Становление и развитие кредитной системы Российской Федерации

Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны.

Кредитная система прошла несколько этапов формирования[13]. До 1917 г. наша кредитная система развивалась по капиталистическим законам, которые отражали соответствующую социально-экономическую формацию. По структуре, функциям и операциям она приближалась к модели кредитной системы ведущих капиталистических стран того времени. Кредитная система Российской империи была трехъярусной и состояла из следующих звеньев:

I. Государственный банк.

II. Банковский сектор, представленный в основном коммерческими и сберегательными банками.

III. Специализированные кредитные институты (страховые компании, кредитные товарищества и др.).

В первые месяцы после революции 1917 г. была проведена национализация всех кредитных институтов (банков и страховых компаний), на базе Госбанка создан Народный банк. Начавшаяся в начале 1918 г. гражданская война по существу ликвидировала кредитную систему, так как в условиях отсутствия товарно-денежных отношений кредит потерял свое значение. Это подтверждает факт слияния Народного банка с Наркомфином (министерством финансов). Единственным источником доходов в стране стала эмиссия так называемых денежных знаков, что способствовало натурализации хозяйственных отношений и ограничивало сферу товарно-денежных отношений. В начале 20-х гг. НЭП обусловил восстановление кредитной системы, но в довольно усеченной форме. Был создан Госбанк, стали функционировать акционерные и кооперативные коммерческие банки. Кредитная система СССР была восстановлена к 1925 г[14]., структура ее выглядела следующим образом:

I. Государственный банк.

II. Банковский сектор:

Ø акционерные банки (Промбанк, Электробанк, Внешторгбанк, Юго-Восточный банк, Дальневосточный банк, Среднеазиатский банк);

Ø кооперативные банки (Всекомбанк, Украинбанк);

Ø коммунальные банки (Цекомбанк и местные коммунальные банки);

Ø Центральный сельхозбанк, республиканские сельхозбанки.

III. Специализированные кредитно-финансовые учреждения:

Ø общества сельскохозяйственного кредита;

Ø кредитная кооперация;

Ø общества взаимного кредита;

Ø сберегательные кассы.

Особенность новой кредитной системы заключалась в том, что большая часть ее звеньев являлась государственной собственностью, затем шли кооперативная и самая незначительная - капиталистическая (в основном с обществами взаимного кредита). При этом кредитная система была представлена главным образом отраслевыми специализированными банками и обществами по кредитованию.

В последующие годы кредитная система претерпела дальнейшие изменения под влиянием кредитной реформы 30-х гг., когда были ликвидированы все виды собственности, кроме государственной. Кредитная система была превращена в одноярусную, или однозвенную систему, выражая социально-экономические потребности того времени, связанные с осуществлением планов индустриализации и коллективизации. Кредитная система СССР начала функционировать в рамках командно-административной системы управления экономикой и выглядела следующим образом:

Ø Государственный банк;

Ø Стройбанк;

Ø Банк для внешней торговли;

Ø система сберегательных касс;

Ø Госстрах и Ингосстрах.

В результате такой реорганизации Государственный банк, помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, взял на себя функцию предоставления краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и другим отраслям хозяйства, а также долгосрочных кредитов сельскому хозяйству.

Второй банк страны, Стройбанк, сосредоточил свою деятельность на предоставлении долгосрочных кредитов и финансировании капиталовложений в различных отраслях хозяйства, кроме сельского.

Банк для внешней торговли занимался кредитованием внешней торговли, международными расчетами, а также операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами.

Система сберегательных касс обслуживала широкие слои населения путем привлечения денежных сбережений, оплаты услуг и реализации выигрышных государственных займов.

Госстрах монополизировал страховые операции юридических и физических лиц внутри страны. Ингосстрах осуществлял операции по иностранному страхованию (страхование имущества иностранцев, советского имущества за рубежом, экспортно-импортных грузов, транспортных средств).

Все аккумулируемые денежные средства указанных организаций создавали так называемый ссудный фонд страны, который в последующем распределялся и перераспределялся в виде кредитов в различные сферы хозяйства.

Длительное командно-административное функционирование кредитной системы показало ее слабую эффективность, особенно в условиях обострения финансово-экономических проблем в стране к началу 80-х гг. Кредит, по существу, перестал играть роль активного инструмента воздействия на научно-техническое обновление экономики. Большая часть кредитов выполняла роль второго бюджета, так как кредиты предприятиями не возвращались. В результате многие кредиты списывались или шел процесс перекредитования предприятий. В особенности это относилось к большому количеству планово-убыточных предприятий и сельскому хозяйству. Процент за кредит оставался на довольно низком уровне, что не стимулировало к взаимной эффективности ни банки, ни предприятия. Все это нарушало главную сущность кредита - плату за кредит и его возвратность.

Поэтому в середине 80-х гг. в связи с реорганизацией управления экономикой была проведена банковская реформа, которая выразилась в создании крупных отраслевых специализированных банков. Кредитная система СССР в середине 80-х гг. выглядела так:

Ø Государственный банк (Госбанк СССР);

Ø Промышленно-строительный банк (Промстройбанк);

Ø Агропромышленный банк (Агропромбанк СССР);

Ø Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк СССР);

Ø Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк СССР);

Ø Банк внешнеэкономической деятельности СССР.

Особенность этой реорганизации заключалась в том, что отраслевым специализированным банкам предоставлялось право как краткосрочного, так и долгосрочного кредитования. Значительные кредитные ресурсы из Госбанка были переданы специализированным банкам. Государственный банк сохранил за собой эмиссионную, расчетную, контролирующую функции, а также кредитование непроизводственной сферы. Система сберегательных касс была преобразована в единый Сберегательный банк с многочисленными филиалами и отделениями.

Основная задача реорганизации банковской системы сводилась к проведению прогрессивной кредитной политики, повышению эффективности всей кредитной системы. Однако, как показала практика, такая реорганизация носила больше негативный, нежели позитивный характер, поскольку монополия трех банков (Госбанка, Стройбанка, Внешэкономбанка), по существу, была заменена монополией вновь созданных, реорганизованных, специализированных банков.

Как ответ на негативные последствия банковской реформы в 1988-1989 гг. стали создаваться коммерческие и кооперативные банки в основном на базе денежных накоплений различных отраслей промышленности. В течение первого периода 1988-1989 гг. было создано около 150 коммерческих и кооперативных банков. Начала вырисовываться новая двухъярусная структура банковской системы: Госбанк и специализированные банки - первый ярус, коммерческие и кооперативные банки - второй.

В середине 1990 г. в связи с объявлением правительством программы перехода к рынку стало очевидным, что банковская система нуждается в дальнейшей реорганизации.

В конце 1990 г. Верховным Советом СССР был принят “Закон о Госбанке и банковской деятельности”, который окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка (Госбанка), Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому закону коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Им также были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком.

Закон 1990 г. изменил функциональную деятельность Госбанка: кроме эмиссионной, расчетной функции, он стал контролировать деятельность коммерческих банков путем установления для них обязательных норм резервов и хранения их на счетах Центрального банка. Принятие закона 1990г. способствовало созданию широкой сети коммерческих банков во всех регионах страны.

Специализированные банки были превращены в коммерческие банки. Уже в 1988-1989 гг. начали возникать отдельные специализированные кредитно-финансовые институты. В качестве альтернативы двум государственным страховым учреждениям - Госстраху и Ингосстраху - были образованы на коммерческой основе страховые компании “Центрорезерв”, “Дальросс”, “Аско” и др. Одновременно было создано несколько инвестиционных компаний и банков. К 1990 г., т.е. к моменту принятия “Закона о банках и банковской деятельности”, в стране начинает складываться трехъярусная кредитная система. В связи с образованием Российской Федерации как самостоятельного государства к концу 1991 г. формируется новая структура кредитной системы, которая складывается из трех ярусов. Кредитная система Российской Федерации на конец 1992 г. выглядела следующим образом:

I. Центральный банк РФ.

II. Банковская система:

Ø коммерческие банки;

Ø Сберегательный банк РФ.

Ш. Специализированные небанковские кредитные институты:

Ø страховые компании;

Ø инвестиционные фонды;

Ø прочие.

Нынешняя структура кредитной системы РФ[15] приближается к модели кредитной системы промышленно развитых стран. Но дело в том, что наиболее слабым звеном новой кредитной системы является третий ярус. Он представлен в основном страховыми компаниями, а для развития других типов специализированных кредитных институтов нужно полноценное функционирование рынка капиталов и его второго элемента - рынка ценных бумаг. Создание последнего возможно лишь в условиях относительно широкой приватизации государственной собственности. Именно это должно стимулировать развитие третьего яруса кредитной системы.

Характерными негативными сторонами всей банковской системы, являются следующие: нехватка квалифицированных кадров; слабая материально-техническая база; отсутствие конкуренции; недоступность услуг для ряда клиентов из-за высокого уровня процента. В 1993-1994 гг. продолжался дальнейший рост числа коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов, что было обусловлено расширением масштабов приватизации, развитием рынка ценных бумаг, дальнейшим продвижением рыночных реформ.

К концу 1994 г. в России действовало около 2400 коммерческих банков, более 2 тыс. страховых компаний, большое количество инвестиционных фондов (компаний), одновременно стали создаваться ипотечные банки, негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные компании, частные сберегательные банки и ряд других кредитных учреждений.

Структура кредитной системы России на конец 1994 г. значительно отличалась от структуры 1991-1992 гг. и была следующей:

I. Центральный банк.

II. Банковская система:

Ø коммерческие банки;

Ø сберегательные банки;

Ø ипотечные банки.

III. Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты:

Ø страховые компании;

Ø инвестиционные фонды;

Ø пенсионные фонды;

Ø финансово-строительные компании;

Ø прочие.

Новая структура кредитной системы стала в большей степени отражать потребности рыночного хозяйства, она строится на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой, все больше приспосабливается к процессу проводимых экономических реформ.

В результате углубившегося финансового кризиса в 1998 г. и обострившейся конкурентной борьбы многие банки стали испытывать трудности, а отдельные стали терпеть банкротство. Анализ данных таблицы из приложения 1 показывает, что происходит сокращение как зарегистрированных кредитных организации (01.01.99 г. - 2481, а на 01.01.08 - 1296), так и имеющих право на осуществление банковских операций (01.01.99 г. - 1476, а на 01.01.08 - 1136). Кроме того, произошло резкое сокращение числа филиалов действующих кредитных организаций - с 4453 до 3455.

В 2008[16] год банковский сектор Амурской области сохранил устойчивую динамику. На 01.01.2009 банковский сектор Амурской области представлен 5 самостоятельными кредитными организациями, 16 филиалами, включая 5 отделений Сберегательного банка, 166 дополнительными офисами, 41 операционными кассами, 9 операционными офисами, 1 кредитно-кассовым офисом и 2 представительствами кредитных организаций.

 

В 2008 году закрылись представительства ЗАО «Банк Русский стандарт» и ОАО «Региональный банк развития», открылось представительство «Амурское МКБ ЗАО «Евразия-Центр».

По информации рейтингового агентства в списке 200 крупнейших банков России находятся Амурские региональные банки. ОАО КБ «Восточный» занимает 27 место по объему выданных потребительских кредитов, 70 место - по размеру капитала, 78 место – по размеру чистых активов. ОАО Азиатско-Тихоокеанский банк»: 123 место – по размеру чистых активов, 137 место – по размеру капитала.

Всего в рейтинге 7 дальневосточных банков – еще три из Владивостока и два из Хабаровска. ОАО КБ «Восточный», ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк», ОАО «Супербанк» имеют уставной капитал с иностранным участием размер зарегистрированных уставных капиталов за анализируемый период вырос во много раз. Вместе с тем, наблюдается тенденция роста по укреплению размеров уставных капиталов действующих коммерческих банков.

Таким образом, в настоящее время банковскую систему в регионах России можно считать сформировавшимся и наиболее динамично развивающимся и реформировавшимся сегментом народнохозяйственной инфраструктуры.

 

2.2. Роль кредита в развитии рыночной экономики.

Роль кредита в рыночной экономике трудно переоценить. Кредит обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный и выражает отношения между кредиторами и заемщиками. При его помощи свободные денежные капиталы и доходы предприятий, личного сектора и государства аккумулируются, превращаются в ссудный капитал, который передается за плату во временное пользование.

Капитал физически, в виде средств производства, не может переливаться из одних отраслей в другие. Этот процесс осуществляется обычно в форме движения денежного капитала. Поэтому кредит в рыночной экономике необходим прежде всего как эластичный механизм перелива капитала из одних отраслей в другие и уравнивания нормы прибыли.

Кредит разрешает противоречие между необходимостью свободного перехода капитала из одних отраслей производства в другие и закрепленностью производственного капитала в определенной натуральной форме. Он позволяет также преодолевать ограниченность индивидуального капитала. В то же время кредит необходим для поддержания непрерывности кругооборота фондов действующих предприятий, обслуживания процесса реализации производственных товаров, что особенно важно в условиях становления рыночных отношений.

Ссудный капитал перераспределяется между отраслями, устремляясь с учетом рыночных ориентиров в те сферы, которые обеспечивают получение более высокой прибыли или которым отдается предпочтение в соответствии с общенациональными программами. Поэтому кредит выполняет перераспределительную функцию. Эта функция носит общественный характер и активно используется государством в регулировании производственных пропорций и управлении совокупным денежным капиталом.

Кредит способен оказывать активное воздействие на объем и структуру денежной массы, платежного оборота, скорость обращения денег. Благодаря кредиту происходит более быстрый процесс капитализации прибыли, а следовательно, концентрации производства. Он может сыграть заметную роль и в осуществлении программы приватизации государственной и муниципальной собственности на основе акционирования предприятий. Условием размещения акций на рынке являются накопление значительных денежных капиталов и их сосредоточение в кредитной системе. Кредитная система в лице банков принимает активное участие и в самом выпуске, и размещении акций.

Переход России к рыночной экономике, повышение эффективности ее функционирования. создание необходимой инфраструктуры невозможно обеспечить без использования и дальнейшего развития кредитных отношений.

Кредит стимулирует развитие производственных сил, ускоряет формирование источников капитала для расширения воспроизводства на основе достижений научно-технического прогресса.

Регулируя доступ заемщиков на рынок ссудных капиталов, предоставляя правительственные гарантии и льготы, государство ориентирует банки на преимущественное кредитование тех предприятий и отраслей, деятельность которых соответствует задачам осуществления общенациональных программ социально экономического развития. Государство может использовать кредит для стимулирования капитальных вложений, жилищного строительства, экспорта товаров, освоения отсталых регионов.

Без кредитной поддержки невозможно обеспечить быстрое и цивилизованное становление фермерских хозяйств, предприятий малого и среднего бизнеса, внедрение других видов предпринимательской деятельности на внутригосударственном и внешнем экономическом пространстве.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реформирование экономики любой страны - чрезвычайно трудный, многосложный процесс. В России же он осложнен многократно в связи с тем, что преобразование централизованно-планового хозяйства в рыночное начали, не имея сколько-нибудь взвешенной экономической программы. Не было единства взглядов и по вопросам реформирования кредитной системы, разработки концептуальных основ денежно-кредитной политики.

Подводя итоги изложенному, можно следующим образом определить роль кредита в современной рыночной экономике.

Как видно из фактов, приведенных в данной работе, изобретение кредита вслед за деньгами является гениальным открытием человечества. Благодаря кредиту сократилось время на удовлетворение хозяйственных и личных потребностей. Предприятие-заемщик за счет дополнительного привлечения ресурсов получило возможность их преумножить, расширить хозяйство, ускорить достижение производственных целей. Граждане, воспользовавшись кредитом, получают возможность направить полученные дополнительные ресурсы для расширения своего дела либо приблизить достижение своих потребительских целей, скорее получить в свое распоряжение вещи, предметы, ценности, которыми, не будь кредита, они могли бы владеть лишь в будущем.

Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной экономики, неотъемлемым элементом экономического роста. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые предприятия. Им пользуются как государства и правительства, так и отдельные граждане. В условиях перехода России к рынку роль и значение кредитных отношений возрастают. Развитие рыночных отношений предполагает максимальное сокращение централизованного перераспределения денежных ресурсов и переход преимущественно к горизонтальному движению на финансовом рынке. Изменяется роль кредитных институтов в Управлении народным хозяйством, повышается роль кредита в системе экономических отношений.

Как видно из всего выше изложенного, с помощью кредита решается множество задач рыночной экономики.

Прежде всего, в рыночной экономике с помощью кредита облегчается и становится реальным процесс перелива капитала из одних отраслей в другие.

При этом кредит преодолевает ограниченность индивидуального капитала.

Ссудный капитал перераспределяется между отраслями с учетом рыночной конъюнктуры в те сферы, которые обеспечивают получение более высокой прибыли или являются приоритетными с точки зрения общенациональных интересов России. Эта способность кредита носит общественный характер и активно используется государством в регулировании производственных пропорций.

Наша переходная экономика требует особого подхода к роли государства, поскольку это период одновременно и ломки старой государственной системы управления, и создания государством новой рыночной инфраструктуры (в виде законов, институтов контроля, налоговых сборов и т. п.), без чего рынок превращается в "дикое поле" разбоя. А кроме того, переходная экономика требует проведения активной структурной политики. Знание теории и опыта развитых стран, понимание условий, в которых дает эффект та или иная мера экономической политики, способны и помочь, и уберечь от ошибок в ходе ненужного экспериментаторства.

Итак, считаю, что цель данной курсовой работы, а именно исследовать сущность кредита и проанализировать его роль в становлении рыночных отношений, была достигнута.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 12.06.2006) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (принят ГД ФС РФ 27.06.2002)

2. Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (с изм. и доп. от 31 июля 1998 г., 5 июля, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г.)

3. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ

4. Банковское дело: Учебник/ под ред. Лаврушина О.И. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 576с.

5. Банковское дело: современная система кредитования: учебное пособие/ под ред. Лаврушина О.И. - М.: КНОРУС, 2006. - 256с

6. Боровиков Е.Ф. Экономическая теория: учеб. - М.: Проспект, 2006. - 544с.

7. Деньги. Кредит. Банки./ под ред. Жукова Е.Ф. - М.;ЮНИТИ, 1999. - 622с.

8. Деньги. Кредит. Банки: Учебник/ под ред. Г.Н. Белоглазовой - М.: Юрайт, 2004. - 620с.

9. Дёмин Н. Все о кредитах: понятно и просто. - С-П.: Питер, 2007. - 208с.

10. Дробозина Л.А. Общая теория финансов. - М.: ИНФРА -М, 2003. - 415с.

11. Курс экономической теории: Учебник – 5-е дополнение и переработанное издание – Киров: «АСА»,2004 г. – 832 с. Под общей редакцией проф. Чепурина М,Н. и Киселевой Е.А.

12. Общая теория денег и кредита. Учебник./Под ред. Жукова Е.Ф. – М., “Банки и биржи”:1998г.

13. Финансы: Учебник для вузов/ под ред. Дробозиной Л.А. - М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2003. - 612с.

14. Финансы. Денежное обращение и кредит: Учебник/ под ред. Сенчакова В.К., Архипова А.И. - М.: Проспект, 2004. - 720с.

15. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник для вузов/ под ред. Поляка Г.Б. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 512с.

16. Финансы. Деньги. Кредит: в вопросах и ответах: учебное пособие/ под ред. Вигшана С.Л. - М.: Проспект, 2004. - 256с.

17. Финансы рыночного хозяйствования./ под ред. Родионова В.М. - М.: Экономическая литература, 2003. - 470с.

18. Экономическая теория (политэкономия): Учебник/ Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. – 4-е изд. – М.:ИНФРА-М,2007. – 640 стр. Высшее образование.

19. www.cbr.ru - официальный сайт Центрального Банка России.

20. www.ifc.ru - официальный сайт Международного финансового банка.

21. http://www.amurobl.ru Правительство амурской области

 

 

Приложение 1:

Количество и структура кредитных организаций (КО)[i].

Показатели

1999

2000

2002

2004

2006

2007

2008

01.янв

01.янв

01.янв

01.янв

01.янв

01.янв

01.янв

1 2 3 4 5 6 7 8
Зарегистрировано КО Банком России - всего

2481

2376

2001

1666

1409

1345

1296

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

банков

2451

2342

1953

1612

1356

1293

1243

небанковских КО

30

34

48

54

53

52

53

1.1. Зарегистрировано КО со 100%-ным иностранным участием в капитале

19

21

23

32

43

52

63

1.2. КО, зарегистрированные Банком России, но еще не оплатившие уставный капитал и не получившие лицензию (в рамках законодательно установленного срока)

3

1

7

4

2

1

3

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

банки

2

1

2

3

2

1

2

небанковские КО

1

0

5

1

0

0

1

2.Небанковские КО, зарегистрированные другими органами

2

2

2

2

0

0

0

3. КО, имеющие право на осуществление банковских операций, - всего

1476

1349

1319

1329

1253

1189

1136

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

банки

1447

1315

1276

1277

1205

1143

1092

небанковские КО

29

34

43

52

48

46

44

3.1. КО, имеющие лицензии(разрешения), предоставляющие право на:       привлечение вкладов населения

1372

1264

1223

1190

1045

921

906

генеральные лицензии

634

669

810

845

301

287

300

проведение операций с драгметаллами

263

242

262

310

 

 

 

разрешения

24

18

7

5

4

4

4

лицензии

112

134

164

176

180

188

195

3.2 КО с иностранным участием в уставном капитале, имеющие право на осуществление банковских операций, - всего

142

133

126

128

136

153

202

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

со 100%-ным иностранным участием

18

20

23

32

41

52

63

с иностранным участием от 50 до 100%

12

12

12

9

11

13

23

4. Зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций, млн руб.

52517

111130

260989

362010

444377

566513

731736

5. Филиалы действующих КО на территории РФ - всего

4453

3923

3433

3219

3295

3281

3455

из них:

 

 

 

 

 

 

 

Сбербанка России

1852

1689

1233

1045

1009

859

809

банков со 100%-ным иностранным участием в уставном капитале

4

4

9

15

29

90

169

6.Филиалы действующих КО за рубежом

6

4

3

4

3

2

3

7. Филиалы банков-нерезидентов на территории РФ

1

1

1

1

0

0

0

8. Представительства действующих российских КО всего

199

182

178

219

467

699

804

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

на территории РФ

135

129

131

176

422

657

757

в дальнем зарубежье

46

37

36

30

31

29

33

в ближнем зарубежье

18

16

11

13

14

13

14

 


[1] Экономическая теория (политэкономия): Учебник/ Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. – 4-е изд. – М.:ИНФРА-М,2007. – 640 стр. – стр. 513.

[2] Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ - Часть 2

[3] Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ - Часть 2 ст. 819

 

[4] Банковское дело: современная система кредитования: учебное пособие/ под ред. Лаврушина О.И. - М.: КНОРУС, 2006. - 256с

 

[5] Финансы. Денежное обращение и кредит: Учебник/ под ред. Сенчакова В.К., Архипова А.И. - М.: Проспект, 2004. - 720с.

 

[6] Банковское дело: Учебник/ под ред. Лаврушина О.И. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 576с.

 

[7] Курс экономической теории: Учебник – 5-е дополнение и переработанное издание – Киров: «АСА»,2004 г. – 832 с. Под общей редакцией проф. Чепурина М, Н. и Киселевой Е.А. – стр.442

[8] Курс экономической теории: Учебник – 5-е дополнение и переработанное издание – Киров: «АСА»,2004 г. – 832 с. Под общей редакцией проф. Чепурина М, Н. и Киселевой Е.А. – стр.443

 

[9] Общая теория денег и кредита. Учебник./Под ред. Жукова Е.Ф. – М., “Банки и биржи”:1998г.

 

[10] Курс экономической теории: Учебник – 5-е дополнение и переработанное издание – Киров: «АСА»,2004 г. – 832 с. Под общей редакцией проф. Чепурина М, Н. и Киселевой Е.А. – стр.443-444

 

 

[11] Деньги. Кредит. Банки: Учебник/ под ред. Г.Н. Белоглазовой - М.: Юрайт, 2004. - 620с.

 

[12] Курс экономической теории: Учебник – 5-е дополнение и переработанное издание – Киров: «АСА»,2004 г. – 832 с. Под общей редакцией проф. Чепурина М, Н. и Киселевой Е.А. – стр.443

 

[13] Дробозина Л.А. Общая теория финансов. - М.: ИНФРА -М, 2003. - 415с.

 

[14] Общая теория денег и кредита. Учебник./Под ред. Жукова Е.Ф. – М., “Банки и биржи”:1998г.

 

[15] Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник для вузов/ под ред. Поляка Г.Б. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 512с.

 

[16] http://www.amurobl.ru Правительство амурской области - Итоги деятельности банковского сектора Амурской области за 2008 год и задачи на 2009-2011 годы


[i] www.cbr.ru - официальный сайт Центрального Банка России.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: