Предприятие осуществляет оптовую закупку, хранение и продажу алкогольной продукции на основании лицензии.
Ассортимент магазина формата гипермаркет представлен огромным количеством наименований, в том числе и алкогольной продукции. В Компании «Метро Кэш энд Керри» свои особенности презентации товаров крепкого алкоголя, что отличается от других гипермаркетов:
1. Выкладка коньяка по странам.
2. По производителям.
3. По литражному объему.
4. По ценовой политике, (Приложение 10).
В ТЦ «Метро» коньячная продукция представлена достаточно широко. Основную долю коньяков в натуральном выражении – 78,7% – составляет продукция производителей стран ближнего зарубежья, а именно Дагестан, Армения, Украина. Значительная доля реализуемой продукции – 12,5% приходится на коньяки производства Франции. На долю коньков производства России приходится всего 8,8%.
Структура ассортимента по производителям представлена на рис. 4.
Рассмотрим ассортимент коньяков зарубежных производителей, реализуемых в Торговом Центре Метро.
Hennessy V.S. Создан в 1860 году. Имеет богатый неясный и сильный вкус, цвет золотистого меда, аромат с тонами ореха, ананаса, груши, карамели. В состав купажа входят 40 коньячных спиртов, возраст которых составляет от 2,5 до 10 лет.
Hennessy V.S.O.P. Производится с 1817 года. Это изысканный и мягкий коньяк, легкость вкуса которого обусловлена выдержкой спиртов в старых дубовых бочках, потерявших часть дубильных веществ. В букете коньяка ощущается насыщенный аромат цветов (лилии) и фруктов (абрикос, персик). Напиток составлен из коньячных спиртов, выдержанных от 4 до 25 лет.
Hennessy Х.О. Выпускается с 1870 года из смеси коньячных спиртов с выдержкой от 6 до 17 лет. Этот коньяк обладает богатым устойчивым вкусом, ароматом спелых фруктов – груши, персика, сливы и пряностей: ванили, корицы.
Hennessy Paradis. Производится с 1979 года из спиртов, выдержанных от 15 до 100 лет. Имеет выдающийся вкус и устойчивый изысканный аромат фруктов, орехов с нотками грибов и марципана.
«Мартель». Это вторая фирма по объему выпускаемой коньячной продукции основана в 1715 году Жаном Мартелем.
Martell V.S. Трехзвездочный коньяк, имеющий привкус летних груш и банана. Возраст спиртов, входящих в купаж, от 2,5 до 7 лет.
Martell V.S.O.P. Этот коньяк имеет великолепный цветочный аромат (пиона, фиалки, жасмина) в сочетании с фруктовым тоном (абрикоса и персика). Выдержка входящих в купаж спиртов от 4 до 12 лет.
Martell Cordon Bleu (голубая лента). Производится с 1912 года. Напиток имеет гармоничный вкус с привкусом фиалки, темный ореховый цвет и апельсиновый аромат.
Martell Noblige. Выпускается с 1994 года. Выдержка большей части спиртов превышает 50 лет. Коньяк имеет вкус сладкого меда с ароматом ванили. Фирма «Мартель» изготавливает и другие коньяки.
«Реми Мартен». Фирма основана в 1724 году Реми Мартеном и производит следующие напитки.
Remy Martin Fine Champagne V.S.O.P. Эта марка коньяка изготавливается из спиртов с выдержкой до 7 лет. Напиток имеет янтарный цвет, аромат розы, фиалки, лесных орехов и сухой вкус.
Remy Martin Club De Remy Martin Fine Champagne. В коньяк входят спирты со средней выдержкой около 10 лет. Напиток имеет мягкий вкус, аромат трав и цветов.
Remy Martin X.O. Special Fine Champagne. Эта марка коньяка составлена из спиртов со средней выдержкой 20-25 лет и имеет темно-золотистый с красноватым оттенком цвет; аромат жасмина и розы; привкус вишен и черной смородины. Продается в хрустальном графине.
Remy Martin Extra Perfection Fine Champagne. Великолепный коньяк из спиртов с выдержкой в среднем около 30 лет. Имеет цвет светлого янтаря, аромат инжира, апельсина, корицы и вкус сухофруктов.
Remy Martin Louis XIII Crande Champagne. Коньяк «Louis XIII» является самым титулованным. Вырабатывается с 1715 года. Графин, в котором находится этот напиток, выполнен из хрусталя в стиле времен Людовика XIII известной фирмой Баккарат и украшен золоченой пробкой с золоченой накидкой. Средняя выдержка спиртов, входящих в купаж коньяка, – более 50 лет. Напиток по цвету напоминает темное золото, имеет удивительный свежий аромат экзотических фруктов с нотой шоколада, кофе, орехов и терпкий вкус.
«Курвуазье». Основатель – Эмануэль Курвуазье. Поставлял свои коньяки императору Наполеону Бонапарту. На этикетке каждой из марок коньяка Курвуазье размещена запатентованная надпись «Le cognac de Napoleon» и силуэт императора. Фирма имеет запасы элитных коньяков (почти 3 тыс. старинных бутылок) с возрастом свыше 200 лет.
Основные марки коньяков этой фирмы следующие.
Courvoisier V.S. Напиток, имеющий вкус фруктов и аромат душистых трав, содержит спирты с выдержкой до 8 лет.
Courvoisier V.S.O.P. Коньяк имеет мягкий вкус и цветочно-фруктовый аромат. Средний возраст спиртов – 8-12 лет.
Courvoisier Napoleon. Считается истинным «Наполеоном» по выдержке, с мягким вкусом и ароматом спелых фруктов с пряностями. Средняя выдержка коньячных спиртов – 15-20 лет.
Courvoisier X.O. Imperial. Напиток обладает мягким полным вкусом и ароматом цветов, фруктов и пряностей. Для составления купажа берутся спирты в возрасте до 35 лет.
Courvoisier Initiate Extra. Коньяк имеет полный насыщенный вкус, аромат ванили, изюма, миндаля. Выдержка спиртов – более 50 лет. Фирма выпускает также суперэлитные коньяки. Например, Extra № 7. Было изготовлено всего 12000 графинов коньяка этой марки.
«Камю» (Camus). Основана фирма Жаном Батистом Камю в 1863 году. Потомок основателя – Клод Брюжроль – ныне является управляющим фирмы «Леопольд Брюжроль», владеет 50 гектарами виноградников в Бордери и Фэн Буа. Производит продукцию главным образом на экспорт.
Наиболее известны следующие коньяки этой фирмы.
Camus Grand VS.O.P. Коньяк состоит из спиртов выдержки до 15 лет. Во вкусе улавливаются горьковатые нотки, а в аромате – ореховый тон.
Camus Napoleon Vieille Reserve. Эта марка коньяка имеет золотистый цвет, фруктовый вкус и цветочный аромат с тонами ванили и миндаля. Средний возраст спиртов в купаже – 20 лет.
Camus X.O. Напиток очень популярен в мире, имеет насыщенный фруктово-цветочный аромат. Спирты, входящие в состав купажа, выдержаны до 40 лет.
Camus Extra и Celebration. Это элитные коньяки со средней выдержкой спиртов до 50 лет и более. [12]
Ассортимент коньяков производства России и стран ближнего зарубежья, реализуемый в ООО «Метро Кеш энд Керри».
Номенклатура показателей ассортимента коньяков рассчитывается по формулам [26]: действительная широта:
Ша = ,(1)
где Ша – широта ассортимента;
Пд – полнота действительная;
m – количество однородных групп товаров.
Базовая широта рассчитывается по формуле:
Шб = ,(2)
где Шб - базовая широта.
Коэффициент широты рассчитывается по формуле:
Кш = (3);Кш = ,
где Кш – коэффициент широты;
Шб – базовая широта ассортимента.
Коэффициент полноты рассчитывается по формуле:
Кп = (4);
Кп = ,
где Кп – коэффициент полноты;
Пд – полнота действительная;
Пб – полнота базовая.
Показатель устойчивости (У) количество видов и наименований, пользующихся устойчивым спросом, рассчитывается по формуле:
Ку = (5); Ку = ,
где Ку – коэффициент устойчивости;
Шд – широта действительная.
Расчеты коэффициентов широты, полноты и устойчивости ассортимента, связанные с рациональностью и достаточностью ассортимента, свидетельствует о постоянном увеличении реализации данного вида товара. [26]
Источники поступления алкогольной продукции (коньяков) влияют на формирование ассортимента в рассматриваем торговом предприятии. ООО «Метро Кэш энд Керри» работает с большим количеством поставщиков. Поставки осуществляются: дистрибъютерами, крупных поставщиков через РЦ (распределительные центры), которые находятся в Москве и осуществляют доставку продукцию по магазинам, находящимся в регионах, через алкогольные платформы.
В Липецке поставщиками компании Метро Кэш энд Керри крепкого алкоголя являются: ТД «Винград-Липецк», Компания «Русьипорт», ООО «Градус», ООО «Межрегионторг», ООО «Ликон», АБ «Ника», ООО «Технострой».
Напрямую с завода изготовителя поставщиками являются: Компания «Росинка», ООО «Веда», ОАО «Кратос», ОСТ-АЛКО Черноголовский завод алкогольной продукции.
Поставщики-импортеры: ООО «Мозель-Саратов», ООО «Васко СНГ», Кэр-сервис, М-Винником, ООО «Меркурий».
Большое внимание в ООО «Метро Кэш энд Керри» уделяется приемке от поставщиков алкогольной продукции.
Специалист по алкогольной продукции сверяет документы, предоставленные поставщиком по товарам, с тем списком необходимых документов, которые должны предоставляться по данным артикулам в соответствии с требованиями российского законодательства.
Все документы должны быть заверены оригиналами оттисков печатей поставщика, а сертификат соответствия на российскую продукцию – оригиналами оттисков печатей всех предыдущих владельцев продукции.
Список необходимых документов по алкогольной продукции включает:
- копии оптовой лицензий и аттестата аккредитации поставщика,заверенные голубым оттиском печати (предоставляются только припервой поставке товаров, а затем – после истечения срока действиястарой и по получении новой лицензии);
- копию сертификата соответствия, заверенную оригинальной печатьюили держателя сертификата, или нотариуса, или органа, выдавшегосертификат, а также последнего владельца продукции (при повторнойпоставке по данному сертификату достаточно предоставленияприложения к ТТН с реквизитами сертификата);
- правку к товаротранспортной накладной, разделы А и Б (дляроссийской продукции);
- справку кгрузовой таможенной декларации, разделы А и Б (дляимпортной продукции);
- удостоверение качества алкогольной продукции (может отсутствовать уимпортной продукции);
- копию санитарно-эпидемиологического заключения (гигиенического сертификата). Документ может не предоставляться, если в сертификате соответствия имеется ссылка на его реквизиты.
Каждый товаросопроводительный документ проверяется на: правильность заполнения, наличие подписей, разборчивость текста, четкость печатей и штампов, срок действия.
У справок к грузовой таможенной декларации и товаротранспортной накладной в обязательном порядке должны быть заполнены: разделы «А» – производителем / импортером, разделы «Б» – всеми предыдущими владельцами алкогольной продукции. Если какие-либо данные пропущены, документ считается неправильно оформленным, и товары не подлежат приемке, (Приложение 12).
Если все документы на алкогольную продукцию в порядке и оформлены соответствующим образом, специалист по алкогольной продукции разрешает приемку товаров.
Поставкам в ТЦ «Метро» предшествуют заказы поставщикам, которые заполняются руководителями или заместителями руководителей, так же как и возвраты алкоголя ненадлежащего качества, без документов и бой.
После того, как товар принят, он поступает с зоны приемки в торговый зал, где сотрудники отдела выкладывают товар на полки, согласно установленной презентации, и сверяясь с листами пересчета, поступившими вместе с товаром.