Объект и предмет исследования

Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Объект – область деятельности, предмет – изучаемый процесс в рамках исследования. Основное внимание студента-выпускника должно быть направлено на предмет исследования, т.к. именно он определяет тему дипломной работы. Для его исследования формулируются цели и задачи.

Цель дипломной работы – обобщение проблемы и определение рекомендаций.

Задачи дипломной работы представляют собой пути достижения цели.

Метод исследования – способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах деятельности.

В процессе исследования возможно использовать следующие методы:

- изучение и анализ научной и специальной юридической литературы;

- изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

- сравнение, анализ, синтез и т.д.

В любой выпускной квалификационной (дипломной) работе должны присутствовать элементы научной новизны. Научная новизна в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.

В первой главе работы дается анализ теоретических основ исследуемой проблемы. На основе анализа научных работ отечественных и зарубежных специалистов раскрывается сущность исследуемого объекта, рассматриваются различные точки зрения на исследуемый вопрос, дается их оценка, излагается и мотивируется авторская позиция, оценивается уровень теоретической разработанности проблемы и потребности практики в исследуемой сфере. Объем данной главы должен составлять не более 20 % от ее общего объема.

Во второй главе  анализируются особенности реализации исследуемой проблемы в условиях Российской Федерации, освещается ее исторический аспект, оценивается современное состояние нормативной базы, специфика существующих отечественных организационных структур и технологий, свойственных изучаемому объекту, рассматриваются тенденции развития объекта исследования, выявляются имеющиеся недостатки и возможные пути их устранения.

Третья глава имеет обычно практическую направленность, посвящается глубокому анализу практики решения исследуемой проблемы, в том числе на примере региона. При этом вторая и последующие главы по объему должны составлять примерно 70 % всей работы. 

В заключении суммируются теоретические и практические выводы, а также те предложения, к которым автор пришел в результате проведенного исследования. Данные выводы и предложения должны быть четкими, понятными и доказательными, логически вытекать из содержания глав и параграфов работы. На их основе у рецензента, членов государственной аттестационной комиссии должно сформироваться целостное представление о содержании, значимости и ценности представленного исследования. При этом объем заключения обычно составляет 5 % от общего объема дипломной работы.

Приложения являются не обязательным, но желательным элементом дипломной работы. В них сосредотачивается различный вспомогательный материал, относящийся к основному содержанию работы и подтверждающий содержащиеся в ней выводы, предложения, расчеты (копии подлинных документов, протоколы, выдержки из действующих инструкций, структурные схемы, таблицы, цифровые данные, методический материал, компьютерные распечатки, иллюстрации вспомогательного характера, формы отчетности и другие документы).

Графические материалы позволяют наглядно проиллюстрировать замысел и основные итоги проведенного исследования, а также сэкономить отпущенное на доклад время. Их наличие положительно сказывается на итоговой оценке дипломной работы. К защите дипломной работы они выполняются в виде схем, диаграмм, таблиц, экономико-математических моделей на листах ватмана обычного формата, либо на электронных носителях, позволяющих применять мультимедийные технологии. При этом буквенный текст и цифровой материал следует оформить так, чтобы они свободно воспринимались с расстояния 4-5 метров. Указанные материалы могут быть оформлены также на стандартных листах (формат А–4) и предложены каждому члену комиссии в виде так называемого «раздаточного материала». Количество, состав и содержание графических материалов определяются научным руководителем (обычно 3-5 листов).

Однако наличие сформулированных выше общих требований к дипломным работам выпускников вовсе не исключает, а наоборот – предполагает, широкую инициативу и творческий подход студентов при разработке избранной темы. Более того, использование оригинальных способов решения стоявших перед дипломником задач является одним из основных критериев высокой оценки качества дипломной работы со стороны государственной аттестационной комиссии.

Качество оформления дипломной работы учитывается государственной аттестационной комиссией при выставлении итоговой оценки.

Результаты проведенного исследования должны быть изложены понятным языком, стилистически и грамматически правильно, логически последовательно, без исправлений и подчисток, без пропусков и произвольных сокращений.

Стиль письменной научной работы имеет некоторые особенности, отличающие его, в частности, от художественного или публицистического текста. Следует обратить внимание, что в научной работе автор выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет местоимение «мы», т.к. авторское «мы» позволяет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы либо направления. Став фактом научной речи, местоимение «мы» обусловило целый ряд новых значений в производных от него оборотов, в частности, «по нашему мнению», «на наш взгляд», что означает «по мнению автора».

Особенностью письменной научной работы является формально-логический способ изложения материала, что находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате проведенного исследования. В связи с этим основными критериями научного текста являются смысловая законченность, целостность и связность.

В настоящее время выработались определенные особенности научной речи, указывающие на умение автора выражать логические связи межу структурными элементами работы (главами, параграфами), на последовательность развития мысли автора («прежде всего», «затем», «во-вторых», «значит» и др.). Для выражения не противоречивых отношений предметов или явлений между собой, могут быть использованы такие конструкции как «однако», «тем не менее», «в то время как», «между тем» и т.д. Для указания на наличие причинно-следственных связей между различными блоками информации могут быть использованы следующие слова и словосочетания: «следовательно», «благодаря тому», «поскольку», «поэтому» и т.п. Переход от одной мысли к другой опосредуется таким образом: «обратимся к …», «рассмотрим», «остановимся на…», «прежде чем перейти…». Для вывода или итога используются вводные: «итак», «таким образом», «значит», «подводя итоги», «резюмируя» и т.д. В качестве средства связи могут использоваться местоимения, имена прилагательные и причастия, указывающие на предмет или явление, а также на взаимосвязь между ними («данный», «этот», «такой», «указанный» и т.п.).      

При написании дипломной работы необходимо учитывать характерные для нее стилистические особенности. Речь идет об объективности изложения, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Это обуславливает обязательное использование в дипломной работе вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря этим словам тот или иной факт можно представить или как вполне достоверный («действительно», «разумеется», «конечно»), или как вероятный («видимо», «надо полагать»), или как возможный («возможно», «вероятно»).

Обязательным условием объективности изложения материала является указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль. В тексте дипломной работы это условие реализовывается путем использования специальных вводных слов и словосочетаний («по мнению», «с учетом позиции», «по данным» и др.).

Таким образом, язык изложения содержания работы должен быть сугубо деловым и конкретным, описание изучаемых явлений, фактов и процессов должно почти полностью исключать индивидуальные особенности слога, эмоциональность и изобразительность.

 

Правила оформления

Требования к оформлению дипломной работы базируются на следующих государственных стандартах:

- ГОСТ 7.1-2003 – Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.

- ГОСТ 7.12-93 – Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке.

- ГОСТ 7.82-2001 – Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.

Общий объем дипломной работы должен составлять 50-60 страниц машинописного текста.

Дипломная работа должна быть распечатана с использованием принтера на одной стороне листа (формат А-4) красителем черного цвета через полуторный интервал с использованием шрифта «Times New Roman», 14 кегль шрифта, количество знаков на странице – примерно 1800. При размещении текста на странице следует оставлять поля (левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 15 мм, нижнее – 20 мм).

После распечатки рукописи текст работы должен быть тщательно проверен автором с целью устранения имеющихся ошибок и опечаток.

Допускается вписывание в текст работы от руки чернилами черного цвета отдельных слов, математических формул, специальных и транскрипционных знаков, букв редко применяемых алфавитов, а также букв и текстов на редко используемых языках.

Каждая структурная часть работы (введение, главы, заключение, список использованной литературы, приложения) должны начинаться с новой страницы.

Расстояния между названием и текстом параграфа, между заголовком главы и параграфа – 12 мм (24 пт), последней строчкой предыдущего параграфа и расположенным ниже заголовком – 16 мм (32 пт).

Интервал между строками должно быть одинаковым по всему тексту (полуторный).

Название глав и параграфов, указанных в «Оглавлении» работы, должны соответствовать их наименованию в тексте. Одновременно содержание названных частей дипломной работы должно соответствовать их названию.

Наименование глав и параграфов работы должны быть, по возможности, кратким. При их написании не допускаются сокращения и переносы используемых слов. Точка в конце заголовка не ставится. Если они состоят из двух предложений, то их следует разделять точкой. Название параграфа не должно быть последней строкой на странице, а новая страница не должна начинаться с так называемой «висячей» (т.е. короткой) строки.

Заголовки структурных частей работы (оглавление, введение, названия глав, заключение, список использованной литературы, приложения) располагаются в середине строки без кавычек и печатаются жирными заглавными буквами. 

Номер и название параграфа печатается с заглавной буквы строчным шрифтом, жирно. Выравнивается по ширине (начинается с красной строки).

При оформлении дипломных работ используется сквозная нумерация страниц по всему тексту, включая список использованной литературы и приложения. Каждая страница работы нумеруется арабскими цифрами с использованием шрифта № 10. Титульный лист и Оглавление, хотя и включаются в общую нумерацию (страницы 1 и 2, соответственно), однако номера страниц на них не ставятся. На остальных листах номер располагается сверху страницы в середине верхнего поля, без точки.

В тексте выпускной квалификационной работы, кроме общепринятых буквенных аббревиатур, используются вводимые их авторами буквенные аббревиатуры, сокращённо обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.

Все иллюстрации (фотографии, схемы, графики) именуются в тексте рисунками. Они нумеруются в пределах каждой главы арабскими цифрами. Номер рисунка должен состоять из номера главы и порядкового номера рисунка, разделенных между собой точкой. Например, подпись «Рис. 1.2» означает второй рисунок в первой главе. Каждый рисунок должен сопровождаться подписью, характеризующей его содержание. Она включает название рисунка и необходимые пояснения и размещается под рисунком в одну строку с его номером, выравнивается подпись по расположению рисунка (Приложение 4).

Рисунки размещаются в работе сразу же за теми страницами, текст которых поясняется данным рисунком.

Числовые данные и лексические перечни оформляются в виде таблиц. Каждая такая таблица должна иметь заголовок, включающий расшифровку условных обозначений. Таблицы, как и рисунки, нумеруются в пределах главы. Номер таблицы и ее название указываются над таблицей (Приложение 5). Номер таблицы выравнивается по правому краю. Заголовок таблицы выравнивается по центру таблицы, выделяется жирным шрифтом. Таблицы размещаются в тексте работы или на отдельных листах, включаемых в общую нумерацию страниц. Таблицы можно оформлять 12 кеглем шрифта. Примечания и сноски к таблице печатаются непосредственно под таблицей.

При использовании в работе материалов, заимствованных из литературных источников, цитировании различных авторов, необходимо делать соответствующие ссылки, а в конце работы помещать список использованной литературы. Не только цитаты, но и произвольное изложение заимствованных из литературы принципиальных положений, включаются в выпускную квалификационную работу со ссылкой на источник.

Точные ссылки на использованные источники являются обязательным требованием к любому научному исследованию и свидетельствуют о научной добросовестности, аккуратности и пунктуальности ее автора.

Цитаты (выдержки) из источников и литературы используются в тех случаях, когда свою мысль хотят подтвердить точной выдержкой по определенному вопросу. Цитаты должны быть текстуально точными и заключены в кавычки. Если в цитату берется часть текста, т.е. не с начала фразы или с пропусками внутри цитируемой части, то место пропуска обозначается отточиями (тремя точками). В тексте необходимо указать источник приводимых цитат. Как правило, ссылки на источник делаются под чертой, внизу страницы (сноска). Если мысль из какого-нибудь источника излагается своими словами, то сноска должна иметь вид: «См.:» («смотри»), а затем выходные данные произведения или документа. Если на странице работы повторно дается ссылка на один и тот же источник, то сноска должна иметь вид: «Там же. С. ¼». Возле цитаты в строке ставится цифра, по которой под чертой определяется принадлежность цитаты. Цитаты можно приводить только по источнику, ссылка на который обязательна.

Если существует необходимость сослаться на это же издание на других страницах работы, то в сноске можно указать лишь фамилию и инициалы автора, а вместо названия работы написать «Фамилия и инициалы автора. Указ. соч.» («Указанное сочинение») с указанием цитируемой страницы.

Нумерация сносок постраничная. При оформлении сносок применятся одинарный междустрочный интервал.

Образцы оформления сносок:

______________________________________________

1 Кудинов О.А. История отечественного государства и права: Курс лекций. М., 2006. С. 215

2 Там же. С. 217.

3 Атаманчук Г.В. Указ. соч. С. 268.

 

Можно использовать и другой вариант оформления, не прибегая к подстрочным сноскам. В этом случае достаточно указать в квадратных скобках порядковый номер источника в списке литературы и номер процитированной страницы. Например: [5, 236]. Так делается в случае дословного цитирования. Если же просто ссылаются на соответствующее место в источнике, то перед его номером ставится «См.:». Например: [См.: 11, 118].

Такой порядок оформления ссылок на литературные источники позволяет избежать повторения названий источников при многократном их использовании в тексте.

Общее количество используемых источников должно быть не менее 50 наименований работ, нормативно-правовых актов, статей и т.д.

Правила оформления библиографического списка отражены в Приложении 9.

 

Приложения следует оформлять как продолжение дипломной работы. Все приложения помещаются после списка использованной литературы и отделяются от него отдельной пронумерованной страницей, на которой заглавными буквами пишется слово «ПРИЛОЖЕНИЯ».

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием в правом верхнем углу страницы слова «Приложение …». Очередность их расположения должна соответствовать порядку ссылок на них в тексте.

При наличии в работе более одного приложения их следует пронумеровать арабскими цифрами без знака № (например: Приложение 3). Если приложение размещается более чем на одном листе, подписывается и нумеруется каждый лист (Приложение 3 (продолжение)). Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки - (Приложение 9). Каждое приложение обычно имеет самостоятельное значение и может использоваться независимо от основного текста.

В приложения нельзя включать список использованной литературы, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться её основным текстом.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: