В отечественной и зарубежной литературе сейчас широко используется финансово – экономическая диаграмма, постулирующая линейную связь между доходом, издержками и прибылью предприятия. На этой диаграмме обозначают диагностическую точку «безубыточности» [30, c. 43], в которой достигается полное покрытие постоянных расходов маржинальным доходом [31, c.14].
Для анализа безубыточности ООО «Гермес»воспользуемся таблицей 5.
Таблица 5 – Данные для анализа безубыточности
Периоды Показатели | 1 квартал 2009 г. | 1 квартал 2010 г. |
Выручка, тыс. руб. | 22511 | 21560 |
Выработка, тонна | 160,07 | 154 |
Затраты полные, в том числе: | 24279 | 16210 |
- Затраты постоянные, тыс. руб. | 2650 | 2650 |
- Затраты переменные, тыс. руб. | 21629 | 13560 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. | -1769 | 5350 |
Рассчитаем маржинальный доход по формулам:
ДМ = П+Н (34)
или
ДМ = ВР – Рn, (35)
где П – прибыль;
Н – постоянные затраты;
ВР – выручка;
Рn – переменные затраты.
|
|
ДМ1 кв.2009 = 22511-21629 = 882 тыс. руб.
ДМ1 кв.2009 г. = -1769+2650 = 881 тыс. руб.
ДМ1 кв.2010 г. = 5350+2650 = 8000 тыс. руб.
ДМ1 кв.2010 г.= 21560-13560 = 8000 тыс. руб.
Рассчитаем точку критического объема продаж (точку безубыточности) в денежном измерении:
(36)
где Ду – удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации продукции.
Т1 кв.2009 г.
Т1 кв.2010 г.
Рассчитаем точку критического объема продаж в натуральном выражении:
(37)
где К – количество проданной продукции в натуральных единицах (тонна).
Т1 кв.2009 г. тонн.
Т1 кв.2010 г. тонн.
Рассчитаем точку критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%:
(38)
Т1 кв.2009 г.
Т1 кв.2010 г.
Определим объем реализации продукции в стоимостном выражении для получения определенной суммы прибыли:
(39)
ВР1 кв.2009 г.
ВР1 кв.2010 г.
Определим зону безопасности:
(40)
ЗБ1 кв.2009 г.
ЗБ1 кв. 2010 г.
На основании полученных результатов, построим графики определения точки безубыточности по анализируемым периодам 2009-2010 гг. По горизонтали показываем объем реализации продукции в тоннах, по вертикали – себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.
По рисунку 2 можно установить, что в 1 квартале 2009 года при объеме реализации 160,07 тонн, предприятие не получит прибыль, а потерпит убытки в размере 1769 тыс. руб. Значит, точка безубыточности на графике расположена значительно выше по графику.
В 1 квартале 2010 года года предприятие получит прибыль, если выпустит колбасных изделий на 33%. Согласно рисунку 3, точка безубыточности находится на пересечении выручки и общих затрат 21560 и 16210 тыс. руб. соответственно. По сравнению с предыдущим годом, зона безопасности увеличилась и составила 67%.
|
|