Как консультанту не нужно себя вести в ходе проведения интервью

 

На стадии формирования отношений с клиентом консультанту необходимо избегать появления бесполезных или вредных форм поведения. Паттерсон и Уэлфел перечисляют четыре часто встречающихся действия, которые обычно блокируют общение консультанта с клиентом и которых следует вообще избегать.

Это дача рекомендаций, лекторство, чрезмерное количество задаваемых клиенту вопросов и рассказывание историй.

Наибольшее количество споров по поводу этих действий вызывает дача конкретных рекомендаций. Так, Ноулес выявил, что 70 – 90% всех ответов волонтеров, работающих на телефоне доверия, заключаются в даче советов.

Когда консультант дает совет, особенно в первой сессии, это может фактически оттолкнуть клиента от возможности мобилизовать свои собственные мысли и чувства на решении проблемы и в конечном счете ограничивает его или ее способности сделать трудный выбор. Совет, который должен, по замыслу, принести пользу, в результате оказывает пагубное воздействие.

Но, например, Сэкк полагает, что советы не обязательно бывают деструктивными. Он обращает внимание на то, что имеются исключительные ситуации (как в кризисном консультировании), когда для немедленного улучшения состояния и достижения безопасности клиента должно предприниматься некоторое конкретное действие, которое предполагает предоставление совета. Он предупреждает консультантов, что надо, тщательно прислушиваться к клиенту, чтобы удостовериться, что он действительно просит о совете, а не просто размышляет вслух, задавая вопросы самому себе. Имеется большое различие между высказываниями «Что я должен делать?» и «Интересно, что я должен делать?» Кроме того, Сэкк соглашается с предложенными Каркхуффом вариантами ответов консультанта на прямые просьбы о совете. В этой модели консультанты используют один из семи принципов: уважение, эмпатия, искренность, конкретность, открытость, конфронтация и непосредственность. Сэкк заключает, что консультанты должны исследовать свои роли в консультировании, чтобы «освободить себя от ограничений и ловушек предоставления советов и переместиться к использованию всего разнообразия ответов, которые смогут лучше соответствовать потребностям их клиентов».

Чтение нотаций, менторство, является по мнению Паттерсона «замаскированной формой дачи совета». Это порождает ситуацию борьбы между консультантом и клиентом, в которой никто из них не может победить.

Паттерсон и Уэлфел полагают, что консультанта можно считать склонным к чтению нотаций, когда он говорит своим клиентам больше трех последовательных сентенций подряд.

Вредные поведенческие приемы можно подразделить на вербальные и невербальные.

К негативным вербальным проявлениям можно отнести следующие действия:

Прерывание, дача советов, наставлений, умиротворение, осуждение, лесть, и склонение при помощи лести к чему-либо, уговоры, слишком большое количество вопросов в адрес клиента (особенно начинающихся со слова «почему?»), дача команд, выставление требований, демонстрация покровительственной установки, сверхинтерпретации, использование слов или жаргона клиента, без понимания их смысла, уклонение от темы, занятие интеллектуализацией, сверханализ, многословность относительно собственной персоны, выражение частичного или полного недоверия.

К негативным невербальным проявлениям можно отнести следующие действия: смотреть в сторону от клиента, сидеть далеко друг от друга или отворачиваться от клиента, усмехаться, хмуриться, сердито смотреть, сжимать губы, трясти указательным пальцем, производить отвлекающие жесты, зевать, закрывать глаза, допускать в речи интонации неудовольствия, говорить слишком быстро или слишком медленно, действовать поспешно.[i]

Многие консультанты задают избыточное количество вопросов. Вербальное взаимодействие с клиентами наряду с вопросами необходимо включать утверждения, замечания и выражение одобрения.

Когда клиенту задается слишком много вопросов, у него появляется мысль, что он скорее является допрашиваемым, а не консультируемым. Клиент в данном случае имеет мало возможностей взять на себя инициативу и может стать сдержанным. Дети особенно склонны реагировать таким образом. В другом случае ответы на вопросы они могут превратить в игру: ответить на вопрос, затем ждать следующего, снова ответить, опять ждать и т. д.

 Отношения консультирования являются более продуктивными, когда консультант избегает задавать больше чем два вопроса подряд и чаще применяет открытые вопросы, а не закрытые.

Злоупотребление рассказыванием историй так же является распространенной ошибкой многих консультантов.

Известно несколько выдающихся профессионалов, которые могут применять метод рассказывания историй с пользой для клиента. Например, Милтон Эриксон. Его истории были всегда метафорично приспособлены к ситуациям его клиентов. Они были полезны, потому что ориентировали клиентов на обдумывание своих собственных ситуаций в свете историй, которые рассказал Эриксон.

Все же нужно остерегаться частого использования этого приема, потому что история обычно сосредоточивает внимание на консультанте вместо клиента и отвлекает от решения задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существуют примерные схемы и планы проведения интервью, но нет четких готовых стереотипов. Интервью в консультировании – это и искусство, и наука, и каждый консультант должен выработать свой стиль, исходя из своего опыта, воображения и представления о себе.

Консультанту важно помнить, что в первичном интервью для того, чтобы избежать фрустрирующей ситуации, связанной с общей неосведомленностью пациента, должно существовать предваряющее вступление, информирующее его о целях и форме проводимой работы.

Кроме того, на протяжении всего интервью необходимо создавать и поддерживать атмосферу, в которой клиент мог бы достаточно полно раскрыться для того, чтобы консультант смог его понять.

Оценивая ситуацию клиента, консультант всегда должен включать и учитывать созданные им ситуационные параметры, которые могут выступать в качестве своеобразных стимулов. Ну и по мио всего перечисленного следует добавить, что у консультанта, до того, как начнется интервью,  на основе предварительной информации (полученной чаще всего, в ходе телефонной беседы), должна существовать некоторая идея о будущем направлении взаимоотношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сэмюэль Глэддинг. Психологическое консультирование, 4-е издание. Серия «Мастера психологии». Перевод с английского А.Можаева;

2. Леонид Фокич Бурлачук, Александр Суренович Кочарян, Максим Евгеньевич Жидко. Психотерапия, Учебник для ВУЗов;

3. Голдстейн В. Первичное интервью и начальные соглашения;

4. Хеллингер Б. Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий/ Б. Хеллингер.— М.: Изд-во Института Психотерапии;

5. Использованы так же материалы следующих сайтов:

http://www.psychoanalys-orlov.ru/start-th.htm

 

 

 


[i] Источник: Effective Helping: Interviewing and Counseling Techniques» (p. 25) by Barbara F. Okun.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: