Рынок банковских вкладов со стороны потребителя

В июне 2010 г., также как и в октябре 2008 г., чуть менее четверти населения России имели запасы сбережений. Однако в период между этими двумя датами данный индикатор достигал более высоких значений: в октябре и ноябре 2009 г. - 30%. Высокодоходные группы россиян, по сравнению с общероссийской выборкой, характеризуются существенно более высокой долей сберегателей – в городах-миллионниках, где опрашивались[2] высокодоходные группы населения, более половины опрошенных (57%) имеют накопления.

Объем накоплений населения не так уж и велик: лишь 8% опрошенных по всероссийской выборке может прожить на свои накопления, по их собственной самооценке, больше года, среди высокодоходных групп населения – этот показатель несколько выше - 17%. Таким образом, у высокодоходных семей в городах-миллионниках запас прочности выше, чем в среднем по России, но не намного.

Что касается текущих сбережений, то половина россиян тратят все деньги на текущее потребление и ничего не откладывают. Еще треть респондентов (31%) прибегает к остаточным сбережениям, то есть сберегают то, что осталось не потраченным на текущие расходы. Целенаправленно сберегает всего 12% россиян. С увеличением дохода растет склонность людей к сбережениям: так, в группе высокодоходных респондентов, жителей городов-миллионников, целенаправленно сберегает уже почти треть в выборке (28%), чуть более половины (52%) сберегают по остаточному принципу, тратят весь текущий доход на потребление всего 16% респондентов.

Самой популярной формой для хранения текущих сбережений, как в среднем по России (39% опрошенных), так и по высокодоходным группам населения (30%), является хранение сбережений в наличных рублях. На втором месте - банковский вклад (23%) и еще 19% ответили, что кладут деньги на текущий счет. Почти каждый десятый россиянин хранит деньги на банковской карте без начисления на них процентов (9%).

В сознании населения существует прямая связь между выгодностью и надежностью вложений: наиболее выгодны те инструменты, которые также и наиболее надежны. Несмотря на произошедшие изменения на финансовом рынке, в июне 2010 года по-прежнему большинство россиян считает покупку недвижимости самым надежным и выгодным способом хранения сбережений. Далее с большим отрывом, но примерно на одном уровне идут счета в государственных банках и покупка золота и драгоценностей. Замыкает четверку лидеров хранение средств в виде наличных рублей. В сравнении различных инструментов по соотношению выгодности-надежности в октябре 2008 г. вклады в госбанках и наличные рубли выглядели несколько менее привлекательными: за их надежность приходилось платить меньшей выгодностью относительно других инструментов. В июне 2010 г. вклады в госбанках стали более выгодны и не менее надежны.

Структура сберегательных мотивов россиян по сравнению с октябрем 2008 г. изменилась незначительно. Продолжает лидировать и даже стал встречаться несколько чаще мотив сбережений на «черный день»: 23% в 2008 г и 27% в 2010 г.. Второй по распространенности целью, которая, по мнению россиян, заслуживает того, чтобы откладывать на нее деньги, является ремонт квартиры или дома (24% опрошенных в июне 2010 г. были готовы откладывать деньги именно на это).

Сберегательные мотивы различны в зависимости от того, имеется или нет сбережения: для сберегателей самыми важными целями являются: на всякий случай, про запас (38% сберегателей), на старость (24%), на ремонт квартиры, дома (20%), тогда как те, кто пока не имеет сбережений, но планирует их осуществить, среди важнейших целей называют сбережения на ремонт квартиры, дома (30%), сбережение на отдых и развлечения (24%), а также сбережения про запас (22%).

В рейтинге спонтанного знания брендов банка (без подсказки), составленного на основе опроса высокодоходных групп, по-прежнему, как и в октябре 2008 г. лидирует Сбербанк. Однако в июне 2010 г. его назвали 74% респондентов, тогда как полтора года назад таковых было 88%. Банк ВТБ 24 в июне 2010г. указали 28%, что чуть меньше, чем в октябре 2008 г.(36%). Далее следует Альфа-банк (23% в июне 2010 г. против 26% в октябре 2008 г.). Уралсиб и банк Русский стандарт назвали в июне 2010 г. 13% опрошенных, тогда как в октябре 2008 г. доля лиц, называвших банк Русский Стандарт, была в 2 раза больше (28%). Во всех городах местные региональные банки входят в двадцатку наиболее известных банков. Причем наиболее сильные позиции региональные банки занимают в Казани, Челябинске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону, где местные банки входят в пятерку наиболее известных банков.

Наблюдается серьезно расхождение в узнавании брендов банков между высокодоходными слоями населения и общероссийской выборкой. Уровень узнаваемости банков среди высокодоходных групп существенно выше, чем в целом по России, что говорит о большей осведомленности высокодоходных групп населения о финансовой системе нашей страны и о ее инструментах. По некоторым банкам уровень узнаваемости населением России в среднем и высокодоходными группами различается практически на 30 – 40 процентных пунктов. К примеру, Альфа-банк, Уралсиб, Райфайзенбанк и Ситибанк имеют довольно высокий рейтинг узнаваемости среди респондентов из городов-миллионнников - от 51% до 84%, тогда как в среднем по России их узнаваемость колеблется от 15% до 33%.

По соотношению знания и доверия банку лидером является Сбербанк. Это единственный банк, у которого высокий уровень узнаваемости сочетается с высоким уровнем декларируемого доверия. Так, на всероссийской выборке Сбербанк узнают 98%, а доверяют 83%. Среди высокодоходных слоев в городах-миллионниках узнают 99%, а доверяют 81

Приоритетными каналами для поиска информации о банках и банковских услугах для высокодоходных групп населения являются отзывы и рекомендации знакомых (43%), звонок или посещение банка (42%), телевидение (41%) и Интернет (37%). Что касается информации о вкладах, то основным каналом поиска здесь является звонок или посещение – этим каналом пользуется практически половина опрошенных (48%).

За два года доля пользователей финансовыми услугами, несмотря на кризис, не только не уменьшилась, но даже немного увеличилась: если в октябре 2008 г. ими пользовались 58% респондентов, то в июне 2010 г. – 62%. По результатам всероссийского опроса, проведенного в 2010 году, наиболее востребованными банковскими услугами, как и в 2008 году, являются оплата коммунальных услуг (25%), а также использование дебетовой пластиковой карты, оформленной организацией (25%). В сравнении с предыдущей волной опроса, использование дебетовой пластиковой карты стало более распространенным (25% в 2010 г. против 16% в 2010 г.) и по частоте использования уже сравнялось с оплатой коммунальных услуг.

Распространенность финансовых услуг среди высокодоходных групп в два и более раза выше, чем охват тех же услуг в целом по населению. Так, обеспеченные слои населения в 5,5 раз чаще используют кредитную карту. Также большой разрыв наблюдается по денежным переводам - они используются в 4 раза чаще среди высокодоходных групп, чем в целом по населению. При этом лишь 10% респондентов из высокодоходной группы не пользуется банковскими услугами, тогда как среди россиян таковых 38%.

Спрос на срочные вклады со стороны высокодоходных групп населения стабилен. Как и ранее, большинство вкладчиков ориентировано на продолжение сотрудничества с банком. Доля тех, кто планирует продолжать пользоваться срочным вкладом– 80%, причем это на 10 п.п. больше, чем было в 2008 г.

Лидером по доле пользователей среди высокодоходных групп населения в городах-миллионниках, как и ранее, является Сбербанк (42%). Следующим по популярности идет ВТБ / ВТБ24 (10%). Примечательно, что в сравнении с данными 2008 г. доля населения, пользующихся услугами Сбербанка, падает. Скорее всего, это связано с тем, что в ходе кризиса стабильность банковской системы удалось удержать, а коммерческие банки предложили населению более выгодные условия по сравнению со Сбербанком.

По данным всероссийского опроса 2010 г. более трети респондентов (37%) в ситуации гипотетического выбора между банковскими вкладами и наличными деньгами предпочитают диверсифицировать свои (реальные или потенциальные) вложения: часть хранить в наличных деньгах, часть – в банках. Причем, по сравнению с октябрем 2008 г., уменьшилось количество приверженцев хранения в наличных, в то время как доля лиц, выбирающих однозначно банковские вклады, практически не изменилась. В целом, можно говорить о росте интереса к банковским вкладам.

Традиционно, наиболее распространенной причиной отказа от банковского вклада, по данным всероссийского опроса, является недостаток денежных средств (68%). В качестве причин, которые отталкивают людей от идеи вложения средств в банк и которые были названы – «не защищают сбережения от инфляции» (11%), «банки недостаточно надежны» (9%), и «банковские вклады предлагают недостаточно высокую доходность» (8%).

Для высокодоходных групп же, по данным опроса, основные причины отказа от вклада связаны с отсутствием защиты от инфляции и недостаточной надежностью банка. Тем не менее, среди тех представителей высокодоходных слоев, кто не пользуется вкладом, можно отметить с 2008г. по 2010 г. положительную динамику в отношении оценок надежности банков и защиты средств от инфляции. Так, доля неуверенных в надежности банка сократилась в 2010 г. на 13 п.п., доля неуверенных в защите вклада от инфляции – на 10 п.п.

В ходе опроса высокодоходных слоев населения были выяснены также и мотивы пользования банковскими депозитами. Как и в октябре 2008 г., по-прежнему преобладающей причиной является отношение к депозиту как наиболее надежному способу вложения средств (46%). Примечательно, что среди вкладчиков, в отличие от людей, не имеющих вклад, вера в надежность вложений не растет.

Согласно данным, полученным на основе всероссийского опроса в июне 2010 г., наиболее важным параметром при открытии вклада является, как и ранее, размер процентной ставки по вкладу - 63% (в октябре 2008 г таковых было 68%). Второе место занимает индексируемость вклада в соответствии с ростом инфляции (60%). На третьем месте – капитализация процентов по вкладу (52%). По сравнению с данными 2008 года для клиентов стало немного менее значима возможность досрочного закрытия вклада с минимальной потерей в процентах – в 2008 году этот показатель был на третьем месте по важности, в 2010 переместился на четвертое место.

В качестве одного из способов привлечения клиентов многие банки используют различные бонусы и подарки, получаемые при открытии вклада. Однако согласно опросным данным высокодоходных слоев населения, для абсолютного большинства опрошенных подобные бонусы не представляют особого интереса: только 5% целенаправленно ищут вклады с такими предложениями. Но, в целом, можно говорить о значительном положительном изменении в отношении к подаркам. Так, если в 2008 г. только 8% отмечали, что были бы рады получить подарок, то в 2010 году эта цифра выросла почти в 3,5 раза и достигла 29%. Одновременно с этим, уменьшилось число людей, полагающих, что если дарят подарки – то экономят на процентной ставке (13% в 2010 г. против 23% в 2008 г.)

Свыше половины респондентов-вкладчиков во всероссийском опросе указали на государственный характер банка в качестве критериев выбора банка (52%). Причем, этот критерий сохраняет абсолютное лидерство как в 2008 г., так и сейчас. Следующий по популярности критерий – величина процентной ставки. Доля тех, кто принимал во внимание именно этот параметр при выборе банка, выросла с 23% в 2008 г. до 34% в 2010 г. Третье место занимает удобство распоряжения средствами - 28% выбрали этот вариант.

Участие банка в Системе страхования вкладов в качестве критериев выбора банка для открытия вклада в 2010 г отметили 21% населения (против 12% в 2008 г.) В целом, наблюдаются некоторые сдвиги в понимании населением банковской системы – об этом свидетельствует повышение внимания к ССВ, и уменьшение к известности банка.

Если говорить о высокодоходных группах, то критерии выбора банка у этих групп отличаются. Наиболее важным критерием для обеспеченных людей является величина процентной ставки, репутация и известность банка. Гораздо меньше внимания эти слои населения обращают на «государственность» банка. Надежность для них определяется через репутацию банка.

Средняя процентная ставка, которую респонденты считают слишком низкой для того, чтобы вкладывать деньги в банк, составляет 6,6% (в 2008 г. - 6,7%). Показатель медианы, не чувствительный к выбросам, описывая среднее значение, как и в 2008 году, составляет 6%. Размер процентной ставки, который считается россиянами слишком высоким (т.е. при котором люди бы отказались вкладывать деньги в банк из-за подозрения, что банк может оказаться ненадежным), составляет 26% (в 2008 г. - 20%). Значение медианы при ответе на вопрос о нормальной процентной ставке («при которой Вы бы согласились вложить деньги в банк»), как и в 2008 г., составило 14%. Отличий в ответах высокодоходных групп и россиян в целом выявлено не было. По сравнению со вкладчиками, респонденты, которые не являются вкладчиками банков, чаще называли более высокие процентные ставки.

По данным Банка России, россияне в первом полугодии отдавали предпочтение сбережениям в рублях. Вклады в национальной валюте выросли на 20,2%, в то время как долларовые депозиты снизились на 11,1%.

Аналитики объясняют интерес к рублевым вкладам тем, что в годовом исчислении рублевые депозиты оказались наиболее выгодными из банковских вкладов – за год (с июля 2009 года по июль 2010 года) они принесли своим владельцам 4,52% реальной рублевой доходности. А вот депозиты в европейской валюте из-за укрепления рубля все еще остаются в отрицательной зоне доходности. Доля рублевых вкладов в общем объеме вкладов физических лиц за анализируемый период существенно увеличилась – с 73,6 до 78,5%.

Тем не менее надо учитывать возможные изменения курсов. Здесь все зависит от срока, на который вкладывают деньги. Если это два года, то надо учитывать, что через полтора года возможно изменение курса рубля в сторону его ослабления примерно на 3 руб. за доллар. Можно потерять 2–3 рубля на долларе. Иными словами, следует учитывать риск потери рублем своего курса по отношению к доллару.

Но это не единственный существующий риск. С одной стороны, банкиры рапортуют о том, что население все охотней несет свои средства в кредитные организации. Так, по итогам первого полугодия объем банковских вкладов населения вырос на 12,7%, составив 8,6 трлн. руб. Для сравнения: за тот же период 2009 года прирост составил 9,9%. По прогнозам заместителя руководителя Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Андрея Мельникова, следующий год может ознаменоваться отрицательной доходностью банковских вкладов, только если банки не активизируются в кредитовании. Проще говоря, процентные ставки по вкладам упадут еще сильнее, перестанут перекрывать инфляцию, и людям станет просто невыгодно держать свои сбережения в банках. В августе этого года доходность депозитов крупнейших российских банков с учетом инфляции была отрицательной и составила минус 0,16%. Депозиты в рублях показали отрицательную доходность из-за снижения ставок рядом крупных банков, а также из-за инфляции, которая составила 0,6% за месяц.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: