Основные положения философии Фомы Аквинского

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

     Эпохой Средневековья в истории называют тысячелетний период с V века по XV век. Однако средневековая философия начала складываться гораздо раньше – еще во II веке, так как именно в это время появились сочинения первых христианских мыслителей: Афинагора, Теофила, Иринея, Юстина и других, которые систематизировали и теоретически обосновали идеи христианства. Для обоснования христианских догматов они  использовали учения античных философов и прежде всего Платона и Аристотеля. Средневековая философия в Западной Европе – это христианская философия.

  Таким образом, история средневековой философии начинается со II века н.э. и заканчивается в XV веке. Она сыграла важную роль в духовном и интеллектуальном развитии человечества.

 

Основные этапы средневековой философии.

 

 Первый этаппатристика ( от лат. pater – отец ) охватывает II-VIII вв. и представляет собой учение «отцов церкви» - первых христианских мыслителей, создавших философское обоснование догматов. Патристика во многом использовала идеи Платона.

Второй этапсхоластика (от лат. schоla – школа) длится с IX в. и заканчивается в XV в. до конца средневековой эпохи и характеризуется значительным формализмом и догматизмом, опираясь в большей степени на логические и философские идеи Аристотеля.

 

2. Роль Августина Блаженного в формировании христианской      философии.

Раннехристианская философия была построена исключительно на учении Аврелия Августина наиболее известного представителя патристики, автора многих известных работ таких, как «Исповедь», «О граде Божьем» и др.

Августин Аврелий (354-430) родился в г. Тагасте в Северной Африке, на территории Западной Римской империи. В молодости Августин (как он пишет в своей «Исповеди») вёл распутный образ жизни, однако со временем начал задумываться о смысле своего существования. Некоторое время он пытался найти ответ на свои духовные запросы в разных сектантских учениях, но в конце пришёл к христианству. Достаточно быстро Августин стал признанным авторитетом в богословии. В конце жизни стал епископом г. Гиппона.

Основные идеи Августина – духовное развитие личности, цель развития исторического процесса, проблемы теодицеи. В «Исповеди» рождается понятие «личности», которого не знала античность. Для развития личности необходима вера, направляющая духовные силы человека к пониманию смысла жизни. В работе «О граде божьем» Августин противопоставляет «град земной» - государство и «град божий» - церковь. Первый воплощает любовь к себе, второй – к богу. В борьбе «градов» должна победить церковь и вера, которая подчинит себе государство: в этом состоит миссия церкви и цель истории.

Центром его учения является Бог. Бог – эта высшая сущность, он единственное в мире, что не зависит не от кого и не от чего, всё остальное определяется божественной волей и зависит от неё, то есть он был фаталистом. Бог является причиной любого существования и всех изменений, происходящих в мире, он сотворил мир и постоянно продолжает его творить.Кроме того, Августин был сторонником креационизма.

Душой, по мнению Августина, обладает только человек. Душа человека создаётся Богом и после этого существует вечно. Душа – это нематериальная сущность, бестелесное образование, которая находится в материальном теле человека. Разделяя тело и душу, он признаёт превосходство человеческой души над телом. Душа – это разумная субстанция, которая обладает свободой воли.

Большое внимание в своём творчестве он уделяет проблеме теодицеи (от греч. theos – бог + dike) – оправдание бога за зло происходящее в мире. Если в мире присутствует зло, а мир сотворён богом, то получается, бог виноват, что зло существует. Однако Библия говорит, что бог «всеблаг», добр. Августин сравнивает добро и зло со светом и тьмой. Свет реально существует (например, можно измерить его скорость и определить, из чего он состоит). Тьму нельзя ни измерить, ни обнаружить её составляющие: тьмой мы называем просто отсутствие света. Зло есть отсутствие добра, небытие, значит, оно никем не сотворено. Причина зла – не в боге, а в свободе человека, который может идти к богу, а значит - к добру, или же не идти к нему, тем самым, умножая зло.

 

Основные положения философии Фомы Аквинского.

     Философ и богослов Фома Аквинский (Аквинат) – наиболее известный представитель схоластики. Схоластикой к тому времени стали называть философию, преподававшуюся в школах и университетах. Он использовал труды Аристотеля для того, чтобы систематизировать богословские идеи. Основные его работы «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» (или «Сумма философии»).

Фома Аквинский (1225/26-1274) родился в Аквино, близ Неаполя в богатой и влиятельной аристократической семье. Вопреки желанию родственников Фома вступает в нищенствующий орден доминиканцев. Пытаясь образумить Фому, родители заточили его в башне фамильного замка, где тот провёл больше года, но не отказался от своего выбора. Фома учится и работает в Париже, Кёльне и Риме, где пишет ряд трактатов и комментариев к Библии и трудам Аристотеля. В 1274 году по пути на собор он умирает. В 1323 г. Фому причислили к лику святых.

Он является основателем томизма, его учение получило продолжение в XX веке под названием неотомизма. По мнению Фомы Аквинского, высшая истина – это Бог; знание её не в полной мере доступно человеческому разуму (н-р, что Бог троичен и един) так как он ограничен; а потому человек должен принять на веру и ту истину, которую способен познать разум, и ту истину, которая ему вообще не доступна. Свою основную задачу он видел в логическом обосновании бытия Бога. Он выдвигает следующие пять доказательств бытия Бога:

1. Первое доказательство основано на понятии движения. Поскольку самодвижение невозможно, и каждый предмет движим другим предметом, то в этом ряду должен быть последний источник движения, который сам недвижим. Таким источником движения является Бог;

2. Второе доказательство основано на понятии причины. Фома исходил из убеждения в существовании первопричины всех вещей, то есть опять же Бога;

3. Третье доказательство основано на понятиях необходимости ислучайности. Мир в целом не может быть случайностью. Он требует представления о некоей абсолютной необходимости, которой может быть только Бог;

4. Четвёртое доказательство основано на степенях совершенства. Все вещи обнаруживают различные степени совершенства (красоты, блага и т. п.). Но степень совершенства измеряется неким абсолютным мерилом. Им может быть лишь всесовершенное существо, то есть Бог;

5. Пятое доказательство основано на понятии целесообразности. Поскольку в мире наличествует абсолютная целесообразность, постольку должен существовать премудрый творец, творящий эту гармонию. Им является Бог.

Все эти доказательства, строящиеся по принципу «от мира к Богу», убеждают нас в неоспоримости существования Бога, считает Фома Аквинский. Следует отметить, что все эти пять доказательств бытия Бога, в дальнейшем опровергаются многими философами – Б. Спинозой, И. Кантом и другими.

В своих этических взглядах он был сторонником признания свободы воли. Свобода воли даёт человеку возможность сделать выбор между добрыми и злыми поступками. Добрыми можно признать те поступки, которые направляют его к Богу. Злые напротив, отводят его от Бога. Человек должен сам отвечать за свои поступки перед Богом. Основное предназначение человека – почитание Бога и подготовка к вечной посмертной жизни. Любовь к Богу и следование его заветам – единственный путь, ведущий к спасению души, единственная дорога в царство Божие.

О с н о в н ы е  п о н я т и я:

· апологетика (от греч. apologa – защита) – философия раннего средневековья;

· креационизм (от лат. creation – сотворение) религиозно- философское учение, согласно которому Бог сотворил мир из ничего;

· патристика (от лат. pater – отец) - учение «отцов церкви»;

· схоластика (от лат. schоla – школа) – философия,  которая была приспособлена для обучения основам христианского мировоззрения.

· теодицея (от греч. theos – бог + dike) – оправдание бога за зло, происходящее в мире;

· теология ( от греч. theos – бог, logos – учение) – богословие, совокупность религиозных догм о существовании и действии бога;

· томизм – религиозно-философское учение, основанное Ф. Аквинским соединившее христианские догматы и учение Аристотеля;

· фатализм (от лат. fatalis – роковой, fatum – рок, судьба) – вера в неотвратимую предопределённость событий, судьбу.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

 

1. Августин Аврелий. Исповедь. Симферополь, 1998;

2. Антология мировой философии. В 4-х т. М.Мысль, 1969 (АН СССР. Ин-т философии. Философ. наследие);

3. Аквинский Фома. Сумма против язычников./ Предисл. Т.Ю. Бородай. – Долгопрудный, Вестком, 2000 – 464 с.;

4. Бачинин В.А. Философия. Энциклопедический словарь. – СПб.: Изд. Михайлова В.А., 2005. – 288 с.

5. Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 432;

6. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005;

7. Коплстон Ф.И. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя (пер.В.П. Гайденко), Долгопрудный, Вестком, 1999 – 276 с.;

8. Коплстон Ф.И. История средневековой философии. М., 1997;

9. Кохановский В.П. Основы философии: учебник / В.П. Кохановский, Т.П. Матяш, В.П. Яковлев, Л.В. Жаров; под ред. В.П. Кохановского. – 14-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 232 с. –(Среднее профессиональное образование);

10. Марру Анри-Ирене. Святой Августин и августианство. Долгопрудный, Вестком, 1999 – 208 с.;

11. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб и доп.- М.;

12. Раннехристианские апологеты II-IV веков: переводы и исследования. – М.: Ладомир, 2000. 189 с.;

13. Рассел Бертран. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трёх книгах. Издание 3-е, стереотипное. – М.: Академический Проект, 2000. – 768 с.;  

14. Реале Дж., Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. – ТОО ТК «Петрополис», 1994;

15. Сычёв А.А. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2008. -368с.:ил. Стр.40-41;

16. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998;

17. Школьный философский словарь/Т.В. Горбунова, И.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др.; Общ. ред., сост. и вступ. ст. А.Ф. Малышевской. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.-399 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: