Дошкольная тифлопсихология
Предмет и задачи тифлопсихологии как отрасли специальной психологии.
Тифлопсихология - это самостоятельная отрасль психологической науки. Как любая наука, тифлопсихология имеет свой предмет, которым является психика лиц с глубокими нарушениями зрения (слепых и слабовидящих).
Предмет тифлопсихологии сложен, поэтому подлинно-научное объективное изучение психики слепых и слабовидящих возможен лишь при подходе, учитывающим всю совокупность факторов, влияющих на писихическую жизнь человека.
Основная задача- изучение психики слепых и слабовидящих в ходе накопления фактического материала, установления закономерностей ее развития и проявлений механизмов психической деятельности.
Аспекты решения: раскрытие основных закономерностей психики, как нормальных детей, так и детей слепых или слабовидящих. Раскрытие специальных закономерностей психических явлений слепых и слабовидящих.
Другой важнейшей задачей является теоретическое обоснование педагогических воздействий, то есть методов и средств обучения и воспитания детей с аномалиями зрительного анализатора.
Методологические принципы тифлопсихологии.
Основными методологическими принципами тифлопсихологических исследований являются: детерминизм, единство сознания и деятельности, развитие психики в деятельности.
Принцип детерминизма означает, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни.
Единство сознания и деятельности сознание не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство.
Принцип развития психики в деятельности объясняет, что психика, сознание человека развиваются в деятельности и во взаимодействии с миром, общении с другими людьми. В процессе взаимодействия индивида с социальной, технической и природной средой раскрываются истоки человеческой психики.
Современная классификация лиц с нарушениями зрения.
Виды зрительной патологии. Критерии, лежащие в основе выделения групп детей с нарушениями зрения.
Выделяют следующие критерии:
- уровень снижения остроты зрения
- время наступления дефекта
- поле зрения
По уровню снижения остроты зрения — способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними.
Нормальная острота зрения — 1,0 Неспособность к различению света от тьмы означает, что острота зрения равна 0.
Выделяют следующие группы детей:
· Слепые (острота зрения 0-0,04)—
§ Абсолютно (тотально) слепые —
§ дети с полным отсутствием зрительных ощущений;
§ Частично (парциально) слепые —
§ дети, имеющие светоощущения,
§ форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения 0,005 – 0,04;
· Слабовидящие (0,05-0,2) —
o Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.
В зависимости от времени наступления дефекта выделяют 2 категории детей:
· Слепорожденные —
o это дети с врожденной тотальной слепотой
o или ослепшие в возрасте до 3-ех лет.
§ Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;
· Ослепшие — это дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.
Поле зрения – это пространство, все точки которого видны одновременно при неподвижном взгляде.
В норме по горизонтали – 180 градусов
по вертикали – 110 градусов.
Человек считается слепки, если поле зрения не более 10%