Особенности эмоций и чувств слепых
В тифлопсихологической литературе описание эмоциональных состояний и чувств слепых представлено в основном по наблюдению или самонаблюдению (А. Крогиус, Ф. Цех, К. Бюрклен и др.).
Влияние нарушений зрения на эмоции и чувства человека
· Эмоции и чувства человека, являясь отражением его реальных отношений к значимым для него объектам и субъектам, не могут не изменяться под влиянием нарушений зрения, при которых
o сужаются сферы чувственного познания,
o изменяются потребности и интересы.
Слепые и слабовидящие имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств, что и зрячие, и проявляют те же эмоции и чувства, хотя степень и уровень их развития могут быть отличны от таковых у зрячих (А. Г. Литвак, Б. Гомулицки, К. Pringle, N. Gibbs, D. Warren).
Ситуации, вызывающие тяжелые эмоциональные состояния
· Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает:
o понимание своего отличия от нормально видящих сверстников, возникающее в возрасте 4 – 5 лет,
|
|
o понимание и переживание своего дефекта в подростковом возрасте,
o осознание ограничений в выборе
§ профессии,
§ партнера для семейной жизни в юношеском возрасте.
o Наконец, глубокое стрессовое состояние возникает при приобретенной слепоте у взрослых. Для лиц, недавно утративших зрение, характерны также:
§ сниженная самооценка,
§ низкий уровень притязаний и
§ выраженные депрессивные компоненты поведения.
Исследования эмоциональных отношений в сравнении со зрячими
В сравнительных экспериментальных исследованиях со зрячими отмечается
· большее неблагополучие слепых и слабовидящих детей в эмоциональном отражении своих отношений с миром
o вещей,
o людей,
o обществом.
Хастингс, сравнивая эмоциональное отношение детей с нарушением зрения и зрячих 12 лет к различным жизненным ситуациям, нашел, что
· дети с нарушением зрения более ранимы, особенно по шкале самооценки. При этом
o слабовидящие дети показали
§ большую эмоциональность и
§ большую тревожность по сравнению с тотально слепыми детьми.
Страх неизведанного пространства и живых объектов (Н.С. Царик)
Для слепых свойственны также
· страх перед неизвестным, неизведанным пространством, наполненным предметами с их опасными для ребенка свойствами.
Однако этот страх появляется у детей лишь
· при неумелом руководстве родителей, допустивших множество неудачно окончившихся попыток в удовлетворении ребенком своей потребности в движении и освоении пространства.
Это относится также к знакомству с живыми объектами. Исследование Н. С. Царик показало
· наличие страха и боязни обследования живых объектов слепыми школьниками, преодоление которого требует умелого руководства
|
|
o познавательными интересами и
o развитием познавательных потребностей слепых детей.
Понимание эмоционального состояния человека по экспрессивным признакам речи (Т.В. Корнева, А.А. Крогиус)
Распространено мнение о том, что слепые менее эмоциональны, более спокойны и уравновешенны, чем люди, не имеющие дефектов зрения. Это впечатление объясняется отсутствием отражения их переживаний в мимике, жестах, позах. Однако речь их достаточно интонационно выразительна. Исследования понимания слепыми эмоциональных состояний человека по голосу, интонации, темпу, громкости и другим экспрессивным признакам речи (Т. В. Корнева) свидетельствуют о том, что
· слепые обнаруживают большую точность в распознавании эмоциональных состояний говорящего. Оценивая эмоциональные состояния, они выделяют и адекватно оценивают такие качества личности говорящего, как:
o активность,
o доминантность,
o тревожность.
· А.А. Крогиус также отмечал исключительные способности слепых
o понимать эмоциональные состояния,
o улавливать самые «тонкие изменения голоса собеседника».
Становление эстетических чувств у слепых и слабовидящих
Становление эстетических чувств у слепых и слабовидящих
· в большой мере затруднено нарушениями или потерей зрения, так как при этом выключается из сферы восприятия целая гамма чувств, возникающих при зрительном восприятии красоты.
· Однако восприятие мира на основе сохранных анализаторов позволяет слепому и слабовидящему
o испытывать эстетические чувства,
o наслаждаться
§ природой,
§ поэзией,
§ музыкой,
§ архитектурой.
Воспитание эстетических чувств в деятельности (О.И. Егорова)
Формирование эстетических чувств связано с воспитанием.
· Способности эстетически наслаждаться развиваются, прежде всего, не в сфере созерцания, а в сфере деятельности (О. И. Егорова).
· Рисунки, скульптуры учащихся московской школы слепых показывают возможности эстетического развития в области изобразительного искусства.
· Курс тифлографики не только учит детей
o читать,
o понимать,
o создавать рельефные рисунки, но и
o развивает их эстетические вкусы,
o формирует взгляды на искусство.
Это относится также к частично видящим и слабовидящим детям, которые
· в процессе обучения восприятию картины становятся способными на основании использования нарушенного зрения
o понимать и чувствовать красоту ее замысла,
o оценить композицию, ее тональность, отраженную в цветовой гамме.
Воля слепых
Воля, её характеристики и роль в самоопределении личности
· Целенаправленность и
· умение регулировать свое поведение, связанные со способностью
o преодолевать препятствия и трудности, характеризуют волю человека.
· Воля играет важную роль в самоопределении личности слепого и слабовидящего и его позиции в обществе. Этим людям приходится преодолевать большие трудности, чем зрячим, в обучении и приобретении в том же объеме и того же качества профессиональных знаний.
Взгляды учёных на развитие воли у лиц с нарушениями зрения
В тифлопсихологии существуют 2 противоположных взгляда на развитие воли улиц с нарушениями зрения.
1. В соответствии с одним — слепота оказывает негативное влияние на развитие волевых качеств,
2. приверженцы другого взгляда утверждают, что преодоление трудностей формирует сильную, крепкую волю.
Формирование волевых качеств слепых и слабовидящих детей
Формирование волевых качеств слепых и слабовидящих детей начинается с раннего возраста под воздействием взрослого воспитателя. Экспериментальных тифлопсихологических исследований воли практически нет. Исследовалось лишь формирование структурных компонентов воли, таких, как мотивация у дошкольников и школьников, произвольность оперирования представлениями, развитие самоконтроля.
|
|
· Волевые качества слепого ребенка развиваются в процессе деятельности, характерной для каждого из возрастов и соответствующей потенциальным, индивидуальным возможностям ребенка.
Мотивация и её роль в поведении и деятельности
· Мотивы поведения, сформированные адекватно его возрасту и уровню развития, будут стимулировать и его активность.
· Усложнение мотивов способствует переходу ко все более сложным и социально более значимым формам деятельности в детском коллективе. Мотивация играет стимулирующую роль в формировании трудовых навыков.
· По мере перехода ребенка из одной возрастной группы в другую возрастает и роль воспитателя, практически обеспечивающего гармоничное развитие соответствующих
o мотивов и поведения,
o общения и
o трудовой деятельности слепых детей.
Мотивы младших слепых школьников (А.Ф. Самойлов)
А. Ф. Самойлов показал, что
· мотивами, побуждающими младших слепых школьников к развертыванию активной деятельности, являются
o непосредственный интерес к содержанию и формам обучения, а
· побудительными мотивами интеллектуальной самостоятельности становится
o понимание поставленной цели,
o соотнесение цели со средствами ее выполнения (операциями, действиями, знаниями).
· Поэтому формирование произвольности психических процессов у слепых требует специфических коррекционных методов при организации их деятельности, особенно тех действий и операций, выполнение которых затруднено в силу имеющихся у детей нарушений.
тот «промежуточный» этап в волевом акте наиболее страдает при слепоте и слабовидении.
Развитие самоконтроля у слепых школьников (В. Политова)
В. Политова показывает это на развитии самоконтроля у слепых школьников
· в процессе производительного труда: на первоначальном этапе формирования самоконтроля, когда происходит становление дифференцированных представлений объектов труда и их деталей, слепым требуется большее количество показов и корректировки действий по сравнению с частично видящими и зрячими.
|
|
Условия адаптации слепых и слабовидящих в современной жизни
· Чтобы адаптироваться в современной жизни,
· победить в конкуренции со зрячими, слепому и слабовидящему необходимо быть
o первоклассным специалистом,
o широко образованным и
o вполне самостоятельным человеком, не требующим помощи со стороны. Достичь этого возможно, что доказывают успехи многих представителей незрячего меньшинства.