Стратегический анализ среды холдинга

 

Стратегический анализ среды холдинга включает в себя анализ макроокружения, анализ непосредственного окружения и анализ внутренней среды предприятия.

Для анализа макроокружения компании "Холдинг-центр" используется метод PEST (SТЕР)-анализа - это инструмент, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.

 

Таблица 3. "PEST – анализ тенденций, имеющих существенное значение для стратегии организации "Холдинг-центр" на перспективу до 2015 г."

Политика Экономика
1.Ужесточение государственной политики в области противопожарной безопасности. 1.Экономическая ситуация в РФ после кризиса начинает стабилизироваться, "размораживаются" многие строительные объекты.
2.Начало государственной программы (проекта) "Безопасный город". 2.Темпы инфляции по прогнозу Минэкономразвития в 2010 г. составят 8,5 – 10 %.
3. Смена муниципальной и республиканской власти 3. Курс рубля к доллару составляет 29,22 рубя. Наблюдается снижение курса доллара с начала 2010 г.
  4. Ставка рефинансирования составляет 8,5 %. Наблюдается тенденция снижения ставки рефинансирования.
  5.Затраты на основные внешние издержки возрастают.
Социум Технология
1. Произошло изменение в базовых ценностях в связи с экономическим кризисом: для человека менее важным аспектом стала престижность работы, многие неработавшие ранее женщины стараются устроиться на работу 1.Появление новых доступных технологий
2. Снижение уровня жизни всех слоев населения 2. Появление новых материалов
3. Меняется отношение к работе, люди становятся более ответственными, так как боятся потерять работу 3.Широкое распространение автоматизации работ
4. Демографическая ситуация характеризуется снижением рождаемости и ростом смертности. Эта тенденция характерна для республики Коми. В этом можно убедиться, обратившись к нижеизложенным данным.  
5.Падение значимости официального заработка в структуре доходов  
6. Повышение уровня образования, многие уволенные работники проходят систему переподготовки  

 

Основываясь на методе PEST – анализа можно выделить следующие позитивные тенденции в развитии компонентов макроокружения для "Холдинг-центр": ужесточение государственной политики в сфере пожарной безопасности, так как это увеличит количество заказчиков предприятия; "разморозка" строительных объектов, так как компания сможет приступить к осуществлению ранее выигранных тендеров (начнется финансирование этих заказов), падение значимости официального заработка и повышение ответственности людей на работе.

Негативными факторами развития компонентов макроокружения для "Холдинг-центр" будут являться: повышение затрат на основные издержки, уменьшение количества населения, снижение уровня жизни.

Компания должна оценивать в каких городах, из тех, в которых она работает, негативные факторы проявились сильнее, а в каких – меньше.

Рассмотрим демографическую ситуацию в республике Коми за 2003-2009 гг., так как она оказывает прямое влияние на объемы строительства жилых домов компанией "Холдинг-центр".

 

Таблица 4. "Численность наличного населения по городам и районам республики Коми (на 1 января, тыс. чел.)" [22]

 

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

измен.

Сыктывкар

245,2

244,2

244,5

244,8

244,5

246,3

248,2

+3

Воркута

133,5

130,1

127,5

123,8

120,1

116,9

113,4

-20,1

Вуктыл

18,2

17,9

17,7

17,2

16,8

16,6

16,2

-2

Инта

46,2

44,9

43,8

42,5

41,0

40,0

38,1

-8,1

Печора

66,1

65,5

64,8

63,8

63,3

62,8

62,0

+0,9

Сосногорск

52,4

52,0

51,4

50,8

50,3

49,8

49,2

-3,2

Усинск

52,8

53,0

52,7

52,3

51,8

51,4

50,8

-2

Ухта

127,1

126,9

127,0

127,0

127,2

127,1

127,0

-0,1

Ижемский

21,5

21,3

21,0

20,6

20,4

20,0

19,7

-1,8

Княжпогостский

29,6

28,9

28,2

27,4

26,8

26,2

25,6

-4

Койгородский

10,0

9,8

9,7

9,5

9,3

9,3

9,1

-0,9

Корткеросский

23,6

23,4

23,2

23,1

23,0

22,8

22,5

-1,1

Прилузский

24,7

24,4

23,9

23,5

23,1

22,8

22,4

-2,3

Сыктывдинский

24,2

23,8

23,6

23,5

23,9

24,3

24,6

+0,4

Сысольский

16,9

16,8

16,6

16,4

16,2

16,1

15,8

-1,1

Троицко-Печорский

17,5

17,3

16,8

16,5

16,2

15,9

15,6

-1,9

Удорский

25,1

24,8

24,4

24,0

23,6

23,4

23,1

-2

Усть-Вымский

33,9

33,5

33,0

32,5

31,9

31,6

31,2

-2,7

Усть-Куломский

32,1

31,9

31,5

31,0

30,7

30,6

30,2

-1,9

Усть-Цилемский

15,4

15,3

15,1

14,8

14,5

14,2

13,9

-1,5

 

Согласно таблице, представленной Госкомстатом, наиболее привлекательным сегментом для строительства жилых зданий является г. Сыктывкар и г.Печора (в этих городах наблюдается рост населения), куда "Холдинг-центр" и должен направить свои усилия.

Также стратегический анализ среды холдинга включает в себя анализ непосредственного окружения компании "Холдинг-центр".

Ближайшими и самыми крупными конкурентами "Холдинг-центр" на строительном рынке республики Коми являются Ассоциация предприятий строительного комплекса республики Коми "СтройКом", а также строительный холдинг "Стройматериалы". В состав данных организаций входит большое количество предприятий различной сферы деятельности.

 

Таблица 5. "Организации, входящие в состав конкурентных предприятий" [31]

Организации "СтройКом" Организации "Стройматериалы"
ООО "Антрацит" ЗАО "Стройматериалы-К"
Ветлосянский кирпичный завод ОАО "Спецстроймеханизация"
Ухтинский кирпичный завод ЗАО "Комиводстройматериалы"
Дежневский кирпичный завод ОАО "Стройтрест № 3" (г. Чебоксары)
ОАО "Агростройконструкция" ОАО "Вестр"
ООО "Проспект" - строительные работы АТП "Нечерноземстрой"
ООО "Этажи" - строительные работы ООО КЦ "Сыктывкарстрой"
"Спецмонтаж" - монтажная организация ОАО "Элвес"
"Электромонтаж" - монтажная организация Архитектурная студия "Менам Керка"
"Струж" - деревообрабатывающее предприятие Архитектурная студия "Модулор"
АТП "Нечерноземстрой" - автотранспортное ООО "Техстрой"
ООО "Новострой" - окна и дверные конструкции из металлопластика и стеклопакетов немецкой фирмы VEKA  
ОАО "Лотос" - обеспечение современным теплозвукоизоляционным материалом, выполненным на основе базальтового волокна  

 

Для оценки позиций "Холдинг-Центр" необходимо составить матрицу анализа занимаемых позиций по сравнению с конкурентами.

 

Таблица 6. "Матрица анализа занимаемых позиций по сравнению с конкурентами на рынке строительно-монтажных работ" [31]

Показатель

Оценка в сравнении с конкурентом

Хуже Так же Лучше
Продукт      
Качество жилищного строительства +    
Качество промышленного строительства     +
Качество монтажа     +
Соблюдение сроков строительства и монтажа     +
Цена      
Позиционирование цены     +
Скидки     +
Условия платежей   +  
Продвижение      
Стимулирование сбыта +    
Управление торговой маркой (Репутация)   +  
Сбыт      
Каналы сбыта     +
Объемы сбыта   +  
Общие вопросы      
Обеспеченность техникой     +
Обеспеченность кадрами   +  
Финансовая устойчивость   +  
Система управления   +  
Налаженность связей     +
Поддержка правительства, госзаказы   +  
Использование всех видов ресурсов   +  

 

Исходя из табличных данных, можно отметить, что по многим позициям "Холдинг-центр" занимает одинаковое положение в сравнении с конкурентами, а по некоторым даже превосходит их. Слабые позиции холдинга можно отметить только в отношении качества жилищного строительства, но этот вид деятельности не относится в компании к основным, и объемы работ по нему небольшие.

Необходимо определить место, которое занимает "Холдинг-центр", его продукции (а именно жилые здания) по отношению к другим строительно-монтажным предприятиям, их продукции, чтобы определить необходимо ли предприятию дальше развивать это направление или отказаться от него.

При позиционировании объективные сходства и различия фирм и ее продукции отступают на второй план, так как важны не только реальные характеристики продукции, а именно то, как они представляются в глазах потребителей. Но в силу отсутствия исследований по данному вопросу позиционирование будет произведено на основе объективных характеристик. В дальнейшем необходимо провести исследование на предмет восприятия потребителями, чтобы осуществить позиционирование на основе характеристик продукции, воспринимаемых потребителями.

Позиционирование "Холдинг-центр" и его продукции в сфере жилищного строительства проводится на Карте восприятия по 2 показателям: качество работ, стоимость м2.

Из данного рисунка видно, что "Холдинг-центр" позиционируется как предприятие, реализующее квартиры невысокого качества по невысокой цене, в то время как "СтройКом" и "Стройматериалы" занимают позицию "высокое качество – высокие цены".

 


Рис.6 Карта восприятия в сфере жилищного строительства [30]

 

Это объясняется тем, что большинство домов "Холдинг-центр" отстраивал по муниципальному заказу, то есть бюджет на строительство был ограничен и не зависел от компании. Также это можно объяснить тем, что строительство жилых зданий – не основное направление деятельности компании, и его качеству соответственно уделяется меньшее внимание.

В силу низкого качества строительных работ предприятие рассмотрело вопросы внедрения системы качества, чтобы изменить позиции (как показано на рисунке – "Холдинг-центр" - 2). В настоящее время Система менеджмента качества применительно к строительству зданий и сооружений, проектированию зданий и сооружений, обслуживанию инженерных сетей и систем успешно внедрена и действует, подтверждением является сертификат соответствия, полученный компанией в январе 2009 г. [32].

Итак, в ходе диагностики конкурентов пришли к следующему:

1. Установлена необходимость смены позиции на рынке строительно-монтажных работ в жилищной сфере по отношению к конкурентам;

2. Выявлена потребность в повышении качества жилищного строительства;

3. Определены сильные и слабые стороны компании относительно основных конкурентов с целью использования в стратегическом росте компании.

Данные выводы помогают увеличить конкурентоспособность, сформировать адекватную структуру холдинга.

Также при стратегическом анализе необходимо рассмотреть основные показатели работы "Холдинг-центр" за прошедшее время.

Итоги работы холдинга отражают стабилизацию показателей на одном уровне:

1. Численность работников стабилизировалась на уровне 1600 человек;

2. Динамика роста среднемесячной заработной платы положительна, и уровень оплаты труда выше среднестатистического по Республике Коми, что создает хорошую мотивацию работников к развитию компании;

3. Объемы строительно-монтажных работ остаются прежними уже в течение 2-х лет;

4. Выручка холдинга неуклонно растет;

5. В 2005 г. впервые после кризиса была показана совокупная прибыль холдинга.

Обобщенно показатели динамики холдинга представлены в приложении 1.

В 2005-2006 гг. созданы бизнес-единицы, которые имеют специализацию в определенной деятельности (производство текстиля, железобетонных изделий). Но в течение 2007-2009 гг. некоторые из них показали свою несостоятельность и в настоящий момент возникает необходимость очистки структуры от излишних элементов или передачи их в аутсорсинг.

По итогам проведения стратегического анализа среды холдинга можно сделать вывод о том, что позитивными тенденциями в развитии компонентов макроокружения для "Холдинг-центр" являются: ужесточение государственной политики в сфере пожарной безопасности, "разморозка" строительных объектов, падение значимости официального заработка и повышение ответственности людей на работе.

Негативными факторами развития компонентов макроокружения для "Холдинг-центр" будут являться: повышение затрат на основные издержки, уменьшение количества населения, снижение уровня жизни.

Также необходимо отметить, что ближайшими и самыми крупными конкурентами "Холдинг-центр" на строительном рынке республики Коми являются Ассоциация предприятий строительного комплекса республики Коми "СтройКом", а также строительный холдинг "Стройматериалы". По многим позициям "Холдинг-центр" занимает одинаковое положение в сравнении с конкурентами, а по некоторым даже превосходит их. Слабые позиции холдинга можно отметить только в отношении качества жилищного строительства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: