Конкурентоспособность – способность товара быть проданным в данное время, на данном рынке в присутствии аналогичного товара конкурентов, которая определяется, в основном, характеристиками товара (ценой, уровнем качества, сервиса).
Обычно используют два метода конкуренции: ценовой на основе снижения цен на товары и услуги или неценовой на основе улучшения качественных характеристик продукции, рекламы, стимулирования сбыта комплекса сервисных услуг.
С этих позиций, конкурентоспособность товара – это степень его соответствия в данный момент выбранному рынку по экономическим, коммерческим и другим характеристикам, обеспечивающим возможность сбыта на этом рынке. Как правило, это не все, а лишь некоторые, свойства товара и его характеристики, которые выгодно отличают товар предприятия от товаров конкурентов.
Выделяют три группы параметров, обеспечивающие конкурентоспособность товара:
1) технические – параметры назначения (в данном случае: объем, дизайн);
2) экономические – цена приобретения;
3) организационные – комплексность и условия поставок, условия платежа, система скидок и др. [17]
Исследуем конкурентоспособность коньяков трех наименований: коньяк «Арарат» 5 звезд производства Ереванского коньячного завода «Арарат», коньяк «Юбилейный» 5 звезд ОАО «Московского винно-коньячного завода «КиН», коньяк «Пять звездочек» производства «Ставропольского винно-коньячного завода». Данные о конкурентоспособности, учитывая все изложенные выше факторы, на нее влияющие, отразим в приложении 14, сводной таблице 9.
Конкурентоспособность рассчитывается с учетом нормативных показателей, определенных в процессе экспертизы и сравнения с базовыми (стандартными) показателями по формуле:
К = L норм *(Lтех / Lэк)(6),
где К – конкурентоспособность;
L норм – нормативные показатели;
Lтех – органолептические и физико-химические показатели;
Lэк – экономические показатели цена.
Рассчитаем конкурентоспособность для исследуемых образцов:
Образец 1. К = 2 * (3/375) = 0,016.
Образец 2. К = 1 * (3/292) = 0,01.
Образец 3. К = 1 * (2/257) = 0,007.
Следовательно, конкурентоспособность выше у образца коньяк «Арарат» 5 звезд производства Ереванского коньячного завода «Арарат»: за счет соотношения цены и продуманного интересного дизайна этикетки.
Самым неконкурентоспособным коньяком оказался коньяк «Пять звездочек» производства Ставропольского винно-коньячного завода, при кажущейся низкой цене (самой низкой из представленных образцов) большим минусом является недоработанная этикетка, незапоминающаяся: завод много теряет в продажах из-за этой недоработки.
Что же касается вкусовых ощущений, то коньяк «Арарат» 5 звезд также держит пальму первенства, имея великолепный законченный и сбалансированный вкус с нотками орехов, меда и фиалок. Гармоничное сочетание аромата подлеска ранним утром и сыра, усиленное нотами лесных орехов и кожи, незначительно присутствует медовая нотка. Коньяк «Кремлевский» – сильный, замечательное сочетание экзотических фруктов и специй, с легкими древесными нотами дуба. Коньяк «Пять звездочек» – фруктовые нотки во вкусе с примесью ванили, пресный.
Глава 3. Направления совершенствования требования качества и конкурентоспособности реализуемого коньяка