Различия между нашими ВИНК и западными: в большинстве случаев западные компании имеют полный цикл интеграции (бурение, добыча,...), хотя есть и частичная интеграция. Среди наших нет ни одной компании с магистральным транспортом; транспорт специально выведена в отдельную сферу. Транспорт:
- «Транснефть» - все магистральные нефтепроводы;
- «Транснефтепродукт».
В ближайшее время могут объединиться,
Зарубежные компании «выращивались». Постепенный процесс наращивания. Не приобретения того, что не нужно. Наши - за раз; в наших из-за этого - перераспределение активов.
Перспективы ВИНК:
- Уменьшение числа компаний. Должно было быть 15 поначалу. Последние компании создавались из того, что осталось. Из 15 - сегодня -10. В обозримом будущем - 5-6. Надо создать транснациональную компанию.
- 3 направления (по мировой практике):
1) регрессивная интеграция; основа политики развития: увеличение активов разведки, бурения (up-stream), переработки (down-stream);
2) привлечение активов (добываются активы переработки, транспортировки - все то, что дает возможность производить готовую продукт и - до потребителя); наиболее привлекательное направление (реализуется большая часть прибыли);
3) диверсификация - освоение новых сфер бизнеса, освоение новых продуктов, не связанных с нефтью и газом.
Сейчас: внедрение в энергетику (началось лет 5-7 назад в США). Наши ВИНК начинают покупать активы энергетических компаний. В скором будущем главным теплоносителем будет электроэнергия. Рынок нефти и газа будет вторичным, - будет только топливом.
- В подобных секторах всегда есть государственная компания, достаточно мощная - для проведения государственной политики. У нас - «Роснефть». Было несколько попыток усилить ее (в бензине, например, удовлетворены потребности только на 1%!).
- Предприятия с иностранным капиталом. Сейчас совместных предприятий у нас > 100. Добывают не более 5% нефти. Мы - непривлекательны для инвестиций. 1-ые по привлекательности инвестиций - Индонезия. Мы на месте 150.
- Функционируют инновационные компании (внедрение новых технологий). «РИТЭК». Инвестиционные фонды, биржи.
Холдинги - структуры, как правило, в виде АО, в основе капитала которых - акции входящих в него компаний (промышлен., пром-финанс., финанс.). Изначально - были у нас типично промышлен.: функция - производить продукцию, перерабатывать - операторские функции. Сейчас, в основном - фин.-пром.
Цели и задачи капитального строительства.
Капитальное строительство - сфера деятельности, результатом которой является строительство новых объектов. (Капитальные вложения, как правило, переходят в основные фонды. Инвестиции – понятие более широкое.)
Задачи, решаемые с помощью капитального строительства:
1) рациональное размещение производительных сил (приближение объектов прошлого производства к источникам электроэнергии);
2) рациональное использование трудовых ресурсов;
3) освоение природных ресурсов;
Благодаря кап. строительству создаются новые нефтехозяйственные комплексы. Техническая политика может быть реализована только с помощью капитального строительства (это специфика нашей отрасли).