Изучение психологического климата коллектива

Свойства психологического климата А   Свойства психологического климата В
1 Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения 3210123 Преобладает подавленное настроение
2 Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии 3210123 Конфликтность в отношениях, антипатия
3 В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание 3210123 Группировки конфликтуют между собой
4 Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности 3210123 Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
5 Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы 3210123 Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадства
6 С уважением относятся к мнению других 3210123 Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей
7 Достижения и неудачи группы переживаются как собственные 3210123 Достижения и неудачи группы не находят отклика у ее членов
8 В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение: «один за всех и все за одного» 3210123 В трудные дни для группа «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения
9 Чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство 3210123 К похвалам и поощрениям группы относятся равнодушно
10 Группа активна, полна энергии 3210123 Группа инертна, пассивна
11 Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоится в коллективе 3210123 Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность
12 В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту 3210123 Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительное отношение к слабым
13 Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно 3210123 Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

                                                                      

Результаты тестирования

Таблица 1

Группа

№ опросного листа Средний балл опросного листа С = А – В № опросного листа Средний балл опросного листа С = А – В
1 3 9 7
2 8 10 14
3 11 11 9
4 5 12 9
5 8 13 5
6 10 14 10
7 0 15 12
8 15    

М = 15

       Σ = 126

       К – среднегрупповая оценка - 8,4

 

Приложение 2

 

Экспресс методика по изучению социально – психологического климата в трудовом коллективе

1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?

Большинство членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные люди.  
В наем коллективе есть всякие люди.  
Большинство членов нашего коллектива – люди малоприятные.  

 

2. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего коллектива жили близко друг от друга?

Нет, конечно  
Скорее нет, чем да.  
Не знаю, не задумывался об этом  
Да, конечно  

 

3. Как Вам кажется, могли бы Вы дать достаточно полную характеристику:

  Да Пожалуй, да Не знаю, не думал об этом Пожалуй, нет Нет
Деловых качеств большинства членов коллектива          
Личных качеств большинства членов коллектива          

 

4. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который Вам очень нравится, а цифра 9 – коллектив, который Вам очень не нравится. В какую клетку Вы поместите Ваш коллектив?

1 2 3 4 5 6 7 8 9
                 

 

5. Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись?

Это меня бы вполне устроило  
Не знаю, не задумывался над этим  
Это меня бы совершенно не устроило  

 

6.Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам:

Нет, не мог бы  
Не могу сказать, не задумывался над этим  
Да, мог бы  

7. Какая атмосфера преобладает в Вашем коллективе?

На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т.п. В какую из клеток вы бы поместили бы свой коллектив?

1 2 3 4 5 6 7 8 9
                 

 

8. Как Вы думаете, если бы вы вышли на пенсию или долго не работали по какой – либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива?

Да, конечно  
Скорее да, чем нет  
Затрудняюсь ответить  
Скорее нет, чем да  
Нет, конечно  

 

 

Результаты тестирования

Таблица 2

Участники опроса Эмоциональный компонент Когнитивный компонент Поведенческий компонент
1 0 - -
2 - + +
3 + - -
4 - - +
5 + - +
6 + + +
7 + - -
8 - + -
9 - - +
10 + - +
11 - + -
12 0 + +
13 + + +
14 + + -
15 - + 0
N= 15 Э = 0,17 К = 0,17 П = 0,13

 

Приложение 3

 

Определение индекса групповой сплоченности Сишора

 

1. Как оценили бы вы свою принадлежность к группе?

а. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).

б. Участвую в большинстве видов деятельности (4).

в. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

г. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

д. Живу и существую отдельно от нее (1).

е. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

2. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

а. Да, очень хотел бы перейти (1).

б. Скорее перешел бы, чем остался (2).

в. Не вижу никакой разницу (3).

г. Скорее всего, остался бы в своей группе (5).

д. Очень хотел бы остаться в своей группе (5).

е. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

3. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

а. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

б. Примерно такие же, как в большинстве коллективов (2).

в. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

е. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

4. Какие у вас взаимоотношения с руководителем?

а. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

б. Примерно такие же, как в большинстве коллективов (2).

в. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

е. Не знаю (1).

5. Каково отношение к делу в вашем коллективе?

а. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

б. Примерно такие же, как в большинстве коллективов (2).

в. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

е. Не знаю (1).

 

Таблица 4

     
1 7 9 16
2 10 10 8
3 15 11 10
4 14 12 13
5 9 13 7
6 16 14 6
7 8 15 9
8 5    
      8,4

 

Приложение 4.

 

5. Оценка межличностных отношений по методике Т. Лири

Группа 1

№ п/п I II III IV V VI VII VIII
1 11 7 7 0 1 0 8 9
2 1 1 2 1 1 0 2 4
3 5 1 5 0 2 5 9 5
4 10 8 3 2 0 1 0 1
5 5 5 7 2 0 0 1 12
6 3 12 9 1 6 11 1 10
7 9 9 0 0 3 3 3 3
8 7 3 5 9 1 6 0 11
9 4 0 4 7 5 0 8 5
10 9 8 9 0 0 8 7 2
11 4 5 3 0 0 5 5 2
12 1 10 6 2 1 4 2 3
13 5 13 8 1 2 1 1 5
14 11 6 0 1 0 2 3 7
15 2 9 4 1 1 6 0 9
                 

Приложение 5

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом

Текст опросника

1.

а. Центральное руководство требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему.

б. Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.

в. Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие

2.

а. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда ни просит

б. Приказывает так, что хочется выполнить.

в. Приказывать не умеет.

3.

а. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами.

б. Руководителю безразлично, кто у него работает заместителем, помощником.

в. Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников.

4.

а. Его интересует только выполнение плана, а не отношения друг к другу.

б. В работе не заинтересован, подходит к делу формально.

в.Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.

5.

а. Наверно, он консервативен, так как боится нового.

б. Инициатива подчиненных руководителем не принимается

в. Способствует тому, чтобы работали самостоятельно

6.

а. На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней.

б. Не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть это.

в. Критику высушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.

7.

а. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.

б. Ответственность распределяет между собой и своими подчиненными

в. Руководитель единолично принимает или отменяет рения.

8.

а. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками

б. Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю

в. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.

9.

а. Обычно советуется с заместителем и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными

б. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.

в. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.

10.

а. Обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно.

б. В обращении с подчиненными часто проявляется равнодушие.

в. По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.

11.

а. В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.

б. В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.

в. Критические ситуации не изменяют способа его руководства.

12.

а. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком

б. Если что – то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.

в. Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны.

13.

а. Пожалуй, он не очень требовательный человек.

б. Он требователен, но одновременно и справедлив.

в. Он бывает слишком строгим и даже придирчивым.

14.

а. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных.

б. Очень строго контролирует работ коллектива в целом.

в. Контролирует работу от случая к случаю.

15.

а. Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок

б. Часто делает подчиненным замечания, выговоры.

в. Не может влиять на дисциплину.

16.

а. В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении.

б. С руководителем работать интересно.

в. Подчиненные предоставлены сами себе.

Ключ

а б в а б в
1 Д К П 9 Д К П
2 Д К П 10 К П Д
3 К П Д 11 П Д К
4 Д П К 12 Д К П
5 П Д К 13 П К Д
6 К Д П 14 К Д П
7 П К Д 15 К Д П
8 К П Д 16 Д К П

 

Таблица

№ п/п Директивный компонент Попустительский компонент Коллегиальный компонент
1 5 9 2
2 3 12 1
3 0 12 4
4 3 5 8
5 2 10 4
6 0 13 3
7 1 10 5
8 6 10 0
9 3 13 0
10 2 8 6
11 0 14 2
12 3 4 9
13 4 4 8
14 0 9 7
15 1 13 2

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: