История развития гитарного исполнительства в России

Выпускная квалификационная работа

Тема: «Становление и развитие гитарного

Исполнительства в г. Челябинск»

 

Диплом защищён

Протокол ГАК №____________ от «_____»___________________2007г.

С оценкой__________________

 

Челябинск 2007

Содержание

 

 

Введение. 2

Глава I Истоки и предпосылки гитарного исполнительства в г.Челябинске. 5

1.1 История развития гитарного исполнительства в России. 5

1.2 Этапы становления и развития гитарного исполнительства в г.Челябинске 13

Выводы по первой главе. 19

Глава II Известные гитаристы г.Челябинска. 19

2.1 Становление и развитие творческого пути «Трио гитаристов Урала». 20

2.2 Портретная галерея исполнителей на гитаре в г.Челябинске. 29

Выводы ко второй главе. 29

Заключение. 29

Список литературы.. 29

Приложение. 31

 

 

Введение

Гитара – самый массовый музыкальный инструмент. Людей, играющих на гитаре, пусть хотя бы на уровне нескольких аккордов, - гораздо больше, чем играющих на любом другом инструменте. И наверно, ещё больше тех, кто хотел бы научиться играть на ней. Гитара – самый распространённый инструмент. На первый взгляд может показаться, что массовость и распространённость – одно и то же. Это не так. Например, в некоторых европейских странах губную гармонику можно считать массовым и очень популярным инструментом, но остальной мир относится к ней довольно прохладно. А гитара распространена на всех континентах, включая теперь уже и Антарктиду. Гитара успела побывать даже в космосе. Наверно, со временем там побывают и другие инструменты, но первенство навсегда останется за гитарой.

В России гитара развивалась в двух направлениях: как семиструнная, так и шестиструнная. В отличие от семиструнной гитары, её шестиструнная разновидность развивалась в России XVIII – XIX веков почти исключительно как профессионально-академический инструмент и была мала ориентирована на передачу русской народной песни и бытового романса.

С середины XIX века значительно возросла просветительская роль шестиструнной гитары. Концертные выступления отечественных гитаристов-шестиструнников, таких как Н.П. Макаров и М.Д. Соколовский, становились важным средством музыкального просвещения многочисленных поклонников инструмента в России.

Также, в первые годы XX века приобрели значит. Роль различные кружки гитаристов. Получает широкую известность деятельность видных гитаристов-исполнителей и педагогов В.А. Лебедева, А.П. Соловьёва, В.П. Успенкого, В.М. Юрьева.

Со второй половины 1950-х годов существенно активизируется концертная деятельность гитаристов: А.М. Иванова-Крамского, Б.П. Хлоповского, Л.А. Менро, Л.Ф. Андронова, Я.Г. Пухольского.

С 1950-80 г.г. открываются классы гитары в музыкальных школах и среднеспециальных учебных заведениях, а затем и в высших. Появляются талантливые исполнители, композиторы, проводятся различные конкурсы и фестивали исполнителей, появляется нотная литература для гитары.

Многие российские исполнители на народных инструментах активно занимаются пропагандой своего творчества, много концертируют и тем самым завоёвывают признания у публики. Челябинские (Уральские) гитаристы так же входят в их число.

В начале третьего тысячелетия весьма активизировалась фестивальное и конкурсное движение по специальности гитара. В Челябинске прошло 10 фестивалей «Классическая гитара на Урале»; в Екатеринбурге регулярно проходит единственный в мире фестиваль гитарных концертов с симфоническим оркестром; в Перми; в 2005 году в Каменск-Уральске родился новый фестиваль «Каменские встречи»; в Магнитогорске проходит особенный фестиваль памяти музыкального мастера Ивана Кузнецова, который объединяет классику, эстраду и исполнителей бардовской песни.

Тем самым можно сказать, что гитара в крупных уральских городах в настоящее время испытывает заметный подъём, а значит можно ожидать появление новых интересных исполнителей и композиторов, которые смогут достигнуть новых творческих высот в музыке для гитары.

В дипломной работе будет как можно подробнее рассказано о наших челябинских музыкантах-исполнителях на гитаре, рассказано об их достижениях, победах на конкурсах, репертуаре, о творческих планах на будущее.

Я считаю, что актуальность темы дипломной работы состоит в необходимости изучения развития гитарного исполнительства в г. Челябинске (на Урале) с целью повышения интереса к их искусству, выявление новых талантливых исполнителей и композиторов в Челябинске.

Объектом изучения в дипломной работе будет являться исполнительство гитаристов г. Челябинска сначала XX века до настоящего времени.

Предметом изучения будет являться творчество исполнителей на гитаре данного периода.

Гипотезу в дипломной работе можно определить следующим образом: творчество наших современных исполнителей на гитаре соответствует мировому уровню при использовании исполнительского опыта своих предшественников и того, что нового они внесли в развитие гитарного искусства нашей страны при влиянии различных гитарных школ в России, педагогики и исполнительства.

Цель исследования: изучить исполнительство отечественных и современных гитаристов г. Челябинска.

Отсюда задачи исследования:

1. Изучение влияния различных отечественных школ на становление и развитие гитарного исполнительства в г. Челябинске;

2. Изучение творческого пути современных челябинских исполнителей и определения этапов становления их творчества;

Основными методами исследования являются: анализ печатных материалов книг, статей в журналах и газетах, беседы с исполнителями.

Теоретическая значимость заключается в следующем: будут освещены вопросы становления и развития исполнительства на гитаре в г. Челябинске и определены его этапы.

Практическая значимость заключается в исследовательской работе над творчеством музыкантов, биографических сведениях, концертной деятельности.

Базой исследования является творчество исполнителей на гитаре г. Челябинска.

 

 

Глава I Истоки и предпосылки гитарного исполнительства в г.Челябинске

 

История развития гитарного исполнительства в России

Шестиструнная гитара в России XIX в.

 

В отличие от семиструнной гитары, шестиструнная гитара развивалась в Рос­сии XVIII-XIX веков почти исключительно как профессионально-академический инструмент и была мало ориентирована на передачу русской городской песни и бы­тового романса. Первыми её распространителями в отечественной культуре были иностранцы, итальянские композиторы при дворе Екатерины II – Джузеппе Сарти и Карло Каннобио. В начале XIX века появляются школы и пособия для шестиструн­ной гитары, например И. Гельза, И.А. Березовского – здесь большей частью обна­руживается опора на испанскую и итальянскую классику – гитарные произведения М. Джулиани, М. Каркасси, Л. Леньяни, Ф. Карулли, Ф. Сора. Немалую роль в рас­пространении в России шестиструнной гитары играли гастроли выдающихся зару­бежных гитаристов – в 1822 году в Петербурге проходили выступления итальянца М. Джулиани, 1823 в Москве – испанца Ф. Сора и т.д.

Наиболее крупными русскими исполнителями, пропагандистами шестиструн­ной гитары были Николай Петрович Макаров (1810 – 1890 г.г.) и Марк Данилович Соколовский (1818 – 1883 г.г.). Н.П. Макаров снискал известность уже в конце 1830 – 40 годах во многих странах мира как великолепный гитарист-виртуоз, но главной его заслугой явилась организация в 1856 году в Брюсселе Первого международного конкурса «На лучшие сочинения для гитары и наилучшие сделанные гитары». В 1874 году выходят его «Несколько правил высшей гитарной игры» – советы по усо­вершенствованию гитарной техники (исполнение трелей, флажолетов, хроматиче­ских гамм и т.д.).

Ещё более значительный вклад в искусство гитары внёс М.Д. Соколовский. Гастроли этого музыканта, начавшиеся с 1841 года по городам России, затем в раз­личных европейских странах и ставшие триумфальными, принесли ему славу од­ного из крупнейших исполнителей-гитаристов (аккомпанировал – Н.Г. Рубин-штейн). Последний публичный концерт М.Д. Соколовского состоялся в Петербурге в 1877 году, а затем музыкант поселяется в Вильнюсе, где занимается педагогической деятельностью.

Итак, шестиструнная гитара уже с самого начала своего бытования в России утвердилась в общественном сознании преимущественно как инструмент академический. С середины XIX века значительно возросла просветительская роль шестиструнной гитары. Концертные выступления отечественных гитаристов-шестиструнников, таких как Н.П. Макаров и М.Д. Соколовский, становились важным средством музыкального просвещения многочисленных поклонников инструмента в России.

Развитие гитарного искусства в России XX в.

Определённую просветительскую направленность в первые годы XX века приобрели также различные кружки гитаристов. Получает широкую известность деятельность видных гитаристов-исполнителей и педагогов В.А. Русанова (1866-1918 г.г.), В.П. Лебедева (1867-1907 г.г.), А.П. Соловьёва (1856-1911 г.г.), В.Г. Успенского (1879-1934 г.г.), В.М. Юрьева (1881-1962 г.г.).

Роль В.А. Русанова, который являлся также композитором, видным историографом и пропагандистом семиструнной гитары, представляется особенно значительной. Именно он организовал издание всероссийского журнала «Гитарист», существовавшего в течение 1904-1906 годов, создал ряд очерков – «Гитара и гитаристы», «Гитара в России», «Катехизис гитары» и др. Большую роль в развитии гитары в России начала XX столетия сыграл и А.П. Соловьёв, высокообразованный музыкант, исполнитель, педагог. Созданная и опубликованная им в 1896 году «Школа для семиструнной гитары» стала важным вкладом в развитие методики обучения игре на инструменте.

Благодаря усилиям упомянутых деятелей гитарного искусства в начале XX века выходит ряд журналов, адресованных любителям инструмента – «Музыка гитариста», «Гитарист», «Аккорд». В этих изданиях публикуется немало сведений не только по истории гитары, Но и по музыкальной грамоте, гитаристы получают возможность приобщится к несложным произведениям музыкальной классики. Таким образом, гитара в начале XX века приобретает важнейшие качества народного инструмента по своему социальному статусу.

Современные этапы развития гитарного исполнительства (конец 1950х – 90е г.г.)

Со второй половины 1950-х годов существенно активизируется концертная деятельность гитаристов: наряду с уже упоминавшимися А.М. Ивановым-Крамским, это уже Борис Павлович Хлоповский (1938-1988 г.г.), видный исполнитель на семиструнной гитаре и педагог Лев Александрович Менро (1923-1994 г.г.), Лев Филиппович Андропов (1926-1980 г.г.), киевлянин Ян Генрихович Пухальский (1923-1979 г.г.), интерпретации которых принадлежат к наиболее значительным достижениям. Немаловажным стимулом в дальнейшей академизации исполни-тельства стало открытие классов гитары в музыкальных училищах при Московской консерватории имени Гнесиных, а несколько позднее и в ряде вузов – Уральской консерватории, Московском институте культуры; возобновлено обучение на гитаре в Киевской консерватории (оно было создано здесь М.М. Гелисом ещё в довоенные годы).

Наибольшее же значение в развитии гитарного исполнительства имело открытие в 1980 году класса гитары в Институте имени Гнесиных, ставшего общепризнанным центром подготовки первоклассных гитаристов. Приглашение к преподавательской работе выдающихся гитаристов наших дней Александра Камилиовича Фраучи (р. 1954 г.) и Николая Андреевича Комолятова (р. 1942 г.) позволило намного поднять художественный уровень гитарного искусства, гораздо активнее, чем ранее, утвердить авторитет отечественной гитарной школы во всём мире. Эти исполнители, наряду с рядом иных видных гитаристов наших дней – композитором и исполнителем Никитой Арнольдовичем Кошкиным (р. 1956), Виктором Викторовичем Козловым (р. 1958), также автором множества интересных и своеобразных гитарных сочинений, Станиславой (Анастасией) Владимировной Бординой (р. 1962), Владимиром Борисовичем Хлоповским (р. 1962), равно как и с видными украинскими гитаристами Валерием Яковлевичем Петренко (р. 1939), Николаем Петровичем       Михайленко (р. 1952), Владимиром Игоревичем Доценко (р. 1962) и многими други-ми – стали новой важной страницей в развитии современной гитарной культуры.

Сочинения для шестиструнной гитары.

Заметный вклад в развитие русского народно-национального начала музыки для шестиструнной гитары внёс Александр Михайлович Иванов-Крамской. Среди его многочисленных сочинений – два концерта для гитары с оркестром, множество разнообразных миниатюр («Порыв», Лирический вальс, Колыбельная, Элегия и т.п.). Наибольшей известностью пользуются его обработки русских народных песен («Полосонька», «Я на камушке сижу»). В другой группе гитарных обработок Иванов-Крамской развивает традиции бытовой лирики русской городской песни, романса (романс А.Е. Варламова «На заре ты её не буди», песни «Тонкая рябина», «Перепёлочка», «Ах ты, сад» и т.п.).

1970-80е годы знаменуют новую и интересную страницу в формировании камерно-академической музыки для гитары. Одним из плодотворно работающих является Игорь Владимирович Рехин (р. 1941). Им создано две сонаты (1983; 1984), «Гаванский концерт» (1983), сюита «Памяти Эйтора Вилла Лобоса», гитарные ансамбли, миниатюры. Перу композитора принадлежит уникальный в истории гитарного исполнительства цикл «Двадцать четыре прелюдии и фуги для шестиструнной гитары соло» – во всех мажорных и минорных тональностях (1990).

Одним из наиболее известных авторов музыки для гитары с начала 1980-х годов стал видный исполнитель-гитарист Никита Арнольдович Кошкин (р. 1956). Для своего инструмента он создал более двухсот произведений. Наиболее популярными среди них, звучащими в концертном репертуаре лучших гитаристов не только России, но и многих стран Европы, Америки, Азии, стали шестичастная сюита «Игрушки принца» (1980), трёхчастная Соната для гитары соло (1998), пятичастная сюита «Баллады» (1999). Одночастные произведения «Падение птиц» (1978), «Три станции одной дороги» (1979), «Амер-вальс» (1984), а также множество миниатюр. Активно работает Н.А. Кошкин также над созданием педагогического гитарного репертуара. Им написаны шестичастная сюита «Шесть струн» (1987), «С Днём Рождения!» (1995) и «Da Capo» (2001) и др.

К творчеству для гитары обратился и выдающийся отечественный композитор Эдисон Васильевич Денисов (1929-1997), создавший в 1981 году Сонату. Её необычность в том, что отсутствие традиционного сонатного Allegro.

Дмитрий Милованов – родился в 1970 году в г. Каменск-Уральске Свердловской области. С 1982 по 1987 обучался в ДМШ № 1 по классу гитары у Нигаматова Идиатула Кироматовича. В 1991 г. поступил и в 1995 г. закончил Челябинский музыкально-педагогический колледж в классе доцента, лауреата международного конкурса В.В. Козлова. Д. Милованов – участник всесоюзных фестивалей гитарной музыки в г. Жданове (1984, 1987); дипломант всесоюзного фестиваля в г. Челябинске (1991); участник международного фестиваля в г. Полтаве (Украина, 1982); участник всесоюзного семинара профессора Ласло Сендрей-Карпера (Москва, 1985); участник фестиваля гитаристов Урала (Челябинск, 1995). В английском журнале «Classical Guitar» в 1992 и 1996 годах были опубликованы пьесы Дмитрия Милованова «Ностальгия» и «Экспромт» для гитары соло. Д. Милованов работает преподавателем по классу гитары в ДМШ № 1 г. Каменск-Уральска.

Шариф Мухатдинов – родился в 1947 году в г. Челябинск. В 1973 году закончил Свердловское музыкальное училище. Концертной деятельностью занимается с 1974 года. Ш. Мухатдинов был участником фестивалей гитаристов в городах: Транае (Литва), Донецк, Киев, Полтава (Украина), Москва, Воронеж (Россия), Эстергом (Венгрия) и Тыхи (Польша).

Преподавательской деятельностью занимается с 1967 года среди его воспитанников – известные в стране гитаристы А. Ольшанский и В. Козлов. Ш. Мухатдинов совместно с кандидатом искусствоведения Ю.Г. Ястребовым был основателем первого в СССР абонемента исполнителей на классической гитаре в городе Челябинске. При музыкальном обществе Челябинской области. Ш. Мухатдинов вместе с В. Козловым в 1991 г. организовали Ассоциацию деятелей классической гитары. В настоящее время Ш. Мухатдинов выступает в составе «Трио гитаристов Урала» вместе с В. Козловым и В. Ковба.

Для творчества Ш. Мухатдинова характерно обращение к татарскому фольклору. Две его миниатюры «Наигрыш» и «Мелодия» завораживают своим ярким национальных колоритом.

Олег Киселёв – гитарист, педагог и композитор. Родился в 1964 году в городе Аша Челябинской области. Закончил Челябинский политехнический институт (металлургический факультет), а в 1987 году поступил в Челябинское музыкальное училище (класс гитары В. Козлова), которое закончил заочно, одновременно работая в Челябинском металлургическом комбинате. О. Киселёв – участник Всесоюзного фестиваля гитарной музыки в Челябинске (1991) и трёх международных гитарных фестивалей в г. Жори (Польша), где получил несколько дипломов участника фестиваля. В 1994-95 годах при участии издательства «Модран» (Польша) вышли два нотных сборника. А в 1994 году на студии «Ю-Саунд» (г. Челябинск) он записал два компакт-диска (один составлен полностью из авторских сочинений).

Для композитора характерно почти исключительное обращение к жанру инструментальной миниатюры для семиструнной гитары, использование современных технических приёмов и огромная работоспособность. Название его произведений говорят о смелых поисках новых музыкальных образов: «Заклинатель дождя», «Танец стеклянных шаров на новогодней ёлке», «Клубника со сливками» и т.д. Интересно обращение композитора к такому редкому и очень сложному жанру, как музыкальный портрет (цикл пьес «Четыре музыкальных портрета»).

   Виктор Ковба – гитарист и педагог. Родился в 1951 году в г. Челябинске. По окончании средней школы поступил в Челябинский государственный институт культуры. С 1972 года работает в областной филармонии, а с 1994 года совмещает эту работу с преподаванием в музыкальной школе. С 1996 года является участником «Трио гитаристов Урала». В. Ковба – автор многочисленных переложений, которые используются в учебном репертуаре музыкальных школ и исполняются профессиональными ансамблями гитаристов.

Для аранжировки В. Ковбы характерно бережное отношение к оригиналу, точный выбор средств и большая изобретательность.

Елена Поплянова – замечательный цветок в букете талантливых композиторов Южного Урала. Выпускница Челябинского музыкального училища (класс композиции Ю. Гальперина). В 1986 году она закончила Санкт-Петербургскую консерваторию (класс композиции профессора В. Успенского).

Попляновой – человеку, наделённому от природы большим талантом звуко-творчества, тонким вкусом, острым умом – на протяжении многих лет профессиональной, композиторской работы удалось найти свой стиль, свою «экологическую нишу». В первую очередь – это музыка для детей – рельефная, доступная, изобретательная – школа воспитания чувств. Будучи прекрасным методистом-практиком, композитор Е. Поплянова создала целую антологию «уроков творчества». Наряду с этим она успешно работает в камерном и симфонических жанрах, отлично себя чувствует в театральной среде. В композиторском творчестве её отличает точный выбор средств и ясное (что бывает не часто) видение адресата. Музыка её ярка, театральна, образна.

Среди основных сочинений: опера, симфония, концерт, сонаты, музыка для камерных ансамблей, более сотни песен.

Особое место в творчестве композитора занимает музыка для гитары (в широком спектре жанров): Соната для гитары соло; «Адажио для Антонио Вивальди» для флейты, гитары и камерного оркестра; триптих для гитарного трио «Милонга. Танго. Румба.»; две прелюдии для флейты и гитары; детский альбом Юного гитариста; «Мелодии старого дилижанса»; книга о гитаре для начинающих музыкантов «Ветер играющий на струнах». Особой удачей Е. Попляновой стал концерт для гитары и камерного оркестра, впервые исполненный на Международном фестивале «Час гитары»\, проходивший в Екатеринбурге. В настоящее время Е. Поплянова преподаёт в Челябинском музыкально-хореографическом лицее № 10.

Виктор Козлов – художник широкого диапазона – гитарист, композитор, педагог, общественный деятель (один из лидеров движения на возрождение гитарной музыки на Урале), преподаватель Ассоциации гитаристов музыкального общества Челябинской области. Родился в 1958 году в г. Челябинске. Как исполнитель В. Козлов удостоен диплома на Всероссийском конкурсе в Нижнем Новгороде в 1990 году. А годом раньше в 1989 году, к нему пришёл международный успех: в г. Эстергоне (Венгрия) он стал лауреатом конкурса композиторов. Его перу принадлежит около 80 сочинений для гитары и ансамблей с участием гитары. Некоторые из них уже опубликованы в издательствах России, Германии, Англии и Италии. Музыканты и критики называют В. Козлова «Уральским уникумом», фантастическим радостным самоцветом, а известный в Европе гитарист и «музыкальный критик» Пол Фаулес в английском журнале «Классическая гитара» так написал о нём: «Являясь автором оригинальных миниатюр мирового класса, В. Козлов – первый из талантливых композиторов комедийных произведений, что само по себе редкое качество в насыщенном мире современной музыки». В. Козлов – участник многих фестивалей гитарной музыки как у нас в стране, так и за рубежом. Он много концертирует в городах России и СНГ: Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Екатеринбург, Новосибирск, Харьков, Минск, Бишкек и др.

Активную концертную деятельность В. Козлов успешно сочетает с педагогической работой в Челябинском высшем музыкальном училище.

Таким образом, произведения для гитары созданные за последние десятилетия, становятся важной частью всей отечественной профессиональной музыкальной культуры.    


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: