Эффективность информатизации предпринимательской деятельности

 

Основной задачей информационного обеспечения (сервиса), является предоставление покупателю (пользователю) интересующих его данных в виде информационных услуг на базе информационных продуктов. При этом данные определяются как события, записи или инструкции, представленные в любой форме, выражающие любую информацию и поддающиеся компьютерной обработке.

Совокупность данных, сформулированная их производителями для дальнейшего распространения, представляет собой информационный продукт, или продукт информационной деятельности. Таким образом, информационный продукт отражает информационную модель производителя, в которой воплощены, в первую очередь, его собственные представления о некоторой области запросов покупателя. Однако ценность информационного продукта для покупателей (пользователей), а, следовательно, и коммерческий успех производителя (пользователя) зависят от того, насколько он сможет удовлетворить потребности покупателей.

Несовпадения информационных моделей производителей и пользователей проявляются главным образом в том, что пользователю нужны данные в другом объеме и другой структуре по сравнению с тем, как это сделано в информационном продукте. Устранение этого несовпадения реализуется посредством информационной услуги.

Информационная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. В узком смысле под информационными услугами понимаются услуги, получаемые с помощью вычислительной техники на основе новых информационных технологий.

Новые информационные технологии - технологии компьютерной обработки, передачи, распространения информации, создания вычислительных и программных средств. Новые информационные технологии, в отличие от традиционных, предполагают предоставление пользователю не только информационного продукта, но и средств доступа к нему (средств поиска, обработки, представления и т.п.). Эти средства позволяют пользователю не только ознакомиться с содержанием компьютерной информации, но и получить информацию (документ) в объеме и формате, которые адекватны именно его потребностям.

Новые информационные технологии ориентированы на автоматизированные банки данных (АБД) - системы специальным образом организованных данных, программных, технических, языковых и организационно - методических средств, предназначенных для централизованного накопления и коллективного многоцелевого использования этих данных.

Основными особенностями данной технологии являются:

• предоставление пользователю только информационных услуг, а не информационных продуктов, в результате чего он получает (а часто и оплачивает) только ту информацию, которая ему действительно нужна;

• высокая скорость получения информации;

• относительно развитое программное обеспечение, позволяющее не только находить и получать информацию, но и, при необходимости, осуществлять ее графическую, научную и экономическую обработку.

Основными отличиями информационного ресурса общества от других видов национальных ресурсов состоит, в следующем:

• во-первых, информатизация экономики, непосредственно влияя на рост социально-экономических показателей и повышение эффективности общественного производства, в качестве основного ресурса имеет информацию, которая не всегда может быть представлена в материально-вещественной форме, как другие традиционные виды ресурсов. Это касается, прежде всего, различных видов незапатентованной информации, "ноу-хау", знаний, которые не опубликованы и передаются в процессе повышения квалификации специалистов, их подготовки и переподготовки;

• во-вторых, информационный ресурс, отвечающий современным требованиям развития общественного производства и организованный в соответствии с последними достижениями науки и техники, способствует формированию прогрессивной структуры экономики, развитию межотраслевых и территориальных связей между производителями, сбытовыми организациями и потребителями, упрощая эти взаимосвязи, оптимизируя их, что в конечном счете позволяет приблизить структуру национальной экономики к современным общемировым стандартам;

• в-третьих, информационный ресурс представляет собой базу для интеллектуального развития трудовых ресурсов общественного производства, для качественного их совершенствования, формируя при этом новое, более грамотное поколение людей с высоким образовательным и культурным уровнем развития.

Постепенно информационный ресурс включается в сферу товарно-денежных отношений, что является одной из наиболее характерных черт современного информационного комплекса экономики. При этом формы присвоения информации сочетаются со способами ее отчуждения от первоначального обладателя. Информация становится доступной все большему количеству субъектов общественно-экономической системы, что имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В целом, общедоступность информационного ресурса следует расценивать как положительный результат общественного развития. Однако отдельные виды информации, по-прежнему, должны защищаться государством и носить строго конфиденциальный характер. Основой "информационного общества" является информационный бизнес. Информационный бизнес, с одной стороны, входит в инфраструктуру всей системы предпринимательской деятельности совместно с банками, биржами, аудиторскими компаниями и т.д., а с другой стороны, является самостоятельной сферой бизнеса.

Информатизация и предпринимательство взаимосвязаны, взаимосвязь происходит, через бизнес-коммуникации (биржи, банки, компьютерные сети, рекламу и т.д.), которые объединяют отдельные локальные предпринимательские структуры между собой и мировым бизнесом.

Бизнес-коммуникации, или связи в бизнесе играют важнейшую роль в развитии предпринимательства.

Бизнес-коммуникации - это взаимодействие субъектов системы информатизации в процессе решения задач предпринимательства. Под взаимодействием понимается общение на основе информации.

Данное определение более точно отражает процесс, происходящий в условиях перехода к рыночным отношениям предпринимательских структур по сравнению с другими определениями, которые характеризуют сущность коммуникаций как процесс передачи информации.

Коммуникация рассматривается как процесс обмена информацией и ее смысловым значением между двумя и более людьми.

В концепции информатизации предпринимательства важная роль отводится системному подходу в определении цели и функций предприятия.

Рассмотрим предприятие как систему обработки информации, которая производит два вида продукции: информация (данные, документы и т.д.) и решения (оперативные и стратегические).

Производственный процесс данной фирмы может включать перекомпоновку информации, объединение данной информации с другой, накопление информации. К фирмам, основным видам продукции которых является информация, можно отнести финансово-бухгалтерские подразделения, издательства, рекламные конторы и т.п. Однако следует отметить, что глобальная информатизация бизнеса так или иначе модифицирует все фирмы и подразделения в информационные системы. Инженерные подразделения, конструкторские бюро, отделы кадров, отделы снабжения вырабатывают как информацию, так и решения.

В основу классификации задач можно, например, положить степень их сложности.

Наиболее простые задачи образуют класс полностью формализованных (или хорошо структурированных) процедур.

К таким задачам относятся: учет и контроль, оформление документов, их тиражирование и рассылка и т.п. Следует отметить, что подобного рода задачи в настоящее время решаются и автоматизированными информационными системами ("Бухгалтерский учет", "Подготовка производства", "Складской учет", "Кадровая система" и т.п.).

Второй класс задач составляют слабо структурированные задачи, содержащие неизвестные или количественно не оцениваемые параметры. Для этих задач характерно отсутствие методов решения на основе непосредственных преобразований данных. В ряде случаев на основе теории нечетких множеств и приложений этой теории удается построить формальные схемы решений.

Третий класс задач содержит неформализуемые процедуры, базирующиеся на неструктурированной информации, которая определяется высокой степенью неопределенности. К таким задачам относится большинство проблем прогнозирования, стратегического планирования и т.п.

Анализ распределения времени решения задач показывает большой объем информационной составляющей в деятельности бизнесмена. В этой ситуации применение новых информационных технологий (текстовых и табличных процессоров, систем управления базами данных, компьютерных сетей, экспертных систем, мультимедиа, АРМ, электронных офисов и т.д.), позволяющих повысить эффективность работы, не вызывает сомнений.

Следует при этом отметить, что для формирования информационного комплекса необходимы соответствующие условия и предпосылки. Прежде всего, это касается экономических и материально-технических предпосылок, отсутствие которых не позволяет финансово - неустойчивым предприятиям в полной мере и на должном уровне использовать все преимущества информационного продукта и услуг.

Другой немаловажной предпосылкой развития информационного комплекса является, обеспеченность высококвалифицированными трудовыми ресурсами для создания информационного продукта.

Немаловажную роль при создании условий развития информационного комплекса играет наличие адекватной законодательной основы. Как свидетельствует мировой опыт, информационное общество обязательно должно быть правовым обществом.

Следует отметить тот факт, что отечественная законодательная база в сфере "информационного права" требует значительного совершенствования. В настоящее время пакет правовых документов, регламентирующих проблемы интеллектуальной собственности, включает в себя законодательные акты по промышленной собственности на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, а также по авторскому праву на литературные, музыкальные и художественные произведения. Особенно слабо проработанной остается правовая основа защиты прав интеллектуальной собственности, и в частности, в сфере информационных продуктов и услуг. Несмотря на то, что отечественное информационное право постепенно совершенствуется и углубляется, сфера его регулирования распространяется в основном на программы, используемые в электронных системах.

Совокупность сведений, циркулирующих в предпринимательской деятельности, в целях их уяснения, можно условно сгруппировать по направлениям:

• предпринимательская (коммерческая) информационная система (сведения о состоянии экономической системы, факторах, положительно или отрицательно влияющих на ту сферу хозяйствования и коммерции, в которой действует предприниматель);

• правовая информационная система (сведения о действующем законодательстве, регулирующем и охраняющем деятельность предпринимательских (коммерческих) структур);

• специально оперативная информационная система (сведения о способах, силах и средствах обеспечения безопасности предпринимательской информации от доступа третьих лиц).

Предпринимательская информация, циркулирующая в рыночно-конкурентной сфере деятельности, подразделяется на техническую, организационную, коммерческую, финансовую, рекламную, о спросе -предложении, конкурентах, криминальной обстановке и др. Прежде чем принимать меры к защите определенной информации, необходимо уточнить следующие вопросы:

• какие сведения нельзя скрывать, защищать от доступа к ним;

• какие сведения невыгодно скрывать;

• какие сведения подлежат охране.

Ответ на первый вопрос дало российское правительство в своем постановлении "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну". К ним относятся:

• организационные сведения (устав и учредительные документы предприятия, регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);

• финансовые сведения (документы об исчислении и уплате налогов, других платежей, предусмотренных законом, документы о состоянии платежеспособности);

• сведения о штате и условиях деятельности (число и состав работающих, их заработная плата, наличие свободных мест, влияние производства на природную среду, реализация продукции, причиняющей вред здоровью населения, участие должностных лиц в предпринимательской деятельности, нарушение антимонопольного законодательства);

• сведения о собственности (размерах имущества, денежных средствах, вложениях платежей в ценные бумаги, облигации, займы, в уставные фонды совместных предприятий).

Вторая группа сведений характеризуется тем, что ее невыгодно скрывать от окружения самому предпринимателю. Это касается, прежде всего, рекламной информации. Без рекламы в хозяйственной деятельности трудно добиться эффективного результата, особенно в условиях жесткой конкуренции. Практически реклама широко начинает входить в нашу жизнь.

К третьей группе сведений относятся те, которые представляют хозяйственную ценность для предпринимателя и на них не распространяется законный доступ третьих лиц.

При определении ценности предпринимательской информации необходимо руководствоваться такими критериями (свойствами), как полезность, своевременность и достоверность поступивших сведений.

Для предпринимателя также важны специализированные информационные службы, позволяющие решить конкретную задачу в целом. Их отсутствие сегодня - основной изъян информационного обеспечения предпринимательской среды в России. Например, для большинства российских предпринимателей актуальна задача поиска надежного партнера. Технология анализа экономической информации включает:

• проверку адресных данных и личности партнера, предложившего сделку;

• установление возраста компании и показателей объема производства (для российского рынка анализ этой информации затруднено по объективным причинам);

• проверку информации об участии фирмы в конфликтах, судебных процессах, а также о штрафах, закладных и прочих долговых обязательствах. На Западе такая информация, как правило, является открытой и может быть получена из общедоступных источников;

• изучение кредитной истории фирмы, исполнения платежей.

Подобной методикой пользуются практически все компании, специализирующиеся на предоставлении кредитной информации, в том числе старейшая и крупнейшая информационная корпорация в мире Dun & Bradstreet. Ее технология сбора, обработки и подачи информации является фирменным ноу-хау и рекомендована ООН как международный стандарт. Помимо вышеуказанных сведений бизнес-справка фирмы включает в себя специально разработанный рейтинговый коэффициент, индекс платежеспособности, общую оценку состояния компании, на которую пришел запрос, а также сумму максимально рекомендованного кредита, который можно предоставить ей без большого риска. Реальная потребность в достоверной информации о финансовом и материальном положении западных партнеров определила спрос на эти услуги и появление специализированных как зарубежных, так и отечественных фирм.

Например, совместное предприятие РУСС-ИГ оказывает следующий перечень услуг: предоставление коммерческой справки о фирме; подбор экономических партнеров в западных странах по видам деятельности; юридические и экономические консультации по западным странам; размещение рекламы в странах Общего рынка; открытие счетов в западных банках и оказание помощи при регистрации фирмы на Западе; проведение экономического анализа по различным запросам заказчика; получение дебиторской задолженности с западных фирм-должников.

Стоимость услуги по предоставлению коммерческой справки о фирме в зависимости от региона (страны ближнего зарубежья, Западная Европа, США, Канада, Азия) и срока исполнения колеблется от 40 до 720 долл. США.

В настоящее время узнать о зарубежном партнере значительно проще, чем получить даже общие сведения о российском предприятии.

Среди фирм-производителей и распространителей справочно-ана-литической информации о предприятиях можно отметить Dun & Bradstreet (проверка и поиск партнеров, маркетинговые услуги), Evro info (проверка и подбор партнеров по базам данных Европейского информационного центра), АДИ (базы данных по коммерческим предложениям, отраслям промышленности и регионам), МБИТ (абонементное информационное обслуживание, широкий спектр баз данных в области бизнеса и коммерции).

В соответствии с Федеральной программой разрабатывается система информационного обеспечения малого и среднего предпринимательства (СИОМП).

СИОМП строится на базе существующих общедоступных сетей. Сеть обеспечивает взаимодействие центров и абонентов и решение следующих задач: доступ предпринимателей к информации, необходимой предприятиям малого и среднего бизнеса (законодательной, коммерческой, информации по отечественным и зарубежным фирмам и т.д.); выход на российские и международные телекоммуникационные сети (для работы в режимах доступа к удаленным базам данных, телеконференциям, электронной почте).

Виртуальная сеть позволяет регламентировать использование ресурсов и проводить соответствующие финансовые расчеты. В перспективе связь центров может быть развернута на базе сети Internet.

Основной формой обобществления информационного ресурса является рынок, когда информационный продукт, как и любой другой товар, обладающий потребительной стоимостью и стоимостью, находит свое общественное признание на основе соотношения спроса и предложения. При этом на информационный продукт и услуги распространяются законы рыночной конкуренции, которые формируют структуру информационного комплекса, влияют на ценообразование, определяют основные тенденции в совершенствовании информационной техники и технологии.

В сфере рыночных отношений реализуется взаимосвязь между присвоением и отчуждением информационного ресурса, информационного продукта и услуг. Товарные отношение при этом опосредуются денежной формой, при этом на информационный продукт распространяются все законы рыночной экономики. Информация является товаром и, следовательно, формируется рынок информационных продуктов, услуг и технологий. Практически все ученые, анализирующие эту проблему, единодушно утверждают, что информационный рынок представляет собой самостоятельный сектор национального рынка товаров и услуг. Однако особенности этого специфического сектора рынка все анализируют по-разному.

Общеэкономическая трактовка информационного комплекса как объекта рыночных отношений должна содержать две стороны. С одной стороны информационный комплекс следует рассматривать как процесс производства информационных продуктов, услуг и технологий, как информационную индустрию. Здесь правомерны различные термины: информационная отрасль, информационный сектор экономики, индустрия обработки и передачи информации, информационный бизнес и другие.

С другой стороны, как свидетельствует международный опыт, экономические отношения по поводу производства и обмена информацией на международном уровне выделяются в отдельные сектора: сектор информационных продуктов, сектор информационных услуг и сектор информационных технологий. Они тесно взаимосвязаны между собой, и каждый из них имеет свои специфические характеристики.

В основе формирования отрасли информационных услуг, как любого другого сектора экономики лежат процессы разделения труда, специализации и кооперирования, оптимальное сочетание которых позволяет создавать рациональную экономическую структуру. Информационный комплекс следует рассматривать как единую систему взаимосвязанных элементов, эффективное взаимодействие которых позволяет удовлетворять потребности общества в информационных услугах. Основным продуктом информационного рынка является информация самого различного назначения.

Весь комплекс информации, следует разделить на четыре категории:

• деловая информация, включающая биржевую, финансовую, экономическую, статистическую, коммерческую информацию, а также деловые новости;

• научно-профессиональная информация, в частности, научно-техническая, юридическая, медицинская и т.д.;

• потребительская (массовая) информация, например, развлекательная информация, реклама, прогноз погоды, справочные данные и др.;

• социально-политическая информация, которая обслуживает органы государственной власти и управления статистической, социальной, архивной и специальной информацией.

Наибольшую долю на этом рынке занимает научно-техническая информация (НТИ), состав потребителей которой в условиях перехода к рыночной экономике постоянно возрастает. Информация о направлениях научно-технического прогресса, сырьевой базе, патентах и ноу-хау особенно актуальна при разработке инвестиционных программ. 60-70% новой, оригинальной НТИ аккумулируется в ВИНИТИ, который считается лидером в ее сборе и накоплении.

Сегодня действует около 90 систем НТИ, однако, только небольшая часть из них может быть использована пользователем в режиме удаленного доступа. В государственных информационных службах ВНТИцентр, НПО "Поиск", НИИКИ, ИНИОН, ВИМИ и других сосредоточено документальных баз НТИ, доступных для удаленного пользователя общим объемом 20 млн. записей, в том числе свыше 10 млн. неповторяющихся записей, причем 30-40% из них составлены по отечественным первоисточникам.

Рынок НТИ является монопольным по сравнению с рынками информации других видов, то есть здесь традиционно лидируют крупные центры НТИ, которые определяют ситуацию в этом секторе рынка.

Анализ основных производителей, функционирующих на мировом компьютерном рынке, позволяет классифицировать их по трем группам:

• крупные фирмы с мировым именем, вкладывающие значительные средства в разработку и освоение новых технологий (Hewlette-Packard, Apple, Compag, IBM, DEC и другие, так называемые, мировые brand name);

• крупные фирмы новых индустриальных стран (Асег, DTK, Hyundai, Samsung). Сюда можно отнести и некоторые российские фирмы - ИВК, ЛЭНД, КАМИ, ASI и другие так называемые brand name;

• сомнительные поставщики.

Анализ отечественного компьютерного рынка показывает, что здесь сравнительно долгое время доминируют производители компьютеров первой группы. Импорт компьютеров мировых brand name растет, но ненамного быстрее, чем отечественное производство. Доля импорта прочих фирм сокращается, прежде всего, из-за уменьшения ввоза персональных компьютеров малоизвестных зарубежных фирм. В целом, по мнению экспертов авторитетной аналитической службы IDC, установившееся в настоящее время для поставок отечественных и зарубежных сборщиков соотношение 1:2 сохранится и в обозримом будущем.

В целом, проведенный анализ информационного комплекса показал, что:

• формирование информационного общества позволяет повысить производительность общественного труда за счет внедрения высокопроизводительной информационной техники и использования передовых информационных технологий;

• информация становится одним из основных стратегических видов ресурсов экономики;

• основой "информационного общества" является информационный бизнес;

• для развития эффективности бизнеса необходимо создавать системы, которые могут "коллекционировать" опыт, идеи предпринимателей и работать в режиме информационно-советующей системы;

• информационный комплекс следует рассматривать и как информационную индустрию, и как отдельные сектора информационных продуктов, услуг и технологий.

Таким образом, информатизация становится одним из наиболее ярких признаков современной системы общественных отношений. Широкое развитие информационного комплекса на базе эффективного использования компьютеров и телекоммуникаций обеспечивает принципиально новые возможности экономического развития.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: