Государственное регулирование рыночной экономики

Е ще один достаточно сложный вопрос- вопрос  о государственном регулировании рыночной экономики. Можно выделить три основных три направления государственного регулирования рыночной экономики: правовое регулирование, монетарная (кредитно- денежная) политика, фискальная (налоговая) политика. Дадим им характеристику.

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики Суть механизма
Фискальная политика Деятельность государства в области налогообложения, регулирование государственных доходов т расходов
Монетарная  политика Контроль над денежной массой в экономике
Правовое регулирование Прямое регулирование экономики преимущественно административными методами

Налоги

Государственный бюджет

Анализируя фискальную политику государства необходимо вспомнить, что налоги могут быть прямыми (например, налог на прибыль, единый социальный налог) и косвенными (примером могут служить налог на добавленную стоимость, таможенная пошлина). При изучении монетарной политики необходимо обратить внимание на взаимосвязь монетарной политики с инфляционными процессами. Правовое регулирование экономики в значительной мере связано с функционированием предпринимательского, гражданского, трудового и других отраслей права, о которых речь пойдет дальше.

Особо необходимо выделить вопрос о государственном бюджете. Государственный бюджет- это государственный закон, представляющий сводный план доходов и расходов государства на определенный период.

 

 


 Главным источником доходов являются налоговые сборы, основными статьями расходов - обеспечение безопасности государства, правоохранительные структуры, система здравоохранения, образования и т.д.

 


Мировая экономика.

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина

 

Шаг 1

Задание 1 (А1)

Заседание правительства было посвящено обсуждению дополнительных источников доходов государства и составлению го­сударственного бюджета на следующий год. Это вид экономи­ческой деятельности в сфере

1) потребления

2) обмена

3) производства

4) распределения

 

Задание 2 (А1)

 Работники обувной фабрики «Заря» получают дивиденты от ценных бумаг этого предприятия. Данное право сохраняется за ними даже в случае увольнения. Какую форму собственности иллюстрирует этот пример?

1) муниципальную

2) частную

3) акционерную

4) государственную

 

Задание 3 (А4)

 Верны ли следующие суждения о функциях государства в условиях рыночной экономики?

А.Государство организует необходимые гражданам общественные работы, за которые из-за отсутствия выгоды не берутся частные предприниматели.

Б.Государство заинтересовано в защите экономических интересов предпринимателей и потребителей

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание 4 (В1)

Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

 

 

 


Ответ: _____________________________________

Задание 5 (В2)

 Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие рыночной экономики.  Найдите и укажите термин «выпадающий» из общего ряда и относящийся к другому понятию.

 

Самостоятельность предприятий, свободное распределение ресурсов, свободное ценообразование, конкуренция, централизация.                                           

Ответ: _____________________________________

 

 

Задание 6 (В4)

 Найдите в приведенном ниже списке характерные черты рыночной экономики и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) преобладание государственных предприятий

2) свободное ценообразование

3) использование ресурсосберегающих технологий

4) самостоятельность предприятий в вопросах производства

5) использование ресурсов в соответствии с обычаями

6) высокое качество продукции

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания

Задание 7 (С1-С4)

       Рынку совсем не обязательно находиться в каком- либо определенном месте. Ближайшая автозаправочная станция. Кафе- мороженное, придорожный ларек, Нью- Йоркская фондовая или Чикагская зерновая биржи действительно имеют конкретное местоположение, эти рынки можно посетить и увидеть. Однако у других рынков, таких, как рынок школьных учителей или рынок вновь построенного жилья, нет географического положения. Такие рынки функционируют с помощью объявлений, писем, телефонных звонков, компьютерных сетей, личных взаимоотношений и переговоров в самых различных местах. Можно сказать, что рынок существует, если есть некое устройство, которое позволяет потенциальным покупателям и продавцам общаться по поводу обмена товарами и услугами.

В развитых странах рынок представляет собой не физическое место, где случайно встретились продавцы и покупатели, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ. Важнейшую роль в выравнивании предложения и спроса играют цены.

       Границы рынка какого- либо товара определяются тем, на какое расстояние этот товар можно перевезти при условии, что его цена позволит покрыть и затраты на перевозку. Они зависят также от издержек, связанных с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т.д. Данные издержки получили название трансакцизных. Таким образом, границы рынка устанавливаются естественным образом и зависят как от характера товара и затрат на его перевозку, так и от величины издержек обмена. Среди прочих причин, определяющих размеры рынка, немаловажное значение имеют запретительные меры государства или местных административных органов (квоты, тарифы и т.п.). По широте охвата различают локальные, национальные и международные рынки.

        Ключевым звеном рыночной системы являются цены, выполняющие три главные функции в этой системе: информационную, стимулирующую, распределительную

 (С.Н. Ивашковский)

 

С.1 В чем проявляется важнейшая роль цен? Какие функции они выполняют в рыночной системе?

 

С.2 Что автор подразумевает, когда пишет, что «границы рынка устанавливаются естественным образом»? (назовите не менее трех факторов влияния на установление границ рынка). Один из факторов проиллюстрируйте примером.

С.3 Дайте определение термина «рынок», известных вам из курса обществознания. Сформулируйте три тезиса о роли рынка в современном обществе.

 

С.4. Автор в своем тексте описывает рынки, у которых «нет определенного географического положения»? о каких типах рынка идет речь. Охарактеризуйте каждый из названных рынков.

Задание 8 (С5)

Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «валовый внутренний продукт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о валовом внутреннем продукте.

Задание 9 (С6)

  Назовите  два  основных вида налогов, уплачиваемых  гражданами РФ, и проиллюстрируйте их примерами.

Задание 10 (С7)

На фондовой бирже значительно подорожали акции компаний энергетического сектора. Сформулируйте две причины, которые, согласно законам рыночной экономики, могли привести к подобному положению. Поясните одну из сформулированных вами причин.

Задание 11 (С9)

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Экономические системы современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Шаг 2

Задание 1 (А1)

Организатором торговли на рынке ценных бумаг является

1) акционерное общество

2) финансовая фирма

3) фондовая биржа

4) товарная биржа

 Задание 2 (А1)

На рисунке отражена ситуация на рынке производителей детских игрушек: линия предложения S переместилась в новое положение S^ (P – цена товара, Q – объем спроса товара). Это перемещение может быть связано с

1) увеличением доходов потребителей

2) уменьшением количества покупателей детских игрушек

3) увеличением налогов на производителей детских игрушек

4) изменением вкусов покупателей детских игрушек

 

Задание 3 (А4)

Верны ли следующие суждения о причинах дефицита государственного бюджета?

А. Дефицит государственного бюджета возникает в ре­зультате превышения расходов над доходами.

Б. Дефицит государственного бюджета всегда является следствием экономического кризиса.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание 4 (В1)

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики Суть механизма
Фискальная политика Деятельность государства в области налогообложения, регулирование государственных доходов и расходов
Монетарная  политика Контроль над денежной массой в экономике
…………….. регулирование Прямое регулирование экономики преимущественно административными методами

 

Ответ: _____________________________________

 

Задание 5 (В2)

 

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «обмен». Найдите и укажите термин «выпадающий» из общего ряда и относящийся к другому понятию.

 

Товар, кредит, бартер, рынок, торговля.                                                

Ответ: _____________________________________

Задание 6 (В6)

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

 Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

Экономика играет огромную роль в жизни _________ (1). Именно экономика обеспечивает людей ________ (2) их существования: продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Под экономикой понимают систему общественного ______(В), то есть процесс создания _________(Г), необходимых человеческому обществу для существования и развития. В своей экономической ________(Д) люди преследуют определенные ________ (Е), связанные с получением необходимых им благ. 

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) материальные условия

2) производство

3) средства

4) производительные силы

5) деятельность

6) общество

7) цели

8) материальные блага

9) результат

 

В данной ниже таблице указаны буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

А Б В Г Д Е
           

Задание 7 (С5)

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономический рост»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономическом росте.

 

Задание 8 (С6)

 Назовите три направления расходования государственного бюджета РФ и проиллюстрируйте их примерами

 

Задание 9 (С7)

В октябре 2010 года Левада-Центр провел очередное исследование «ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ДЕЛА В СТРАНЕ ИДУТ СЕГОДНЯ В ЦЕЛОМ В ПРАВИЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ, ИЛИ ВАМ КАЖЕТСЯ, ЧТО СТРАНА ДВИЖЕТСЯ ПО НЕВЕРНОМУ ПУТИ?» Распределение ответов на данный вопрос приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих исследований. Статистическая погрешность не более 3%. Сделайте два возможных вывода на основе данных диаграммы и прокомментируйте каждый из них.

 

Задание 10 (С8)

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Экономика как наука». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание 11 (С9)

Тема 1. «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку»(Ф. Хайек)

Тема 2. «Умеренность — это богатство бедняков, алчность — это бедность богачей».

(П. Сир)

Тема 3. «Даже самый щедрый человек старается заплатить подешевле за то, что по­купается ежедневно»(Б. Шоу)

 

Шаг 3

Задание 1 (А1)

Объектом косвенного налогообложения является

1) земля

2) имущество

3) товар

4) доход

 

Задание 2 (А1)

Правительство страны В. согласилось удовлетворить требования директоров автомобильных заводов закрыть внутренний рынок для зарубежных товаров. Какое экономическое понятие используется для обозначения этого процесса?

1) приватизация

2) бартер

3) протекционизм

4) экспорт товаров

 

Задание 3 (А4)

 Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Налоги — единственный источник финансирования государственных программ.

Б. Налоги — обязательные платежи граждан и хозяйственных организаций, взимаемые в пользу госу­дарства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание 4 (В1)

Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

 

 


Ответ: _____________________________________

Задание 5 (В3)

 Установите соответствие между характеристиками экономических систем и их типами. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  Характеристика экономической системы   Тип экономической системы
       
А) Действие закона спроса и предложения 1) Рыночная
Б) Государственный контроль над производством и распределением    
В) Свободное ценообразование 2) Административно- командная
Г) Многообразие форм собственности    
Д) Экономическая свобода производителей    

 Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

 

А Б В Г Д
         

Задание 6 (В4)

 Найдите в приведенном ниже списке позиции, которые характеризуют рынок товаров и услуг, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) продажа сотовых телефонов

2) получение второго высшего образования

3) продажа акций

4) покупка квартиры

5) приобретение видеомагнитофона

6) продажа машины

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания

Задание 7 (С5)

Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «спрос»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о спросе.

Задание 8 (С6)

Государственное регулирование рыночной экономики проявляется в виде поддержки предпринимательства. Проиллюстрируйте тремя примерами это утверждение.

Задание 9 (С7)

В учебнике для студентов вузов, изучающих экономическую теорию, есть такой текст: «Люди рассматривают образование как потребительское благо, им нравится посещение лекций и образ жизни студентов. Одни удовлетворяют свою любознательность, получают удовольствие от самого процесса обучения, другие стремятся к образованию из-за долгосрочных выгод. Так или иначе выгоды от образования можно получать длительное время, практически всю жизнь». Сформулируйте три утверждения, в каком виде можно получить выгоды от образования. Используя данные графика, объясните, что является стимулом для инвестиций в образование?

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: