Виды зрительной патологии. Критерии, лежащие в основе выделения групп детей с нарушениями зрения

Дошкольная тифлопсихология

Предмет и задачи тифлопсихологии как отрасли специальной психологии.

Тифлопсихология - это самостоятельная отрасль психологической науки. Как любая наука, тифлопсихология имеет свой предмет, которым является психика лиц с глубокими нарушениями зрения (слепых и слабовидящих).

Предмет тифлопсихологии сложен, поэтому подлинно-научное объективное изучение психики слепых и слабовидящих возможен лишь при подходе, учитывающим всю совокупность факторов, влияющих на писихическую жизнь человека.

Основная задача- изучение психики слепых и слабовидящих в ходе накопления фактического материала, установления закономерностей ее развития и проявлений механизмов психической деятельности.

Аспекты решения: раскрытие основных закономерностей психики, как нормальных детей, так и детей слепых или слабовидящих. Раскрытие специальных закономерностей психических явлений слепых и слабовидящих.

Другой важнейшей задачей является теоретическое обоснование педагогических воздействий, то есть методов и средств обучения и воспитания детей с аномалиями зрительного анализатора.

Методологические принципы тифлопсихологии.

Основными методологическими принципами тифлопсихологических исследований являются: детерминизм, единство сознания и деятельности, развитие психики в деятельности.

Принцип детерминизма означает, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни.

Единство сознания и деятельности сознание не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство.

Принцип развития психики в деятельности объясняет, что психика, сознание человека развиваются в деятельности и во взаимодействии с миром, общении с другими людьми. В процессе взаимодействия индивида с социальной, технической и природной средой раскрываются истоки человеческой психики.

Современная классификация лиц с нарушениями зрения.

Виды зрительной патологии. Критерии, лежащие в основе выделения групп детей с нарушениями зрения.

Выделяют следующие критерии:

- уровень снижения остроты зрения

- время наступления дефекта

- поле зрения

По уровню снижения остроты зрения — способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними.

Нормальная острота зрения — 1,0 Неспособность к различению света от тьмы означает, что острота зрения равна 0.

Выделяют следующие группы детей:

· Слепые (острота зрения 0-0,04)—

§ Абсолютно (тотально) слепые —

§ дети с полным отсутствием зрительных ощущений;

§ Частично (парциально) слепые —

§ дети, имеющие светоощущения,

§ форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения 0,005 – 0,04;

· Слабовидящие (0,05-0,2) —

o Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

В зависимости от времени наступления дефекта выделяют 2 категории детей:

· Слепорожденные —

o это дети с врожденной тотальной слепотой

o или ослепшие в возрасте до 3-ех лет.

§ Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

· Ослепшие — это дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Поле зрения – это пространство, все точки которого видны одновременно при неподвижном взгляде.

В норме по горизонтали – 180 градусов

по вертикали – 110 градусов.

Человек считается слепки, если поле зрения не более 10%


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: