочник.

Под общей редакцией проф. А.П.Ткаченко. Минск.1995 г.

4.. Денин А., Кацнельсон Л. Цифровое наземное радиовещание. Программа международного конгресса “Прогресс технологий телерадиовещания” 1997г.

5. Соколов А. Монтаж: телевидение, кино, видео. В трех частях.

6. Медынский С. Мастерство оператора-документалиста.

7. Теория и практика тележурналиста. МГУ, 1998.

8. Научно-технический жрнал «625» 2008 – 2011 г.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: