Самооценка слепых и слабовидящих детей с нарушениями зрения

Развитие ребенка, имеющее нарушения, в современной психологической науке рассматривается как развитие аномальное, неминуемо приводящее к изменению отношения человека к миру и негативно сказывающееся на отношениях его с окружающими людьм.

Согласно выдвинутой Л. С, Выготским идее о сложной структуре дефекта, наличие какого-либо нарушения, например зрительного анализатора, не только приводит к выпадению одной (в данном случае зрительной) функции, но и вызывает целый ряд вторичных отклонений в развитии. Иными словами, первичный дефект вызывается биологическими факторами, вторичные нарушения возникают под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития Негативное влияние зрительного дефекта на формирование самооценки лиц с нарушениями зрения обусловлено прежде всего тем обстоятельством, что познание индивидом себя, осуществляясь, по утверждению И, С, Кона, посредством познания других в ходе социального сравнения, значительно затруднено в условиях нарушенного зрения.

В отечественной тифлологии не только выявлены трудности, возникающие в процессе восприятия и познания окружающих людей, но и вскрыты причины, затрудняющие пополнение знаний слепых и слабовидящих об окружающем мире, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на формировании их представлений о себе» Обобщая эти причины, Г. В. Никулина выделяет: дефицит личностно-эмоционального общения, маленький опыт общения; низкий уровень владения речевыми и неречевыми средствами общения; неадекватные установки зрячих по отношению к слепым; субъективную неадекватную самооценку дефекта и его последствий; неадекватную информацию о преимущественно негативном отношении к инвалидам по зрению со стороны зрячих; сокращение межличностных контактов; наличие таких черт характера, как замкнутости некоммуникабельность, желание уйти в свой внутренний мир; наличие затяжных депрессивных состояний, которые могут приводить к аутизации личности слепого, к длительной потере потребности в общении и к нарушению процесса общения вследствие повышенной агрессивности, обидчивости инвалида; изменения в динамике потребностей, связанные с затруднениями их удовлетворения, сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения, редуцированности способностей к видам деятельностей, требующих визуального контроля.

Различные варианты самоотношения, в том числе и ощущение собственной неполноценности, не являются непосредственно следствием дефекта. Самоотношение возникает в пространстве общественных связей, причем только при определенных социальных условиях разница между поведением инвалида и поведением других людей оказывается значимой. Человек начинает ощущать свой недостаток в результате социального сравнения.

Особенности формирования характера незрячих и слабовидящих дошкольников.

Нарушение социальных контактов проводит к ряду отклонений к формированию личности у слепорожденных и рано утративших зрение и может при отсутствии или недостаточной квалификацированном педагогическом вмешательстве вызвать появление негативных характерологических особенностей.

К таким особенностям, возникающим в связи с полной или частичной утратой зрения, относятся:

- некоторые изменения в динамке потребностей (например, недоразвитие перцептивных потребностей), связанных с затруднениями их удовлетворения,

- сужения круга интересов

- редуцированность способностей к видам деятельности, требующим визуального контроля;

- отсутствие или некоторая ограниченность внешнего проявления внутренних состояний.

Кроме того, дефект способствует, особенно в рамках семейного воспитания, возникновению условий, неблагоприятно влияющих на формирования различных черт характера (опека со стороны окружающих, так и отсутствие внимания, заброшенность ребенка.).

В результате у слепых формируются отрицательные моральные (эгоцентричность, эгоизм, отсутствие чувства долга и товарищества), волевые (отсутствие самостоятельности, нерешительность, внашаемость, упрямство, негативизм), эмоциональные (равнодушие к окружающим, душевная черствость) и интеллектуальные (отсутствие любознательности, чувства нового) черты характера.

Сравнительно ограниченный контакты слепых с окружающими влекут за собой замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир.

Уже это краткое перечисление особенностей личности слепых показывает, что ее устойчивые свойства лишь косвенно связаны с дефектами зрения. В одних случаях эта связь обусловлена недостатками в области чувственного познания и неудачным опытом познавательной и ориентировочной деятельности (например, боязнь нового), в других неблагоприятными условиями воспитания, выпадением из коллектива, ограничением деятельности, отрицательными результатами попыток налаживания контактов со зрячими.

Таким образом, становится очевидно, что при формировании основных свойств личности на первый план выступают социальные факторы. Поэтому при правильной организации воспитания и обучения, широком вовлечении ребенка в различные виды деятельности формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: