Организационно - экономическая характеристика предприятия

Компания «Окна - штрих» (ООО «ПрайВеси»), существует на иркутском рынке уже более 6 лет и одна из первых наладила собственное производство окон из ПВХ. В качестве основного партнёра и поставщика была выбрана немецкая фирма REHAU — мировой лидер в области производства и переработки ПВХ. Общество с ограниченной ответственностью «ПрайВеси» создано 15 апреля 1999 года (компания работает под названием «Окна-штрих»).

В соответствии с ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 15.07. 1997г. Общество с ограниченной ответственностью «ПрайВеси» (в дальнейшем Общество) действует на основании Устава и Учредительного договора, утвержденных общим собранием учредителей 15 марта 2000 года.

Общество не имея собственного здания, арендует офис по адресу: г.Иркутск, ул. Лапина, 16а. Производственные цеха расположены в Ленинском районе.

Общество является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество имеет счета в банках, имеет право на простую круглую печать, штамп, символику, товарный знак.

Основными видами деятельности Общества являются:

1. производство и продажа готовой продукции из ПВХ (окна, двери, лоджии);

2. доставка и монтаж продукции из ПВХ;

3. внутренняя и внешняя отделка оконных и дверных проемов после установки;

4. оказание услуг по замеру оконных и дверных проемов.

Общество вправе заниматься любыми иными видами деятельности, не запрещенными действующим законодательством РФ.

Общество является собственником имущества, приобретённого в процессе его хозяйственной деятельности. Общество осуществляет владение, пользование и распоряжение находящимся в его собственности имуществом, по своему усмотрению, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.

Компания занимается установкой пластиковых окон более 6-ти лет, а производством окон начали заниматься три года назад, поэтому динамика финансовых показателей проводится только за два последних года (2004 – 2005 гг.).

За время деятельности компании как производителя пластиковых ею были остеклены ПВХ-конструкциями некоторые крупные объекты г.Иркутска:

1. Десятиэтажное строящееся жилое здание на ул. Цимлянская (строительная компания «Петроград») на 160 квартир с лоджиями;

2. Четырехэтажное здание типографии по ул. 1 Советская;

3. Здание Международного факультета ИГУ на 40 аудиторий;

4. Восемнадцать частных коттеджей в разных районах города, по 8-12 изделий на объект, включая нестандартные;

А также около 200 менее крупных промышленных, торговых и жилых объектов (офисы, павильоны, квартиры, частные дома).

Высокий уровень качества продукции предприятия обеспечивается:

- Применением ПВХ - профиля фирмы Rehau. Четырехкамерная и пятикамерная профильные системы обеспечивают высокое приведенное сопротивление теплопередачи.

- Четко отлаженным современным производством, укомплектованным высокоточным оборудованием лучших европейских производителей. Строгим соблюдением технологических норм и контролем качества.

- Высококвалифицированными специалистами, имеющими большой опыт работы по производству и установке оконных конструкций.

Компания «Окна - штрих» — это:

- возможность выбора из тщательно отобранных высококачественных профильных систем;

- экологически чистая технология изготовления пластиковых окон без свинца;

- регулярный технологический контроль за изготовлением окон из ПВХ и расширение ассортиментного перечня комплектующих для пластиковых окон;

- система контроля качества на каждом этапе производства;

- гарантийное сервисное обслуживание пластиковых окон в течение года;

- активные и компетентные сотрудники по установке пластиковых окон, остеклению балконов и остеклению лоджий.

Конструктивные возможности представленных профильных систем практически не ограничены, что позволяет претворять в жизнь любые дизайнерские и цветовые решения. Это важно для жителей нестандартных серий домов и коттеджных поселков.

Миссия Компании состоит в том, чтобы создавать и поставлять качественные продукцию и услуги на рынке светопрозрачных конструкций, которые помогут создать уют в мире людей, а также будут обеспечивать создание благоприятной атмосферы в быту каждого человека.

Цели Компании:

1. Обеспечение гарантий того, что поставляемая продукция не отнимает сил, ресурсов и времени в процессе всего срока её эксплуатации; является качественной и надежной, удобной и простой в использовании.

2. Обеспечение гарантий того, что предлагаемый Компанией сервис будет оцениваться потребителями как высочайший и профессиональный, а также будет являться основой для постоянного повышения эффективности работы.

3. Достижение максимально эффективного уровня сотрудничества с внешними (клиенты, партнеры) и внутренними заказчиками; объединение их ресурсов и талантов, обеспечивающее развитие Компании, создание и сохранение рабочих мест; а также, устойчивый рост потребительского спроса на рынке светопрозрачных конструкций, позволяющий Компании в долгосрочной перспективе сохранять лидирующие позиции.

При регистрации Общества формировался Уставный капитал в размере 1 200 тыс. рублей собственных средств, который был погашен единоразовым взносом на счет Общества.

На предприятии существует линейная система управления. Это означает непосредственное подчинение руководителю коллектива всех работников участков. В этом случае система звеньев управления, в общем, совпадает с системой звеньев процесса производства.

Линейная система обеспечивает чёткое формулирование задач (выдачу заданий), полную ответственность работников за результаты работы. Но вместе с тем ограничивает возможности использования компетентных специалистов в ходе осуществления управления отдельными участками. Структура предприятия представлена на рисунке 2.1.


Рис. 2.1. Организационная структура управления ООО «ПрайВеси»
(«Окна-штрих»)

 

Преимущества линейной структуры объясняются простотой применения. Все обязанности и полномочия здесь четко распределены, и поэтому создаются условия для оперативного процесса принятия решений, для поддержания необходимой дисциплины в коллективе.

В числе недостатков линейного построения организации обычно отмечается жёсткость, негибкость, неприспособленность к дальнейшему росту и развитию предприятия. Линейная структура ориентирована на большой объем информации, передаваемой от одного уровня управления к другому, ограничена инициатива у работников низших уровней управления. Она предъявляет высокие требования к квалификации руководителей и их компетенции по всем вопросам производства и управления подчиненными.

Цели, функции, структура и численность аппарата управления предприятия зависят от типа, вида, размеров предприятия, его структуры, содержания образования и форм организации производственного процесса и др.

Общая численность работников ООО «ПрайВеси» 36 человек.

Согласно штатного расписания Общества кадровый состав работников следующий:

1. Руководящие работники – 8 человек (в т.ч: генеральный директор, коммерческий директор, начальник отдела сбыта, главный бухгалтер, начальник отдела материально-технического снабжения, директор производственного цеха, начальник отдела продаж);

2. Планово – экономические работники – 3 человека (бухгалтерия – 2 человека, экономист – 1 человек);

3. Прочие работники – 25 человек (мастера по замеру и установке – 10 чел., производственные рабочие – 6 человек, менеджер по снабжению – 2 чел., менеджер по сбыту – 3 чел., юрист – 1 чел, секретарь-референт – 1 чел., технические работники – 2 чел.).

В целом коллектив работников предприятия можно охарактеризовать как высокопрофессиональный, умеющий выполнять свои профессиональные обязанности и достигать цели, поставленной перед организацией.

В таблице 2.1 приведен состав трудовых ресурсов ООО «ПрайВеси» за период 2004- 2005 гг.

 

Таблица 2.1

Анализ структуры работников предприятия по занимаемым должностям

Показатели

2004 г.

2005 г.

В среднем за 2 года
Чел. % Чел. % %
Руководящие сотрудники 8 23,58 8 13,79 18,6
Планово-экономические, в т.ч.: 3 8,82 3 5,17 6,99
Экономист 1 2,94 1 2,77 2,8
Бухгалтер 2 5,88 2 5,55 5,7
Прочие работники, в т.ч.: 23 67,6 25 69,4 68,5
Мастер по замеру и установке 8 23,5 10 27,7 25,6
Производственные рабочие 6 17,6 6 16,6 17,1
Менеджер по снабжению 3 8,82 3 8,3 8,56
Менеджер по сбыту 2 5,8 2 5,55 5,6
Юрист 1 2,94 1 2,77 2,8
Секретарь - референт 1 2,94 1 2,77 2,8
Технические работники 2 5,8 2 5,55 5,6
Итого 34 100 36 100 100

 

Весь руководящий состав предприятия имеет высшее образование и имеет стаж руководящей работы не менее 10 лет.

Необходимо определить функции, выполняемые каждым управленцем:

1. Генеральный директор.

- без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

- выдает доверенности на право представительства от имени Общества, в том числе доверенности с правом передоверия;

- издает приказы о назначении на должности работников Общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

- организует выполнение решений Общего собрания участников Общества;

- принимает решения по другим вопросам, связанными с деятельностью Общества, не входящим в компетенцию Общего собрания участников;

- Также регулирует все вопросы, связанные с приемом и увольнением персонала и его управлением.

В подчинении генерального директора находятся: коммерческий директор, начальники отдела материально-технического снабжения, отдела сбыта, производственного участка главный бухгалтер, секретарь-референт.

2. Начальник отдела сбыта:

- регулирует работу отдела;

- отвечает за своевременное исполнение договоров по поставке оборудования;

- обеспечивает участие отдела в подготовке прогнозов, проектов перспективных и текущих планов производства и реализации продукции, проведении маркетинговых исследований по изучению спроса на продукцию предприятия, перспектив развития рынков сбыта;

- осуществляет разработку и внедрение стандартов предприятия по организации хранения, сбыта и транспортировки готовой продукции, а также мероприятий по совершенствованию сбытовой сети, форм доставки продукции потребителям, сокращению транспортных затрат, снижению сверхнормативных остатков готовой продукции и ускорению сбытовых операций.

3. Начальник отдела материально-технического снабжения:

- организует обеспечение предприятия всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами требуемого качества и их рациональное использование с целью сокращения издержек производства и получения максимальной прибыли;

- руководит разработкой проектов перспективных и текущих планов и балансов материально-технического обеспечения производственной программы, ремонтно-эксплуатационных нужд предприятия и его подразделений, а также создания необходимых производственных запасов на основе определения потребности в материальных ресурсах;

- обеспечивает подготовку заключения договоров с поставщиками, согласование условий и сроков поставок, изучает возможность и целесообразность установления прямых долгосрочных хозяйственных связей по поставкам материально-технических ресурсов;

4. Директор по производству

- отслеживает ритмичность производственного процесса;

- следит за технологией изготовления продукции;

- вместе с директором по снабжению занимается планированием поставок сырья и фурнитуры для изготовления продукции;

- следит за дисциплиной производственных рабочих;

- следит за сохранностью оборудования.

Все эти действия осуществляются в рамках функций грамотного управления персоналом предприятия и позволяют отследить как работу всех остальных работников, так и процесс работы в целом.

Одним из главных показателей экономической характеристики предприятия является анализ размера производства. В таблице 2.2 проведен анализ объема оказанных предприятием услуг за 2004 – 2005гг.

Цель анализа – рассмотреть увеличение либо уменьшение объема услуг в стоимостном и процентном выражении для дальнейшего анализа ассортимента услуг.

Таблица 2.2

Объем производства (м2)

Показатели 2004г. 2005г. Отклонение абс. В проц. к прош. году
Объем производства 4 820 4 960 140 102,9

 

По данным таблицы 2.2 увеличение производства общего объема производства составило 140 м2. или 2,9%, что положительно сказывается на деятельности предприятия, однако необходимо изыскивать ресурсы для дальнейшего наращивания объемов производства. Более подробный анализ объема производства представлен в таблице 2.3

 

Таблица 2.3

Объем оказанных услуг

Продукция

Объем производства, тыс.руб.

Отклонение

2004г. 2005г. тыс.руб.  %
Изготовление окон 1 540,24 1 940,5 400,29 125,90
Изготовление балконных лоджий 2 700 2 610 -90,00 96,67
Услуги 510,36 725,6 215,24 142,17
Итого 4 750,6 5 276,2 525,60 111,06

 

Объем изготовления оконной продукции увеличился на 400,29 тыс.руб. или на 25,9%, изготовление балконных лоджий снизилось на 90 тыс.руб. или на 3.33%, также вырос объем оказанных услуг (отделка откосов, подоконники) на 215,24 тыс.руб. или на 42,17%. В целом произошло увеличение объема производства на 11,06% или на 525,6 тыс. руб.

 

Рис. 2.2. Структура объемов производства в 2004г.

 

На рисунке 2.2 и 2.3 представлена структура объемов производства за 2004г. и 2005г. соответственно.


Рис. 2.3. Структура объемов производства в 2005г.

 

Из рисунков видно, что произошло снижение доли балконных лоджий на 7,4%, доля окон снизилась на 4,3%, но увеличилась доля услуг на 3,1%.

2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности

Целью анализа финансово- экономической деятельности является объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности объекта исследования.

В таблице 2.4 приведен сравнительный аналитический баланс за 2 года (2004 и 2005 гг.).

 

Таблица 2.4

Сравнительный аналитический баланс ООО «ПрайВеси»

Наименование статьи, раздела

Значение, тыс.руб.

Изменение

2004 2005 абсолютное, тыс. руб. в %
АКТИВ        
1 Внеоборотные активы        
1.1 Нематериальные активы 3 935 4 320 40 101,02
1.2 Основные средства 4 430 4 125 40 100,90
1.3Долгосрочные финансовые вложения 1 520 1 632 112 107,37
Итого по разделу I 9 885 10 077 192 101,94
2 Оборотные активы        
2.1 Запасы и затраты 2 589 2 689 100 103,86
2.2 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 458 529 71 115,50
2.3 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев) 23 19 -4 82,61
2.4 Краткосрочные вложения 125 136 11 108,80
2.5 Денежные средства 452 532 80 117,70
Итого по разделу II 3 647 3 905 258 107,07
БАЛАНС 13 532 13 982 450 103,33
ПАССИВ        
3 Капитал и резервы        
3.1 Уставный капитал 1 200 1 200 0 100,00
3.2 Добавочный и резервный капитал 1 785 2 426 641 135,91
3.3 Нераспределенная прибыль 359 452 93 125,91
Итого по разделу III 3 344 4 078 734 121,95
4 Долгосрочные пассивы   -    
Итого долгосрочных заемных средств 500 568 68 113,60
Итого по разделу IV 500 568 68 113,60
5 Краткосрочные пассивы        
5.1 Займы и кредиты 4 255 4 100 -155 96,36
5.2 Кредиторская задолженность 5 433 5 236 -197 96,37
Итого по разделу V 9 688 9 336 -352 96,37
БАЛАНС 13 532 13 982 450 103,33

 

Анализируя таблицу можно отметить увеличение валюты баланса на 450 тыс. руб. или 3,33%, увеличилась доля нематериальных активов на 1,02% или 40 тыс.руб., также увеличилась доля основных средств 1%, на уменьшилась краткосрочная дебиторская задолженность на 3,64% или 155 тыс.руб., увеличилась нераспределенная прибыль на 25,9% или 93 тыс.руб., однако анализируя долю активов можно отметить преобладание внеоборотных активов над оборотными на 6 238 тыс. руб., а в структуре пассивов преобладает заемный капитал на сумму 12 582 тыс. руб.

Основным источником покрытия прибыли и затрат предприятия является выручка от реализации основной продукции (услуг), дополнительной продукции и доходы, не связанные с реализацией. Прибыль предприятия - важный показатель эффективности его деятельности. Понятие прибыли различается в зависимости от стадии ее формирования. Балансовая прибыль отчетного периода представляет собой алгебраическую сумму:

- результата от реализации продукции (работ, услуг);

- от реализации имущества;

- сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.

Прибыль предприятие получает главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовых и валютных биржах и т.д.).

Основными задачами анализа финансовых результатов деятель­ности являются:

- систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

- выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;

- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности. [26,c. 89]

В таблице 2.5 проведен анализ финансовых показателей деятельности предприятия за два года (2004 - 2005 гг.).

 

Таблица 2.5

Анализ финансовых показателей ООО «ПрайВеси»

ПОКАЗАТЕЛИ

2004 г.,

тыс. руб.

2005 г.,

тыс. руб.

Отношение к прошлому году

абсолютное %

I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности, тыс.руб.

1.Выручка от реализации продукции 4 750,6 5 276,2 525,6 111,06
2. Себестоимость продукции 3325,4 3693,34 367,94 111,06
3. Валовая прибыль 1425,2 1 583 157,8 111,07
4. Коммерческие расходы 25 40 15 160,00
5. Управленческие расходы     0  
6. Прибыль (убыток) от реализации 1400,2 1 543 142,8 110,20

II. Операционные доходы и расходы, тыс.руб.

7. Проценты к получению 115 126 11 109,57
8. Проценты к уплате 25 40 15 160,00
9. Доходы от участия в других организациях - - - -
10. Прочие операционные доходы 140 159 19 113,57
11. Прочие операционные расходы 36 41 5 113,89

III. Внереализационные доходы и расходы, руб.

12. Внереализационные доходы 114 118 4 103,51
13. Внереализационные расходы 118 129 11 109,32
14. Балансовая прибыль 1594,2 1 659 64,8 104,06
15. Отложенное налоговое обязательство 58 35 -23 60,34
16. Налог на прибыль и иные аналогичные платежи 75,3 79,2 3,9 105,18
17. Чистая прибыль (нераспределенная прибыль(убыток) отчетного года 359 452 93 125,91

 

Материал таблицы показывает: увеличение выручки на 11,06% или 525,6 тыс.руб. при увеличении себестоимости продукции также на 11,06% или 367,94 тыс.руб., а также увеличилась балансовая прибыль на 40,6% или 64,8 тыс. руб., но снизилось отложенной налоговое обязательство на 23 тыс. руб., а чистая прибыль возросла на 25,91% или 93 тыс. руб.

В динамике финансовых результатов можно отметить следующие положительные изменения. Прибыль от реализации растет быстрее, чем выручка от реализации. Это свидетельствует об относительном снижении затрат на закупку продукции. Чистая прибыль растет быстрее, чем прибыль от реализации, прибыль до налогообложения.

Немаловажное значение в финансовой системе предприятия имеют показатели рентабельности предприятия:

Для расчета основных показателей рентабельности использовались следующие формулы:

1. Рентабельность активов:

 

Р акт = (Пчкт)*100%                                     (2.1)


где Р акт - рентабельность активов;

Пч – чистая прибыль;

Акт – стоимость активов.

2. Рентабельность собственного капитала:

 

Рск = (Пчлос)*100%                                     (2.2)

 

где Рск - рентабельность собственного капитала;

Пчл - чистая прибыль за ряд лет;

Сос – собственный капитал.

3. Рентабельность продаж:

 

Рпр = (П /С)*100%                                                  (2.3)

 

где Рпр – показатель рентабельности продукции (товаров);

П – показатель прибыли от реализации продукции;

С – показатель себестоимости продукции. [26, с. 93]

В таблице 2.6 проведен расчет показателей рентабельности Общества за 2004 –2005 гг. в соответствии с финансовыми показателями предприятия:

 

Таблица 2.6

Показатели рентабельности

Показатель 2004 г. 2005 г. Отклонение
Рентабельность активов 0,02 0,03 +0,01
Рентабельность собственного капитала 0,1 0,1 -
Рентабельность продукции 0,3 0,3 -

 

Как видно из таблицы рентабельность продукции и собственного капитала остались неизменны, но возросла рентабельность активов на 0,01%.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: