Основные этапы развития тифлопсихологии

На протяжении многих веков религиозные, мистические представления о душе человека, ее природе препятствовали проникновению в суть психических явлений. Первая попытка дать материалистическую характеристику психической деятельности при отсутствии зрения была предпринята французским просветителем Д. Дидро (1713—1784) в книге «Письма о слепых в назидание зрячим», а позднее в знаменитой «Энциклопедии» (раздел «Слепой»). В 1784 г. в Париже, в 1791 г. в Ливерпуле, в 1801 г. в Лондоне, в 1804 г. в Берлине, в 1881 г. в Петербурге, в 1882 г. в Москве открываются учебные заведения для слепых. В 80-х годах XIX в. в мире насчитывается уже около 150 таких заведений. Первые исследования психики слепых относятся к 70-м годам XIX в. Проводились они самими слепыми (М. Сизеран «Слепец о слепых» и др.), что придало тифлопсихологическим исследованиям своеобразный характер — изучение психической жизни слепых осуществлялось путем самонаблюдения. В середине 80-х годов XIX в. осуществляются первые экспериментальные исследования психики слепых. Окончательно утверждается мнение, согласно которому влияние слепоты на психику настолько существенно, что для ее изучения необходимо выделение тифлопсихологии в самостоятельную отрасль психологической науки. Утверждения, имевшие в своей основе положения субъективно-идеалистической философии, тормозили развитие тифлопсихологии. Диалектико-материалистическое обоснование тифлопсихологии как самостоятельной отрасли психологической науки было дано в середине 30-х годов ХХ века.

Современное состояние отечественной тифлопсихологии.

В последние годы важно сосредоточение внимания исследователей на особенностях формирования личности при дефектах зрения, что позволяет реализовать один из принципов современной психологии – личностный подход. Также углубляется понимание детерминизма (принцип был сформулирован в 30 годы, к середине 50-ых годов материалистическая диалектика окончательно становится методом научно-теоретического познания) психического развития при дефектах зрения. Значимость раскрытия причинной обусловленности психических явлений показал С.Л. Рубинштейн. Для педагогической практики большое значение имеет возможность управлять развитием психики, а у детей с нарушениями зрения многочисленные психогенные факторы утрачивают свое значение и становится необходимым управление компенсаторными процессами. Для последовательного детерминистического подхода при решении тифлопсихологических проблем необходим тщательный анализ взаимодействия внешних (социальных) и внутренних (биологических) факторов, обусловливающих своеобразное развитие психики при глубоких нарушениях зрительных функций. Имеющее место в норме взаимодействия родовых, биологических и социальных факторов оказывается нарушенным. Поэтому непременным условием современного тифлопсихологического исследования является выяснение состояния зрительных функций, определение характера заболевания и установление времени возникновения дефекта. Задачи современной тифлопсихологии (более полная компенсация дефектов зрения и их последствий, реабилитация и интеграция инвалидов по зрению в обществе) одновременно с расширением проблематики исследований и накоплением все новых и новых данных ведут к дальнейшему развитию и дифференциации тифлопсихологии. Все это является свидетельством успешного развития психологии слепых и слабовидящих, плодотворности диалектико-материалистического подхода к рассмотрению развития и проявлений психики при глубоких нарушениях зрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: