Медицинская деонтология

Медицинская деонтология (греч. Deon - должное) - учение о должном в медицине, прежде всего о профессиональном долге врачей, всех медицинских работников по отношению к их пациентам. В профессиональной медицинской среде понятие медицинской деонтологии обычно употребляется как синоним понятия медицинской этики (врачебной этики, сестринской этики, фармацевтической этики).

Термин «деонтология» введен в философию И. Бентамом (1834). На рубеже XIX-XX вв. во Франции молодым врачам читался специальный курс медицинской деонтологии. В эти же годы в Германии среди частнопрактикующих врачей была популярна идея создания всеобъемлющего деонтологического кодекса, в основном регулирующего их корпоративно-сословные взаимоотношения.

Основная масса российских врачей и медицинских сестер для обозначения моральных вопросов здравоохранения чаще используют термин «медицинская деонтология», что объясняется насаждавшимися в течение десятилетий в советской медицине нигилистическим отношением к самому понятию «медицинская этика». Первый нарком здравоохранения СССР Н.А. Семашко, говоря о врачебной этике, всегда добавлял слова «так называемая», подчеркивая обязательность для советских медиков в сфере мировоззрения, морали классового подхода. Прежде всего, жертвой такого подхода стала в советской медицине врачебная тайна - в 20-е гг. Н.А. Семашко неоднократно утверждал: «Мы держим твердый курс на отказ от врачебной тайны», как правило, приводя расхожий аргумент «болезнь - не позор, а несчастье».

Главная заслуга в развитии, пропаганде медицинской деонтологии принадлежит известному хирургу, основоположнику отечественной онкологии Н.Н. Петрову; его книга «Вопросы хирургической деонтологии» (с 1944 по 1956 гг. вышло 5 изданий) определила на многие десятилетия подходы в Советском Союзе к этическим вопросам медицины.

По Н.Н. Петрову, понятие «врачебная этика» включает исключительно вопросы взаимоотношений врачей друг с другом, а медицинская деонтология касается именно лечебной работы с больными, ее требования обязательны, прежде всего, для врачей, а также для всего медперсонала. Медицинская деонтология, в том числе хирургическая, есть «учение о принципах поведения медицинского персонала… для максимального повышения суммы полезности хирургического лечения и максимального устранения вредных последствий неполноценной медицинской работы».

Существенным в учении о хирургической деонтологии Н.Н. Петрова было то, что он целиком освободил обсуждаемый предмет от идеологизирования: принципы деонтологии были уподоблены им правилам грамматики. Лейтмотивом учения Н.Н. Петрова о медицинской деонтологии является его максима:

«Медицина для больных, а не больные для медицины». Хирургический риск должен быть всегда прогнозируемым. Предупреждение злоупотреблений медициной, хирургией - одна из важных функций медицинской деонтологии, розданное в 30-50-е гг. учение о медицинской деонтологии Н.Н. Петрова несет на себе печать своего времени: он рекомендует при информировании онкологических больных не произносить слов «рак», «саркома», заменяя их эвфемизмами «язва», «инфильтрат», «сужение» и др.; обреченным больным никогда не сообщать правды о прогнозе их заболевания. Вопрос о врачебной тайне в его книгах даже не упоминается.

Понятие медицинской деонтологии стало чрезвычайно широко употребляться отечественными медиками в 60-80-е гг. В период «оттепели» во многих медицинских институтах страны создаются по аналогии с клятвой Гиппократа врачебные клятвы, а в 1971 Президиум Верховного Совета СССР утвердил официальный текст «Присяги врача Советского Союза». Другая причина нарастающего внимания врачебного сообщества к этическим вопросам медицины заключалась в современном научно-техническом прогрессе.

Вплоть до начала 90-х гг. в среде советских медиков господствовали идеи медицинской деонтологии, выработанные на Первой Всесоюзной конференции по проблемам медицинской деонтологии в 1969 (аналогичные конференции собирались в 1977 и 1982). На этих конференциях подход Н.Н. Петрова, создавшего учение о хирургической деонтологии, был распространен и на другие области клинической медицины. В эти годы вышли десятки книг и статей отечественных авторов по медицинской деонтологии - в области хирургии (А.В. Гуляев, Б.В. Петровский, А.Н. Орлов и др.), онкологии (Н.Н. Блохин, С.Б. Корж и др.), акушерства и гинекологии (Л.С. Персианинов, С.Н. Давыдов, др.), терапии (Л.А. Лещинский, И.А. Шамов, Н.В. Эльштейн и др.), экспериментальной медицины (С, Д. Носов, др.) и т.д. Возрастающее внимание врачей к проблеме риска в современной медицине отразилось в работах, посвященных ятрогении (И.А. Кассирский, Е.М. Тареев и др.).

Таким образом, медицинская деонтология стала перманентным процессом этической рефлексии в среде отечественных врачей в условиях все большего вовлечения медицины в современный научно-технический прогресс. Например, на симпозиуме в Научном Центре хирургии АМН СССР, посвященном хирургической деонтологии (1984), в числе других обсуждалась тема: взаимоотношения хирурга, реаниматолога и трансфузиолога при лечении оперированного больного.

В решении многих конкретных вопросов медицинской этики в те годы преобладал патерналистский подход: правдивое информирование о диагнозе онкологических больных допускается лишь в ситуации их отказа от необходимого лечения (Н.Н. Блохин); дилемма отказа от экстраординарных методов лечения умирающих больных еще не обсуждается, напротив - все виднейшие врачи говорят, что для продления жизни любого больного должны быть использованы все имеющиеся средства медицины (Б.В. Петровский, Е.И. Чазов) и т.д.

В целом философско-этический, научно-теоретический уровень множества публикаций по медицинской деонтологии был невысок, авторы их нередко тяготели к морализаторству, идеологической риторике. Большой поток отечественной литературы по медицинской деонтологии в 60-80-е гг. маскировал наше серьезное отставание в области разработки и преподавания современных вопросов медицинской этики. Непосредственной причиной отставания являлась международная изоляция отечественных врачей, которые до сих пор не входят во Всемирную медицинскую ассоциацию (ВМА).

 С момента своего возникновения в 1947 ВМА, в основном, сосредоточена на поддержании высоких этических стандартов врачебного дела и разрабатывает актуальные вопросы современной медицинской этики. Знакомство передовой части сообщества отечественных врачей с важнейшими документами ВМА (Женевская декларация - 1948, Лисарбонская декларация о правах пациента - 1 981 и др.) началось только в 90-е гг. - с развитием биоэтики в России.

В современной медицине употребляются оба термина - и «медицинская этика» и «медицинская деонтология», при этом термин «медицинская этика» обычно указывает на мировоззренческий контекст принципов и норм для врачей и других работающих в медицине специалистов, а термин «медицинская деонтология» на моральные нормы и стандарты самой медицинской практики.

Деонтология также рассматриваться как наука о моральном, эстетическом и интеллектуальном облике человека, посвятившего себя благородному делу - заботе о здоровье человека, о том, каковы должны быть взаимоотношения между медиками, больными и их родственниками, а также между коллегами в медицинском коллективе и целыми учреждениями общества, участвующими в борьбе за жизнь и здоровье людей.

Имеется определенная внутренняя связь деонтологии с этикой (учение о морали). И это понятно, ибо долг, справедливость, совесть и честь, представление о добре и зле, наконец, о счастье и смысле жизни есть категории этические. П.А. Гольбах определял этику как науку об отношениях между людьми и обязанностях, вытекающих из этих отношений. Следовательно, этика представляет собой одно из направлений воспитания, тесно связанного с деонтологией, ее целями и практической их реализацией.

Определенные деонтологические нормы и правила, конечно, присущи и другим профессиям. Однако трудно найти такой вид деятельности человека, как медицина, где врач в буквальном смысле слова «держит в руках» жизнь и смерть человека и связан с его личностью духовными, нравственными представлениями, отношениями в семье и обществе.

Общение врача с больным начинается с их первой встречи, а иногда и раньше, при предварительном ознакомлении врача с медицинской документацией пациента. С этого момента и вступают в силу деонтологические требования. Главное из них - исчерпывающее познание больного во всех проявлениях не только его болезни, что важно для диагностики, но и его индивидуальности, что необходимо для определения линии поведения по отношению именно к данному больному.

В отечественной медицине деонтология всегда понималась как учение о долге врача не только перед больным, но и перед народом. Труд врача, его поведение всегда рассматривались, как большое дело общества. На деятельность врачей прошлого прямое влияние оказывали идеи передовых демократов и философов России - Н.А. Радищева, А.И. Герцена, Д.И. Писарева, Н.Г. Чернышевского, В.Г. Белинского и других. Весь круг проблем, включающих понимание термина «деонтология» и «этика» врача, находился под пристальным вниманием передовых клиницистов XIX века - Н.И. Пирогова, С.Г. Зыбелина, В.А. Манассеина, Д.С. Самойловича, М.Я. Мудрова, И.Е. Дядьковского, С.П. Боткина и др.

 

Непосредственный вопрос о деонтологии медицинской биохимии смотрите в методичке В.И. Шпунтова (см. Основные нормативные документы, регламентирующие деятельность клинико-диагностических лабораторий)!!!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: