ГЛАВА I. Структура службы и нормативно-правовая база, регулирующая деятельность органов Записей Актов Гражданского Состояния

1.1. Правовые акты, регулирующие деятельность органов Записей Актов Гражданского Состояния.

 

Оценка роли семьи в России не всегда была одинаковой. В первые годы становления советского государства некоторые считали, что семья перестает быть необходимостью. Но время показало, что семья нужна не только обществу, но и человеку.

Многочисленные исследования последнего времени убедительно демонстрируют, что, не смотря на громадные перемены в структуре семейной общности, ее количественном составе, функциях, изменений внутрисемейной роли буквально всех ее членов, она остается ни с чем не сравнимым организмом, удовлетворяющим целый комплекс насущных человеческих потребностей.

Рождение, смерть, заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, отчества и фамилии подлежат обязательной регистрации в органах ЗАГС. Эти важнейшие события и факты в жизни людей, имеющие юридическое значение, именуются актами гражданского состояния. В совокупности они характеризуют гражданское состояние человека.

История развития органов ЗАГС, образованных на территории города Нижневартовска, неразрывно связана с историей образования органов ЗАГС России, становлением государственных и муниципальных органов власти.

    В нашей стране актовые записи и законодательные положения о правовом регулировании брачных и семейных отношений впервые были закреплены в декретах Верховного Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» - этим же декретом созданы органы ЗАГС. 

    Запись акта гражданского состояния – не просто документ, несущий статистические данные. Это документы, имеющие историческое и культурное значение, по ним можно проследить административно-территориальные изменения, качественный и возрастной состав населения, по форме учётных записей и правилам их заполнения можно судить о состоянии делопроизводства тех лет.

Законодательные положения о правовом регулировании брачных семейных отношений были разработаны в СССР в 1917 году. Они были закреплены в декретах ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. "О гражданском браке, о детях, и о ведении книг актов состояния" и от 19 декабря 1917 года "О расторжении брака". Декреты полностью отстранили церковь от решения вопросов заключения брака и расторжения брака, а также ведения книг актов гражданского состояния.

 

4 января 1918 г. НКЮ РСФСР принял инструкцию "Об организации отделов записи браков и рождений", которой определялась деятельность органов ЗАГС. В последующих законодательных актах (Семейный кодекс 1918 г.) подробно определялся порядок регулирования и иных семейных отношений.

Декретом от 18 декабря 1917 г. признавалась юридическая сила только за гражданским браком, зарегистрированном в органе ЗАГС. Церковный обряд брака не порождал никаких юридических последствий и признавался частным делом самих граждан. Юридические, последствия связывались законом с браком, зарегистрированным в государственных органах записи актов гражданского состояния.

Народным комиссариатом юстиции и по местному самоуправлению для проведения в жизнь этих декретов была принята Инструкция, где указывалось о незамедлительных действиях по созданию отделов записей браков и рождений.

На отделы ЗАГС возлагались не только функции по регистрации актов гражданского состояния, но и нотариальной части. Таким образом, органы ЗАГС были жестко встроены в централизованную систему власти. При этом наблюдался жесткий классовый подход в отношении реализации личных прав человека. Единственной формой брака для всех граждан России, независимо от вероисповедания, стало заключение гражданского брака в государственных органах. Бракоразводные дела были изъяты из компетенции судов Духовных консисторий. Дела о разводе возбуждались по одностороннему заявлению супруга и были переданы в ведение местных судов. При разводе по взаимному соглашению супругов предусматривались внесудебные процедуры развода. Брак, заключенный в церковной форме, после принятия декрета не порождал правовых последствий. Однако, первые декреты затронули только некоторые аспекты регулирования семейных отношений и в связи с этим в 1918 году был принят первый кодифицированный семейно-правовой акт, регулирующий в том числе и деятельность органов ЗАГС.

Анализ развития органов ЗАГС показывает, что Декреты положили в стране начало созданию системы органов записи актов гражданского состояния. На всех этапах развития Советского государства осуществление регистрации актов гражданского состояния органами ЗАГС являлось эффективным средством контроля государства за ячейкой общества - семьей, важным инструментом обеспечения личных и имущественных прав граждан.

Семейный кодекс 1918 года «Об актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве» явился нормативно-правовым актом, в котором нашли свое отражение принципиально важные для того времени положения: устанавливалась опека над несовершеннолетними и больными, признавался брак, зарегистрированный в органах ЗАГС, предусматривались условия вступления в брак, определялся порядок регистрации актов гражданского состояния. Тем самым была закреплена административно-правовая основа формирования органов ЗАГС и нормативно-правовые аспекты, регулирующие их деятельность.

В связи с изменениями, происходившими в политике и экономике, происходили заметные изменения и в законодательстве. В 60-е годы отмечалось появление большого количества законодательных актов, регулирующих, в том числе, и деятельность органов ЗАГС. Поэтому в 1968 году были приняты общесоюзные «Основы законодательства о браке и семье». В основы был включен специальный раздел «Акты гражданского состояния». В 1969 году был принят Кодекс о Браке и семье РСФСР. Постепенно Россия вступила в период становления гражданско-правового общества, это потребовало, наряду с решением политических и экономических задач, изменения положения человека в системе социальных отношений. В первую очередь это коснулось семьи, как естественной сферы жизнедеятельности человека. Наиболее острые, не терпящие отлагательства вопросы решались внесением изменений в действующее законодательство, принятием новых нормативных актов, касающихся деятельности органов ЗАГС. Этот процесс свидетельствовал об объективной необходимости модификации законодательства в рассматриваемой сфере общественных отношений. Диссертант отмечает, что в связи с этим, в современных административно-правовых реалиях возникла необходимость принятия федерального закона о регистрации актов гражданского состояния в Российской Федерации. Это обусловлено тем, что существовавшее до введения ныне действующего Семейного Кодекса, семейно-административное законодательство, представляло собой сложный правовой материал, состоящий из актов, принятых в разное время различными органами власти. Кроме того, качественные изменения в российском законодательстве в области международного права произошли в 1991 г. и связаны с принятием сначала Основ гражданского законодательства, а затем и Гражданского Кодекса РФ (1994 г.).

Определение основных начал семейного законодательства, очерчивание круга регулируемых им отношений, установление порядка осуществления и защиты семейных прав - таков краткий перечень общих положений нового Семейного Кодекса РФ.

В отличие от ранее действовавшего Кодекса о Браке и семье РСФСР, в котором содержался специальный раздел (IV) "Акты гражданского состояния", Семейный Кодекс РФ выводит вопросы государственной регистрации актов гражданского состояния из круга отношений, регулируемых данным Кодексом.

С 1 марта 1996 г. окончательно вступил в силу Семейный кодекс Российской Федерации. Его принятие, в то время, являлось значительным шагом - вслед за Гражданским кодексом Российской Федерации - на пути создания развитой правовой системы, соответствующей складывающимся в нашем государстве экономическим и социальным отношениям.

В семейном кодексе сохранилось большое количество ранее принятых традиционных основных норм. К числу таких норм относятся признание брака, заключенного только в органах ЗАГС (п.2 ст.1 и ст.10), условия заключения и прекращения брака (ст.12 и ст.16), брачный возраст (ст.13), признание брака недействительным (ст.27), установление отцовства в судебном по­рядке, права и обязанности детей, родившихся у лиц, не состоящих между собой в браке (ст.53).

В особую статью выделены права несовершеннолетних родителей, где, в частности, указывается на возможность совместного проживания с ребенком и участия в его воспитании, а по достижению шестнадцатилетнего возраста, им предоставляется право самостоя­тельно осуществлять родительские права (ст.62 СК РФ).

Семейный кодекс несколько изменил процедуру расторжения брака. По процедуре Кодекс традиционно разделяет разводы на 2 вида: осуществляемые в органах ЗАГС и в суде. При этом Семейный Кодекс РФ сократил срок расторжения брака и выдачи соответствующего свидетельства с трех до одного месяца (ст.19).

В кодекс был включен целый ряд новых для Российского законодательства норм. Наиболее существенными из них являются следующие:

1. Реализован основополагающий принцип построения семейных отношений - равенство супругов в семье, введены нормы, повышающие ответственность родителей за воспитание и развитие детей.

2. Ребенок признается полноправным участником семейных отношений.

3. Супругам предоставлено право с помощью брачного договора устанавливать удобный для них режим собственности на общее имущество, предусмотрены гарантии, обеспечивающие охрану прав и интересов каждого из супругов.

4. Плательщик и получатель алиментов вправе заключать соглашения о способах и размере их выплат: вводится индексация алиментных платежей, возможность обращения взыскания на имущество плательщика.

5. Впервые на законодательном уровне закреплен институт приемной семьи, усовершенствован институт усыновления, субъектам РФ предоставлено право устанавливать иные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

6. Нормы, регулирующие семейные отношения с участием иностранных лиц, разработаны с учетом соглашений и конвенций, участником которых является Россия, и мировой законодательной практики.

7. В соответствии с международными нормами срок установления происхождения детей и оспаривания отцовства (материнства) заменен 300 днями вместо 10 месяцев. При отсутствии согласия лица, не состоящего в браке, на признание своего отцовства, оно может обратиться в суд.

8. Установление отцовства разрешено лицам с 14-летнего возраста.

9.  Расторжение брака и выдача свидетельства производится органом ЗАГС по истечении месяца со дня подачи заявления.

10. Брак, расторгаемый в органах ЗАГС, прекращается со дня государственной регистрации в книге актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде - со дня вступления решения су­да в законную силу.

11. Брачный возраст установлен в 18 лет, но при наличии особых обстоятельств может быть снижен органами МСУ лицам, достигшим 14-летнего возраста.

Акты гражданского состояния не могут приобрести юридической силы, если они не будут закреплены посредством нормативного акта, в частности закона, указа Президента РФ, инструктивных и методических указаний министерства юстиции РФ.

Принятый Федеральный закон “Об актах гражданского состояния” №143-ФЗ от 15 ноября 1997г. определяет:

1. органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния;

2. порядок государственной регистрации актов гражданского состояния;

3. порядок формирования книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг);

4. порядок исправления, изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния;

5. порядок и сроки хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг).

 

На основании принятого Федерального закона “Об актах гражданского состояния” №143-ФЗ от 15 ноября 1997г. государственная регистрация актов гражданского состояния производится:

1. органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2. консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

3. капитанами судов в случае рождения, смерти гражданина в период плавания.

 

 Органы записи актов гражданского состояния являются учреждениями Министерства юстиции, что подчеркивает их важную в правовом смысле роль в жизни государства, занимающиеся составлением актовых записей, по которым прослеживаются наиболее значительные вехи в жизни каждого гражданина, будь то рождение, заключение брака (расторжение), перемена имени, фамилии, отчества, национальной принадлежности, наступление и причины смерти.

 Деятельность органов ЗАГС по регистрации актов гражданского состояния осуществляется на основе специальных принципов правовых услуг.

 Сложившаяся в наше время система органов ЗАГС состоит из органов ЗАГС районного, городского, областного, краевого звена. Этот порядок полностью соответствует интересам граждан, поскольку он облегчает им регистрацию актов гражданского состояния.

 Основными задачами органов ЗАГС являются точное, в соответствии с установленными правилами, производство записей актов гражданского состояния, внесение в них необходимых изменений, восстановление утраченных актовых записей, выдача гражданам повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, а также полная и своевременная регистрация актов гражданского состояния.

 Должностное лицо, регистрирующее тот или иной акт гражданского состояния, должно соблюдать все нормы действующего законодательства.

 Действующее законодательство детально определяет порядок и условия регистрации актов гражданского состояния. Соблюдение этого порядка обязательно. Отступление от закона приводит к весьма отрицательным последствиям, наносит ущерб государственным и общественным интересам, правам граждан. Ничем, в том числе кажущейся целесообразностью, нельзя оправдать отступление от установленных правил регистрации актов гражданского состояния.

 Работники органов ЗАГС, точно соблюдая действующее законодательство, должны требовать соблюдения законности и от граждан, обратившихся за регистрацией актов гражданского состояния.

Регистрация рождения, смерти, усыновления, установления отцовства, расторжения брака производятся на основании определенных в законодательстве документов (справки медицинского учреждения о рождении или смерти, копии вступившего в законную силу решения об установлении отцовства, о расторжении брака, решения об усыновлении).

Заключение брака, его расторжение, установление отцовства (в случаях, когда развод или установление отцовства производятся непосредственно органами ЗАГС), перемена фамилии, имени, отчества производятся ЗАГСом на основании заявлений заинтересованных лиц. Органы ЗАГС обязаны проверить в этих случаях, соблюдены ли все установленные законом условия.

Поэтому сотрудники ЗАГС должны знать, наличие каких обстоятельств необходимо установить для регистрации каждого из названных актов гражданского состояния. Если одно из предусмотренных законом обстоятельств отсутствует, регистрация акта гражданского состояния не производится. Так, нельзя регистрировать установление отцовства, если мать ребенка не согласна на это.

 В предусмотренных законом случаях регистрации в органах ЗАГС придано правообразующее значение, т.е. соответствующие права и обязанности граждан возникают только после регистрации данного события в указанных органах. Такое значение придано регистрации брака, развода и перемены имени, отчества и фамилии.

 Важной задачей органов ЗАГС является обеспечение полной и своевременной регистрации актов гражданского состояния, и в особенности рождения и смерти.

 Целям обеспечения прав и законных интересов граждан служит разъяснительная работа, проводимая органами ЗАГС. Дача гражданам квалифицированной консультации, разъяснение законодательства – важное условие деятельности органов ЗАГС, направленное на охрану государственных и общественных интересов, прав и интересов граждан.

 Большое значение для органов ЗАГС имеет надлежащее оформление актовых записей. Чтобы запись акта гражданского состояния и свидетельство о регистрации отражали материальную истину той или иной записи, имели бы юридическое значение, необходимо заполнение их в полном соответствии с предъявляемыми требованиями.

 Компетенция – это совокупность всех полномочий (как прав, так и обязанностей), которыми наделен соответствующий орган государственной власти или управления либо должностное лицо.

 Компетенция органов ЗАГС определена Гражданским кодексом РФ, положениями об органах ЗАГС, законом об актах гражданского состояния, другими нормативными актами.

 В Гражданском Кодексе содержится исчерпывающий перечень видов регистрации актов гражданского состояния, определяются органы, регистрирующие акты гражданского состояния. Перечень органов, на которые возлагается регистрация актов гражданского состояния, определяется законодательством.

 Наряду с определением объема прав и обязанностей органов ЗАГС в целом, а также по конкретным видам регистрации актов гражданского состояния отдельных актов действующее законодательство устанавливает тот орган ЗАГС, в котором может быть произведена регистрация того или иного акта гражданского состояния, в зависимости от территории, на которой находится этот орган.

В некоторых случаях гражданам предоставлено право выбора, в каком из предусмотренных законодательством органов ЗАГС произвести регистрацию того или иного акта гражданского состояния (регистрация рождения, установления отцовства, брака, расторжения брака, смерти), а в других – регистрация может быть произведена только в определенном органе ЗАГС (регистрация усыновления, перемены фамилии, имени, отчества).

 Заявление о внесении в актовые записи изменений, а также о восстановлении утраченных записей подаются в отдел ЗАГС по месту постоянного жительства заявителя.

Основными задачами отдела ЗАГС являются:

1. обеспечение соблюдения законности при регистрации актов гражданского состояния;

2. внедрения новых гражданских обрядов, связанных с вступлением в брак и рождением детей;

3. обеспечение четкой организации работы отдела, надлежащей культуры обслуживания населения;

4. своевременная выдача гражданам повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния.

 Государственная регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, производится консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом “Об актах гражданского состояния”.

 Консульские учреждения Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации имеют право производить государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти.

 Также консульские учреждения по заявлениям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства могут принимать решения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные на территории Российской Федерации, вносить исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, находящиеся у них на хранении.

На основании действующего законодательства и по заявлениям граждан консульские учреждения выдают на основании находящихся у них на хранении записей актов гражданского состояния повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и иные подтверждающие факты государственной регистрации актов гражданского состояния документы, выполняют иные полномочия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния и предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами.

Следует отметить, что акты гражданского состояния не могут приобрести юридической силы, если они не будут закреплены посредством нормативного акта, в частности закона, указа Президента РФ, инструктивных и методических указаний министерства юстиции РФ.

 По полноте правового регулирования различаются общие и специальные нормативные акты. Общие нормативные акты регулируют все стадии регистрации актов гражданского состояния и относятся ко всем или нескольким видам регистрации. Специальные нормативные акты относятся к одному виду действий (например, Закон о государственной пошлине, ст.84 “Размер и порядок уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с регистрацией актов гражданского состояния”).

 Основополагающие нормы о государственно-правовой защите семьи сформулированы в Конституции РФ и Семейном Кодексе РФ, а основополагающие нормы о добровольном согласии мужчины и женщины как основе брака сформулированы в Семейном кодексе РФ. Это имеет важное политическое значение и предопределяет многие правила регистрации брачных отношений.

 В основе законодательства об актах гражданского состояния стоит Федеральный Закон “Об актах гражданского состояния”, в котором содержатся нормы, регулирующие вопросы регистрации актов гражданского состояния, а также разграничение компетенций ЗАГСов и судов при оспаривании записей. В нем установлены принципиальные положения и непосредственно регламентируются вопросы, требующие единообразного разрешения на территории всей страны.

 Особое значение для деятельности органов ЗАГСа имеют основные положения, определяющие порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, порядок и сроки хранения актовых книг, определенные также Федеральным Законом “Об актах гражданского состояния”.

Таким образом, Федеральный Закон “Об актах гражданского состояния” является основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность органов ЗАГС и определяющим основные правила и принципы регистрации актов гражданского состояния, придающим юридическую основу и силу регистрации актов гражданского состояния.

 Временные пределы применения правил регистрации актов гражданского состояния определяются моментом вступления соответствующего нормативного акта в силу и моментом его отмены. Так, в законе “Об актах гражданского состояния” сказано, что он вводится в силу со дня его официального опубликования. С этой даты органы ЗАГС и применяют новые правила регистрации актов гражданского состояния.

 Брачно-семейные отношения являются длящимися. Поэтому иногда трудно определить, какие правила регистрации подлежат применению. Обычно закон обратной силы не имеет. Нормы о регистрации актов гражданского состояния распространяются на отношения, возникшие после вступления нового закона в силу. Но если длящиеся правоотношения продолжают действовать при этом законе, то к совершению и регистрации актов гражданского состояния применяются его нормы. Действительность брака, развода, усыновления и других актов гражданского состояния определяется законодательством, действовавшим в момент их совершения.

 

1.2. Структура, функции и задачи  органов Записей Актов Гражданского Состояния.

 

В целях совершенствования деятельности записей актов гражданского состояния, единства определения их функций было разработано Примерное Положение об отделе ЗАГС районной/городской администрации.

Основными задачами отдела ЗАГС являются:

1) осуществление государственной политики Российской Федерации в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;

2) обеспечение соблюдения законности при государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Читинской области в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства;

3) дальнейшее совершенствование деятельности Управления ЗАГС улучшение качества правового, обрядового обслуживания граждан, повышение культуры ведения делопроизводства;

4) организация системы учета и отчетности методического обеспечения и проверки деятельности специалистов Управления ЗАГС, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния в муниципальных образованиях, принятие необходимых мер по предупреждению и устранению выявленных нарушений;

5) подготовка квалифицированных специалистов, регистрирующих акты гражданского состояния на территории Читинской области, создание резерва кадров;

6) организация работы по улучшению материально-технического обеспечения Управления ЗАГС, формированию функционирования единой автоматизированной информационно-поисковой системы по регистрации актов гражданского состояния;

7) осуществление комплектования, учета, хранения архива книг по государственной регистрации актов гражданского состояния, создание надлежащих условий хранения архива записей актов гражданского состояния.

 

Управление ЗАГС в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

1) организует работу по регистрации актов гражданского состояния о рождении, смерти, заключении брака, расторжении брака, установлении отцовства, установлении усыновления, перемене имени; а также по изменению, исправлению записей актов гражданского состояния, аннулированию и восстановлению утраченных записей актов гражданского состояния;

2) руководит и осуществляет контроль на территории за деятельностью специалистов Управления ЗАГС по регистрации актов гражданского состояния в муниципальных образованиях, обрядовому обслуживанию населения, разъяснению семейного законодательства и пропаганде укрепления семьи;

3) формирует архивный фонд, обеспечивает его обработку, учет и хранение, осуществляет передачу архивного фонда книг государственной регистрации актов гражданского состояния в Государственный архив в установленном порядке, выдает повторные документы гражданам на основании записей актов гражданского состояния;

4) принимает меры по созданию торжественной обстановки при регистрации рождения и заключения брака и обеспечению культурно-правового обслуживания граждан на территории области;

5) рассматривает отказы в государственной регистрации актов гражданского состояния в порядке обжалования;

6) осуществляет легализацию гербовых свидетельств, справок, предназначенных для использования за границей, в порядке, установленном Министерством юстиции Российской Федерации;

7) проверяет правильность составления вторых экземпляров актовых записей всех видов;

8) в соответствии с действующим законодательством вносит изменения, исправления в записи актов гражданского состояния;

9) составляет, анализирует и представляет в Министерство юстиции Российской Федерации статистическую отчетность по регистрации актов гражданского состояния области;

10) осуществляет контроль за хранением, расходованием бланков свидетельств по государственной регистрации актов гражданского состояния;

11) выполняет функции заказчика бланков гербовых свидетельств строгой отчетности, а также обеспечивает заказ книг актовых записей, другой документации, необходимой для государственной регистрации актов гражданского состояния, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

12) взаимодействует с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и областными органами исполнительной власти по вопросам деятельности Управления ЗАГС, представляет им необходимые сведения по регистрации актов гражданского состояния в установленном порядке;

13) организует и проводит областные учебные семинары-совещания работников Управления ЗАГС; разрабатывает методические рекомендации по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния, совершенствования ритуалов торжественной регистрации браков и рождений; обобщает опыт работы лучших специалистов Управления ЗАГС, осуществляющих деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния в муниципальных образованиях;

14) проводит областные смотры-конкурсы по проведению торжественных обрядов, формированию и обработке, хранению архивного фонда книг государственной регистрации актов гражданского состояния;

15) ведет секретную переписку со специальными органами и службами, обеспечивает ее надлежащее хранение;

16) сообщает конфиденциальную информацию по запросам судов, органов прокуратуры, дознания или следствия, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

17) ведет прием населения по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния;

18) организует и обеспечивает принятие решений по вопросам деятельности Управления ЗАГС, отнесенным к компетенции органов исполнительной власти;

19) разрабатывает и осуществляет мероприятия по внедрению в работу Управления ЗАГС автоматизированной программы по вопросам записи актов гражданского состояния, организует обучение работников;

20) заключает договоры и соглашения с организациями и частными лицами о сотрудничестве в вопросах деятельности Управления ЗАГС;

21) осуществляет иные функции в соответствии с возложенными задачами.

 

 

Управление ЗАГС имеет право:

1) предоставлять право специалистам Управления ЗАГС осуществлять государственную регистрацию актов гражданского состояния и муниципальных образованиях, подписывать бланки свидетельств, актовых записей и других документов;

2) осуществлять и анализировать проверки деятельности специалистов Управления ЗАГС, осуществляющих деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния в муниципальных образованиях;

3) вносить предложения в установленном порядке о мерах по улучшению деятельности Управления ЗАГС;

4) получать от органов местного самоуправления документы, необходимые для совершенствования деятельности Управления ЗАГС;

5) получать от организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, необходимые материалы и сведения, касающиеся вопросов государственной регистрации актов гражданского состояния;

6) в пределах своей компетенции разрабатывать методические рекомендации и давать указания, обязательные для исполнения;

7) объявлять смотры-конкурсы мастерства специалистов Управления ЗАГС, осуществляющих деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния в муниципальных образованиях, по организации и проведению торжественных обрядов, по созданию условий хранения архива, ведению делопроизводства.

 

Организации работы ЗАГС осуществляется:

1. Управление ЗАГС возглавляет начальник управления, который назначается и освобождается от должности городской Администрацией.

 

2. В случаях временного отсутствия начальника (отпуск, болезнь, командировка и т.д.) его обязанности исполняет один из заместителей, количество которых устанавливается Администрацией.

 

 

3. Начальник управления:

а) осуществляет руководство деятельностью Управления ЗАГС и представляет интересы Управления ЗАГС по всем вопросам деятельности;

б) осуществляет прием на работу и увольнение работников Управления ЗАГС;

в) утверждает должностные обязанности работников Управления ЗАГС;

г) утверждает структуру Управления ЗАГС в порядке, установленном Администрацией Читинской области, и штатное расписание в пределах установленной численности и фонда оплаты труда;

д) издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения;

е) вносит предложения Администрации о развитии и совершенствовании организации деятельности Управления ЗАГС;

ж) представляет в установленном порядке особо отличившихся работников к присвоению почетных званий области и награждению государственными наградами Российской Федерации;

з) определяет порядок работы специалистов Управления ЗАГС, осуществляющих деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния в муниципальных образованиях;

и) поощряет работников, а также применяет к ним дисциплинарные взыскания;

к) управляет и распоряжается имуществом (в том числе финансовыми средствами Управления ЗАГС в соответствии с действующим законодательством;

л) осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим законодательством.

 

4. Наделяет полномочиями специалистов Управления ЗАГС, осуществляющих деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния в муниципальных образованиях, подписывать бланки свидетельств, актовые записи, другие документы и проставлять гербовую печать.

 

Характерной чертой развития органов ЗАГС на современном этапе является крайняя необходимость широкого внедрения компьютеризации в практику деятельности органов ЗАГС, которая должна стать залогом дальнейшего повышения эффективности их функционирования. Так как одними из основных задач органов ЗАГС является совершенствование деятельности Управления ЗАГС, улучшение качества правового, обрядового обслуживания граждан, ведения делопроизводства и формирование функционирования единой автоматизированной информационно-поисковой системы по регистрации актов гражданского состояния, для повышения оперативности и удобства рабочих процессов отделов записи актов гражданского состояния была создана единая Многоуровневая Автоматизированная Информационная система, которая значительно улучшила работу и функции органов ЗАГС.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: