Производственная деятельность предприятия является, как правило, основным прибылеобразующим фактором [21, c.79]. Эффективность производства измеряется соотношением конечного результата и затраченного ресурса на его достижение. Многие показатели эффективности производства - такие как прибыль, рентабельность продукции широко используются в практической деятельности мясокомбина [22, c.16].
Анализ бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) ООО «Гермес» начнем с исследования ее динамики и структуры, как по общей сумме, так и в разрезе составляющих ее элементов. Для оценки уровня динамики показателей бухгалтерской прибыли составим таблицу 2.
Как следует из данных таблицы 2, ООО «Гермес» достигло желаемых результатов финансово – хозяйственной деятельности в I квартале 2010 года по сравнению с I кварталом 2009 года. Об этом свидетельствует увеличение общей суммы прибыли до налогообложения до 5350 тыс. руб. или 502,4%. Подобное увеличение прибыли является результатом изменения всех ее составляющих.
|
|
По результатам показателей I квартала 2010 года можно сказать, что предприятие значительно улучшило свое положение по сравнению с I кварталом 2009 года. Это связано все с тем же увеличением общей суммы прибыли до налогообложения на 8888 тыс. руб. или 502,4% по сравнению с I кварталом 2009 года. Данное увеличение связано с увеличением валовой прибыли на 8888 тыс. руб.
Таблица 2 — Динамика показателей прибыли за I кв.2009 г. – I кв.2010 г.
Квартал
Показатели | I кв.2009 г | I кв.2010 г. | Отклонение 20010 года от 2009года | |||
сумма, тыс.руб. | в % к итогу | сумма, тыс.руб. | в % к итогу | Сумма, тыс.руб. | Относительное отклонение | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Валовая прибыль | -1769 | 100 | 5350 | 100 | +7119 | 502.4 |
Коммерческие расходы | - | - | - | - | - | - |
Управленческие расходы | - | - | - | - | - | - |
Прибыль (убыток) от продаж | -1769 | 100 | 5350 | 100 | +7119 | 502.4 |
Проценты к получению | - | - | - | - | - | - |
Проценты к уплате | - | - | - | - | - | - |
Прочие доходы | - | - | - | - | - | - |
Прочие расходы | - | - | - | - | - | - |
Прибыль (убыток) до налогообложения | -1769 | 100 | 5350 | 100 | +7119 | 502.4 |
Важное значение для оценки финансовых результатов деятельности предприятия имеет факторный анализ прибыли от продаж товаров, продукции, работ, услуг. Проведем факторный анализ прибыли от продаж на основе информации, содержащейся в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» за I квартал 2009 и I квартала 2010 года соответственно, для чего воспользуемся аналитической таблицей 3.
Таблица 3 – Данные факторного анализа прибыли за 1кв.2009 – 1кв.2010г.г.
Показатели | 1кв.2009 | 1кв.2010г | Отклонение | |||||
Себестоимость проданных товаров, в т.ч. | 24280 | 16202 | -8078 | |||||
Фонд оплаты труда
| 2050 | 2050 | - | |||||
Арендная плата | 600 | 600 | - | |||||
Электроэнергия | 600 | 600 | - | |||||
ГСМ | 193 | 250 | 57 | |||||
Показатели | 1кв.2009 | 1кв.2010г | Относительное отклонение | |||||
Сырьё (мясо, оболочка, специи) | 20237 | 12572 | -7665 | |||||
Вода (в т.ч. пар) | 600 | 130 | -470 | |||||
Выручка от продажи | 22511 | 21560 | -951 | |||||
Прибыль (убыток) от продаж | (1769) | 5358 | 7127 | |||||
Из приведенных данных видно, что предприятие выполнило задание по прибыли от продаж.
∆П = П2010 – П2009 = 5358-(-1769) = 7127 тыс. руб.
В 2010 году значение прибыли от продаж гораздо выше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего. Таким образом, можно сделать вывод, что за отчетный период предприятие получило прибыль в размере 7127 тыс. руб. Это отклонение является результатом взаимодействия следующих факторов.
Для нахождения значений затратных факторов (∆ с, ∆ у, ∆ к) следует сравнить себестоимость проданных товаров, управленческие и коммерческие расходы по отчету и по плану, пересчитанную на фактически реализованную продукцию. Согласно учетной политики, принятой на предприятии, управленческие и коммерческие расходы включаются в себестоимость продукции. Следовательно, найдем значения только себестоимости.
∆ с = 16202 –24280= -8078 тыс. руб.
Сопоставление показывают, что себестоимость за анализируемый период возросла на 8078 тыс. руб. Рост себестоимости продукции был обусловлен снижением цены закупаемого сырья и уменьшением расходов на пар в связи с пуском в эксплуатацию собственной газовой котельной установки.
Влияние цен на прибыль можно определить как разность между фактической выручкой от реализации без косвенных налогов и плановой пересчитанной на фактически реализованную продукцию. За истекший период предприятие избежало повышения цен, поэтому рассматривать влияние изменения цены на прибыль не имеет смысла.
Уменьшение выручки показывает, что в отчетном периоде объём реализованной продукции снизился по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., но за счёт снижения себестоимости, прибыль до налогообложения удалось значительно увеличить.
Результаты проведенного факторного анализа прибыли от продаж показывают, что на полученную прибыль в размере 5358 тыс. руб. оказало влияние уменьшение себестоимости что и увеличило прибыль на 7127 тыс. руб. Позитивное влияние оказали снижение стоимости сырья и политика замораживания цены реализации продукции на уровне 1 квартала 2009 г.
Анализ прибыли представляет собой исследование механизма формирования конечного финансово – хозяйственного результата во всем многообразии причинно – следственных связей и зависимостей в целом по предприятию [25, c.35].