Возрастные и специфические особенности развития эмоционально-волевой сферы при нарушениях зрения

Особенности эмоций и чувств слепых

 

В тифлопсихологической литературе описание эмоциональных состояний и чувств слепых представлено в основном по наблюдению или самонаблюдению (А. Крогиус, Ф. Цех, К. Бюрклен и др.).

Влияние нарушений зрения на эмоции и чувства человека

· Эмоции и чувства человека, являясь отражением его реальных отношений к значимым для него объектам и субъектам, не могут не изменяться под влиянием нарушений зрения, при которых

o сужаются сферы чувственного познания,

o изменяются потребности и интересы.

Слепые и слабовидящие имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств, что и зрячие, и проявляют те же эмоции и чувства, хотя степень и уровень их развития могут быть отличны от таковых у зрячих (А. Г. Литвак, Б. Гомулицки, К. Pringle, N. Gibbs, D. Warren).

Ситуации, вызывающие тяжелые эмоциональные состояния

· Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает:

o понимание своего отличия от нормально видящих сверстников, возникающее в возрасте 4 – 5 лет,

o понимание и переживание своего дефекта в подростковом возрасте,

o осознание ограничений в выборе

§ профессии,

§ партнера для семейной жизни в юношеском возрасте.

o Наконец, глубокое стрессовое состояние возникает при приобретенной слепоте у взрослых. Для лиц, недавно утративших зрение, характерны также:

§ сниженная самооценка,

§ низкий уровень притязаний и

§ выраженные депрессивные компоненты поведения.

Исследования эмоциональных отношений в сравнении со зрячими

В сравнительных экспериментальных исследованиях со зрячими отмечается

· большее неблагополучие слепых и слабовидящих детей в эмоциональном отражении своих отношений с миром

o вещей,

o людей,

o обществом.

Хастингс, сравнивая эмоциональное отношение детей с нарушением зрения и зрячих 12 лет к различным жизненным ситуациям, нашел, что

· дети с нарушением зрения более ранимы, особенно по шкале самооценки. При этом

o слабовидящие дети показали

§ большую эмоциональность и

§ большую тревожность по сравнению с тотально слепыми детьми.

Страх неизведанного пространства и живых объектов (Н.С. Царик)

Для слепых свойственны также

· страх перед неизвестным, неизведанным пространством, наполненным предметами с их опасными для ребенка свойствами.

Однако этот страх появляется у детей лишь

· при неумелом руководстве родителей, допустивших множество неудачно окончившихся попыток в удовлетворении ребенком своей потребности в движении и освоении пространства.

Это относится также к знакомству с живыми объектами. Исследование Н. С. Царик показало

· наличие страха и боязни обследования живых объектов слепыми школьниками, преодоление которого требует умелого руководства

o познавательными интересами и

o развитием познавательных потребностей слепых детей.

Понимание эмоционального состояния человека по экспрессивным признакам речи (Т.В. Корнева, А.А. Крогиус)

Распространено мнение о том, что слепые менее эмоциональны, более спокойны и уравновешенны, чем люди, не имеющие дефектов зрения. Это впечатление объясняется отсутствием отражения их переживаний в мимике, жестах, позах. Однако речь их достаточно интонационно выразительна. Исследования понимания слепыми эмоциональных состояний человека по голосу, интонации, темпу, громкости и другим экспрессивным признакам речи (Т. В. Корнева) свидетельствуют о том, что

· слепые обнаруживают большую точность в распознавании эмоциональных состояний говорящего. Оценивая эмоциональные состояния, они выделяют и адекватно оценивают такие качества личности говорящего, как:

o активность,

o доминантность,

o тревожность.

· А.А. Крогиус также отмечал исключительные способности слепых

o понимать эмоциональные состояния,

o улавливать самые «тонкие изменения голоса собеседника».

Становление эстетических чувств у слепых и слабовидящих

Становление эстетических чувств у слепых и слабовидящих

· в большой мере затруднено нарушениями или потерей зрения, так как при этом выключается из сферы восприятия целая гамма чувств, возникающих при зрительном восприятии красоты.

· Однако восприятие мира на основе сохранных анализаторов позволяет слепому и слабовидящему

o испытывать эстетические чувства,

o наслаждаться

§ природой,

§ поэзией,

§ музыкой,

§ архитектурой.

Воспитание эстетических чувств в деятельности (О.И. Егорова)

Формирование эстетических чувств связано с воспитанием.

· Способности эстетически наслаждаться развиваются, прежде всего, не в сфере созерцания, а в сфере деятельности (О. И. Егорова).

· Рисунки, скульптуры учащихся московской школы слепых показывают возможности эстетического развития в области изобразительного искусства.

· Курс тифлографики не только учит детей

o читать,

o понимать,

o создавать рельефные рисунки, но и

o развивает их эстетические вкусы,

o формирует взгляды на искусство.

Это относится также к частично видящим и слабовидящим детям, которые

· в процессе обучения восприятию картины становятся способными на основании использования нарушенного зрения

o понимать и чувствовать красоту ее замысла,

o оценить композицию, ее тональность, отраженную в цветовой гамме.

Воля слепых

 

Воля, её характеристики и роль в самоопределении личности

· Целенаправленность и

· умение регулировать свое поведение, связанные со способностью

o преодолевать препятствия и трудности, характеризуют волю человека.

· Воля играет важную роль в самоопределении личности слепого и слабовидящего и его позиции в обществе. Этим людям приходится преодолевать большие трудности, чем зрячим, в обучении и приобретении в том же объеме и того же качества профессиональных знаний.

Взгляды учёных на развитие воли у лиц с нарушениями зрения

В тифлопсихологии существуют 2 противоположных взгляда на развитие воли улиц с нарушениями зрения.

1. В соответствии с одним — слепота оказывает негативное влияние на развитие волевых качеств,

2. приверженцы другого взгляда утверждают, что преодоление трудностей формирует сильную, крепкую волю.

Формирование волевых качеств слепых и слабовидящих детей

Формирование волевых качеств слепых и слабовидящих детей начинается с раннего возраста под воздействием взрослого воспитателя. Экспериментальных тифлопсихологических исследований воли практически нет. Исследовалось лишь формирование структурных компонентов воли, таких, как мотивация у дошкольников и школьников, произвольность оперирования представлениями, развитие самоконтроля.

· Волевые качества слепого ребенка развиваются в процессе деятельности, характерной для каждого из возрастов и соответствующей потенциальным, индивидуальным возможностям ребенка.

Мотивация и её роль в поведении и деятельности

· Мотивы поведения, сформированные адекватно его возрасту и уровню развития, будут стимулировать и его активность.

· Усложнение мотивов способствует переходу ко все более сложным и социально более значимым формам деятельности в детском коллективе. Мотивация играет стимулирующую роль в формировании трудовых навыков.

· По мере перехода ребенка из одной возрастной группы в другую возрастает и роль воспитателя, практически обеспечивающего гармоничное развитие соответствующих

o мотивов и поведения,

o общения и

o трудовой деятельности слепых детей.

Мотивы младших слепых школьников (А.Ф. Самойлов)

А. Ф. Самойлов показал, что

· мотивами, побуждающими младших слепых школьников к развертыванию активной деятельности, являются

o непосредственный интерес к содержанию и формам обучения, а

· побудительными мотивами интеллектуальной самостоятельности становится

o понимание поставленной цели,

o соотнесение цели со средствами ее выполнения (операциями, действиями, знаниями).

· Поэтому формирование произвольности психических процессов у слепых требует специфических коррекционных методов при организации их деятельности, особенно тех действий и операций, выполнение которых затруднено в силу имеющихся у детей нарушений.

тот «промежуточный» этап в волевом акте наиболее страдает при слепоте и слабовидении.

Развитие самоконтроля у слепых школьников (В. Политова)

В. Политова показывает это на развитии самоконтроля у слепых школьников

· в процессе производительного труда: на первоначальном этапе формирования самоконтроля, когда происходит становление дифференцированных представлений объектов труда и их деталей, слепым требуется большее количество показов и корректировки действий по сравнению с частично видящими и зрячими.

Условия адаптации слепых и слабовидящих в современной жизни

· Чтобы адаптироваться в современной жизни,

· победить в конкуренции со зрячими, слепому и слабовидящему необходимо быть

o первоклассным специалистом,

o широко образованным и

o вполне самостоятельным человеком, не требующим помощи со стороны. Достичь этого возможно, что доказывают успехи многих представителей незрячего меньшинства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: